Советы Оптинских старцев-64


Советы Оптинских старцев-64
ИЗ АНАТОЛИЯ СТАРШЕГО ОПТИНСКОГО

Учить я не запрещаю, это доброе дело — век живи,
век учись, но только начни-то с себя.

7.01.17 г.,
Рождество Христово
(Продолжение)

... У нашего с женой знакомого, однофамильца, прекрасного
художника Алексея Ефремова, есть поговорка, которую он
любит повторять за мольбертом: «Есть в картине свет, значит есть
Бог, — и картина будет». Великая истинв в словах живописца.
Если в творении Христос, стало быть, и плод труда Божественно
совершенный. А для этого требуется только одно — чтобы сам
художник был с Богом.

И особенно в тот наиважнейший момент, когда он выбирает, по
высказыванию Блока, «в сфере Божественных идей»,
а потом вынашивает, постигает ту тему, которая возжёт
его душу и сама станет душой произведения.

Если это иметь в виду, то становится совершенно понятным,
почему у литераторов, не имеющих ничего общего с Творцом,
сочинения так далеки от тем вечных, глубинных, коренных,
нравственных, до глубины души трогающих читателя. Причем,
и всё творчество неверов идёт с годами к деградации и пустоте,
к вымученым, нежизненным выкрутасам, поскольку без них они
не умеют, не способны оживить опусы, нет им помощи от Духа
Святого, а только Он и есть Живая Жизнь.

И удивительно ли, что , наверно, 99 поцентов выставленных на
сайтах вещей страдают неизлечимым, мещанским, интимным
мелкотемьем и взахлёб читаются лишь такими же беспомощными,
но предельно нагловатыми авторами — большего-то им не надо,
до большего-то телесные души их не доросли, Истины-то никакой
им не требуется — и без неё им замечательно.

Тематическое кредо всей этой гвардии светских певцов, вконец
испорченных безбожным «серебряным веком», выразила Ахматова:
если бы читатели знали, из какого мусора вырастают стихи (цитата
по памяти). Более антиправолавно не скажешь!

Впрочем, хватит общих рассуждений, посмотрим на лучшие достижения
некоторых сайтов. Начнём с одного из конкурсов Стихов.ру, проведённого
в 2013 году. Первое место пропускаем — оно нам пригодится для освещения
другой темы. Вирши призовых мест того состязания составили у меня
подборку эпиграмм под названием «ШЕПТУНЫ». Она, на удивление,
тогда же и опубликована на сайте.

Второе место

Ольга Аникина

***

Бульвары, третье и садовое.
Круги заезженные, дантовы.
Под фонарями двухголовыми
ютятся липы бородатые.
Пока вовсю чадит над пробками
огней малиновых горение,
ты в круге тесном, как на проповеди,
стоишь и учишься смирению.
И кинолентой сумрак тянется,
а день необъяснимо короток,
когда спешишь под вечер в пятницу
туда, куда спешит полгорода —
в свою нору, в своё убежище,
где за стеной соседи лаются,
туда, где ненависть от нежности
ничем в тебе не разделяются.

Вместо рецензии

Если пробки дорожные – проповеди,
Что с терпеньем роднят иногда,
Что же Богу служенье тогда?
До него – несусветные пропасти,
Бездны тьмы, бездуховного льда.
Потому и дороги – как дантовые,
Жутко адовые круги,
Клёны – как старички бородатые,
И короткие дни – как враги.
И соседи с такой неизбежностью
Всё грызутся за дачной стеной.
И меж ненавистью
и нежностью
Нет и кванта в душе пустой.

6 декабря 2013 года

В этом опусе лишь намёк на большую тему бездуховности,
а точнее безбожности, которую и нужно было поднять не вскользь,
а с великой душевной болью. Как требует того большая Поэзия.
Имейте в виду, что это «стихо» отобрано как лучшее из сотни, а может,
и нескольких сотен представленных в комиссию «трудов».

Уверен, что настоящие стихи к конкурсу не были допущены (ведь
традиции в виртуальном мире, как в вечности, не меняются. Правда,
настанет время — изменятся на православные, но срок еще не
пришёл).

Итак, отсутствие высокой духовности, мелкотемье, интимная
зауженость, неумение глубоко разработать важную для общества
проблему — вторая, после агрессивного атеизма, беда нынешних
литературных сайтов.

Третья — грубое незнание русского языка, пренебрежительное
отношение к его строгим, Богом завещанным правилам, а в общей
сложности полное отсутствие чутья к слову, к сочетанию слов, к
красоте или вульгарности, нецензурности их звучания.

То есть речь о материале, которым мы пользуемся в художественном
творчестве.

ИЗ МАКАРИЯ ОПТИНСКОГО

Малые дела наши, и при всех немощах, когда
в оных приносите покаяние и себя зазираете,
приняты Богом будут лучше, нежели великие
труды и подвиги, совершаемые с высокоумием
и мнением о себе.

8.01.18 г.,
Собор Пресвятой Богородицы

Лучше совета и не должно было случиться. Любое обличение так
или иначе связано с тайными мыслями о подвиге, с высокоумием и
высоким мнением о себе. Потому (примечайте критики
православия!) после размещения очередной главки в интернете
смиренно пойду на молитву перед домашним иконостасом. Писательская
честность прежде всего.

(Продолжение следует)





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 25
© 08.01.2018 Борис Ефремов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2162136

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры












1