НЕ ПРОТИВ КРОВИ И ПЛОТИ...


***

Не против крови и плоти...
Лишь только самую малость -
всего-то вывихнуть локоть,
упасть и выпустить жало.

С любовью шутки не плохи -
пути и шатки, но точны -
в пустыне ахов и охов
найдём оазис лубочный.

И даже включим подсветку,
приладим мощный адаптер
и сквозь москитную сетку
звериный высмотрим фактор.

Наловим что-то клешнями,
на вкус испробуем, может...
Такого нового с нами
нам память вряд ли предложит.

Моя москитная сетка
своё уже не упустит -
твоей же чёрною меткой
места укажет укусов.






Рейтинг работы: 10
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 9
Количество просмотров: 92
© 08.01.2018 Эдуард Поздышев
Свидетельство о публикации: izba-2018-2161648

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика философская


Евгения Викторова       07.04.2018   12:48:19
Отзыв:   положительный
Уважаемый Эдуард!Прочитав с большим интересом практически весь массив Вашей поэзии, выявила органичную коренную особенность ваших стихов. В них отсутствует – обращение. В ваших стихах нет слова – ТЫ . Нет обращения к другу , женщине, народу, нет обращения к Богу, нет личного обращения к чему бы то ни было( ветру, солнцу, звездам и пр). Вам не нужен Другой, наверно, вам достаточно себя. В Феноменологии духа у Гегеля есть мысль о том, что познать и признать себя можно только через ДРУГОГО. У вас другие методы самопознания? Похоже на своеобразный нарциссизм, только отражение вам свое не всегда нравится, отсюда частая самоирония. Стихи у вас в основном головные, умозрительные ,законченные в своей эгоцентрике в прямом лишенном оценочности значении этого слова. Это не плохо и не хорошо. Это просто факт. Этот солипсизм как внутренняя лаборатория, своя замкнутая система, может быть очень интересен. Здесь у вас множество находок, открытий, тонких граней. Но читая, понимаешь, что тебя собственно нет. Есть ли ты, или нет тебя, автору все равно. Но если ты уж пришел, то тебя допустят до лицезрения каких-то внутренних процессов, изысканий, бурь и страстей, которые сотрясают автора. В стихах много размышлений, анализа, умственного витийства, самонаблюдения, сомнений, страданий, т.е. весь спектр внутренней жизни человека ,но без сопряженности с внешним Другим. Кому интересно наблюдать за вами, это и делает. Но нет внутреннего диалога с читателем. Вот этого моста между людьми. Но читателю важно присутствовать, проживать, иметь отношение. А когда призыва нет, то читатель так и остается за порогом . Вы отдельно, а читатель отдельно, нет мостика. То есть нет диалогичности с Другим, нет философии - Я и Ты . А если нет «Ты», значит нет « Мы» и теряется человеческое тепло. Это не значит, что вы лишены такой теплоты, в прозе она иногда переливается из вас с избытком. А в стихах нет совсем. В чем причина? Тепло – это отдача – так и есть теплоотдача. Но здесь нет никакого взаимодействия , нет диффузии , нет соединения.
Главное для меня в поэзии – когда создается дуга напряжения между автором и читателем, канал передачи тепла, т.е. энергии. Это может быть эротическое напряжение, самое понятное и близкое. Но это может быть напряжение совместного личного проживания минуты, духовного поиска, напряжение молитвы. Личное обращение ТЫ , С ТОБОЙ, ТЕБЕ – это очень сильно энергетически. Это тут же привязывает, связывает. Называй чаще женщину по имени, и вы ее привяжете к себе очень быстро. Еще наблюдение. У вас в стихах – нет повелительного наклонения, значит, нет и побуждения. К примеру, у И.Бродского очень часто повелительное наклонение в стихах. Это придает им энергию, чувство приобщения. Вот целый стих из одного только повелительного наклонения:
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку...
Еще:
Прощай, прощай — шепчу я на ходу,
среди знакомых улиц вновь иду,
подрагивают стекла надо мной,
растет вдали привычный гул дневной,
а в подворотнях гасятся огни.-
Прощай, любовь, когда-нибудь звони.
Лучшая русская лирика изобилует всякого рода обращениями во всех видах. Обращение к Другому- это как движущий принцип организации очень многих поэтических текстов. Лучшая лирика – это постоянное обращение и призыв. Для меня вечное и лучшее- « Пора, мой друг, пора. Покоя сердце просит..», « Не пой, красавица, при мне ТЫ песен Грузии печальной» ( А. Пушкин), « Вы помните, вы все, конечно, помните.. ТЫ меня не любишь, не жалеешь, разве я немного не красив?( С.Есенин) «Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?( А.Блок) и до без- конечности.
Вы как будто боитесь обратиться к кому бы то ни было напрямую. А , вдруг, не будет ответа! А еще страшнее, если ответ будет. Потому что надо тогда соответствовать этому ответу. А вдруг ответит – Бог, женщина, друг! Тогда надо принимать на себя ответственность. Это всегда тяжело. А, может, вы так деликатны, что никак не посягаете на автономность читателя? Не связывая его по рукам и ногам, давая ему свободу самому мыслить и чувствовать ?
Как бы то ни было - это ВАШИ СТИХИ. Они богаты и интересны тем, что очень ВАШИ . Еще они очень ЧЕСТНЫЕ, не в бытовом значении слова, а в бытийном. И вас всего коробит, когда хочет пронырнуть лукаво-льстивое словцо. Они абсолютно не декларативны.
Пусть читатели вас штурмуют своими подручными средствами, сами берут вас на абордаж, раз мостиков нет. Это стоит того. Простите за сплошь спорные высказывания, но почитав отзывы, решила, что Вам могут быть интересны родившиеся мысли.
Эдуард Поздышев       10.04.2018   23:50:27

О, я очень рад, уважаемая Евгения, что вы - снова ЕВГЕНИЯ, а не Евгений! И несказанно рад, что позади остались обстоятельства, некогда вынудившие вас спрятаться под мужским именем.
И... продолжаю балдеть от вашего слога!
Надежда Шереметева - Свеховская       08.04.2018   16:34:59

Евгений!
Захватил всецело ваш комментарий, своей обстоятельностью. Большая честь, когда умные, тонкие читатели, не жалея времени, погружаются так глубоко в твое детище. В данном случае, я полностью поддерживаю выбор такого автора, но меня несколько удивил ваш взгляд, на который, вы, разумеется, имеете полное право. Я просто делюсь своим наблюдениями, а они мне диктуют иное ощущение. И в прозе и в стихах – это трепетная, тонкая душа, с живущей в ней глубокой болью… И, конечно же, нарциссизма, там нет и намека, ибо находится всей своей сущностью на мученическом эшафоте, при этом не посягая ни на кого, но принимая все на себя, и отвечая за всех – САМ. Как может. А может, об этом ярко говорит его поэзия – потрясающе пронзительно тихо о громком. И везде, почти везде – обращения к кому-то, к чему-то, но таким деликатным, неравнодушным языком, завуалированным!
Вот, те немного строки, но, сколько в них ВСЕХ НАС, с нашей болью и невысказанностью.
Благодарю вас, за подаренное мне вдохновение – высказаться. Со мной это редко.

Такого нового с нами
нам память вряд ли предложит.

Моя москитная сетка
своё уже не упустит -
твоей же чёрною меткой
места укажет укусов.


И тебя я подожду
сколько будет нужно.
За нескучную беду
другом стану стуже. -
Не оттает наш паром,
чтобы ни случилось.
И забудется дурдом
там, где встретим милость.

Сквозь оголтелость обманов
всех поднебесных стремнин
лучик тот верный приманит
тех, кто воспрянет за ним.


Быть ли теперь всегда
щепкой мечты былой,
чтобы через года
волн разгадать прибой?

Может быть, через миг
просто забудусь сном -
станет от лампы блик
вешкой на дне речном.


вот только как бы не прежде низринуться
того, чтоб встретиться с тем, кто у края.


Но в тишине ночной мне вновь уж не забыться.
И пусть в тиши ночной уснёт навеки грусть
под саваном вчерашней вечеревшей вьюги!
А я под лунных переплясов дуги
сегодня исцелюсь.

Город над рекой, берег золотой...
Осень щедрая дарует, дарует!
Церковь на холме. И сдается мне,
Что Господь нас сегодня балует...


Все эти мятущиеся чувства, ощущения - это порождение его отношения с жизнью, людьми, и он не боится ответов...
Он просто за все в ответе САМ для себя, и это самый тяжелый и достойный из крестов, который способен нести: сильный, и очень чувственный человек. Сила и чувство - это адская смесь, смущающая сознание похлеще любого оружия. От нее невозможно укрыться но жить с ней.
Мне показалось так. Возможно я ошибаюсь, но...
Извините, что вклинилась в диалог, но ведь на то это и общедоступные комментарии.
Евгения Викторова       08.04.2018   22:52:49

Спасибо, Надежда, за Ваш вдохновенный комментарий. Я разделяю Ваш пафос и мне импонирует избранный Вами ракурс во взгляде на творчество Эдуарда П., и я более согласна с Вами, чем готова полемизировать. У столь интересного автора как Э.П. нет и тени нарциссизма в привычном смысле этого слова, а есть глубокий и смелый взгляд в себя, заглядывание в те закоулки и лабиринты души , куда обыватель боится зайти, да так и никогда не заходит, удовольствовавшись скольжением по поверхности расхожих истин и установок. Это постоянная ищущая напряженная мысль придает стихам иногда характер исповеди, иногда нелицеприятного разговора с самим собой. И хорошо, что в меру - без разрывания тельняшки на груди. Да, и всегда наготове самоирония, которая предохраняет от ненужного крика. Об этом Вы прекрасно написали.
Если чуть продолжить свою рецензию, то при отсутствии прямых призывов и обращений, в стихах Эдуарда всегда есть непрямое и ненавязчивое, а значит лишенное всякой демонстрации, тем паче понуждения, ПРИГЛАШЕНИЕ – к размышлению, но размышлению самостоятельному , когда хочется уйти в свое свободное плавание.
Надежда Шереметева - Свеховская       10.04.2018   06:12:57

Одно их чудес интернета в том, что можно, сидя в своем удобном кресле беседовать с таким людьми как вы.
Открытыми, честными, но главное: простыми, а потому и умными.
"И хорошо, что в меру - без разрывания тельняшки на груди". Точнее не скажешь.
Писателя формирует читатель, но именно писАтеля, а не пИсателя. Как, впрочем, музыканта, артиста, если они таковыми хотят называться, значит должны быть одновременно и слушателем, и зрителем. Эту мысль я неустанно прививаю своим студентам.
Благодарю вас за понимание и редчайшую адекватность восприятия моего комментария.


Евгения Викторова       18.04.2018   16:59:14

Спасибо из землянику как квинтэссенцию лесного духа))) и за такую редкую синергию.
Стейнар       06.04.2018   11:43:28
Отзыв:   положительный
привет.
этот стих выделяется среди прочих. прожигает и пропечатывает всю стопку возможных реакций.
в том числе своей ироничностью. хотя мне всегда грустно видеть её в людях.
ибо это маркер изрядной степени отравленности жизнью.

а звериного фактора в жизни много - во всех смыслах.
мы недалеко ушли от. но зато очень далеко ушли от себя настоящих.
и мало кто возвращается.

заметил, что исчезла одна из твоих рец.
ты? или кто-то со стороны постарался?
Эдуард Поздышев       06.04.2018   12:50:03

Привет! Низкий поклон за рецу на этот стих - думал, что проигнорировал . ТЫ - и проигнорировал! Моим друзьям он - не очень. Но мне - по душе, более чем приличествует автору. Спасибо за глубокие размышления на тему.
Рецу убрал, чтобы не пачкать критикой на пустом месте. Суть ты понял - может и ответишь, коль обещал. Кстати, и про Чёрную дыру, что гораздо для меня важней. А про вопрос из рецы я подумал-подумал и решил, что - можно так.
Стейнар       06.04.2018   13:21:38

в след. раз не убирай.
критики я уж точно никогда не боялся.
тем более конструктивной.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  












1