Христианство и Библиотеки


ИР о Хр и Яз ч.7.194 Христианство и библиотеки
ExlibrisИстория Русских о Христианстве и Язычестве, Раздел 7.194 «Христианство и Библиотеки» (в Приложении: 1. Александрийская библиотека, 2. Библиотека и Академия Александра Македонского в г.Гондишапур, Персия, 3. Императорская библиотека Константинополя, 4. Древнерусское «Слово о полку Игореве» – история обретения, 5. Философ Умберто Эко и его роман «Имя розы», 6. Книгопечатание в Китае)


«Публичные библиотеки придумал Юлий Цезарь!»
Историк Е.Кириллов


«Если бы Александрийская библиотека -- до 400.000 свитков,
не горела под напором христиан (в 5 веке) и мусульман (в 7 веке,
эти сожгли окончательно), История человечества была бы совсем другой.
Поклонники культа Христа, ярые последователи искусственных
религиозно-политических доктрин христиане и мусульмане (и эти почитают
Ису-Христа) недолюбливали, точнее – опасались света Истинного Знания?
Так как боялись не выдержать честной идеологической конкуренции.
Комрад Гитлер также жёг книги инакомыслящих -- в 1930-х, а первосек КПСС
Никита Хрущёв уничтожал труды своих предшественников в 1950-60-х – и эти
исторические полит-персонажи переняли крайне вредный для человечества
Метод первохристиан?»
Сократ конца 2 тыс н.э.



Продолжение монографии честного религиоведа Г.М.Филиста «Введение христианства на Руси…»:
С.170 – «…Грамоты и уставы периода феодальной раздробленности показывают /т.о. введение христианства в 990г (а христианство есть религия феодального общества!) на Руси кн. Владимиром -- с целью сплочения молодого феодального государства руссов, славян и иже -- не только не способствовало укреплению союза Киевской и Северо-Восточной (Владимиро-Суздальской) Руси, но значительно ускорило распад этих юных славянских гособразований в 1221г по причинам, главными из которых были: 1) разрушительные религиозно-политические интриги православной Византии, плюс 2) разобщение княжеской верхушки русичей из-за краха издревле цементирующей русское общество языческой религии (главными у русичей были языческие жрецы, а князья выполняли лишь роль наёмных полководцев), приведшие к затяжным кровавым междоусобицам и гибели Руси под напором монголо-татар в 1237-1240-х гг (год падения Киева). Недаром монголы говорили: «Русским хлеба не надо – они жрут друг друга!». (Вспомним также: монголы коварно-хитро приспособили корыстных русских православных стяжателей-иерархов для своих политических целей, прикармливая РПЦ, освобождая русскую церковь от уплаты налогов Золотой Орде) Аналогично христианская доктрина – и это есть одна из главных причин краха Российской империи! -- не смогла уберечь в 1917г доверчивое русское общество от разрушительного влияния иудео-коммунистических лживых лозунгов В.Ленина-Бланка, большевистского переворота и смертельно опасной Гражданской войны 1918-1920гг, едва не погубившей нашу Русскую цивилизацию (несмотря на 900 лет господства христианства на Руси, эта инородная религиозно-политическая доктрина так и не смогла глубоко проникнуть в души наших предков). Отсюда и вывод: только здоровый ПАТРИОТИЗМ в состоянии сплотить и защитить Россию от внешних опасных поползновений плюс тлетворного влияния внутренней Пятой колонны немцовых и иже – СК/: РПЦ в этих условиях добивалась всё новых источников дохода и расширения власти, что должно было содействовать повышению её авторитета и укреплению экономической мощи церкви /а забота о росте нравственности в русском обществе – это для церкви оказалось делом десятым, увы. Оттого низким и оказался авторитет РПЦ в среде простого народа России в 1917г: в лице РПЦ Русь не получила мощного иммунитета от внешних и внутренних угроз. Вопиющ и нынешний пример раздрайной Украины: четыре ветви христианства там (РПЦ,Украинская церковь во главе с Филаретом, униаты и католики) не только не сплачивают украинское общество, но создают дополнительные очаги для кровавых конфликтов (вспомним в 2015г распятых националистами русских людей на воротах православных храмов) – СК/.
Отдельные иерархи в период феодальных усобиц пытались распространять своё влияние и на самих князей. О сопротивлении князей церковным притязаниям говорят факты высылки епископов с подвластных территорий /т.о., христианская церковь на Руси оказалась нежелательным «пятым колесом» в «телеге» русского общества. Именно поэтому (учтя печальный 1000-летий опыт РПЦ) ныне Кремль делает основную ставку не на РПЦ (и другие религиозные сообщества России, в том числе и иудаизм), а на здоровый Патриотизм народов России, положив в основу не политические, уже отжившие своё, партии – этот опасный атавизм 19-20 веков (приходящих к власти путём госпереворотов -- вспомним кровавую ленино-сталинскую ВКПб=КПСС, национал-социалистов Гитлера и коварный плод мимикрирующего иудо-либерала В.Жириновского – мы помним его лживые выступления по белорусскому телевидению в 2001г), а на Всероссийский народный Фронт – СК/.

Всё познаётся в сравнении, а потому от нездорово-опасного материализма христианских иерархов мы перекинемся на духовно-научную ниву древнего язычества, его библиотеки и академии (статья Егора Кириллова «Дом, где живут книги» -- журнал «Загадки Истории», №452017г):
«Хранение полученных знаний, пожалуй, является целью любой цивилизации с момента её рождения /увы, эта сентенция ув. Автора к Христианской цивилизации относится не вполне. Не вполне относится она к диктатурам и диктаторам: Гитлеру (сажавших инакомыслящих в концлагеря и камеры-душегубки), Ленину (создавшему первый в мировой истории концлагерь -- на Соловках, изгнавшем цвет русской науки на пароходах и паровозах из России), Сталину (сажавшему лучшие умы в ГУЛАГ), Порошенко-Вальцману, Лукашенко (разогнавшему из РБ всех инакомыслящих, а оставшихся последний диктатор Европы засадил в тюрьмы и психбольницы – пользуя методы карательной психиатрии) и т.д. – СК/.
Такие архивы /хранилища знаний – СК/ всегда поддерживали историческую память общества, были источником технологических прорывов, до появления христианских церквей хранили истинно духовные книги /да и в Польше недавно создан «Польский институт исторической памяти». Но поляки, увы, не столько делают правильные выводы из Причин многочисленных трагедий своего народа (главной из которых является коварный Менталитет поляков), сколько копят злобную память на все те народы (особенно на русских и на немцев), кто оказался инструментом в руках Создателя, наказывающего поляков за их многовековые подлости и жестокости (наказывая вплоть до предыдущих четырёх разделов Польши: два – в 1770-90-х гг, два сталинско-гитлеровские -- в 1934 и 1939гг). А так как Менталитет народа – это его Судьба, то очередной (уже пятый) раздел Польши не за горами: слишком нынешняя Польша президента Дуды нагло зарывается (в том числе круша могилы российских солдат-освободителей) – СК/.
Возможно, библиотека и есть лучшее из того, что придумал человек /вспомним: исполняя заветы своего учителя Аристотеля, царь Александр Македонский насаждал Академии и библиотеки во всех землях, которые он покорил. Одна из них (в персидском г.Гондишапуре) явилась последним убежищем для древних Знаний, подчистую варварски уничтоженных первохристианами в Александрии и Европе (см. Раздел 7.192 нашей Истории Русских «Христианство и Наука» – СК/
Архивы и библиотеки /и языческие Академии – СК/ обогатили и облагородили мировую культуру, в конце концов создав мир, в котором мы сейчас живём /несмотря на нехорошее вмешательство первохристиан и христиан-схоластиков – СК/.

ДОБЫТЫЕ ОГНЁМ И МЕЧОМ
Библиотеки появились одновременно с письменностью. Хотя и наскальную живопись можно отнести к своеобразному архиву, в котором собрана информация в виде рисунков… Так как в древности бумага и папирус были ещё не известны человечеству, то в архивах в основном хранились глиняные таблички. Учёные полагают, что подобные древние архивы существовали на территории Месопотамии и Древнего Египта ещё в 3-2-тысячелетиях до н.э. так, в древнейшем шумерском граде Ниппур нашли древнейший из известных нам архивов, состоящий из более чем 30.000 глиняных табличек с клинописью… /собрание школьных и религиозных записей, полагают учёные – СК/. В Ниппуре нашли несколько хранилищ. Этими раскопками занимался и сэр Остин Генри Лейард, который впоследствии передвинулся в Ниневию, где открыл миру крупнейшую библиотеку древности в её классическом понимании – библиотеку царя Ашшурбанипала.
Ашшурбанипал (правил в 669-627гг до н.э.), последний великий царь Ассирии, одной из крупнейших империй в 1-м тысячелетии до н.э., испытывал всепоглощающую страсть к Знаниям. Он владел и письмом, и чтением, был одним из самых образованных людей государства. Царь нанимал на службу писарей и учёных, заставляя выискивать тексты на интересные ему темы /в основном по Магии, тексты ритуального характера; но не пренебрегал царь и Астрологией, медициной, сельским хозяйством… – СК/, делать с них списки и сохранять те в специальных помещениях. Из них затем и выросла одна из крупнейших библиотек древности. Более того, Ашшурбанипал (воинственный и жестокий царь) угрозами вымогал заветные древние тексты и Знания у вавилонян. Царь Ассирии стремился сохранить свою власть не только военными победами, но и с помощью Магии и Богов /аналогично тов.Сталин и комрад Гитлер пытались употребить древнюю Магию себе во благо (фюрер создал специальный институт Ананербе по изучению Магии, привечал экстрасенсов и магов – с Гитлером и Сталиным был хорошо знаком российский маг Георгий Гурджиев, в распоряжение эсэсовского ордена Гиммлером был передан средневековый замок; тов.Сталин перевёз из Ленинграда в Москву сильную колдунью и прибегал к её услугам, тов.Сталин привечал и экстрасенса Вольфа Мессинга – он ещё в 1943г предсказал победу СССР над фашизмом 8 мая 1945г. Но порождение Гитлера (Третий рейх) и тов.Сталина (СССР), замешанные на большой крови, оказались неугодны Создателю всего сущего, а потому и канули в пропасть, со многим негативом и страданиями для немецкого – в 1941-48гг и российского – 1930-53 плюс окаянные 1990-е годы -- народов – СК/.
Царь Ашшурбанипал не отказывался и от текстов по медицине, Астрологии, сельскохозяйственной деятельности. Эти записи ассирийцы своеобразно классифицировали – с/х таблички имели круглую форму, а финансовые записи были поделены на 4 квадрата…
В 612г (уже после смерти Ашшурбанипала) на Ниневию напали вавилоняне и наши предки скифы. Они разрушили город. Но библиотеку захватчики не обнаружили – она находилась в подвалах дворца и оказалась под завалами. Нападавшие, ограбив, подожгли город и дворец: глиняные таблички от жара лишь лучше закалились и прекрасно дожили до наших дней /рукописи ведь не горят! Но пресловутую библиотеку царя И.Грозного-Ужасного (наследство от его бабки, Софьи Константинопольской) не нашли до сих пор, хотя усердно в Кремле искали ещё при тов.Сталине – СК/.

ЧАСТНЫЕ ХРАНИЛИЩА
Вход в царские библиотеки был доступен лишь её владельцам и свите учёных. А частные библиотеки появились только в Древней Греции /до наших дней сохранился перечень тех древних библиотек – СК/, причём самые известные философы древности гордились своими библиотеками, стимулируя создание научного Знания… Библиотека Аристотеля стала основой Александрийской библиотеки…-- это был новый этап с искусстве хранения Знания /самой обширной в древние те времена – СК/. Александр Македонский… был знаком с опытом и Аристотеля /так как являлся его прилежным учеником – СК/, и Ашшурбанипала…
Часть трудов Аристотеля и многие другие книги приобрёл Птолемей Первый Сотер, один из диадохов царя Александра Македонского и создатель египетской династии, который /в конце 300-х гг до н.э. – СК/ и распорядился создать в Александрии самую крупную библиотеку в мире. К сожалению, ни один из текстов, собранных в Александрии (там насчитывалось от 40.000 до 400.000 свитков, по разным данным) до нас не дошёл – эта библиотека с приходом христианства неоднократно горела, и была окончательно разрушена во время мусульманского завоевания Египта в 7 веке н.э…
В Александрийской библиотеке впервые был создан библиотечный классификатор /греком Каллимахом: он систематизировал все тексты по 6 жанрам и 5 наукам, разделив их на риторику, право, эпос, трагедию, комедию, поэзию; затем: история, медицина, математика, естественные науки плюс остальное. К каждому свитку Каллимах приложил краткое описание, биографию автора плюс рассортировал всё по алфавиту. Титанический список язычника-Каллимаха состоял из 120 томов!
Затем греки «заразили» модой на чтение и римлян. И те создали первые в истории публичные библиотеки. Изобретательная эта идея пришла в голову Юлию Цезарю… Затем идею подхватил Гай Азиний Поллион, современник Цезаря. На свои деньги Гай собрал книги и отреставрировал под публичную библиотеку здание на Авентинском холме /физическое здоровье нации сохраняли бесплатные римские прекрасные бани, а духовное здоровье и процветание умного Рима обеспечили публичные бесплатные библиотеки – СК/. Впоследствии библиотека Гая Азиния Поллиона стала римским культурным кластером – туда приходили публичные личности дабы изучить редкие манускрипты, а поэты Вергилий и Гораций декламировали свои языческие нетленные стихи римским книгочеям.
Римляне же и перешли от свиточного формата хранения к кодексам, похожим на современные книги. И библиотеки стали возникать по всей Ойкумене…
Но тут грянули Тёмные века, и с этого момента только христианские церкви /по приказу самого императора – СК/ имели право содержать книгохранилища /5 век н.э. -- начало Средневековья с его христианским тотальным нашествием и сжиганием языческих академий и библиотек (аналогично затем действовали и последующие тотальные режимы, например фашистского и социалистического толка – большевики и национал-социалисты Гитлера), а по сути – началась тотальная борьба христиан с древним Знанием и конкурирующей языческой идеологией. Причём не только сжигались языческие библиотеки древнего знания Природы и изгонялись учёные (так, обладавшие истинным Знанием, языческие учёные были вынуждены спасаться от агрессивных христиан в персидском Гондишапуре, где дополнили своими трудами библиотеку, созданную ещё Александром Македонским: так Гондишапур стал оплотом духовной борьбы с христианством. О крайне обострённом отношении христиан «к дьявольским книгам язычников» многое сказано в романе недавно ушедшего от нас итальянского философа Умберто Эко, мирового авторитета в области семиотики (наука о знаках, символах) и философии Средневековья. И есть у синьора Умберто таковы слова в «Имени роза», вложенные в уста престарелого монаха-бенедиктинца, 1380 гг: «В моё время люди были красивы и рослы, а ныне оне карлики, дети -- и это одна из примет, что несчастный христианский мир дряхлеет. Молодёжь не смотрит на старших, наука в упадке, землю перевернули с ног на голову, слепцы ведут слепцов, толкая их в пропасть, птицы падают не взлетев, осёл играет на лире, буйволы пляшут. Мария не хочет созерцательной жизни, Марфа не хочет жизни деятельной, Лия неплодна, Рахиль похотлива, Катон ходит в лупанарии, Лукреций обабился. Все сбились с пути истинного…». И это после 900 лет торжества христианства в Европе… – СК/.
Но монастырские библиотеки создавались сугубо для пользования и духовного развития монахов и прочего клира /тогда как клич учёных-язычников и царя Александра Македонского был (перефразируя современным языком): науку в народные массы! Такое искусственное христианское отсечение людей от светоча Познания обернулось для народов мира веками потерь. Это прекрасно заметно, например, на торможении развития военного искусства: 1000 лет было потеряно, и лишь в позднем Средневековье европейцы стали изучать и применять «прогрессивный опыт древних римлян»! Крайне печальна и судьба обширной древнерусской мудрой литературы – практически «поголовно» это бесценное духовное наследство народа русского было уничтожено христианами (сохранилась лишь повесть о князе Игоре) – СК/.
Последней же из великих библиотек древности оставалась Императорская библиотека Константинополя, где хранились древнегреческие и древнеримские тексты. Так что основная часть греческих произведений дошла до нас благодаря Константинопольской библиотеке /самые ценные книги которой были вывезены последним византийским императором и его племянницей Зоей (Софьей) в Рим во время захвата Константинополя турками в 1454г. После женитьбы московского великого князя Ивана Третьего на византийской принцессе Зое (Софье), большая часть книг Константинопольской библиотеки была перевезена в Москву и положила основу ныне утраченной знаменитой библиотеки Ивана Грозного-Ужасного – СК/.
ПРИНЦИП АНТИЧНОСТИ
В Средневековье большая часть библиотек стала доступной и для обычных людей – книги выдавались под денежный залог или под залог книги такой же ценности. Так как манускриптов становилось всё больше, то центрами хранения литературы становились не монастыри, а академии, созданные специально для учёных.
Ещё больше экземпляров книг в библиотеках появилось после создания книгопечатного станка /кстати, книгопечатание в Китае изобрели почти на 1.000 лет раньше, чем в Европах – СК/. И цена книг резко упала, и многие учреждения могли позволить себе держать целые собрания сочинений по разным отраслям знаний – они появились при университетах, госучреждениях, в частных домах.
Нынешние библиотеки также выдают книги на бесплатной основе… /кстати, бесплатный Интернет был в библиотеках Европы и США уже 20 лет как, тогда как в лукашенковской нищей Беларуси за него до сих пор надо платить (в российских библиотеках Интернет стал бесплатным с 2017г – у нас платят лишь за пользование библиотечным компьютером) – СК/…
Крупнейшие библиотеки мира сегодня – Британская библиотека в Лондоне и Библиотека Конгресса в Вашингтоне /имеют около 150 млн экз. каждая – СК/… Однако принципы их существования и даже классификация до сих пор в некоторой степени основываются на принципах языческих библиотек мудрой античности».


И вновь главы монографии «Славянская мифология» замечательного русского историка Н.И.Костомарова:
С.64 – « Период Языческий – Отдалённая древность
Наши сведения о язычестве наших предков столько же скудны, сколько и неясны /и всё из-за жестокого глумления первохристиан над духовным наследием наших замечательных предков. Но, к счастью, конец 20 века нам подарил многие открытия (вспомним о челябинском городе Аркаиме древних ариев), а уже в новом тысячелетии были сделаны многие уникальные открытия, в том числе пару лет назад обнаружена усыпальница родителей царя-воина Александра Македонского – царя Филиппа и матери Олимпии. Всё происходит в точности, как и предсказали древние арии ещё 10.000 лет назад: с началом эпохи «Разделения Добра и Зла» (она началась в 1998г) будут сделаны многие открытия из жизни наших древних предков, и вскоре они восстанут из небытия во всём своём величестве! И расцветёт Россия! И сгинут подлые политики и страны… Так будет – СК/.
Нам остались названия языческих божеств, которые нам не вполне понятны или вовсе непонятны. О большинстве этих божеств и вообще мифологических названий трудно окончательно сказать: народные они или только у одного класса народа; равным образом трудно решить, в какой степени мы имеем право прилагать к своей языческой древности известия о язычестве других славян /ведь многое в ритуалах наших предков было основано на всепроникающей древней природной Магии (этой основе-фундаменте религиозных чувств наших предков, старательно уничтоженной первохристианами, видевшими в том прямого конкурента своей искусственной религиозно-политической доктрине, век которой практически уже закончился), о которой нам достались в наследство самые скудные, увы, представления и… возможности. Но кое-что из Того мы всё же знаем! Плюс беседы с лично хорошо нам знакомыми экстрасенсами, имеющими реальный выход на Высшие силы. И описали то в огромном цикле «История Русских»… – СК/.
Но кроме известий о мифологических божествах и способах поклонения им – известий тёмных, есть в некоторых памятниках хотя немногочисленные, но, сравнительно, более ясные указания на обожание Природы вообще, важные преимущественно оттого, что их смысл объясняется нашими Песнями.
Так, например, они нам прямо говорят, что предки наши обожали стихии, небесные светила, огонь (например, у Кирилла Гуровского: «…уже не нарекоша Богом Стихия, ни Солнце, ни Огнь…», или у другого: «…и Огневи молятся, зовут его Сварожичем»), воду, дерева, животных (например, в слове Григория: «Ов требу створит на студенъци, дьжда искы от него… ов реку богинею нарицаеть и зверь живущ в ней яко Бога нарицая» /именно поэтому всякий, кто осквернял воду (в реке, озере, море) должен был ответить за свой великий Грех – вплоть до лишения грешника жизни, не считаясь с его возрастом. Поэтому даже малые дети-язычники не могли плевать и мочиться в реку, осквернять святую кормилицу-землю и всю мать Природу – всё это, увы, мы уж крепко подзабыли, под христианством. Но пришла пора и вспомнить – дабы выжить нашей России – СК/.
(Продолжение следует)

Прим. С.Канунникова, 9 января 2018г


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

[править | править код]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Александрийская библиотека Страна Египет Основана 290-е годы до н. э. (предположительно) Фонд Объём фонда От 50 000 до 700 000 папирусных свитков Commons-logo.svg Александрийская библиотека на Викискладе Александри́йская библиоте́ка (др.-греч. Βιβλιοθήκη τῆς Ἀλεξάνδρειας, лат. Bibliotheca Alexandrina) — одна из крупнейших библиотек древности, существовавшая в античной Александрии при Александрийском мусейоне в III в. до н. э. — IV в. н. э.
В течение всего III века до н. э. глава библиотеки по традиции был одновременно и воспитателем наследника престола[1]. После римского завоевания Египта библиотека сохранила своё высокое значение для новой администрации; по крайней мере, до начала III века н. э., её сотрудники имели привилегии птолемеевской эпохи. Александрия поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра ещё в V веке.
Собственно, библиотечных собраний было два: главное, располагавшееся в царском дворце в квартале Брухейон (оно пострадало во время войны Юлия Цезаря в 48 г. до н. э.), и вспомогательное, в храме Сераписа (Серапеум), там хранились общедоступные фонды и учебная литература.
Основной фонд библиотеки прекратил существование в ходе боевых действий 273 года — император Аврелиан полностью уничтожил Брухейон. С XVIII века распространилась версия, что часть библиотеки, хранившаяся в Серапеуме, была уничтожена во время столкновений 391 года между христианами и язычниками, но она не подтверждается однозначно античными источниками. По легенде, уничтожение библиотечных фондов завершилось в ходе арабского завоевания в первой половине VII векаhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/78/Nuvola_arrow_right.svg/12px-Nuvola_arrow_right.svg.png.
Практически все сведения о содержимом и устройстве Александрийской библиотеки содержатся в разрозненных античных источниках, которые сильно противоречат друг другу. Не известен ни один текст, вышедший непосредственно из библиотеки; археологи с большим трудом идентифицируют её местоположение.
Содержание
[скрыть]
1Античные источники. Терминология
2Основание библиотеки
3Фонды библиотеки
4Утрата библиотеки
5Историография. Археологические свидетельства
o5.1В массовой культуре
6Современная Александрийская библиотека
7Примечания
8Библиография
9Ссылки
Античные источники. Терминология[править | править код] Александрийская библиотека скудно представлена в источниках, которые в большинстве своём восходят к римской эпохе, когда изменились принципы функционирования и комплектования библиотеки[2][3]. Древнейшим источником, содержащим сведения о библиотеке, является Письмо Аристея, датируемое ныне II или I веком до н. э. Отрывочные сведения содержатся в «Географии» Страбона, трудах Сенеки, Плутарха и Светония. Некоторые сведения анекдотического характера представлены в трудах медика II века Галена, а также у Афинея, и ряда других авторов. Ряд важных сведений представлен в схолиях византийского учёного XII века Иоанна Цецеса, но источники его информации неизвестны[4].
В античных источниках Александрийская библиотека именовалась по-разному. Достаточно часто она именуется просто «Великой библиотекой» (др.-греч. ἡ μεγάλη βιβλιοθήκη), «царской библиотекой», «библиотекой Мусейона», и т. д.[5]
Основание библиотеки[править | править код] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Ptolemaic_Alexandria_-_ru.svg/220px-Ptolemaic_Alexandria_-_ru.svg.png
План античной Александрии в эпоху Птолемеев
Александрийская библиотека была основана, вероятно, по инициативе царя Птолемея I Сотера[6], что следует из «Моралий» Плутарха (Non posse suaviter vivi, 13, 3). Образцом для создания Александрийской библиотеки как государственного научного и образовательного учреждения, были, по-видимому, собрания при школах Платона и Аристотеля. Когда Платон перенёс школу из рощи Академа в собственный дом, он основал при нём Мусейон — храм муз; Теофраст построил для перипатетической школы специальные аудитории и здание библиотеки[7].
В основании Александрийской библиотеки приняли участие перипатетики Деметрий Фалерский и, возможно, Стратон из Лампсака, однако Деметрий не мог появиться в Александрии ранее 297 года до н. э. К его появлению, основа библиотеки уже сложилась, во всяком случае, Епифаний Кипрский сообщал, что однажды Птолемей Филадельф спросил Деметрия, как много книг собрано в библиотеке. Тот ответил, что собрано 54 800 свитков, но многое ещё предстоит достать и скопировать[8].
Александрийская библиотека представляла собой более академию, чем обычное собрание книг: здесь жили и работали ученые, занимавшиеся как исследованиями, так и преподаванием. При библиотеке состоял штат копиистов, переписывавших книги; был составлен каталог книг[9]. Существенной особенностью Александрийской библиотеки было то, что её фонды преимущественно пополнялись на месте: Александрия была главным центром производства папируса в античности, а политика Птолемеев была направлена на создание кадров подготовленных специалистов — писцов и грамматиков-текстологов. Впервые об этом написал Авл Геллий, он же приводил максимальную оценку размеров библиотечного фонда — 700 000 свитков («Аттические ночи», VII, 17, 1-3)[10].
Библиотека и Музей создавались одновременно и должны были дополнять друг друга. Музей был культовым учреждением, но поклонение Музам носило практический характер, в форме разнообразных научных и литературных занятий, осуществляемых штатными учёными и литераторами. Ближайшим аналогом этой деятельности была постановка трагедий в Афинах классической эпохи как акт культовой обрядности бога Диониса[11]. По сообщению Афинея, первоначальную основу библиотечного фонда составила библиотека Аристотеля, купленная Птолемеем (I, 3 b); однако этот фрагмент можно истолковать и как то, что основу фонда составили труды самого Аристотеля. Гален сообщал характерный анекдот, согласно которому все суда, посещавшие гавань Александрии, должны были отдавать свои книги и взамен получать копии. Птолемей III Эвергет взял в долг у Афин государственный экземпляр произведений афинских трагиков и вернул только копии, утратив огромный залог в 18 талантов[12].
Первым хранителем библиотеки был Зенодот Эфесский (до 234 г. до н. э.), после него Эратосфен Киренский (с 236 по 195 г. до н. э.), Аристофан Византийский (по 185—180 г. до н. э.), Аристарх Самофракийский (по 146 г. до н. э.). В библиотеке работали и другие выдающиеся учёные эпохи эллинизма, в том числе Евклид, Герон Александрийский, Архимед. Сведения об этом приводятся в византийской энциклопедии Суды. В оксиринхском папирусе 1241 приводится другой список александрийских библиотекарей, но, по словам В. Боруховича, он не может служить основанием для решения вопроса о преемственности в управлении библиотекой. Аполлоний Родосский назван здесь учителем первого царя (вместо третьего), а преемником Аполлония назван Эратосфен, за которым следуют Аристофан Византийский и Аристарх[13].
Фонды библиотеки[править | править код] https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/Ancientlibraryalex.jpg/220px-Ancientlibraryalex.jpg
Александрийская библиотека в представлении художника XIX века О. фон Корвена
В 1819 году Ф. Осанн, изучая рукопись комедий Плавта XV века, обнаружил латинский схолий, содержащий сведения об Александрийской библиотеке, но опубликован он был намного позже[14]. Содержание его таково:
(Царь) учредил две библиотеки, одну за пределами царского дворца, другую во дворце. Во внешней библиотеке насчитывалось 42 800 свитков, а в той, что находилась во дворце, — хранилось 40 000 «смешанных свитков» (Voluminum commixtorum), «простых же и разделенных» (Simplicium autem et digestorum) 90 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь, который также написал титулы для каждого свитка[12]. Анонимный автор схолия ссылался при этом на византийского учёного Иоанна Цецеса. Примечательно, что греческий текст Цецеса об Александрийской библиотеке — части схолий к Аристофану — сохранился в одной из рукописей из собрания Амброзианской библиотеки в Милане. Там приведён иной порядок чисел:
Названный царь Птолемей Филадельф… когда собрал отовсюду на деньги царской казны книги в Александрию, по совету Деметрия Фалерского и других старцев, отвел им место в двух библиотеках. Во внешней библиотеке число книг равнялось 42 800. Другая библиотека, располагавшаяся внутри дворца, имела «смешанных» книг (греч. συμμίκτων) — 400 000, «простых» же и «несмешанных» — 90 000, как описал их по «Таблицам» Каллимах, являвшийся придворным царя, позже после приведения их в порядок[15]. Характерно, что современные исследователи склонны доверять заниженным оценкам числа хранившихся в библиотеке сочинений[16]. Споры вызывает также понятие «простых», «смешанных» и «несмешанных» книг, хранившихся в библиотеке. По мнению В. Боруховича, «простыми» книгами в традиции александрийских учёных назывались свитки среднего размера, включавшие одно литературное произведение, тогда как «смешанные» книги представляли собой совокупность свитков, связанных или заключенных в одну коробку, как бы «перемешанными» между собой — так, что требовалось искать среди них требуемую часть памятника[13].
Текстологическая работа хранителей библиотеки была неотделима от каталогизации её содержимого. Многие книги были намеренно приписаны их авторами другим лицам (так называемые «псевдэпиграфы») или вообще не имели автора. Часто авторы носили одинаковые имена, а в процессе переписки рукописей тексты искажались, возникали пропуски и добавления. Поэтому перед александрийскими грамматиками, занимавшимися обработкой накопленных книжных фондов, вставала задача максимального приближения к авторскому оригиналу редактируемых ими копий[17]. Интересы библиотекарей включали не только греческие произведения, но и восточные. Именно при Мусейоне был осуществлён перевод Септуагинты, а египетский жрец Манефон написал по-гречески «Историю Египта». Также он, предположительно, был основателем филиала библиотеки при Серапеуме.
Каллимах из Кирены явился основателем научной библиографии. В энциклопедии Суды ему приписывали 800 книг сочинений, и в первую очередь аннотированный каталог Александрийской библиотеки — «Таблицы прославившихся во всех науках и искусствах, а также того, что ими сочинено», в 120 книгах. Имя каждого писателя в «Таблицах» сопровождалось краткой его биографией, в которой сообщались сведения о его учителях и образовании. Труд не сохранился, однако упоминания о нём позволяют предположить, что каталог был составлен по жанрам, среди которых были отдельно выделены эпические поэты, лирические, драматурги, философы, историки, ораторы и т. п. Есть основания полагать, что в драматургической секции, каждой отдельной пьесе был присвоен номер, при этом указывались и стихометрические данные (число строк), а также приводилась первая фраза литературного памятника, что способствовало более надежной идентификации[18]. По Афинею, преемники Каллимаха продолжили его труд: Аристофан Византийский написал сочинение «К таблицам Каллимаха», где содержались различные дополнения и поправки к составленной Каллимахом библиографии (Athen., IX, 408).
Утрата библиотеки[править | править код]
Стела префекта Тиберия Клавдия Балбилла, в 8-й строке надписи упоминается Александрийская библиотека. Около 56 года
См. также: Книжные утраты в Поздней Античности и «тёмных веках»
В 48—47 годах до н. э. Юлий Цезарь воевал в Египте, вмешавшись в династическую войну между Клеопатрой и её братом Птолемеем XIII Дионисом. В результате военных действий в городе и библиотеке случился большой пожар, и часть книг сгорела. Античные авторы, описывая эти события, сильно противоречили друг другу: по Сенеке (De tranquilitate 9, 5) погибло 40 000 книг, в то время как Павел Орозий (Oros., VI, 15, 3) приводил число в 400 000 книг, а Дион Кассий (XLII, 38) утверждал, что сгорели верфи, склады с хлебом и с книгами (вероятно, предназначенными к отправке в Рим), но не библиотека. Плутарх заявлял, что Марк Антоний пополнил пострадавшие фонды за счёт другой крупнейшей библиотеки эллинистического мираПергамской, желая угодить Клеопатре[19].
Далее около двух столетий Александрийская библиотека существовала в относительно спокойной обстановке. У Светония в биографии Клавдия (42, 2) содержится фрагмент, в котором тот повелел пристроить к Мусейону новое здание для переписывания и публичного чтения собственных сочинений императора. Из этого некоторые авторы делают вывод, что упадок библиотеки уже начался[20]. В то же время, у Светония сообщается, что после того, как римская императорская библиотека пострадала от пожара, Домициан отправил в Александрию специалистов для копирования и сверки утраченных текстов («Жизнь двенадцати цезарей», «Домициан», 20). Из этого Р. Бэгналл делал вывод, что в римскую эпоху библиотека утратила свой религиозный статус и была переориентирована на нужды системы образования[21].
Во II веке Александрию посетил император Адриан, назначивший в Мусейон нескольких новых членов. Есть основания полагать, что эту политику продолжили его преемники Антонин Пий и Марк Аврелий. Однако, с началом кризиса Римской империи, в 216 году император Каракалла отдал Александрию на разграбление своим солдатам, что также могло повредить сохранности книг. При нём же понизился статус хранителей Музея и библиотеки, они потеряли ряд привилегий, восходящих ещё к эпохе Александра Македонского[22].
Главная библиотека вероятнее всего погибла в 273 году, когда император Аврелиан разрушил и сжёг Брухейон при взятии Александрии, подавляя мятеж царицы Зенобии; часть библиотеки, хранившаяся при храме Сераписа, была утрачена, вероятно, позднее. Время окончательной гибели библиотеки точно не установлено[9].
В 391 году в Александрии произошли волнения и конфликт между язычниками и христианами. Существуют различные версии возникновения и течения конфликта. В конце концов патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия I разрешение на уничтожение языческих храмов, что повлекло разрушение Серапеума. Церковный историк Сократ Схоластик описывал это так[23]:
Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил всё, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа… Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили ещё большие; воспламенённые одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане… Вероятно, во время этих событий погибли книги, находившиеся в храме[9]. О событиях писал также языческий автор Евнапий Сардийский. Оба — Сократ и Евнапий — сообщали о разрушении языческих храмов, однако упоминаний об уничтожении именно книг нет. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще. У Орозия (VI, 15, 32) сообщается, что шкафы от книг можно было видеть в разных храмах Александрии[24]. Известно, что Мусейон и библиотека в какой-то форме существовали и позднее событий 391 года; в частности, одним из последних известных интеллектуалов, работавших там, был математик и философ Теон Александрийский, скончавшийся около 405 года (сведения об этом приводятся в энциклопедии Суды)[25].
В труде Chronicon Syriacum сирийского епископа XIII века Григория Бар-Эбрей сообщается, что уцелевшие остатки рукописей погибли в VII—VIII веках при господстве арабов-мусульман, однако достоверных сведений об этом нет. Широко известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь»[24]. Российский историк-арабист О. Г. Большаков комментировал это так[26]:
Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок — уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиусский, немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки.
Таким образом, сложно приписать утрату библиотеки конкретному событию или же обвинить в ней исключительно язычников, христиан или мусульман. Споры об этом — многовековая традиция. В частности, Плутарх винил Цезаря, Эдуард Гиббон — христиан, Григорий Бар-Эбрей — мусульман, а авторы современной Британской Энциклопедии возложили основную вину на Аврелиана[27]. C точки зрения Р. Бэгнолла, упадок и гибель Александрийской библиотеки было длительным процессом, естественным в своей основе. С упадком классической филологии и отсутствии интереса у властей, не оказывалось средств для восстановления обветшавших свитков, которые требовали постоянного обновления. В античности папирусные книги-свитки старше 200 лет считались большой редкостью[20].
Историография. Археологические свидетельства[править | править код] Несмотря на крайне малое количество достоверной информации об Александрийской библиотеке, она с течением веков стала архетипическим символом хранилища знания и культуры, а также символом скоротечности бытия[28]. Этот образ возник в эпоху Ренессанса и в почти неизменном виде стал передаваться последующим поколениям[29]. Новое измерение тема Александрийской библиотеки приобрела в монументальном труде «История упадка и разрушения Римской империи» (1776—1789) Эдуарда Гиббона, в котором он обвинил в уничтожении библиотеки христиан, а не мусульман.
Отсчёт современной научной историографии Александрийской библиотеки ведётся с 1823 года, когда в Лейдене вышла небольшая монография Герхарда Деделя Historia critica bibliothecae Alexandrinae. В 1838 году аналогичную книгу опубликовал Ф. Ричль[30], и с тех пор публикации на тему Александрийской библиотеки стали более или менее регулярными. Существенным вкладом в исследование библиотеки стала монография американского исследователя Э. Парсонса, вышедшая в 1952 году[31]. В 1986 году было опубликовано исследование Л. Канфора «Исчезнувшая библиотека»[32], ставшее бестселлером, но его критиковали за смешение фактов с литературным вымыслом и «туманность» выводов[33]. Однако, поскольку в книге приведены почти все древние источники и описаны современные исследования, книга переводилась на многие языки и регулярно переиздаётся. В 1990 году вышло большое исследование Мустафы аль-Аббади, считающееся наиболее фундаментальным из до сих пор публиковавшихся[34].
С точки зрения археологии, Александрийская библиотека локализуется плохо. Из описания Страбона следует, что у библиотеки вообще не было отдельного здания (по крайней мере, оно не упоминается). Руководитель раскопок царского квартала древней Александрии Жан-Ив Эмперёр вообще скептически относился к возможности открытия остатков здания Библиотеки[35]. Одним из следов материального существования Библиотеки считается каменный ящик, обнаруженный в 1847 году. Предполагается, что он служил для хранения книг, ныне он находится в коллекции венского Музея истории искусств[36]. По результатам раскопок александрийского Серапеума, принято считать, что для хранения книг служила анфилада из 19 комнат размером 3 × 4 м, расположенная во дворе за южным портиком[37].
В массовой культуре[править | править код]
С 1980-х годов судьба Александрийской библиотеки заинтересовала авторов исторической и приключенческой прозы. В свет вышли романы Стива Берри[38], Клайва Касслера[39], математика и историка науки Дени Гежа[en][40], астронома и писателя Жана-Пьера Люмине[en][41].
Александрийская библиотека играет определённую роль в сюжете, по крайней мере, двух фильмов на античную тему. В исторической драме «Клеопатра» (1963) египетская царица называет Цезаря «варваром» за погибшую в ходе боевых действий библиотеку — в фильме показан её пожар. В 2009 году вышел фильм «Агора», посвящённый судьбе Гипатии, которая по сюжету работала в Александрийской библиотеке. Этот фильм вызвал множество критических откликов в отношении корректности передачи исторической реальности, включая разбор профессионального историка — Фэйт Джастис[42].
Современная Александрийская библиотека[править | править код] Основная статья: Библиотека Александрина
В 2002 году в Александрии на предполагаемом месте старой библиотеки была построена современная «Библиотека Александрина», призванная восстановить былое величие и обеспечить свободный доступ к знаниям для всех желающих. В результате строительства библиотеки в Египте была создана новая образовательная система и публичная образовательная организация, независимая от правительства. Данное учреждение выполняет целый ряд культурных функций[43]. Во время революции 2011 года в Египте жители Александрии выстроились в живую цепь вокруг библиотеки, чтобы защитить её от толпы мародёров, которые, поджигая, крушили всё на своём пути[43].
Примечания[править | править код] ↑ Показывать компактно
1.Борухович, 1976, с. 152.
2.Mostafa El-Abbadi. The life and fate of the ancient Library of Alexandria. — 1990. — P. 78.
3.Angelika Zdiarsky. Bibliothekarische Überlegungen zur Bibliothek von Alexandria. — 2011. — S. 162, 166.
4.Rudolf Blum. Kallimachos. The Alexandrian Library and the Origins of Bibliography. — University of Wisconsin Press, 1991. — P. 104—105.
5.Uwe Jochum. Kleine Bibliotheksgeschichte. — 2007. — S. 34.
6.Elgood P. G. Les Ptolémées d’Egypte. — P., 1943. — P. 7.
7.Борухович, 1976, с. 153—154.
8.Борухович, 1976, с. 153.
9.↑ Перейти к:1 2 3Александрийская библиотека // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. — М: Большая Российская энциклопедия, 2005. — Т. 1. — С. 447. — 768 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-85270-329-X.
10.Борухович, 1976, с. 154.
11.Борухович, 1976, с. 157.
12.↑ Перейти к:1 2Борухович, 1976, с. 159.
13.↑ Перейти к:1 2Борухович, 1976, с. 161.
14.Ritschl F. Die alexandrinischen Bibliotheken. — Breslau, 1838. — S. 3.
15.Keil H. Ioannis Tzetzae scholiorum in Aristophanem Prolegomena // Rheinisches Museum. — 1847. — № VI. — P. 108.
16.In Our Time: The Library at Nineveh. BBC iPlayer. Проверено 19 августа 2014.
17.Борухович, 1976, с. 161—162.
18.Борухович, 1976, с. 166—167.
19.Борухович, 1976, с. 169.
20.↑ Перейтик:12Roger S. Bagnall.Alexandria. Library of Dreams. — 2002. — P. 359.
21.Roger S. Bagnall. Alexandria. Library of Dreams. — 2002. — P. 357.
22.Heinz-Günther Nesselrath. Das Museion und die Große Bibliothek von Alexandria. — 2013. — S. 86—88.
23.Сократ Схоластик. Книга V. Глава 16. Библиотека Гумер. Проверено 19 августа 2014.
24.↑ Перейти к:1 2Борухович, 1976, с. 170.
25.J. J. O′Connor and E. F. Robertson.Theon of Alexandria(англ.). School of Mathematics and Statistics University of St Andrews, Scotland. Проверено 23 августа 2014.
26.Большаков О. Г. История Халифата. — М.: Вост. лит., 2000. — Т. 2. — С. 122.
27.Library of Alexandria(англ.). Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online Academic Edition. Encyclopædia Britannica Inc., 2012 (Web. 04 Mar. 2012). Проверено 19 августа 2014. «Музейибиблиотекасумелиуцелетьвтечениемногихвеков, нобылиуничтоженывгражданскойвойнеприримскомимператореАврелиане» («The museum and library survived for many centuries but were destroyed in the civil war that occurred under the Roman emperor Aurelian»)
28.Monica Berti, Virgilio Costa. The Ancient Library of Alexandria. A Model for Classical Scholarship in the Age of Million Book Libraries. — 2009. — P. 1.
29.Roger S. Bagnall. Alexandria. Library of Dreams. — 2002. — P. 361.
30.Ritschl F. Die alexandrinischen Bibliotheken. — Breslau, 1838.
31.Edward A. Parsons. The Alexandrian Library. — London, 1952.
32.Luciano Canfora. La biblioteca scomparsa. — Palermo, 1986.
33.Поластрон, 2007, с. 30.
34.Mostafa El-Abbadi. The life and fate of the ancient Library of Alexandria. — 1990.
35.Jean-Yves Empereur. The Destruction of the Library of Alexandria. An Archaeological Viewpoint // What Happened to the Ancient Library of Alexandria?. — 2008. — P. 77—80, 88.
36.Roger S. Bagnall. Alexandria. Library of Dreams. — 2002. — P. 353.
37.Robert Barnes. Cloistered Bookworms in the Chicken-Coop of the Muses. The Ancient Library of Alexandria. — 2010. — P. 68.
38.Steve Berry. The Alexandria link: a novel. — New York, 2007.
39.Clive Cussler. Treasure: a novel. — New York, 1988.
40.Denis Guedj. Les Cheveux de Bérénice. — Paris, 2003.
41.Jean-Pierre Luminet. Le Bâton d’Euclide: le roman de la bibliothèque d’Alexandrie. — Paris, 2002.
42.Faith L. Justice.Agora: the «Reel» vs. the «Real» Hypatia(англ.). Historian′s Notebook Author Faith L. Justice′s blog (01.06.2010). Проверено 25 августа 2014.
43.↑ Перейтик:12Thomas Fagernes.Snøhetta. Архитектурное бюро, Норвегия. Лекция Томаса Фагернеса, партнёра бюро и Senior Architect в Snøhetta (рус.). BLUEjeansWITHblueCORNFLOWERS.blogspot.com (November 28, 2012). Проверено 10 апреля 2013.
Библиография[править | править код] Борухович, В. Г. В мире античных свитков. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1976. — 224 с.
Браво, Б.; Випшицкая-Браво, Е. Судьбы античной литературы // Античные писатели. Словарь. — СПб.: Лань, 1999. — С. 7—20.
Мецгер, Б. Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. — М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 1996. — 334 с.
Поластрон, Л. Книги в огне: история бесконечного уничтожения библиотек / Пер. с фр. Н. Васильковой, Е. Клоковой, Е. Мурашкинцевой, А. Пазельской. — М.: Текст, 2007. — 397 с. — ISBN 978-5-7516-0653-1.
Ссылки[править | править код] Александрийская библиотека // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сожженнаябиблиотека. The Library of Alexandria: Centre of Learning in the Ancient World. Edited by Roy MacLeod. — Tauris, 2000. Проверено 19 августа 2014.
Фролов Э. Д. Античный Мусейон в его развитии от частно-правового института к государственному учреждению. ЦЕНТР АНТИКОВЕДЕНИЯ Санкт-Петербургского государственного университета. Проверено 19 августа 2014.
Biblotheca Alexandrina. Home Page(англ.). Bibliotheca Alexandrina. Проверено 19 августа 2014.

[⛭
Александрийская школа

Наука Мусейон
Библиотека
Аполлоний Пергский
Аристарх Самосский
Аристилл
Герофил
Герон Александрийский
Евклид
Клавдий Птолемей
Конон Самосский
Никомед Александрийский
Тимохарис
Теон Александрийский
Эрасистрат
Эратосфен Киренский Философия Школа богословия:
Афанасий Великий
Григорий Чудотворец
Дидим Слепец
Дионисий Александрийский
Иракл Александрийский
Кирилл Александрийский
Климент Александрийский
Ориген
Пантен
Пётр Александрийский
Пиерий
Феогност Александрийский
Филон Александрийский
Школа неоплатонизма:
Аммоний Гермий
Асклепий Тралльский
Гелиодор Александрийский
Гермий Александрийский
Гипатия
Давид Анахт
Иоанн Филопон
Немезий
Олимпиодор Младший
Синезий Киренский
Стефан Византийский
Эдесия Филология Аполлоний Эйдограф
Аристарх Самофракийский
Аристофан Византийский
Дидим Халкентер
Зенодот Эфесский
Эратосфен Киренский Литература Аполлоний Родосский
Арат
Каллимах
Ликофрон
Феокрит
Филит Косский ✰ Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии. Категории:
Библиотеки по алфавиту
Александрийская школа
Культура Древнего Египта
Библиотеки Египта
История науки
Культура Александрии
Исчезнувшие библиотеки
Появились в III веке до н. э.
Утраченные здания и сооружения Александрии Навигация Вы не представились системе
Обсуждение
Вклад
Создать учётную запись
Войти
Статья
Обсуждение
Читать
Править
Править код
История
Поиск
Начало формы
Конец формы Заглавная страница
Рубрикация
Указатель А — Я
Избранные статьи
Случайная статья
Текущие события
Участие
Сообщить об ошибке
Сообщество
Форум
Свежие правки
Новые страницы
Справка
Пожертвовать
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы
Постоянная ссылка
Сведения о странице
Цитировать страницу
Печать/экспорт
Создать книгу
Скачать как PDF
Версия для печати
В других проектах
Викисклад
Элемент Викиданных
На других языках
Azərbaycanca
Deutsch
Ελληνικά
English
Suomi
Հայերեն
Latina
Српски / srpski
中文
Ещё 58
Править ссылки
Эта страница последний раз была отредактирована 2 ноября 2017 в 07:56.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Последние записи
Архив
Друзья
О пользователе
Избранное Блог Резы Саджади
Предыдущая запись | Следующая запись

Гондишапурская Академия

Jul. 16th, 2013 at 9:15 AM https://ic.pics.livejournal.com/sajjadi/27353101/722389/722389_original.jpgГород Гондишапур был основан в 271 г., на территории нынешней провинции Хузестан (юго-западный Иран), после громкой победы сасанидского царя Шапура I, сына Ардешира (Артаксеркса) Папакана, над армией римского императора Валериана, в битве при Эдессе. Гондишапур был призван стать городом-гарнизоном, в котором поместили самого императора Валериана и других высокопоставленных римских пленных.

Захват в плен Валериана стал позорнейшим поражением для римлян и великой победой для персов. Сам Шапур I был так горд своим достижением, что приказал выбить в скале огромный мемориальный барельеф: он, в частности, изображал император Валериана в виде пленника, склонившегося перед персидским царем. Этот барельеф составляет часть комплекса Нагше-Ростам в Ширазе (Иран). Туристы, посещавшие Персеполис, наверняка осматривали его по дороге.

Позднее Гондишапур разросся и стал столицей Сасанидской империи. Интересно, что Шапур I женился на дочери римского императора Аврелиана. Некоторые источники также утверждают, что этот царь послал своего сына Мехрана править Грузией (в те времена являвшейся частью Персидской империи) – и, в итоге, Мехран позднее принял христианство.
https://ic.pics.livejournal.com/sajjadi/27353101/721744/721744_original.pngКак бы то ни было, именно жена императора, римлянка, привезла с собой в Гондишапур двух греческих врачей. Поселившись в городе, те организовали там обучение медицинским наукам, основываясь на работах Гиппократа. Позднее, уже при Хосрове I Ануширване (т. е. «с бессмертной душой»), Гондишапур прославился своими врачами и учеными на всю империю. Хосров I с радостью предоставлял убежище и греческим философам, и ассирийцам-несторианам, бежавшим из Византийской империи по причине преследования со стороны церкви. Царь заказывал «беженцам» переводы греческих и сирийских текстов на пехлевийский (среднеперсидский) язык. Они переводили различные трактаты по медицине, астрономии, астрологии, философии и полезным прикладным искусствам. Кроме того, Хосров I Ануширван послал одного из знаменитых персидских медиков в Индию и Китай, чтобы пригласить ученых оттуда в Гондишапур. Эти гости занимались переводами индийских текстов по астрономии, астрологии, математике и медицине, а также китайских работ о траволечении и религии.

В результате в Гондишапуре был построен старейший в мире медицинский центр (с подобием больницы), куда также входил университет и библиотека, чье собрание составляло около 400 000 томов.

Гондишапурская академия, как этот комплекс называют сегодня, оставалась важнейшим медицинским центром на протяжение VI – VII вв., и привлекала массу выдающихся ученых из Греции, Египта, Индии и Рима. В ней преподавали медицину, философию, теологию и другие науки. Ученики подробно знакомились с зороастризмом и персидскими традициями. При Хосрове I Ануширване в Гондишапуре, у 500 ученых, преподававших различные предметы, обучалось около 5 000 студентов. Позднее и учителя, и студенты получали важные посты в правительстве.
https://ic.pics.livejournal.com/sajjadi/27353101/722029/722029_original.jpgВ Сасанидской Персии, врач, желающий лечить больных, должен был иметь определенного рода лицензию. Хосров I Ануширван создал несколько специальных организаций, занимающихся делами медиков: там будущие врачи сдавали экзамены и получали свои ученые степени. Исторические источники подтверждают: только что закончивший академию доктор должен был пройти специальный экзамен и лишь затем обретал право на частную практику.
Недаром наш современник, историк Сирил Элгуд отмечает, что «в очень большой степени именно Персии мы обязаны созданием системы врачебной практики и больниц, известной нам сегодня».

В 638 г. династия Сасанидов пала под натиском армии арабов-мусульман – так началась исламская эра в истории Ирана. В этот период многие из врачей Гондишапура отправились в Багдад, где халиф Харун ар-Рашид и его преемник создали «Дом мудрости», взяв за основу персидскую Академию.

Постепенно интеллектуальный центр Аббасидского халифата переместился в Багдад, а Гондишапур утратил свою важность. Сегодня от него остались лишь руины к югу от Шахабада, селения в 14 км к юго-востоку от Дезфуля, по дороге в Шуш (Сузы).

Пусть древний комплекс в Гондишапуре и превратился в развалины, дело его ученых живет. Студенты расположенного неподалеку Гондишапурского Университета медицинских наук (основанного в 1959 г.) утоляют жажду знаний, с благоговением вспоминая тех, кто некогда принес этому центру его славу.

Страницы:

История Ирана,
Наука в Иране,
Окно в Иран

38 комментарии
Комментировать
Share
Link

Comments

( 38 комментарии — Комментировать )

Page 1 of 2

<< [1] [2] >> https://l-userpic.livejournal.com/115750167/44839931
berbajs
Jul. 16th, 2013 05:17 am (UTC)
Спасибо за интересный рассказ!
Link | Reply | Thread
https://l-userpic.livejournal.com/107004366/33198720
https://l-stat.livejournal.net/img/icons/facebook-16.png?v=29916?v=211.4Pablo Esscobar
Jul. 16th, 2013 06:12 am (UTC)
Гондишапур не мог быть основан в 271 г. до н. э. в честь победы над Валерианом, потому как Валериан жил только через 500 лет. И Мехран не смог бы стать христианином в Грузии 3 века, потому как только в 4 веке там утвердилось христианство.
Link | Reply | Thread
(Deleted comment)
(no subject) -





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 63
© 09.01.2018 Сергей Канунников
Свидетельство о публикации: izba-2018-2163139

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика












1