Критика – («искусство разбирать,
суждение») — анализ,
оценка о явлениях
какой-либо области человеческой деятельности. Задачами критики являются:
- выявление противоречий;
- выявление ошибок и их разбор;
- разбор (анализ), обсуждение
чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
- исследование, научная проверка достоверности,
подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических
источников);
- оценка.
Разнос:
- Фамильярное: строгий, резкий выговор,
внушение.«Не уберегся от разноса.»
- Горное: широкая и неглубокая горная выработка.
«Разнос, где добывается камень, песок, называется карьером.
Разнос - вариант реагирования на
ошибки: негативная эмоциональная реакция на происшедшее, в центре внимания
которой оказывается личность совершившего ошибку.
Разнос чаще
-
это крик или повышенный тон, негативные формулировки, удары
словами: «А голову включить - не подумал? А чего лез куда не надо?".
Причины
разноса. Общепринятый шаблон: если за ошибку не наказать -
она повторится. Борьба за свой статус, желание его подчеркнуть, выделить себя
из остальных людей, «опустив» их. Логика культуры страха: «Боятся - значит
уважают», «Бей своих - чужим неповадно будет». Как лучше?
***
Утонченная критика.
1. Превратите эпитеты в вопросы. Нужно быть
толстокожим, чтобы спокойно слушать критику. Вспыльчивый собеседник в таких
случаях способен выкрикнуть: "Сам дурак", в то время как, собственно,
имел ввиду спросить : "А что Вы этим хотите сказать?". Если во время
критики вы обращаете внимание лишь на одни лишь слова и упускаете из виду
намерение выступающего, то вам предстоит или спор, или решение трудной
проблемы. Научитесь воспринимать всякого рода эпитеты как простое несогласие и
рассматривайте их значение примерно так: "Я не согласен с вами . С чем в
действительности вы хотите, чтобы я согласился?"
2. Вы можете уберечь себя от бесконечных
споров и многих нездоровых настроений, если будете рассматривать все
критические или личные замечания как призыв к уточнению. Например, если в ответ
на ваше предложение вам бросили: "У вас ничего не получится",
интерпретируйте её следующим образом: "Что вы собственно хотите предложить
сами?" И так вы можете перевести любую реплику, любой эпитет в вопрос;
отвечая на это вопрос без раздражения, вы тем самым успокоите и своего
оппонента.
Злобная критика предназначена главным образом
для того, чтобы вывести вас из себя и таким образом получить определённые
преимущества перед вами; бывает что критикующий просто пытается придать вес
своему "я". Но вы можете легко опрокинуть все расчёты злобствующих
критиков, сделав вид, что вы воспринимаете их критику как конструктивную, и тут
же выбросить её из головы.
***
" Черная критика"
(деструктивная) - это манипулирование всеми необходимыми риторическими,
диалектическими приемами для того, чтобы направлять беседу в желательное русло
и подводить оппонента или публику к желательному для нас заключению и
результату.
Черная критика - волшебное и демагогическое
средство, позволяющее внушить оппоненту иную точку зрения".
Черная критика зачастую является остро
отточенным оружием тех, кто не имеет в своем арсенале ничего другого либо
желает замаскировать положение вещей, складывающееся не в его пользу.
Черная критика – это наркотик, принимаемый
нами для самовозбуждения и наносящий не затягивающиеся раны, навсегда
остающиеся в реминисценциях, воспоминаниях собеседника. Черная критика не
информирует, а скорее, образует внушающую ужас пропасть. Вы должны не обрывать
разговор, а делать его долее эмоциональным, выводить партнера из равновесия,
чтобы в результате получить тактическое преимущество.
***
Критика
Критика (от фр. critique из др.-греч.
«искусство разбирать, суждение») —
• выявление противоречий;
• выявление ошибок и их разбор
• раздел искусствознания, разбирающий
(анализирующий) художественные произведения с целью дать им оценку (например,
литературная критика);
• отрицательное суждение о чём-либо (в
искусстве, общественной жизни и т. д.) с указанием недостатков;
• исследование, научная проверка
достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика
исторических источников).
• отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить
свою точку зрения.
Материал
http://ru.wiktionary.org/wiki/
Значение
1. высказывания, подчёркивающие недостатки,
дефекты чего-либо.
2. Жанр литературы или публицистики, связанный
с обсуждением, разбором явлений литературы и искусства ◆ Театральная критика.
Синонимы
1. частичн.: осуждение
Антонимы
1. воспевание, одобрение, похвала
Гиперонимы
1. высказывание, обсуждение, суждение
2. жанр
Гипонимы
1. разнос
Родственные слова
Этимология
Происходит от лат. critica, из др.-греч.
«суждение, критика», от «сужу, выношу приговор». Русск. критика — начиная с
Тредиаковского; заимств. через франц. critique; отсюда новообразование критикан
(Лесков). Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
• суровая критика, беспощадная критика
• мягкая критика
• ниже всякой критики
Критика
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/kritika
Автор: Н.И. Козлов
Критика - указание на недостатки в том, что было сделано.
Эта критика справедлива, но воспринимать ее
бывает тяжело.
В более широком понимании критикой (от фр.
critique из др.-греч.«искусство разбирать, суждение») называют широкую область,
включающую выявление противоречий, выявление ошибок и их разбор, отрицательное
суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание
недостатков, исследование, научную проверка достоверности, подлинности
чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников), а также
отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
Критика бывает: справедливая и нет, грамотная
и обычная (к сожалению - неграмотная). Критика может звучать в самой разной
форме. Это может быть развернутое указание на недостатки, собственно критика.
Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже формы критики, когда в большей
степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство -
эмоциональное выражение критики, выражение негативных чувств в связи с
обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения
тоже можно считать критикой: критикой высказываний.
Критика отличается по тому, на что она
направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его
действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной,
справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает
поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и
останавливающая. Встречается даже критика восхищенная... Какая вас больше
воодушевляет?
Критику используют, когда не получается
по-хорошему, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать,
как заинтересовать или приучить. В критику невольно впадают, когда плохое
настроение, общий негативизм, негативные чувства к партнеру (сердимся на него).
А когда не сердимся, а больше любим - находим возможность поговорить по
хорошему, поразмышлять вместе с ним, без собственно критики.
Критика — опасна. Обычная критика вызывает
обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого
критикуют. лучше не становится. Если можно обойтись без критики, лучше без нее
обойтись, от нее удержаться. А если уж критиковать, то критиковать только
грамотно: справедливо, доброжелательно и конкретно.
Как часто можно критиковать? Как много? Чтобы
критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в человеке
возможность идеала, критики в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но
тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и тогда возникает
вопрос — а это делать? Ответ: даже при использовании самых грамотных форм
нагрузка критикой должна быть в определенных рамках, превышение которых дает
перегруз.
Недогрузил — человеку работы недостаточно, он
будет слишком расслаблен. Перегрузил — совсем не будет работать. Значит, ищем
приемлемый диапазон и постепенно приучаем человека работать все больше и
больше.
Впрочем, один ориентир полезен всегда. В
большинстве случаев полезно помнить: "На одно критическое замечание - семь
похвал". Посчитаете?
Как реагировать на замечания и критику?
Все зависит от того, кто, зачем и как делает
замечания или критикует. Несправедливую критику по возможности лучше пропускать
мимо, даже не обсуждая. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею быстро
и решительно...
Критика деструктивная и конструктивная
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/kritika_d...
Деструктивная критика - высказывание
пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое
агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков.
Деструктивная критика разбивает ваши тезисы и аргументы, показывает ваши недостатки
и слабости, обнаруживает ваши ошибки и недочеты.
Разрушительность такой критики - в том, что
она затрудняет человеку возможность «сохранить лицо», отвлекает его силы на
борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, снижает у него веру в себя. Деструктивная
критика почти всегда бесполезна и как правило вредна.
Исключение: если критикуемый эмоционально
неуязвим и конструктив легко придумает сам, то критические замечания даже
деструктивного плана все равно будут полезны. «Вы критикуйте свободно, я за вас
все додумаю и сделаю конструктивным и осмысленным!»
Конструктивная критика — критика, в которой
говорится не что плохо, а что и как сделать лучше. Что добавить или изменить,
чтобы получить требуемый результат. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста!
- конструктив.
Конструктивность критики - необходимый элемент
психологической грамотности. Конструктивная критика всегда эффективнее
деструктивной, но делать ее такой трудно.
Сказать детям: «Драться нельзя! Нельзя давать
сдачи!» - несложно, а если в ответ умный ребенок спросит: «А как правильно? Как
поступать, когда тебя бьют? Когда отнимают у тебя твои игрушки, а пожаловаться
некому?»
Если не знаете, как критиковать конструктивно
- как правило, лучше не критиковать. На крайний случай можно пресечь
недопустимое, но без критических стрел и обвинений.
Виды и формы критики
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_fo...
Критика имеет разные имена. Развернутое
указание на недостатки - это собственно критика. Замечание - короткая критика.
Обвинение - тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины
за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики
ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками.
Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой:
критикой высказываний.
Данная статья посвящена преимущественно
собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако
общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их
делать можно, а как стоит едва ли.
Критика по своей сути бывает справедливая и
нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению - неграмотная). Также, критика
отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на
высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и
скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная.
Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная,
мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная... Какая
вас больше воодушевляет?
Критика по форме может звучать очень
разнообразно.
Прямая и косвенная
Прямая - о недостатках говорится прямо.
Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего
критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не
говорили.
Развернутая и короткая
Развернутое указание на недостатки -
собственно критика. Короткая критика -замечание.
Общего плана и конкретная
Критика общего плана говорит в общем.
Конкретная - детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой
степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать
конкретно: куда пойти, к кому обратиться.
Когда полезна
Как правило, конкретность полезна и ценна
почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее,
необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если
критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки
очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка
допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше
вас.
Направленная на личность или на действия
человека.
Согласитесь, это очень разные формулировки:
"ты плохой" или "это был неудачный поступок", "твое
высказывание некорректно" или "ты сволочь". Критика,
направленная на личность, звучит как обвинения.
Открытая и скрытая
Открытая - автор критики известен. Скрытая -
неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа
жизнь покажет…
Поддерживающая и разгромная
Эти формы критики касаются личности, но
поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная -
наоборот.
Разгромная использует переходит на личности,
использует обвинения, тяготеет к публичности.
Поддерживающая критика - с пряничками, с
ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе
нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)
Когда полезна
Поддерживающая критика полезна практически
всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.
Деструктивная и конструктивная
Деструктивная критика говорит, что плохо,
конструктивная - как сделать лучше. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее,
пожалуйста! - конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и
конструктивная
Мотивирующая и останавливающая
Мотивирующая - создающая желание делать.
Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика
касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец -
поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» - момент
мотивирующий.
Грамотная критика
Критика — опасна. Обычная критика вызывает
обиды и протесты, провоцирует конфликты, портит отношения, а тот, кого
критикуют, лучше не становится. Грамотная критика экологична для партнера,
сохраняет отношения и конструктивна - помогает решать вопросы более эффективно.
Главные ориентиры критики
Критиковать надо не тогда и не так, когда и
как рвется с души, а чтобы получить нужный результат. Разберитесь с
"Потому что и Для того, чтобы". Ваши ориентиры -
• позитив: ваша критика должна рождать
энергию, уверенность в себе, желание действовать,
• конструктив: не что плохо, а что и как можно
сделать лучше.
• ответственность. За результат вашей критики
отвечаете вы. Результатом критики должно оказаться не желание человека
защититься и ударить в ответ, а благодарность за внимание и желание измениться
(или поправить сделанное).
Композиция грамотной критики
Чтобы критика была услышана и дала нужный
эффект, ее композицию (формулу) нужно построить оптимальным образом. Основные
формулы грамотной критики:
• Плюс-минус-плюс,
• Веселый наезд
• Развернутая критика,
• Критика в обход сопротивлений.
• Критика, развернутая до размеров разборки:
смотри Этапы разборки
Подробно смотри Композиция критики
Выбор способа и формы критики
Основные факторы, влияющие на грамотный выбор
формы критики:
Обидчивость, эмоциональная неустойчивость
личности. Душевно здоровый человек на критику не обижается. Чем меньше
опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы
думаете о происшедшем. В случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости
критика должна быть максимально щадящей.
Значимость предмета критики. Человек ошибся
там, где никогда не считал себя профи - одно дело, он никогда тут ни на что не
претендовал. Вы вынуждены критиковать то, что всегда было предметом гордости
человека - ситуация гораздо более опасная.
Какое окружение. Как правило, лучше
критиковать наедине, человеку так легче сохранить лицо. С другой стороны, если
человек в защите, а окружение на вашей стороне, то лучше начать разговор при
всех: вас поддержат.
Ваши отношения. Чем выше ваш статус в глазах
критикуемого и чем лучше ваши отношения и контакт, тем больше вы можете себе
позволить.
Высокостатусной личности и
руководителю позволено больше. Если вы никто, то и критика вам особенно не
разрешена. Очень много определяют отношения между вами, в первую очередь
доверие к вам. Чем больше у вас есть кредит доверия, тем больше вы можете себе
позволить в критике: критику более частую, открытую и жесткую. Если отношения у
вас не близкие и доверия вы не завоевали, вы можете позволить тебе только
редкие критические замечания и только в самой аккуратной форме.
Мера критики
Как часто можно критиковать? Как много?
Критикуют чаще всего люди с негативной установкой, склонные видеть во всем
недостатки и недочеты. Если критики от вас слишком много, воспитывайте в себе
позитивный взгляд на людей и отношения.
С другой стороны, чтобы
критиковать, не обязательно видеть в человеке плохое: если видеть в человеке
возможность идеала, критики в его адрес может родиться ничуть не меньше. Но
тогда любого из нас можно критиковать с утра до вечера, и тогда возникает
вопрос — делать ли это? Ответ: даже при использовании самых грамотных форм
нагрузка критикой должна быть в определенных рамках, превышение которых дает
перегруз.
Недогрузил — человеку работы недостаточно, он
будет слишком расслаблен. Перегрузил — совсем не будет работать. Значит, ищем
приемлемый диапазон и постепенно приучаем человека работать все больше и
больше.
Впрочем, один ориентир полезен всегда. В
большинстве случаев полезно помнить: "На одно критическое замечание - семь
похвал, семь позитивных контактов". Посчитаете?
Ошибки в критике
В грамотной критике недопустимы конфликтогены,
обвинения и позиция Жертвы.
Если ваша критика воспринимается как конфликтоген,
• спросите партнера, в какой форме вам было бы
лучше (правильно) сформулировать свое пожелание-критику-недовольство.
"Я видел, тебе не понравилось, как я
сделал тебе замечание. Прости меня пожалуйста, я не хотел сказать ничего
обидного. Скажи пожалуйста, а как на будущее мне реагировать, когда я хочу тебя
поправить?"
• используйте формат и композицию грамотной
критики.
Вместо критики
Иногда в интересах дела вместо критики можно
использовать другие, более эффективные способы влияния. Смотри
• Реакция на ошибки окружающих
• Способы эффективного влияния
• Я-послание.
***
Косвенная критика попадает рикошетом
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/kosvennay...
Прямая критика о недостатках говорит прямо.
Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить,
что вы думаете о происшедшем. К сожалению, это возможно не всегда: в случае
серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально
щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.
Косвенная критика труднее в исполнении, но
лучше бережет самолюбие человека. В чем замысел косвенной критики? Вы в
разговоре с человеком кстати описываете похожий случай или чужие аналогичные
недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы
ему ничего не говорили, в косвенной критике нужное содержание попадает в
сознание человека косвенным путем, рикошетом.
Как можно обратиться к коллеге по работе, если
вас что-то не устраивает в его (ее) поведении? Понятно, что многое зависит от
ваших отношений, насколько она вас ценит, насколько вы для нее авторитетный
человек. Вначале нужно позабоиться о том, чтобы стать для нее человек
авторитетным и уважаемым, чтобы она хотела с тобой разговаривать, чтобы вы ее
несколько раз выручили в разных ситуациях, чтобы она с тобой консультировалась
по разным вопросам. А после этого можете обсудить - но не ее поведение, а
чье-то похожее аналогичное. Обратите ее внимание: «Вот, посмотри, как она себя
ведет». А поскольку позлословить мы все любим, успешно это делаем, то на
примере другого человека можно очень доходчиво многое объяснить. А человек
позже перенесет это на себя и начнет вести себя более корректно.
Критика направленная на личность или на
действия человека
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/kritika_n...
Согласитесь, это очень разные формулировки:
"ты плохой" или "это был неудачный поступок", "твое
высказывание некорректно" или "ты сволочь". Критика,
направленная на личность, звучит как обвинения.
Как правило, следует избегать критику,
направленную на личность. Основная формула: "Действия критиковать можно,
личность - нет".
Однако из этого золотого правила могут быть
исключения. Если у вас хорошие, доверительные отношения, человек уверен в вашей
любви и уважении к нему, если соотношение синтонов и критики на уровне 7 к 1,
то ситуация становится простой и вы можете говорить все, что думаете. И
формулировать свою чувства всех по поводу личности так, как они звучат в вашей
душе. И если она девушка вела себя сейчас, как дура, вы так ей и скажете, кто
она сейчас была.
В такой ситуации это - можно.
Критика Плюс-минус-плюс
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/kritika_p...
Самая простая и эффективная формула грамотной
критики имеет следующий вид: ПЛЮС - МИНУС - ПЛЮС.
Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать
практически всегда имеет смысла с какого-то позитива, что обеспечит контакт с
человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой
возможный, уход в защиту.
Пункт два: Минус, а точнее, «Как можно сделать
это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что
можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.
Исправляют - дефективное, а добавляют - к
хорошему. Говорить про необходимость «исправить» - конфликтно, а о возможности
изменить и добавить - нормально, это сохраняет контакт.
По возможности, это «изменить и добавить» сделайте
понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было
воспользоваться. И тогда МИНУС оказывается не негативной констатацией, а
конструктивной и доброжелательной подсказкой.
Вроде бы и минус, но одновременно как бы и
подарок, и вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!»
появляется понимание, что действительно можно сделать.
Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание
воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то
позитивным, энергичным и воодушевляющим.
«Ведь ты же — талантливый? У тебя —
получится!»
Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным,
заверши приятным и воодушевляющим!
Если вас заинтересуют иллюстрации, как это
применяется в жизни.
Уместность, границы применения
В этих реверансах нет нужды, когда рядом с
вами человек бодрый, сильный, уверенный в себе и уверенный в вашем дружеском к
нему отношении. Можно говорить короче: "Не годится, переделай (или -
бодрее, аккуратнее...)!" Более того, для человека это может оказаться синтоном
как знак доверия.
С другой стороны, если человек
совершает ошибки, потому в принципе не подходит для порученного дела, то его
критиковать бесполезно. Правильнее поблагодарить и с ним попрощаться.
Аналогично прощаемся с теми, кто не ошибки совершает, а не лоялен и действует,
игнорируя наши распоряжения и договоренности.