какая прелесть Ваших мыслей вязь... (читает автор)


 

                              «О чём писать тебе?...»
                              «Письмо на юго-восток»
                               Елена Шилова  http://www.stihi.ru/2009/08/04/5611

какая прелесть Ваших мыслей вязь
с намеком тонким на иные встречи...
былых времен уж нет и только вечер
навеет после дня воспоминаний след...
что было? жаркий шепот встреч...
подаренный застенчиво букет...
улыбки робкие и звонкий смех
и мчащийся на всем скаку каурый...
и облик Ваш, сиянье глаз, фигура...
и так же - неожиданный отказ -
я не в обиде... и давно простил...
но отчего-то все же загрустил
и посмотрел на небо - хмуро...
опять задуют вечные ветра
и понесется по степи колючка...
от Розы Вам поклон, а мне -
всего лишь взбучка
за то, что долго не знакомил вас...
хотя заочно - добрые подруги...
пожалуй, в эту зиму навестим,
прольем шампанское мы, сидя у камина,
на старого облезшего кота,
воспоминанья, встречи, суета,
рассохшиеся звуки клавесина,
звезды упавшей четкая черта,
желаний невзорвавшаяся мина...

06.08.09





Рейтинг работы: 34
Количество рецензий: 6
Количество сообщений: 8
Количество просмотров: 203
© 16.01.2018 Надежда Колноузенко
Свидетельство о публикации: izba-2018-2170180

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика любовная


Виктор Астраханцев       09.07.2019   01:44:07
Отзыв:   положительный
Здравствуйте, Надежда! Извините за большую паузу, но я мог обращаться к вашей теме короткими приемами. И вообще я пишу не быстро, а тут у вас такой интересный материал, который потребовал более широко посмотреть на ваши стихи и ваше исполнение. С интересом и удовольствием я познакомился с вашей манерой прочтения, которая обращает на себя внимание вашей искренней доверительной интонацией. Понимаю, почему ваше исполнение понравилось вашим друзьям и вашей публике - в них возникает мягкое лирическая атмосфера. И я присоединяюсь к многочисленным похвальным вам отзывам.

Но при повторных прослушиваниях и более пристальном знакомстве с текстом у меня возникло ощущение, что стихи гораздо глубже и сложнее, нежели ваша звучащая версия. Вы читаете их ровно, размеренно и даже примирительно. Но уже в первых строчках вашего чтения возникает ассоциация со звучанием начальных строчек стихов Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны - тот же размер стиха и та же изысканность поэтической женской интонации. Но потом это параллель ослабевает, в стихах проявляется фабула и оказывается, что они написаны от мужского лица, а у героев стихов довольно сложные отношения - у них есть прошлое: встречи, увлечение, её отказ, и потом, через некоторое время, его приглашение к чинной семейной встрече в его семейном круге.
А ближе к концу стихотворения снова появляется цветаевская тема, на этот раз из её стихотворения с эпиграфом «Я стол накрыл на шестерых». Только в ваших стихах эта ситуация подается от противного - теперь это Он приглашает Её к своему камину, это у него копятся неразделенные чувства и что главное еще впереди. Ваш лирический герой представляется мне своеобразным кентавром - основная линия ведется от мужского лица, но с женской манерой изъяснения и чувствования.

Конечно, выявить эту сложную структуру ваших стихов в собственном исполнении без большого опыта и соответствующей техники очень сложно, Авторский замес стихов оказывается круче исполнительских возможностей. Поэтому звучание приобретает размеренный ностальгический характер, и возникает атмосфера теплого мирного общения у камина.
Но ведь она ложна! Ею маскируется накал последней строчки, в которой вскрывается «желаний невзорвавшаяся мина...»
Потому и исполнение должно нести этот скрытый подтекст, готовить к тому, что вся эта салонная обстановка должна взорваться.
Несколько частностей. Вы вводите в это стихотворение имя Роза. Но поскольку ваши стихи приглашают к литературным ассоциациям, а в начале стихов есть строчка о «тонком намеке на иные встречи...», то возникает искушение уловить в имени Роза какую-то смысловую нагрузку. Но все попытки соотнести это имя с персонажем «Розы и Соловья» Блока или Уайльда или с драмой А.Блока «Роза и Крест» ни к чему не привели. Выходит, что это только имя жены ЛГ, перекочевавшее из исходного стихотворения Елены Шиловой.
Думаю, что в стихах, где каждое слово взвешено на весах тонких чувств и смыслов надо избегать проходных слов, и тем более, - имен. Также, на мой взгляд, в атмосферу уютного семейного салона не вписывается «плешивый кот» Это в ироническом письме Е.Шатиловой мог появиться плешивый кот, а хозяева вашего вечера обязательно позаботились бы о чистоте его кожи, ведь красивый кот – часть их атмосферы..
Уверен, что и эпиграф к стихам, был бы более уместным в вашей публикации на сайте, где было размещено исходное стихотворение в порядке поэтической переклички. А в открытом пространстве надо больше заботиться о цельности и самоценности собственных стихов.

= = =
В вашем видео-клипе на основе те же стихов видны результаты большой кропотливой работы по подбору фотографий к стихам. Каждое фото выразительно и красиво. А любая искусно сделанная работа вызывает уважение.
Но к плейкастам и видео-клипам на основе стихов у меня негативное отношение – я еще не встречал работ, зрительный ряд которых способствовал бы раскрытию образного мира стихов. Он или иллюстрирует стихи, или отвлекает от них на отдельные выразительные детали, случайные или косвенные по отношению к авторскому поэтическому ряду. Причем чем красивее и изысканнее изображение, тем больше он уводит внимания от стихов.
Я думаю, что совмещение зрительного ряда и звучания стихов может быть цельным только в том случае, если кадры или фото были бы сняты специально для конкретного стихотворения с соблюдением его стиля, ритма, атмосферы и внутренней интонации. На телевидении уже встречались такие опыты под рубрикой «видеопоэзия».
На мой взгляд, зрительные представления и звуковые образы, рожденные поэтическим текстом и звучанием чтеца, производят более сильное воздействие, чем подобранные картинки. Ведь у них одна природа - ритм, тональность, замысел и т.д... А задача исполнителя подобрать выбрать наиболее подходящий для данного произведения и своих творческих возможностей речевой жанр: декламацию, мелодекламацию или аудиотеатр.
В завершение примите моё глубокое уважение к вашим творческим поискам.
Творчества и успеха!


Надежда Колноузенко       09.07.2019   03:56:41

Здравствуйте, Виктор!
Прежде всего, спасибо огромное за столь подробный отклик!
Здорово! Так подробно, скрупулезно и дотошно... И поднято несколько больших тем для разговора о декламации.
И в чем-то Вы открыли мне глаза на мой же стих!
Попробую ответить Вам на Ваше "письмо".
1) Прошу не судите строго за декламацию - это одна из моих первых попыток декламации. А Вам, очень опытному
и в этом вопросе, ясно, освоение этого жанра приходит еще и с опытом. А вот его у меня и не оказалось.
Больше не читаю, поскольку моя новая техника в плане звукозаписи оказалась гораздо слабее старой!

2) Теперь к разговору о самом стихотворении.
Да, это был отклик-экспромт на замечательное, ироничное стихотворение Елены Шиловой.
И он, этот отклик, шел от имени мужчины.

В одном Вы ошиблись, Виктор, разбирая фабулу моего стиха - встреча произойдет не у НЕГО, а у НЕЕ.
Вы не обратили внимание на одну фразу:
"пожалуй, в эту зиму навестим"! Он с женой навестит свою давнюю знакомую.

Позвольте обидеться за кота! Он не плешивый совсем! Там и слова такого нет! Он просто старый, облез местами от старости,
а, может, от нехватки витаминов, а, может, просто это линька - и возрастная и сезонная... Но любимец от этого не перестает быть любимцем и потому и не изгнан с глаз долой по приезду дорогих гостей!

По поводу имени жены автора письма.
Я даже затрудняюсь Вам (и себе!) объяснить, откуда взялась "Роза"???
Возможно, по ассоциации с "летящей по степи колючкой".
Кстати, я прочла еще раз замечательное стихотворение Елены Шиловой, в нем и намека на имя не оказалось!
Но имя "всплыло" - в откликах объявился сам герой и имя его жены.

Что для меня самой стало неожиданным - так это эта самая "невзорвавшаяся мина" желаний!
Я как-то не придала ей особого внимания, хотя, даже в видеоряде она присутствует.
И, как говорил Антон Павлович Чехов "Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить".
У меня же "выстрел" не произошел, но теперь отчетливо понимаю, что он возможен!

3) Об эпиграфе и самоценности своих стихов.
Возможно, Вы правы и эпиграф не нужен.
Но мне хотелось отправить читателя в письмо Елены, которое настраивает на соответствующий лад!
Сама Елена ответила, что это вполне себе самостоятельный, хороший, полноценный стих.
А Вы мне напомнили недовольство моего доброго друга обилием эпиграфов у меня.
Он считал мои стихи самоценными и не нуждающимися в этих эпиграфах.
Но, если стихотворение возникло как отклик, то по отношению к автору оригинала как-то нехорошо умолчать об этом!

4) О видеоклипе.
Наверное, и здесь Вы правы.
И мой видеоряд не более, чем простая иллюстрация.
Вопрос - стоит тратить время на подобные иллюстрации???
========================================================
Спасибо, Вам, большое, Виктор, за такой подробный и обстоятельный разбор-разговор!

Всего Вам доброго!

С уважением, Надежда
Виктор Астраханцев       11.07.2019   22:50:03

Надежда! Чего я хотел бы менее всего, так того, чтобы авторы или читающие стихи после пристального отзыва отказывались бы от озвучения стихов. Не для упрека я пишу, а для больше интереса к поэзии.
Чтение вслух является наиболее высокой ступенью освоения стихов.
Первая – чтение стихов по тексту, вторая восприятие стихов на слух (декламация, песни), а третье - своё собственное вчитывание в них. При этом не важно, что слышат другие, важнее то, как оно его отзывается в сознании и в теле читающего - в голове и в его резонаторах.
Но само прочтение должно идти от интереса и влюбленности в стихи, желания их повторять, мурлыкать, распевать, а любимые стихи в процессе прочтения становятся частью собственного мышления и чувствования.
Творчества вам и терпения!
Виктор Астраханцев
Надежда Колноузенко       12.07.2019   09:22:01

День добрый, Виктор!
С праздником Вас - святых апостолов Петра и Павла!
==============================================
Вы меня неправильно поняли! Никоим образом Ваш отзыв не послужил отказом от декламации!
Нет! Я продолжаю читать вслух чужие стихи - так, кстати, сразу же замечаются сбои ритма.
Но не записываю, поскольку моя техника это не позволяет!.
И Вы абсолютно правы - понравившиеся стихи сами собой сразу напеваются!

Вам - новых творческих успехов!!!
Надежда
Инна Филиппова       24.02.2018   12:32:26
Отзыв:   положительный
Очень понравилось прочтение!
Какая же ты все-таки молодец!

Обнимаю...

С теплом,
И.
Владимир Моисеенков       22.02.2018   19:13:23
Отзыв:   положительный
Одно могу сказать с уверенностью, прочти это стихотворение я сам, не засияло бы оно теми неожиданными гранями какие ты извлекла из него своим прочтением. Достойно написано и не менее достойно донесено!!!

Надежда Колноузенко       25.02.2018   09:13:47

Спасибо, Володя!
Понимаю, что такая оценка от опытного чтеца, скорее аванс, но всё равно - приятно:))
Людмила Мигунова       21.02.2018   17:57:42
Отзыв:   положительный
Очень красивые стихи, Надя... и такое теплое проникновенное звучание.... Чудесно!
Надежда Колноузенко       21.02.2018   18:11:28

Спасибо, Люда!
Это давняя запись, случайно обнаружила и решила - не пропадать же добру:))))
Вера Коваленко       19.01.2018   00:51:56
Отзыв:   положительный
Стихи прекрасны вязью теплых чувств...
Надежда Колноузенко       19.01.2018   11:48:40

Спасибо, Верочка, за твои теплые чувства!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       18.01.2018   12:30:12
Отзыв:   положительный
Отзвук Серебряного века, Блока и Гумилева, спасибо.... Даже не отзвук, скорее, созвучие...
Надежда Колноузенко       19.01.2018   12:12:50

Спасибо за это - "созвучие".








1