Рождество Христово - стоп-кадр мировой истории




Мне несколько лет назад один знакомый подарил книгу - "Апокрифы древних христиан", и я очень увлеклась ей и зачиталась, хотя апо́крифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — скрытый, тайный) - это произведения, не вошедшие в число канонических Ветхозаветных и Новозаветных книг, утверждённых церковными соборами, их запрещено читать в церкви. Клириков, которые используют их для чтения в храме, Церковь, согласно 60-му правилу св.апостолов, лишает сана. Но порой возникает довольно странная ситуация, как в случае с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы - в каноническом Евангелии об этом событии не сказано ни слова, а мы празднуем его, потому что знаем о нём из апокрифа – т.н. Протоевангелия Иакова. В этом же произведении говорится о Рождестве Иисуса Христа и о предшествующих ему событиях – о Благой Вести, сообщённой ангелом Марии, о превратном поначалу отношении Иосифа Обручника к её беременности, об испытании, которому были Иосиф и Мария подвергнуты для обнаружения их мнимой виновности, о переписи в Вифлееме Иудейском, куда отправилось Святое семейство, и наконец, об удивительном событии, произошедшем на середине пути, о котором, согласно тексту апокрифа, сообщает сам Иосиф:

«И нашёл там пещеру, и привёл её (т.е.Марию), и оставил с ней сыновей своих, и пошёл искать повивальную бабку в округе Вифлеема. И вот я, Иосиф, шёл и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полёте остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось…»

Протоевангелие Иакова было подвергнуто критике Иеронимом Стридонским (+420) и включено в список запрещённых книг. Но как бы ни обстояло дело в действительности, каким бы ни было подлинное происхождение рассказов о Введении в Иерусалимский храм Девы Марии и об описанном в апокрифе зрелище, удивительном стоп-кадре, возникшем в момент Рождения Иисуса Христа, невозможно не удивиться и не проникнуться замечательной и трогательной идеей, даже если она и была выдумана неизвестным автором, - об остановке всей природы, всего видимого мира, всей мировой истории, не посмевшей двигаться вперёд, не замерев на миг со стыдом и изумлением в тот момент, когда Творец, Владыка времени и пространства, пришёл к людям, смиренно родившись на земле. Всё остолбенело, отступило на шаг в почтительном поклоне, потеряв на мгновение свой смысл и значение перед величайшим в истории событием.
Точно так же должно было замереть и в страхе отпрянуть всё низменное и подлое, что настойчиво желает подчинить себе мир и управлять им по самочинным законам, отвергающим любовь Божию к Его творению. Эта минута была призывом к людям решительно победить, попрать, изгнать из своей жизни те явления, которые, к несчастью, господствуют в ней – власть и корысть во всех их проявлениях. Вероятно, для отклика на этот призыв нужны были гораздо бо́льшие силы и мужество, чем те, которыми в действительности обладают люди.
Жаль, что описанный в апокрифе миг остановки природы перед Христом не возникает хотя бы изредка, раз в год, хотя бы только как воспоминание, в нашей жизни, церковной и гражданской. Жаль, что мы не имеем решимости и даже желания так преклониться перед чудом воплощения Бога на земле, чтобы наша привычная жизнь замерла перед Христом, чтобы остановилось и оцепенело всё, что ныне возвышается и гордится, и все те, которые намерены ещё долго, бесконечно долго измываться над этим всё ещё прекрасным Божьим миром, мучая и уродуя его своим властолюбием, злобой, корыстью, ложью, алчностью и похотью.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 17
© 07.01.2018 Александра Копылова
Свидетельство о публикации: izba-2018-2160606

Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1