О первом декадентском романе в царской России


О первом декадентском романе в царской России
Немногие читатели знают, что первым декадентском романом в царской России, была книга Федора Сологуба «Тяжелые сны». Наиболее знаменитым представителем этого жанра в Европе являлся француз Гюисманс, романами которого зачитывались во второй половине 19 века. Мистицизм, уход в иной мир и пессимизм, составляли суть декадентства.

Эти качества в большой степени присутствуют и в романе Федора Сологуба «Тяжелые сны», опубликованном в 1895 году. Сюжет произведения на первый взгляд незатейливый. Главный герой учитель Логин завяз в теплом болотце обывательской жизни провинциального городка. Его «души прекрасные порывы» в отношении преподавания, быстро угасли. Он уходит в себя и старается минимально реагировать на окружающую действительность. Глубокое погружение в себя, рождает у Логина фантастические, полусонные грезы, сплетающиеся с физической реальностью до их полной неразличимости.

Тот, кому удалось после столичного института попасть по распределению в глухую провинцию, прекрасно поймет многочисленные, иногда даже излишне подробные описания однотонной жизни маленького городка, в котором обитает Логин. Однако не описания бытовой действительности составляют суть романа. Писателей быта в русской литературе было предостаточно.

Фантастический, полупризрачный характер существования Логина в этих условиях, отсылает читателя к ранним произведениям Гоголя и Достоевского. Метафизической основой романа послужили работы немецкого философа Шопенгауэра. Именно подробное описание снов и грез Логина, несоизмеримость его сознания с сознанием обывателей городка, придают оригинальность этому роману. Психика Логина своим погружением в бездны бессознательного, бунтует против инкорпорации и растворения в массовом сознании жителей, пытаясь таким образом сохранить свою индивидуальность.

Однако эта защитная реакция психики имеет и оборотную сторону. Логину, любые явления внешней жизни, представляются злыми и бессмысленными. Он отвергает не только провинциальную жизнь и ее обитателей, но и жизнь как таковую. Все для него скучно, пресно и неинтересно.

Однако встреча с Анной Ермолиной возвращает Логина к внешнему миру. Ее образ несомненная удача автора. Эта еще молодая девушка, обладает не только привлекательной внешностью, но и большим умом. Ее ум позволяет видеть в жизни не только положительные, но и отрицательные стороны, что позволяет ей не утонуть в сахарно-розовом сиропе слащавости.

Автор удачно характеризует ее характер через взгляд: «Глаза ее спокойно и твердо глядели на Логина, и он видел в них странное сочетание кротости и жестокости».Сила характера и способность к сильным чувствам делают Анну спасительницей Логина. К сожалению, при анализе романа критиками, этому образу не уделяется должного внимания. На мой взгляд-это один из самых оригинальных и сложных женских образов в русской литературе.

Глава 36 романа, где происходит объяснение Логина и Анны, кульминационная и наиболее впечатляющая. Особенно удивляют глубокой мудростью слова Анны: «Пока жив, не теряй надежды… Ты убил прошлое…теперь мы будем вместе ковать будущее,- иначе и заново… Пойдем вперед и выше… не будем оглядываться назад, чтоб не было с нами того же, что с женою Лота… Свою тяжесть и свое дерзновение мы понесем сами». На ее фоне, сам Логин выглядит безвольным и апатичным.

Фактически, Анна оказывается единственным звеном, которое держит Логина в пределах внешнего мира, не давая ему исчезнуть с его поверхности.

Финал романа остается открытым, что подчеркивает сложность характеров его героев и отношений между ними, а также, указывает на непринятие автором сладких концовок в духе пресловутого «хэппи энда».

При оценке романа Федора Сологуба «Тяжелые сны» следует учитывать и тот факт, что это было первое произведение писателя. Однако имеющиеся в произведении шероховатости, в сравнении с наиболее известным романом Федора Сологуба «Мелкий бес», где литературное мастерство писателя доведено до совершенства, не делают его менее значимым. Свежесть и первозданность авторского взгляда, свойственные обычно первому произведению, делают его чтение ярким и увлекательным.

В заключении, хотелось бы порекомендовать к чтению роман Федора Сологуба «Тяжелые сны», который и сегодня не утратил своего литературного и общефилософского значения.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 48
© 08.01.2018 Бернар Диас
Свидетельство о публикации: izba-2018-2162480

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика












1