Жизнь в Англии. Книга очерков. Часть первая.




«…Эту книгу я написал около пятнадцати лет назад и за это время, многое изменилось не только в России, но и в Англии.
Однако, иногда полезно заглянуть в недавнее прошлое, чтобы оценить движение в будущее!
Надеюсь, что читателю такой «поход» в прошлое будет интересен…»
Владимир Кабаков.



Вступление к книге очерков об Англии, англичанах и русских, живущих в Англии.


Общие замечания о основных чертах жизни в Англии и если угодно то иллюстрированное оглавление к этой книге.
Прежде всего меня поразил налаженный веками быт – то, что я называю технологией жизни, богатство страны, накапливаемого столетиями. Богатство, ставшее обыденностью, привычкой.
Если сравнивать с Россией, то становится понятной сложность восстановления нормальной жизни в нашей стране.
И дело тут не в коммунистах или капиталистах. Из малого, никогда не делается быстро много.
Когда я слышу споры о том, как было бы хорошо если бы царь остался, или коммунисты остались, - думаю, что предмета спора тут нет.
Так складывалась история, что Россия всегда была на грани исчезновения, во все времена воевала, а потом обрушивалась в пропасть социального хаоса.
И вновь и вновь воюя, поднималась из праха, устанавливалась на какое-то время и вновь рушилась, силою исторических обстоятельств, обусловленных географическим положением, социальной нестабильностью, следствием загадочного русского характера: полуазиатского, полуевропейского государства; полу христианского, полуязыческого образа верований; полудикого, полуцивилизованного образа жизни.
Часто, всё это плохо совместимые качества перемешивались в кипящую, бурлящую взрывоопасную смесь. Клокотало, удивляя и пугая европейцев и подавая пример азиатским соседям.
Страна всегда имела свой путь, путь поражений и побед, тысячелетнего рабства и победоносных революций сменяемых контрреволюциями!
И это судьба России, которая непохожа ни на одно европейское, но также, непохожа ни наодно азиатское государство…

Но вернёмся в Англию.
Личный автомобиль здесь давно уже стал не роскошью, а средством передвижения, средством упорядочения жизни.
Супермаркеты продуктовые и мануфактурные - это торговые фабрики.
Продукты закупают раз в неделю на неделю.
Привозят на машине, закупая всё, включая туалетную бумагу, спички, салфетки, стиральные порошки, вино и медикаменты. В каждом доме, для этого есть большой холодильник и морозильник.
Эта купля-продажа существует уже давно, как целая индустрия. В этих супермаркетах существует система скидок, финансовых пунктов и распродаж.
Продукты со всего света, - чтобы можно было подешевле купить, побыстрее доставить, подороже продать и получить прибыль.
Мануфактура продаётся таким же образом в больших магазинах.
На нескольких этажах все есть, все на виду, все доступно, никто не боится, что украдут. Продавцы ходят и смотрят кому помочь выбрать. Радио и электротовары, одежда и обувь, постельное и нижнее бельё - всё есть: разных цветов, оттенков, фасонов и конструкций. В магазинах просторные прохладные залы, будь то лето или зима.
Платят кредитными карточками и наличными: «живые» деньги тут же берут в банкоматах. Вообще, деньги здесь – цель и смысл жизни.
В отличии от шестидесятых, когда студенты и интеллигенция отбивалась от навязывания обществу стандартов потребления, сегодня, даже бывшие хиппи и битники перевоспитались и копят денежку, делают карьеру.
Потеряли свободу, зато живут сыто и спокойно. Если бы не эмигранты и терроризм, жить можно бы припеваючи!
Но сытая жизнь, чревата застоем и слава богу России это не грозит.
Однако, помимо супермаркетов есть и маленькие магазинчики, прямо на вашей улице, в вашем районе.
В этих магазинчиках вы знаете хозяев, а те в свою очередь знают вас. Когда надо прикупить, что то по мелочи, вы идёте в «свой» магазин» и покупаете – быстро и недорого…
Днём и вечерами в городах и деревнях работают пабы и бары, в которых общаются и пьют пиво, водку и виски. В Союзе были клубы, а здесь для общения, особенно в сельской местности и в пригородах пивные пабы и бары.
То, что покрепче пьют граммами, не так как в России - перевернул двести пятьдесят и готов. Отсюда, от быстрого опьянения, быстрое отключение всех социальных «сфинктеров». Потом следует - «ты меня уважаешь...», а потом или мордобой или пьяные слёзы: тут зависит от темперамента.
В Англии сегодня работают много: в банках, конторах, в офисах, на стройках. Иногда если нельзя или не выгодно применять технику применяют даже тачки, какими возили землю в тридцатые на Беломор –канале.
Строят много.
Весь Лондон в башенных кранах, как в России во времена пятилеток.
Строят быстро, по принципу «лего», то есть структурными модулями. Разбирают не старое ещё здание, а на его месте ставят каркас и набирают модулями. Смотришь, через полгода-год новое красивое современное здание готово.
Земля в городе очень дорогая, поэтому строят качественно, добротно. Квартиры и в старых и в новых домах очень дорогие, хотя строят и муниципальное жильё, тоже красивое и удобное.
В принципе, муниципальное жильё, бесплатное, его дают особо нуждающимся и бедным, но кварт - плата высока. Однако и зарплата высока.
Средний заработок в Лондоне около пятнадцати тысяч фунтов в год. Это около пятидесяти тысяч в месяц рублями. Но повторяю, цены в Англии самые высокие в Европе, исключая Москву. Может быть поэтому в Лондоне много бездомных, но об этой проблеме подробнее в другой раз…
Парки, скверы, деревья, цветы, пруды, фонтаны, скульптуры - все хорошо продумано, уютно нарядно. Цветочные клумбы или коллекции живых роз просто волшебные. И тут же, в парках, птицы: дикие утки, гуси, лебеди разных пород и разного цвета.
В Ричмонд-парке стада оленей и ланей, гуляют рядом с человеком, иногда в двадцати шагах. В любом парке белочки едят орешки с руки.
Тут велосипедные дорожки соседствуют с пешеходными и очень много футбольных и регбийных полей, на которых даже в будни многолюдно. Ведь Англия это родина футбола и регби, как впрочем вообще спорта.
Дороги - нет слов - сказка.
Улицы в городах узкие, но водители привыкли и дорожных происшествий не много, хотя бывают пробки.
Паркуют прямо на обочинах правда отведенных местах и в ограниченное время, а в воскресные дни даже на мостах через Темзу.
А мосты какие? А прогулочные пароходы? А рестораны на кораблях на воде?.. А сколько свету ночью? Газеты можно читать…
В городах, много мелких кафе и ресторанчиков: итальянских, индийских, японских, французских, китайских. Появилось несколько русских, где хорошо кормят, но достаточно дорого: двадцать-тридцать фунтов с человека. В Лондоне живёт многонациональное сообщество: много индусов, арабов, африканцев, в основном из бывших колоний.
В Нюэме (район Лондона) эмигранты составляют большинство (60% жителей). Иммиграция стала большой проблемой недавно.
Раньше считались расистскими любые разговоры об этнической статистике. Сейчас положение изменилось. Власти ввели жесткие меры против незаконной или подозрительной эмиграции, но расизм на британских островах не прививается, хотя на бытовом уровне бывает...
В Лондоне много музеев, большинство из которых бесплатные, в том числе Британский музей и Национальная художественная галерея, Галерея Тейт Модерн и Музей естественной истории. Много книжных магазинов, много книг, много читателей. Книги дорогие, но есть система скидок и много магазинов уцененной книги. Я покупаю книги только на распродажах…
Телевизор, а то и два-три, в каждом доме.
Много каналов ТВ и радио, Классическая музыка почти так же популярна как попса, но у каждой своя аудитория.
Очень много церквей. Почти все работают. Государственная религия – англиканство. Священники свои люди в школах, а школьники в церквях. Много детских церковных хоров. Здесь веруют без фанатизма, но в большинстве искренне.
Много уличных рынков которые работают в обеденное время. Очень удобно. Можешь в обед пройтись и купить нужную вещь совсем недорого.
Часто проводят национальные фестивали и карнавалы. Кажется собирается пол города. Едят пьют, поют, танцуют, продают-покупают, гремит музыка, играют оркестры. Беженцы по районам проводят свои праздники. Дети и взрослые поют и пляшут в национальных одеждах. Русских не видно.
Метро в Лондоне старейшее в мире, ему около полутора сотен лет. Удобное, линий и станций много, вагоны уютные с бархатной обивкой сидений. Метро часто совмещено с пригородными поездами.
Можешь сесть в метро в центре Лондона и уехать на южный берег моря, в Брайтон. Много всяческих реконструкций. На месте свалок и старых промышленных районов, дорогие современные жилые комплексы. В старых доках и фабричных зданиях оборудуют музеи и концертные залы…
В деревнях, на фермах продают овощи и фрукты, варенья и соленья. Видишь объявление, заезжаешь платишь, берёшь и уезжаешь. Часто хозяев нет рядом. Работают. Просто берёшь, оставляешь плату на прилавке и уезжаешь.
Диких хищников нет в природе. Волков и медведей уничтожили несколько столетий назад. При этом либералы очень жалеют животных. Часто, значительно больше чем людей.
Может быть поэтому в Лондоне появились городские лисы живущие в садах и огородах.
Они, иногда нападают на кошек и собак. Было несколько случаев нападений на грудных детей в колясках.
Ни собак ни кошек в диком виде на улицах не увидишь. Этим Англия тоже отличается от России.
Суды традиционно торжественны. Судейские чиновники в париках и мантиях. Юридические сообщества владеют целыми районами в центре города. Очень богаты …
Много туристов и есть на что посмотреть. Королевская гвардия, как двести лет назад, делает развод караула у Букингемского дворца, в том числе конная гвардия в золотистых кирасах и с саблями наголо.
В драматическом молчании, конные караулы следуют по улицам суперсовременного города. В этом есть что-то от средневекового театра. Но ребята то на «коняжках» – чьи-то сыновья или внуки…
Народу не протолкнуться…
Скандалы в парламенте и королевской семье становятся достоянием публики через газеты, которые выходят иногда более чем на ста страницах, с журнальными приложениями. «Санди Таймс» выходит по воскресеньям и чтива на всю неделю. Стоит фунт сорок. Но повторяю: чтения на неделю. Одно спортивное приложение на тридцати страницах…
Система образования интересна. Начальная школа с пяти лет. С одиннадцати лет – второй уровень. Последние два года в школе - ступень для поступления в университет.
По результатам школьных экзаменов, вы можете претендовать на поступление в тот или иной университет, в том числе в престижные Кембридж или Оксфорд.
В университетах обычно учатся три года. Школы государственные и частные при этом частные школы, в давние времена, были задуманы как школы для бедных, но превратились в дорогие, привилегированные.
Многим из этих школ по несколько сотен лет. Платят в таких школах за обучение ежегодно по семь-десять-двадцать тысяч фунтов. За год, за обучение в университете надо заплатить около трёх тысяч…
Отпуск в Англии это почти всегда путешествие. Большинство представителей среднего класса могут себе позволить поездку за границу.
Маршруты разные: от Китая до Аргентины и от Голландии до Испании.
Впрочем, не менее интересны поездки по Англии от Уэльса и Шотландии до Ирландии и Южной оконечности острова.
Путешествие под Ла-Маншем, на поезде Евростар во Францию, никто уже и не считает заграничным.
Путешествуя и наблюдая жизнь других народов в других странах, сравнивая, мы начинаем понимать, что существуют ценности, значение которых похоже и в Иране и в Швеции. Личная свобода, финансовая независимость, наряду со свободой воли и патриотизмом делают людей похожими.
Путешествия позволяют сравнивая, понять и увидеть свою жизнь со стороны. Помогают осознать, что такое хорошо и что такое плохо…
Как ни странно, но для меня было большим открытием, что в Англии, наряду с капитализмом, существуют и зачатки социализма
Я почему-то был уверен, что Англия это оплот империализма, а потому, ни о каких формах социализма не может быть и речи. Голая эксплуатация и только…
Но я лечился в современных бесплатных госпиталях, ходил искать работу в бесплатные джоб-центры, учился на бесплатных курсах английского языка…
Думаю, что существование социалистического сектора здесь, открытие приятное не только для меня.
Возникновение дикого капитализма в России, во многом обусловлено незнанием россиянами действительной жизни на Западе. И этим воспользовались нечестные люди! Помню аргумент русских образованцев: «Вы знаете, ведь там на Западе за все надо платить» - и начинали брать поборы с больных, учащихся, ищущих работу, а то и просто за пользование государственными уличными туалетами.
На самом деле, в Англии наряду с частными госпиталями и агентствами по трудоустройству, есть и бесплатные, государственные, которые не хуже, а иногда и лучше. Мало того, здесь, как впрочем и в ведущих западных странах, есть профсоюзы, которые являются великой силой защиты рабочего человека. Попробуй директор школы или начальство любого уровня заставь работать учителя или рабочего в не оговоренное контрактом время или не выплатить заработную плату во время.
Директор может лишиться места, а начальство может получить такой скандал или не дай бог забастовку. Его, начальника, могут уволить или не переизбрать на следующих выборах. И конечно речь не может идти о взятках чиновнику.
Не принято дарить цветы учителям в начале и в конце учебного года. Ведь ваши дети или вы сам зависите от учителя.
Все понимают, что учительство –это работа и какие могут быть подарки за работу кроме зарплаты.
В России же, дача и вымогательство взяток - это норма. И здесь дело не в уровне зарплаты, как я пытался доказать своим друзьям и знакомым образованцам.
Взятка это всегда следствие нравственного разложения. Думаю, что уровень совести никак не связан с уровнем доходов. Для меня это очевидно. Бессовестные люди оправдывали взяточничество ещё в СССР. И во что всё вылилось вы сами видите!
Вся страна мучается, но взятки стали уже «вредной привычкой» от которой безболезненно невозможно избавиться.
С трудом представляю себе человека который утверждает, что он верует в Христа и берёт взятки, хотя бы и «борзыми щенками».
Отсутствие взяток и поборов в Англии, - следствие крепкой нравственной основы общества, привычка не делать преступлений потому, что за это Бог накажет, осудят люди.
В конце концов просто не принято…
Я приблизительно набросал план тем о которых хочу написать.
О чем то уже написано, что-то еще предстоит увидеть и обдумать.
Будет много спорных тем и утверждений, но главное будет попытка сравнения, иногда невольного.
Я ведь русский человек, да еще наверное и «старый русский». Хотя бы потому, что я родился ещё при Сталине и прожил, взрослея и наблюдая жизнь, и через правление Хрущева, и застой Брежнева, слышал знаменитое «улучшить и ускорить» из уст Горбачева, видел пьяное дирижирование оркестром Ельцина.
Теперь хочется подумать и поговорить и о хорошем и о плохом, что принесла мне жизнь за это время.
Возможно, буду субъективен, но иначе и быть не может. Всегда помню чей то афоризм. «Факты без толкования и толкователя просто не существуют» - и я с этим полностью согласен…


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion


2003-09-15.Лондон. Владимир Кабаков













Ожидание религиозных войн.


Рассуждения о религии.


… За последнее столетие, англиканская церковь передвинула границу нравственно допустимого до пределов оправдывающих зарабатывание денег и обладания комфортабельными условиями существования.
Иначе говоря, смешение царства божия и царства кесаря укоренилось в англиканской традиции.
Но поостережемся упрекать кого бы то ни было, ибо это движение было ответом на откровенное лицемерие средневекового католицизма и борьба эта была связана с жертвами и кровопролитием. Вспомним английскую королеву Кровавую Мери и её недолгое, но кровавое правление.
Погружаясь во тьму времён, мы видим борьбу между сторонниками подлинного христианства и фарисейства - псевдо-религиозности.
Процесс христианизации и его развитие постоянно связан с противостоянием и взаимодействием, взаимопроникновением царства кесаря в царство божие.
И движение это шло долгое время в одну сторону.
Однако и царство божие в самой радикальной форме реализованное большевиками, опробовало прорыв в царство кесаря, революционным путем, в своём радикализме, отрицая собственно христианство, но спонтанно, в глубине, имея в качестве идеалов Христовы ценности.
Вспомните десять заповедей строителей коммунизма…
Надежда построить светски-христианское царствие Кесаря извращает первооснову христианства, но воплощает бесчисленные попытки человека разорвать паутину первогреховности, отрицая личную ответственность и покаяние за грехи прародителей смешавших себя с миром животного инстинкта в перво времена и за это изгнанных из Эдема.
Большевики, на мой взгляд, использовали много принципов заимствованных у перво-христиан. И даже еврейскую идею богоизбранного народа, вместо народа используя понятие «класс».
Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин в своём отчаянном радикализме отрицали и христианство, подменив личную ответственность перед Богом, ответственностью перед человеческим законом, что дало кратковременные результаты, но слишком дорогой ценой утраты личной свободы и привело в итоге к обожествлению вождей.
Кроме подмены основополагающей идеи, коммунисты повторили путь уже однажды проделанный Французской революцией.
Они, в процессе бюрократической эволюции, превратились в партию номенклатуры и чиновной верхушки.
Постепенно были забыты или изменены на противоположные не только партийные принципы, но и цели Русской революции.
Остались демагогические лозунги, вроде «Народ и партия едины», или «Партия – авангард рабочего класса». Отсутствие подлинной демократии и привело не только к падения партии, но и к разрушению СССР и идеи социализма!
Сегодняшние проблемы коммунистов заключены в неспособности понять изменившуюся ситуацию и соответствующим образом реагировать на перемены.
И главное!Коммунисты должны понять свои ошибки и на деле доказывать, что они партия рабочих и крестьян….
Но вернёмся к англиканской церкви.
Сегодня это ветвь христианства является государственной религией в Англии и насчитывает во всем мире около семидесяти миллионов человек. В Англии главой церкви является Архиепископ Кентерберийский.
Он избирается благодаря сложной системе политических решений, где главным и решающим является выбор премьер-министра английского правительства. Затем претендента представляют королю или королеве и всё.
В Англии, косвенно, даже архиепископ избирается народом и это есть продолжение политической системы.
Иначе говоря, царствие кесаря и здесь поглотило царствие божие.
Нечто подобное было и в СССР, хотя здесь церковь была отделена от государства… Формально, церковь в Англии зависит от государства, но фактически нет. Просто духовная и светская власть сотрудничают, удовлетворяя потребности общества.
На первый взгляд смешение кесаря и бога, их сотрудничество, не касается политики, но это на первый поверхностный взгляд.
Сегодня проблемы веры и неверия стоят во главе угла политической жизни всего мира, а за этим скрывается борьба между «верными» Богу и «неверными».
И неважно как этот Бог называется на том или ином языке, в той или иной части света.
Самым ярким примером отстаивания своей религиозной идентичности является мусульманство.
Ислам – религия простых людей, которые хотят жить по законам оставленным пророком Мохаммедом. А законы эти строгие и те, кто их придерживается, сами себя называют «верными».
И их борьба с неверными, часто приобретает агрессивный характер из-за вмешательства в их жизнь «неверных».
Но не только религиозными разногласиями обусловлено желание арабского мира противостоять культурной экспансии Америки и их союзников в остальном мире, экспорту «демократии» с помощью денег а часто и с помощью оружия.
Навязывание ценностей Западного мира, включающих атеизм и буржуазное полу-христианство, провоцирует отпор исламских фундаменталистов.
Обезбоженность Западного мира достигла опасных пределов, когда деньги очень часто занимают место Бога на алтаре Жизни.
Мне это напоминает религиозную ситуацию в Римской империи накануне рождения Христа.
Во всяком случае уже нельзя надеяться, что этот кризис «рассосётся» сам собой. На самом деле это может привести к новым религиозным войнам, своеобразной Круссаде, но теперь ислама против христианства.
По сути джихад, это и есть религиозная война «верных» против «неверных».
Для мусульманских ортодоксов подмена царства божия царством кесаря или светским государством - есть отпадение от веры.
Для них, и деньги и комфорт никогда не могут затмить блеска божьих идей учения Аллаха. Поэтому, наблюдая ниспадение веры на Западе до уровня средства достижения богатства и комфорта, они говорят о безбожии западного мира.
Кроме того ортодоксальная доктрина толкает приверженцев ислама на борьбу за независимость «правильной веры» от тлетворного влияния «неверных», так называемого либерализма, который на взгляд ревнителей ислама является врагом веры, проявлением человеческого эгоизма, замаскированного под защиту псевдо –демократических ценностей, таких как абстрактные права человека, права женщин, права сексуальных меньшинств.
Для исламистов обожествление либеральных ценностей есть всегда борьба против подлинного Бога и его заветов.
Для исламских ортодоксов очевидно, что Запад и прежде всего Америка маскируют свою испорченность и неверие разговорами об общечеловеческих ценностях, демократии и прогрессе.
И здесь лицемерие и фарисейство Соединённых Штатов очевидно.
Для людей умеющих чувствовать чужое горе, любые попытки бомбить чужие города и деревни, есть акты агрессии чем бы они не оправдывались - борьбой с диктатурой или помощью демократической оппозиции.
Объявление Бушем идеологических противников Америки «осью зла», очень напоминает заявление Гитлера о странах, которые для блага всего мира и Третьего Рейха надо уничтожить, ибо в них живут недочеловеки.
Кроме того подводиться идеологическая база под утверждение, что только Запад и даже конкретнее президент - США Джордж Буш - младший знает истину и по просьбе «трудящихся американцев» берёт на себя роль бога, который один только знает кто достоин жить а кто нет.
Одним словом: «ОВЦЫ НАПРАВО, А КОЗЛИЩИ НАЛЕВО».
При этом американцы пробуют на непослушных новейшие вооружения, такие как 15000-фунтовые бомбы или даже вакуумные, обладающие особой разрушительной силой.
Под лозунгом защиты добра и справедливости, скрывается политика с позиции силы и откровенные экономические интересы. И дело здесь не только в нефти Ирака, но прежде всего в сохранении финансового доминирования «избранных» над остальными, а для этого надо уничтожать непокорных и вообще инакомыслие.
Ужас испытанный американцами и самим Бушем 11-го сентября, толкает их на бесчеловечные акции устрашения для наведения «нового порядка». При этом, Буш, часто молится и просит американского бога помочь ему и Америке победить врагов. После войны в Афганистане и Ираке, после убийства десятков тысяч мирных жителей, он утверждает, что он христианин!
Постепенно война с терроризмом превращается в войну с инакомыслием, ведет к диктатуре США и не видеть этого невозможно.
А то, что эта война ведётся под демагогическими лозунгами «свободы и демократии», ещё больше настораживает.
Анти христианский, анти религиозный характер всего происходящего, наводит на печальные размышления об утрате христовых ценностей, превращения христианства в бытовой догматизм, приучающий людей к ценностям фарисейства.
Делая зло или преступление, в надежде на безнаказанность, замаскируй ложь под правду, зло под добро, лицемерием скрой своё неверие, и ты добьёшься своего.
Но из истории, мы знаем, что Бог рано или поздно воздает злом за зло и добром за добро. Только невежды или отъявленные хитрецы не помнят, чем закончилась и казнь Иисуса, и гонения на христиан в Римской империи.
В добавление, хочется сказать, что распространение антиамериканизма во всем мире, связано с попыткой американцев убивать других не подвергая себя опасности: либо чужими руками, подкупая наемников в Югославии, в Афганистане и в Ираке, формируя и натравливая оппозицию на неугодные режимы, либо сбрасывая с воздуха тысячи бомб, зная об отсутствии или неэффективности противовоздушной обороны.
Самое страшное, что такой «прагматизм» стал нормой в международной политике. Казалось бы – вот где поле деятельности для правозащитников.
Однако, они, в этих случаях молчат или поют дифирамбы, «борцам за свободу». Такое простодушие, рано или поздно приводит к обратному результату – несвободе и ненужным человеческим жертвам…
Американцы не прислушались к предупреждению прозвучавшему 11-го сентября и продолжают политику под лозунгом разделяй и властвуй. Североамериканцы продолжают использовать своё островное положение, которое до сих пор помогало им избежать войны на своей территории.
В то время, как на протяжении двух последних мировых войн страны Европы и Азиистановились жертвами опустошительных взаимонашествий, Соединенные Штаты воюя, ещё и зарабатывали деньги на разорении и разрушении своих экономических конкурентов, используя океан, как щит.
Времена меняются и события 11-го сентября показывают, что никто сегодня, как бы далеко он не находился от Евразии, не обеспечен полной безопасностью.
Мало того. Сегодня, американское общество по своему национальному составу так многозначно и хаотично, что любые военные или экономические неурядицы могут привести это государство к гражданской войне и социальной атомизации, к борьбе всех против всех.
Культ индивидуализма и корпоративной разобщенности, чреват социальными потрясениями и кризисами. А либеральная идеология, ставящая во главу угла личное преуспеяние, подталкивает к манифестации эгоизмов, движет общество к краю пропасти. Рано или поздно, подмена христианства либерализмом обернется для Америки катастрофой.
И очень важно видеть перемены происходящие и происшедшие вокруг нас и внутри нас. И в Америке, и в Европе очевидно становление кризиса политической системы, когда перемены в обществе и в экономике заставляют менять и многие институты «старой» демократии.
Тот, кто успеет провести необходимые реформы, тот избежит множества непредвиденных потерь и страданий.
Для сравнения хочу сказать, что СССР, - главный враг Запада в холодной войне, - потерпел катастрофу и распался, когда либерализм проник в общество, а идеологи «победившего социализма» не «заметили» этого, потому что сами были его носителями.
Эгоизм и ложь партийно-чиновной номенклатуры разрушили единство народа, а потом уже стали разрушаться политические и экономические структуры.
Кризис власти в СССР продолжается многие годы и до сих пор не закончился, хотя страна поменяла новое название, на старое. За спиной России в двадцатом веке, три революции, гражданская война, две кровопролитные мировые войны. Казалось бы страна уже привыкла к катаклизмам привыкла их преодолевать.
И всё-таки…
В этом веке, Россия от насильственной смерти, потеряла более тридцати миллионов человек, лучших из лучших - базовый генофонд, что стало на мой взгляд причиной катастрофического демографического кризиса, от которого Россия ещё долго не сможет оправиться.
Появление «образованцев», социальная анархия, утрата морально – религиозных идеалов отразилась на экономике и привела к воцарению в стране дикого капитализма, когда на место утративших силу скомпрометированных запретительных законов, пришли законы бандитского сообщества. Свято место не бывает пусто…
Хочу напомнить, что разложение системы началось после введения войск в Чехословакию, а потом и в Афганистан. Тогдашние правители тоже вообразили себя знающими, что плохо и что хорошо для других стран…
Таким образом, даже привычная ко всему Россия потерпела катастрофу и понесла невозвратимые потери.
Каково же будет Америке пережить нечто похожее…
Но я не хочу тревожить читателя мрачными предсказаниями.
В завершение, хочу отметить, что религиозному сознанию за последнее десятилетия нанесён значительный урон.
Все что мы сегодня видим - есть следствие постепенного отступления от религиозных, христианских норм и требований. Телевидение, пресса и радио пропагандируют сытую довольную, физиологическую, животную жизнь.
Легализация секса, эротики, порнографии, стремление избегнуть глубоких переживаний будь то смерть близких или любовь, приводят к соответствующему понижению уровня ответственности за будущее наше и наших детей.
Прямая, временная выгода теснит благо и самопожертвование, высмеивает альтруизм, заставляет поверить в одномоментность, сиюминутность бытия, без перспективы развития, без воздаяния за наши дела и поступки.
Для многих, деньги становятся целью и смыслом жизни и они, в бешенной погоне за богатством, олицетворяющем для них свободу, комфорт, и наконец идеал веры, не могут уже оценить происходящее, всячески затуманивают своими рассуждениями и поступками разницу между Богом и Мамоной, любовью и себялюбием, верностью и предательством…
Все это следствие победы идеалов фарисейства, против которых так самоотверженно выступал Христос, видя в них предательство Бога и причину человеческих страданий.
Количество верующих становится все меньше, а количество фарисеев или псевдо - верующих все больше.
Протестантизм, который был реакцией на фарисейство разрушающее подлинную веру, сегодня превращается в рутинное обрядоведение, ослабляемое псевдореформами, угождающими фарисеям все больше и больше. Многие из верующих не видят альтернативы процессу дегуманизации и атеизации жизни...

…Но ведь это так просто, - вернуться на путь праведной, страдательной жизни. Возлюби ближнего, как себя самого. Не делай другому того, что тебе самому не понравилось бы. Устреми своё я навстречу благотворительности и добротолюбию…
При этом, совсем необязательно «рвать на груди тельняшку». Делайте добрые дела тихо и незаметно и вам воздастся…
- Распни его! - кричала толпа Пилату и сегодня, рёв толпы на стадионах очень напоминает этот сатанинский крик в Иерусалиме, во времена предательства и казни Иисуса.
Рёв самолётов и вертолётов, взрывы мин и бомб вторят этому вселенскому «Распни его!»
А современная церковь не находит в себе сил для благодатных перемен, потому что и в ней Кесарево заслонило, затмило Богово.
Наступают времена Великого Инквизитора, времена фарисеев, которые готовы вновь и вновь предавать и казнить всякого, кто усомниться в их «святости и добродетелях». Либерализм –это идеология нового фарисейства, постоянное забвение слов Иисуса: «Царствие моё не от мира сего»!


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion


2003 год. Лондон. Владимир Кабаков












Грязная работа.


Я не работал в Англии после приезда около полутора лет.
А точнее, попробовал подрабатывать, помогая художнице делать поздравительные открытки и получал за многочасовую работу около двадцати фунтов в неделю.Зарабатывал около фунта в час, при кропотливой, напряженной работе.
Вскоре, художница отказалась от моих услуг, чему я был втайне рад.
Когда я, совсем заскучал без денег и без перспектив, мы с женой - сам я не понимал по-английски и тем более не говорил - пошли в трудовое агентство.
Просмотрев сотни объявлений мы выбрали два-три, которые нам подходили и стали разговаривать с агентом- симпатичной участливой женщиной средних лет. Она куда-то звонила, с кем- то о чём -то договаривалась и выдала нам два адреса. Назавтра жена позвонила по указанным адресам и в первом месте, уборщика посуды с утра до обеда, в кафе концертного зала «Фестивал-холл» нам отказали, а во втором, уборщиком в Вестминстер – колледже предложили прийти. Я был согласен на любую работу, но только на полдня и с утра желательно. Это я указал в агентстве.
Встретили меня в университетском общежитии двое молодых людей и предложили на следующее утро выйти на работу.
Короткая справка: мне за пятьдесят и в России я был директором большого подросткового клуба, с двадцатью педагогами и двумя уборщицами. Но времена и обстоятельства жизни меняются и понимая это, берешься за любую работу…
Утром в понедельник, я получил ведро, швабру, резиновые перчатки, мне указали место где я мог переодеться и началась моя рабочая деятельность.
Три часа каждый день, я мыл полы, ванны, туалеты, пылесосил и убирал студенческие кухни в квартирах из восьми комнат с гостиной.
В комнаты я не входил, а все остальное было полем моей активности.
Супервайзер-начальник показал мне как надо мыть чистить, пылесосить и процесс пошел. Платили мне в начале минимальную для Англии зарплату: три шестьдесят за час. В две недели набегало около сотни фунтов.
Скоро я привык, познакомился с некоторыми студентами и остальными уборщиками.
В основном это были африканцы, но бывали и европейцы: двое молодых парней из Югославии, которые меня почему-то жалели и снисходительно похлопывали по плечу. Потом появилась испанка и даже молодой вежливый китаец.
Африканцы все хорошо говорили по-английски, а европейцы и китаец плохо, как и я. Владельцем фирмы уборщиков был весёлый и немного нервный Раджин. Со мной он был вежлив и видимо догадывался, что я знавал и лучшие времена.
Со временем в уборщиках остались только африканцы и я, стал называть себя «белым негром», вспоминая знаменитое эссе Нормана Майлера.
Вскоре, я привык к работе приноровился и захотел ещё подработать. Через знакомых жены, устроился ещё в фирму по уборке офисов в Сити, «по черному», то есть без документов.
Как выяснилось, фирмой командовала женщина, а сотрудниками были её сорокалетний жених и взрослая дочь.
Встречаясь с Шоном - так звали жениха -мы убирали маленькие офисы и во дворе, в трёх- четырёх местах.
Напарник был карибским негром из Канады. В прошлой его жизни осталась жена – ирландка и двое детей подростков. Разошлись они потому, что бывшая жена была алкоголичка и промучившись с ней лет пятнадцать он её бросил.
Сейчас, он был женихом необъятно толстой хозяйки фирмы очень живой и общительной Магдален, которая от отца получила это дело в наследство.
Работая дополнительно к первой работе ещё два с половиной часа, я получал сто фунтов. Работы было немного, но мы, ездили с работы на работу на автобусах, таская за собой пылесос в большой сумке и потому, к вечеру прилично уставал.
Иногда, мы с Шоном перед работой выпивали по бутылке пива, а то заходили в перерыве работ в паб и там, я попробовал настоящий Гиннес и Карлсберг. Одним словом, пытался въехать в английскую колею и стать как все люди.
Однако с моей зарплатой скоро начались неприятности. Магдален памятуя о том, что яработал без договора, стала задерживать зарплату на месяц, а то и на два. Вскоре Шон ушел на другую работу, а я стал убирать офис на Олд –стрит.
Два часа, за сто пятьдесят фунтов в месяц.
В последний раз я не получал от Магдален зарплату за четыре месяца. Работал и ждал, вспоминая, что в России не получают зарплату по году. Однако через своего знакомого я узнал, что фирма регулярно перечисляет Магдален мою зарплату
В конце концов Магдален выгнали, заставив её заплатить мне за четыре месяца шестьсот фунтов. Фирма была китайская и когда они узнали о моих злоключениях с зарплатой, то зауважали меня.
На первой работе сменился уже второй супервайзер и на место молодого парня из Бразилии, который все время спал закрывшись в кабинете, пришла африканка средних лет по имени Мария.
Она резво взялась управлять и видя мою вежливость и безотказность решила, что я существо безобидное, тем паче, не говорю по-английски.
Она стала приказывать и указывать что и как делать, сваливала на меня самую грязную работу, под довольные ухмылки остальных уборщиков.
Один раз я не выдержал и так на неё рявкнул, ударив в ярости кулаком по перегородке, что она испуганно выскочила из комнаты и хотела вызвать полицию, но телефон почему-то не сработал.
После этого случая она стала более вежлива и вскоре уехала в Африку.
Африканцы иногда посмеивались надо мной не понимая, как может нормальный белый работать уборщиком.
В Англии это прерогатива чёрных, опустившихся на дно белых англичан или иммигрантов, только что прибывших в Англию. Но, я терпел молчаливые усмешки и постепенно от меня отстали.
Я ведь был воспитан в Советском Союзе, где все были равны и любая работа не зазорна.
Через полтора года, за то же время работы, я уже зарабатывал вдвое больше чем в начале и в общем, на двух работах получал иногда более шестисот фунтов в месяц.
Индиец, владелец фирмы видя мою работоспособность зауважал меня и очень сожалел, когда я собрался уходить…
На второй работе тоже стало неплохо. Я перезнакомился с сотрудниками фирмы и беседовал с ними о футболе, рассказывал о России.
Фирма занималась теле коммуникациями. Все работали с утра до вечера у компьютеров и у многих, даже молодых, в конце недели прорисовывались тёмные круги под глазами.
А я, как «белый человек», приходил после полудня, мыл посуду на кухне и делая перерывы читал газеты.
Потом я пылесосил два зала, иногда попутно обсуждая результаты футбольной супер лиги с итальянцем Матео, страстным фаном итальянского клуба «Болонья».
Я даже не переодевался, так как работа была чистая.
И ещё, я думал, что работать так, как работают эти молодые мужчины и женщины не смогу.
Мне казалось, что так работать могут только рабы, у которых другого выхода нет.
Ну а деньги? - спросите вы...
- Ну а что деньги? Разве они делают нас счастливыми?
Главное, чтобы работа, которую вы делаете, была осмысленной.
А эти невольные «затворники» мучаются проблемами бессмысленной купли продажи с утра до вечера, а иногда, даже ночью, видят кошмары о не проданных услугах связи. Конечно они все зажаты жизнью в угол - если не будут зарабатывать достаточно, то не смогут оплачивать жильё и их выгонят на улицу. Но по мне, так лучше улица, чем всю жизнь вот так…
Пишу это, а сам думаю: «Ишь, какой ты смелый! Давно ли сам- то крутился как карась на сковородке без работы и без денег».
…Через какое-то время я потерял работу и сейчас вновь безнадежно хожу по трудовым агентствам. На моём счету в банке сегодня семьдесят пенсов…


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion


2003-09-16. Лондон. Владимир Кабаков















Взбаламученное море.



ПРИТЧИ: Глава 11 «Ветхий завет».

«Придёт гордость, придет и посрамление.
«Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их».
«Не поможет богатство в день гнева, правда же спасёт от смерти».



Нынешнее морально-нравственное состояние России можно сравнить с взбаламученным морем.И это море раскачали праздные, безответственные люди. Вот только одна подробность «шторма» охватившего страну…
Читая русские газеты я каждый раз подмечал выпячивание в них зла, - каких-то особенных жестоких преступлений, каких-то особых сексуальных извращений и вообще ужасов, притягивающих обывателя, как магнит.
Например, в одной из популярных газет, между прочим рассказано, как бывший зэк заманивал нестойких женщин и девушек к себе на квартиру, напаивал их, насиловал, а потом убивал и даже частично съедал филейные части, а остальное выбрасывал.
Для разделки тел использовал мясницкие ножи и пилы для костей. После суда и получения срока грозил судьям убить их и съесть…
Похожие, бессмысленные и кровожадные убийства довольно часто происходят в России. И вот я стал задумываться над причинами такого душегубства. Как божия создания, сотворенные по образцу и подобию Всевышнего, дошли до жизни такой. И почему в стране называющей себя православной христианской, подобное стало возможным, да ещё не в мрачно жестокие средние века, а в начале двадцать первого века, во времена победы либерализма и воцарения демократии…
Весной 2003-го, я побывал в России, впервые после пяти лет разлуки.
То, что там увидел, поразило меня!
В Питере, который судорожно готовился к Юбилею города, нашёл я весеннюю грязь и запустение.
На Малой Охте, в одном из тихих её уголков было чудовищно грязно. Помойка находящаяся рядом со школой, была раскидана на многие метры вокруг и запах мокрой, горелой бумаги и мусора, затруднял дыхание. На тающем заледенелом снегу, тут и там виднелись кучи и кучки оттаявшего собачьего дерьма, накопившегося за зиму.
В доме, где живет моя дочь все двери парадных были сломаны, замки вырваны с корнем. Полы в подъездах уже не мыли многие месяцы.
Почти в каждой квартире за дверьми лаяли собаки, которым хозяева позволяли делать свои «дела» рядом с домом и потому, вход в подъезд превратился в собачий туалет.
В подвалах домов были крысы, иногда выбегавшие на лестничную площадку, пугая детей. Почуяв весну, из этих же подвалов вылезли стайки бездомных, нахально-весёлых подростков, радующихся яркому солнечному свету.
Они попрошайничали в магазине и продавцы пыталась их поскорее выгнать, чтобы клиентов не отпугивали…
Было ещё много грустных, мрачных впечатлений и я стал думать и спрашивать себя: «Кто виноват?»
Россия, на свежий взгляд, представляется страной совсем недавно потерпевшей жесточайшее военное поражение. И это не только потому, что грязно, тесно, бедно и мрачно внешне.
Главное мрачно и бесперспективно внутри: душевно, эмоционально!
Люди привыкли терпеть нищету и несправедливость, как нечто присущее самой жизни. Отсюда равнодушие при столкновении с произволом и беззаконием.
Лозунг дня: «А что я могу сделать?».
Более того. Я заметил, что многие люди отчаявшись, строят свою жизненную философию на откровенном человеко и бого ненавистничестве.
Всё плохое вокруг воспринимается ими как подтверждение их правоты: «Человек это чудовище, а Россия - страна подлецов и дураков!».
При этом, эти мизантропы не видят греха в своей оценке и своём поведении.
И в том, что Россия превратилась в страну злых собак, решёток и металлических дверей, они винят окружающих, но не себя.
Всплеск ностальгии по мифическому «золотому веку» прерванному революцией, позволяет им чернить всю недавнюю историю, шельмуя и большевиков и исторический взлет страны, когда СССР стал супер державой.
Забыто тысячелетнее русское рабство, разделившее народ на две неравные половины Забыто сотрудничество церковников - «стяжателей», после победы над «не стяжателями», с крепостниками – рабовладельцами.
Стяжатели «иосифляне» в церкви христовой имели несметные богатства, крепостных крестьян и собственные заводы и фабрики, часто превращая церковь в «дом торговли». Революция была естественной реакцией на фарисейство клира и богатеев.
И что же мы видим сейчас в России?
Это, не противостояние богатых и бедных, а скорее состояние, когда каждый воюет с каждым и все со всеми.
«Золотой телец» стал во главу угла. Тысячелетнее рабство возвращается. Бандиты и бывшая номенклатура накопившие богатства ценою жестокости и крови, восхваляют позорное прошлое, подкупив средства массовой информации, объясняя устами подкупленных «авторитетов» на ТВ, радио и в газетах, правомочность алчного эгоизма «перестройщиков».
Мол, потом разберёмся кто прав, а кто виноват.
А пока, если есть стремление и силы, хватайте все, что раньше называлось народным и что уже давно стало ничьё.
А если нет ни сил не умения тогда терпите. Дескать так нормальный мир устроен: «Кто-то едет, а кто-то везёт!».
При этом, лживые «авторитеты» показывая на благополучный Запад спрашивают: «Хотите жить как они? Тогда слушайте нас!..»
Берусь утверждать, что на Западе давно уже так не живут, а может быть никогда и не жили. На Западе самые отчаянные головы хотя и немного, но верят в бога, иначе здесь не прожить.
Конечно религиозность не фанатична, но она есть и именно благодаря ей люди живут достойно. Предприниматели не только платят налоги, но и занимаются благотворительностью, строят больницы, школы, дома для престарелых, жертвуют деньги на научные исследования, разные курсы.
И предприниматели здесь работают! Культура работы в Сити и деловых центрах такова, что многие проводят в офисах по десять – двенадцать часов, и это не считается трудовым подвигом. Не хочешь так работать – уходи. Найдём другого.
А потери работы здесь боятся все - автоматически начинают накапливаться долги и попробуй не выплати во время…
А в России?
Чиновники работают спустя рукава, чуть ли не гордясь тем, что за малую работу получают приличное жалованье.
Своё взяточничество, они оправдывают нехваткой денег, простодушно уравнивая нравственность или по-русски совесть, её количество, с количеством денег в их карманах. Они оправдываются. «Платите больше денег и мы перестанем воровать и брать взятки».
В России так говорят почти все.
И ещё одна деталь…
Когда я в разговоре с друзьями, коснулся темы утраты русскими национальной культуры, то есть национального костюма, национальных песен и танцев, которые для подавляющего большинства стали концертными номерами только подчеркивающие их экзотичность, мои интеллигентные друзья дружно кинулись обвинять меня в анти – русских настроениях.
Это было неправдой и только рассмешило меня.
Получалось так, что если ты «за русских», то должен молчать как партизан, опасаясь брать на себя труд предполагать и размышлять о причинах упадка и моральной деградации и государства и нации в целом.
Друзья скоро опомнились, тоже засмеялись смущенно. Ведь они по сути ничего не могли мне возразить и только кричали: «А сам-то ты поёшь русские песни? Сам-то ты имеешь русский костюм?»
Однако есть люди которые считают, что все беды в России начались из-за отсутствия подлинно христианской веры, от неразберихи в умах, когда добро и зло поменялись местами и когда вор и бандит живёт богато а честные труженики верующие в добро и справедливость страдают.
Но главное, чтобы эти люди знали и верили, что нет в жизни незамеченных, напрасных жертв. Что бывали в истории христианства мрачные страницы, но через упорство и веру, ценою самопожертвования, христианство восстанавливало свои силы и умножало их. Уверен, что Россия пройдя через искушения властью, станет во главе православия очистившегося в испытаниях…
Однако болезнь обезбожения мира и страны зашла уже далеко.
И чтобы лечить эту болезнь, вначале надо понять, как далеко мы ушли от идеалов христианской жизни.
Тут надо не бояться правды и строгих самообличений, как нельзя бояться правдивого диагноза если мы хотим излечиться.
Надо готовиться к трудному лечению, к горьким лекарствам, к покаянию. Если мы будем скрывать сами от себя, что мы больны, тогда станет только хуже. Поэтому надо терпеть и работать. Иного пути нет…



Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion



2003-09-17. Лондон. Владимир Кабаков














Праздник беженцев в Нюэме.


На подходе к школе в Илфорде стали попадаться нарядно одетые люди в индийских, африканских, азиатских одеждах. Из-за школьных зданий неслась громкая музыка.
В воротах нас встретили приветливые люди, представители оргкомитета и мы показали пригласительные билеты…
На широком асфальтированном дворе школы на первый взгляд собралось не менее тысячи человек, в большинстве дети и подростки. Но много было и взрослых, ярко и красочно одетых, улыбающихся и в праздничном настроении.
По краю школьного двора расположились аттракционы: карусели, резиновые крепости и дворцы внутри которых веселилась прыгала и скакала детвора.
В другом конце давал представление кукольный театр. По асфальту ездил поезд на резиновых колёсах и вагоны были заполнены улыбчивыми пассажирами.
В левом углу большого двора, под лёгкими навесами расположилась большая столовая с блюдами из национальной кухни многих стран: Польши, Колумбии, Конго, Уганды, Бангладеш, Литвы...
Всего более чем из двадцати…
Все это бесплатно! Я попробовал польский бигус, карибский салат, из зелени и кукурузы, индийский рис с острыми приправами и литовское мясо.
Разговорился с литовцами, которые не показывая удивления говорили со мной по-русски. Один круглолицый светловолосый мужчина лет сорока, вспомнил благодатные годы, когда можно было на ночном поезде приехать в Ленинград, провести там день, а вечером уехать назад в Вильнюс или Каунас.
А я вспомнил, как мы однажды в Вильнюсе сидели с друзьями в гостинице в ожидании номера и вдруг, литовская девушка узнав о нашей беде пригласила нас переночевать в пригородной гостинице, проводила нас до места, где мы разместились удобно и не дорого. Я часто вспоминаю этот случай и думаю, что нелюбовь литовцев к русским в советские времена сильно преувеличена сегодняшними газетами…
Мой собеседник поддержал меня.
- Мы жили в Союзе как хорошие соседи. Я всё собирался съездить на Кавказ, но откладывал, думал ещё успею…
- Не успел! – вздохнул он. – Я думаю, что развал Союза – это дело чиновников, так называемой элиты, которой все время хотелось иметь больше власти.
- Кто притеснял литовцев или эстонцев, или армян с грузинами?
- Мы были как одна страна. Но чиновная номенклатура воспользовалась ситуацией, трудностями, и глупостью в том числе и русских прежних чиновников и Союз пройдя через кризисы спровоцированные националистами и теми кто их поддерживал, распался. - Народу, простым людям, которых всегда большинство, стало хуже…»
Я согласился поддакнув, и позже, подумал о том, что сегодня наступили времена искажённого видения прошлого, когда все что было совсем недавно, ещё на нашей памяти, представляется некоторыми людьми и не живших в те времена сознательной жизнью, малюется антисоветскими, чёрными красками…
После длинной паузы литовец закончил: - Сегодня мы здесь и нам неплохо.
Он обвел рукой вокруг и вздохнув закончил: - Но дома было бы лучше.
Я слушая кивал, понимая, что этот литовец говорит пережитую, выстраданную правду!
Заметив, что жена и дочь, во время нашего разговора ушли к концертной эстраде, извинился перед собеседником, попрощался и пошел догонять своих.
Мужчина вслед мне крикнул: - Сегодня и наши дети будут выступать!».
На сцену в этот момент вышли польские цыгане: женщины, подростки, девочки в длинных платьях.
Зрители расположившись тесным полукругом захлопали, цыгане запели и заплясали - это было зажигательно весело, темпераментно, громко.
Почему-то многие слова их песен были русскими и я всё понимал, да что там понимать?Ведь цыгане, везде цыгане. Ромалы!
А кто не знает: «Две гитары за стеной, жалобно запели…»
Потом были поющие женщины из Зимбабве, в длинных желто -коричневых платьях и шалях- накидках. А потом в зелёных клетчатых костюмчиках блондинистые дети хором спели литовские народные песни с притопами и прихлопами, и сплясали литовский танец. Я смотрел , слушал и думал. Почему здесь нет русских? Может быть потому, что в России сейчас не помнят ни народных песен ни танцев.
Это тоже отчасти проделки чиновников от образования и не только. Может быть поэтому русские, которых сегодня много в Лондоне, собираются только, чтобы потанцевать на английской дискотеке.
Даже в России, национальная культура в загоне и встречается только на концертахнациональных ансамблей.
Пока, русских объединяет «великий и могучий» язык, но ведь не секрет, что дети эмигрантов часто плохо знают русский, а во втором поколении почти не знают.
Может быть поэтому русские везде так не дружны, не могут постоять за себя, да и не привыкли- ждут пока кто-нибудь скомандует.
И как следствие - с одной стороны униженное самосознание, которое порождает велико-державный шовинизм, а с другой, - оголтелый национализм.
И в этом я вижу «заслугу» кучки людей которые называют себя демократами и либералами. Вспоминаю как эти радетели, «западной демократии» называли любого, кто заговаривал о возрождении национальных традиций ксенофобом, а людей протестующих против монстрюозного правления Ельцина, против обнищания народа и наживания миллиардов олигархами, называли красно- коричневым или коммуно-фашистом.
И если бы это было только глупостью. Но, в мутной воде раздоров, эти люди ловят свою «золотую рыбку».
Скоро я отвлёкся от своих невеселых мыслей.
На сцену вышли африканцы из Конго. Ритмичная музыка, приплясывающий певец, завели публику: все заулыбались притопывая в ритме песен. Рыжий мальчуган двух – трёх лет отроду не сдерживая восторга плясал около сцены веселя добродушную публику. Рядом танцевали другие дети и подростки: коричневые, белые, чёрные…
Праздник был в самом разгаре, но день клонился к вечеру и мы собрались уходить.
В машине, я спросил у жены – англичанки, чем отличаются беженцы от иммигрантов. Она долго думала, а потом сказала: «Беженцы- это те кому грозит физическая или психологическая расправа в странах где они жили. Ну а иммигранты – это люди, которые ищут лучшей жизни, в других благополучных странах».
Я вздохнул и подумал: «Что касается русских то они сейчас беженцы, даже тогда, когда ищут лучшей жизни в чужих странах. Всё-таки иммиграция очень болезненный, драматический процесс. Жизнь на чужбине нелегка. Надо жертвовать своей судьбой ради детей. Но кто знает каково будет в чужой стране нашим детям?».
И ещё подумал, что хорошо бы устраивать такие праздники беженцев в России. Может быть тогда русские, слушая чужие песни, глядя на чужие танцы стали бы грустить о своих песнях и танцах и пришли бы через сожаление об утраченном, к пониманию необходимости восстановления национальной культуры и традиций объединяющих народ, людей в нацию.
«Однако всему своё время» - подумал я и снова вздохнул.
За стеклом мелькали старинные церкви, скверы, колледжи, госпитали и все это ухоженное красивое, просторное…

Мне стало грустно…


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion



2003-09-22. Лондон. Владимир Кабаков
















«Палата № 9»




У меня проблема с лодыжкой.
Боль - иногда сильнее, иногда слабее есть всегда, даже тогда, когда я не двигаюсь – сижу или даже лежу.
Два года назад я начал беспокоиться о будущем и обратился к врачу.
В начале попал к специалисту – диагносту, который сделал рентгеновский снимок повреждённого места, тут же показал мне снимок и сказал, что процесс имеет необратимый характер и надо делать операцию.
Следующая консультация была у специалиста-хирурга, фамилия которого была Ангел. «Это хороший знак» - подумал я.
У Ангела, в той поликлинике, где я делал осмотр, должность консультанта и он бывает там раз в неделю, приезжая из госпиталя.
Я ждал очереди к нему на приём около месяца.
Ангел оказался мужчиной средних лет, приятной наружности, с иголочки одетый. Он включил диктофон и осматривая меня, точнее мою лодыжку, записывал свои замечания голосом.
Показывая мой снимок рассказывал, что кости голени опустились и опускаются на кости стопы.
Рентгеновский снимок моей стопы, действительно выглядел отвратительно и я, окончательно решил, что надо делать операцию.
Но Ангел сказал: - Придётся ждать около года, так как к мне есть очередь…
Он смотрел на меня внимательно, говорил оптимистично и пообещал, что после операции я смогу ходить в горы и даже играть в теннис.
Я вдохновился - мне надоела моя боль и хотелось расслабиться.
И ещё я понял, что если не сделаю операцию, то лучше мне уже не будет и со временем, начну ходить с тросточкой, а потом и с костылём.
Мне было пятьдесят пять и я хотел ещё прожить лет двадцать. Согласитесь - двадцать лет, это большой срок.
Уходя из поликлиники, я думал, что Ангела мне сам бог послал …
Я продолжал работать, но сократил число рабочих часов до четырёх в день…
Прошел год, и когда мыт с женой собирался в отпуск во Францию, в Альпы, вдруг пришло письмо, в котором мне предлагалось прибыть в ортопедический госпиталь, на операцию, через неделю.
Если не приеду, то меня переведут в хвост очереди и придётся ждать ещё год.
Я конечно поехал, срочно найдя замену на работе, ожидая двухмесячное колясочное, костыльное существование…

…Госпиталь оказался на окраине Лондона среди полей и перелесков и занимал несколько гектаров зелёных холмов.
Приехали туда утром, предварительно созвонившись с приёмной и узнав, что моя палата № 9.
Палата оказалась большим помещением с двадцатью специальными кроватями и мужским населением, после операции рук и ног.
Мы немножко подождали, погуляли по территории госпиталя, позавтракали в столовой для персонала и когда наше место освободилось, я занял кровать номер два, почти у входа.
Скоро нам принесли меню для выбора блюд на ближайшие три дня!
Я заказал себе лазанью и сладкую булочку на ланч и мясное рагу с рисом и ананасом на саппар. Ланч начинался в двенадцать и саппар в шесть часов вечера.
Жена всё это время сидела рядом со мной и переводила мои ответы на английский, на котором я говорил очень плохо.
Между делом у меня взяли кровь, сделали рентген, записали мои данные, в том числе какого я вероисповедания и не вегетарианец ли я.
В палате оказался перевозной телефон и я несколько раз перевёз его к нужной кровати ответив на звонок - я пока был ходячий больной.
Мою операцию назначили на девять часов утра, на завтра.
Пришли анестезиологи: в начале один, потом второй. Говорили, что мне нельзя будет есть после полуночи, что мне в начале сделают местный наркоз, а потом и общий, что во время операции я буду спать и операция продлиться около трёх часов.
Постепенно я привык к больничной атмосфере, к тихим разговорам, наблюдал поведение посетителей которые стали приходить после ланча…
Несколько слов о системе здравоохранения в Англии.
Как выяснилось она не так плоха, как можно подумать, читая английские газеты. А если сравнивать с нынешней российской, то и вовсе хороша.
Есть очереди на операции, не хватает мест в больницах, но если попадаешь к врачу, то тебя осмотрят, выслушают предложат хорошее, современное лечение.
В сравнительно дорогой Англии, я лечился бесплатно.
До этого, прошёл курс лечения от головокружения, от сердечных проблем.
Меня осматривали, обстукивали, оклеивали мою голову датчиками. И все это сосредоточенно, профессионально, вежливо!
Люди работали и никого не интересовало, что я недавний иммигрант и что у меня проблема с документами. В больнице, я был только пациент, не более но и не менее…
Причиной этих недугов был внезапный переезд а Англию.
Чужая страна, чужой язык, ностальгия - все это повлияло на моё здоровье, а точнее мои проблемы проявились здесь внезапно и с особой силой.
И моя нога заболела здесь по настоящему: четыре года назад я ещё играл в футбол а сейчас иногда хромая, с трудом прихожу с работы.
Но ведь есть и позитив.
В России, где я много и увлечённо работал, не нашёл времени заняться своей ногой.
Когда тебе из-за занятости не хватает времени для того чтобы поесть, часто совсем не думаешь о будущем и о своём здоровье тоже.
А здесь в Англии - я уборщик и моя операция – это передышка в бессмыслице монотонных будней.
Мало того. Я ведь получил после операции бюллетень и оплату бюллетеня почти восемьдесят процентов от моего заработка. Это конечно меня сильно поддержало…
Извините, отвлёкся…
В шесть часов вечера вкусно поужинал и после, мы с женой сходили в столовую, где она тоже поела сытно и недорого, а я купил для себя несколько книг на благотворительной распродаже, по фунту за экземпляр. Одна, о восхождении британской команды на Эверест, а другая - очерки Ролана Барта о эстетике.
Надо отметить, что здесь всё устроено удобно, как для больных так и для посетителей и персонала.
И все работают, а не отсиживают часы - ведь платят за работу хорошо.
Поэтому, каждый делает своё дело серьёзно и непрерывно.
Нянечки, медсёстры, работают буквально не покладая рук. В большинстве это выходцы из Африки и Азии. Доктора же в большинстве англичане…
Но вечером, ко мне подошёл анестезиолог и отрекомендовался - Саша.
Я был приятно удивлён и мы поговорили о жизни, о его работе.
Он уже четыре года здесь и за это время, я был первым русским, которого он встретил в госпитале среди больных.
Саша подтвердил, что больница действительно хорошая и всё оборудовано и устроено по последнему слову ортопедии.
Он между разговорами расспросил меня о предыдущих операциях, имею ли какие аллергии? На это, я уверенно ответил: - Насинг.
Потом, ещё раз напомнив, что после полуночи ни есть ни пить нельзя, Саша ушёл… Вскоре, проводив жену домой, остался один, стал ждать и готовиться…
Спал хорошо, несмотря на летнюю жару и непривычное, новое место.
Ночью, сквозь сон слышал шаги и тихие разговоры медсестёр, меряющих температуру и давление у тяжелых больных.
Проснулся на рассвете, поворочался, встал и пошёл в туалет.
Потом полежал, слушая храп соседей и когда свету прибавилось, почитал англо-русский словарь страницу за страницей, как художественную книгу…
Около восьми утра принесли ситцевый халат для операции одеваемый завязками назад, бумажные плавки, специальные носки для улучшения кровообращения. Носков было два и я долго ломал голову, переживая, одевать или не одевать носок на левую ногу, которую должны были оперировать.
После долгих и сложных рассуждений, носок одевать не стал…
Вскоре пришёл молодой человек в белом халате и представился.
Это был ассистент Ангела. Он сообщил, что я первый в этот день на операцию, что разрезы сделают здесь, здесь и здесь - показал где.
Потом пояснил, что металлическими шурупами соединят кости в районе лодыжки, закрепив их вместе.
Я ответил вежливо насколько мог по-английски, что уже слышал это…
В девять часов пришли двое в зелёном, переложили меня на специальную кровать на колесах и повезли по длинным покатым коридорам. Встречные больные смотрели на меня долгим внимательно- сочувственным взглядом.
В операционной нас встретили анестезиологи.
Саша шутил, что –то рассказывал мне по-русски, объяснял, что он делает, хлопал своей ладошкой по моему предплечью, и воткнул шприц куда надо.
Я улыбался в ответ и пытался шутить и вдруг, потерял сознание и перестал что-либо помнить….
Очнулся через какое-то время, уже в другой комнате и весь в поту, словно облитый водой. Позже, я понял, что это от болевого шока, который я не сознавал, но мое тело страдало. Улыбаясь незнакомому человеку, хлопочущему вокруг меня, вытирал пот полой халата, чувствуя холод от вентилятора под потолком, и лёгкую тошноту…
Меня вырвало несколько раз слюной и стало немного лучше.
Мельком глянул на настенные часы - было ровно час. Моё беспамятство длилось около трёх часов!
Повезли в палату. Хотелось пить и немного тошнило, но я улыбался и щупал сырой гипс и одеревеневшие пальцы ноги - анестезия ещё действовала…
Пришла жена. Принесла фрукты и шоколад - подарок детей. Я обрадовался и поедая крупную, спелую черешню болтал без умолку, рассказывая перипетии операции и свои чувства до и после.
Она кивала, но смотрела на меня с состраданием.
Потом, меня неожиданно вырвало и снова облился потом.
Медсестра сделала мне укол в филейную часть от тошноты и мир вновь обрёл нормальный вид.
Гипсовый «сапог» охватывал стопу и верх голени до колена, но от непрекращающейся боли, я искал положение поудобнее для моей новой «обуви».
Неожиданно вспомнил больницу в Симферополе, мужскую палату на шестерых, анекдотыпо вечерам, громкий хохот над фривольными шутками.
Все соседи по палате были старше меня и у одних в буквальном смысле двоилось в глазах, а другие беспрестанно подёргивали головой, иногда дёргая ещё и подбородком.
Но несмотря на это, жизнь кипела. По вечерам смотрели телевизор, комментируя повороты сюжета. Мне тогда тоже было плохо, я не мог ходить без поддержки, но тоже смеялся их шуткам…
…После ужина жена ушла и я остался наедине с наступившей тишиной.
Самое спокойное время в палате между семью и десятью вечера. Нет суеты, громких разговоров - будто люди устали от прошедшего дня.
Осторожно перекладывая ногу, поворочался с боку на бок и стал читать настольную библию, обнаруженную в ящике своей тумбочки.
На ночь выпил болеутоляющего и снотворную таблетку.
Заснул чутким нервным сном…
Утро началось с чистки зубов и мытья.
Я впервые попробовал ходить на костылях и у меня получилось.
- Не так быстро, не так быстро - останавливала меня медсестра.
С восьми утра, «косяками» пошли люди в белых халатах, санитары стали перестилать бельё на постелях, кухня развозила утренний чай и все эти люди столпились в проходе.
С завистью смотрел на здоровых людей понимая, что сам надолго выпал из людской суеты…
День проходил медленно: завтрак, обед, ужин.
Днём пришла молодая физкультурница и пригласила на тренировку в зал физиотерапии. Везли туда меня на коляске, а когда я взял в руки костыли, она постоянно останавливала меня и просила не спешить, делать все правильно.
Потом она показывала, как правильно садиться и вставать с коляски, подниматься по лестнице и спускаться с неё.
Потом, показал ей как надо бороться на руках и объяснил, что в России был тренером по армрестлингу. Остальные больные смотрели и улыбались, а моя физиотерапистка была в восторге.
Потом мы с женой посидели в маленьком внутреннем дворике.
Стал объяснять ей, что для меня эта операция - не постепенное приближение к инвалидности, но попытка от неё избавиться! Что я снова хочу начать бегать, прыгать, ходить в горы с тяжёлым рюкзаком.
Хочу через временные страдания и неудобства, такой немалой ценой вернуть себе способность радоваться жизни, как это было в молодые годы.
Ещё будучи тренером, я постоянно спорил с врачами спорт диспансера о том, что человек обладает бесконечными приспособительными возможностями и если их использовать в полной мере, то можно делать чудеса.
Я рассказывал им о Дикуле - цирковом артисте, который упав с высоты в цирке сломал себе позвоночник. И вот, прикованный как казалось до конца жизни к постели, он начал бороться за жизнь и победив болезнь, стал ещё сильнее чем был.
Я видел его выступление в цирке, когда он жонглировал семидесятикилограммовым шаром и держал на прямых руках лёжа на спине штангу весом чуть менее тонны.
Зрители в этот момент испуганно замерли, а когда номер закончился разразились неистовыми аплодисментами!
Если врачи поймут, что используя эти возможности будут совершать чудеса превращений больных в здоровых и инвалидов в полноценных людей, тогда человек и человечество смогут далеко продвинуться на пути к само совершенству.
Я с жаром доказывал жене, что могу стать и здоровее и сильнее, чем был в молодые годы. Здесь дело в силе моего желания и в упорстве, с которым я буду преодолевать последствия операции...
Вечером, когда жена уехала домой, я стал писать рассказ о походе в весенний лес и так увлёкся, что не обращал внимания на время.
Закончил около одиннадцати вечера, принял таблетку «пейн - киллер», нога начинала болеть, потому что заканчивалось действие анестезии.
Боль была не сильной, но постоянной и чтобы заснуть я все-таки принял снотворное… Заканчивался третий день моего пребывания в больнице…
Утром, пришёл брать кровь флеботомист и он оказался русским человеком «с Херсона». Его звали Гена и он долго рассказывал о своей нелёгкой жизни здесь, о госпитале, о футболе по воскресеньям в парке, о барбекю во дворе своего дома, о том что он сочинил песню о жизни русских в Англии, что хочет открыть свою клинику для лечения раковых больных…
Как большинство новых русских он скептичен, агрессивен и фамильярен.
Эти черты, выработались за последние двадцать-тридцать лет и помогают русским выжить под давлением очередного кризиса.
Причиной изменения русского характера я считаю катастрофическое состояние не только экономики, а прежде всего совести или то что иначе называют нравственностью. Количество зла циркулирующее внутри русского общества превысило все допустимые пределы!
Произошло своеобразное отравление злом.
Началось это с вторжения в Афганистан и продолжилось расстрелом Белого дома в девяносто третьем и войной в Чечне.
Постепенно нравственные устои общества были разрушены и это явилось основной причиной последовавшего экономического и властного кризиса. Россия стала ареной очередного социального эксперимента, который определяется логикой жизненной необходимости, или иначе говоря принципом ответственности за свои слова и поступки.
И эта необходимость, управляет миром с бесстрастием и неумолимой неотвратимостью присущей древним богам.
Россия и страны бывшего Союза, напоминают котёл в котором кипят долго сдерживаемые страсти личного и национального эгоизма.
обществу Переоценка ценностей, замена альтруизма как цели развития, на эгоизм не позволяет надеяться на скорое окончание смуты.
Срабатывает закон воздаяния.
Жизнь – это продукт, результат взаимодействия причин и следствий, поступков и суммы результатов от этих действий, воздаяние за все, что делали мы и наши предки.
Люди являются заложниками действий, которые были совершены, иногда задолго до нашего рождения. У христиан это и называют первородным грехом.
Проще говоря мы ответственны за свои слова и поступки не только перед современностью но и перед будущим.
Но я отвлёкся от рассказа о мом новом знакомом …
Он приехал в Англию по туристической визе, с сыном- подростком, и остался тут, Когда деньги кончились пошел разносить лифлеты - рекламные листовки.
Потом работал на изготовлении бутербродов, потом у частника, который делал упаковки. Гена в своё время закончил мединститут, работал в центре лечения рака.
Когда в России и на Украине всё стало быстро рушиться, занялся торговлей: что-то покупал, что то продавал. Наконец от всего этого устал, да и бандиты придавили…
И уехал в Англию!
Сейчас он снимает дом, вызвал жену, работает флеботомистом в двух местах, собирается получить лицензию на работу доктором в Англии. Но за всем этим тяжёлый труд и душевная боль.
Почему? Как это случилось?
…С Геной мы разговаривали несколько раз и подолгу, как это случается у русских, случайно встречающих земляков за рубежом. Помимо сожалений о прошлом и трудном настоящем Гена немного рассказал мне о системе здравоохранения в Англии, да кое что я сам узнал и вычитал в журналах…
Здесь больным всё говорят: если рак – рак, если смертельно - говорят смертельно.
В России все наоборот. Гена рассказал мне, что к ним, в херсонский центр придёт смертельно больной, видно, что умрёт через месяц, а ему говорят - у вас бронхиальная астма...
Здесь же, и больной и родственники всё знают и борются до конца.
Ещё, Гена рассказал, что даже здесь, в больнице, можно нарваться на обвинение в расизме и потерять работу.
- Так как большая часть обслуживающего персонала здесь африканцы или выходцы из Азии, - говорил он сдержано - то надо следить за собой и не произносить неупотребляемых слов.
Например слово негр, носит здесь оскорбительный характер.
Иногда родители цветных детей в больницах жалуются на докторов за скрытый расизм. - И у меня такое было. Сейчас, я к некоторым пациентам прихожу и беру кровь только в сопровождении медсестёр - если что, будут свидетели…
И ещё, он рассказал, что в английских больницах не принято делать подарки персоналу. В российских же больницах без денег и подарков просто не прожить. При этом все, кто берёт подарки - часто уважаемые и уважающие себя люди…
А я, подумал, что такова сила рабской привычки. Это началось лет тридцать назад, как всегда в столицах и оправдывалось добротой русской души.
Тогда, начались подлые разговоры, что если человек мало зарабатывает, то он имеет моральное право брать взятки.
Эта привычка обманывать законы и государство обратилась против всех и виновных во взятках и невиновных.
У меня был знакомый, который воруя бензин из бензовозов оправдывал себя тем, что - де государство нам недоплачивает и обманывает и потому, кражу можно рассматривать как акт восстановления справедливости.
В России вообще многое стоит не на ногах, а на голове.
Например некоторые политики говорят, что увеличение минимальной зарплаты до приемлемого уровня ни к чему хорошему не приведёт; что надо возбуждать в народе предпринимательские способности и тогда, этот народ сам прокормится.
Чего в этих аргументах больше - глупости или подлости - я не знаю.
Для многих «новых русских» человеконенавистничество стало нормой.
Они открыто называют народ быдлом и норовят снова загнать в «хлев».
Но самое отвратительное сегодня, это то, что будучи бандитами, многие русские считают себя нормальными людьми.
Послушайте богатых «новых» русских и вы услышите, что их богатство - следствие их ума и изворотливости, а бедность остальных - следствие их глупости и «совкового» прошлого.
Надо признать, что в России, в какой-то момент, светлые идеалы исчезли и на их место пришёл закон уголовников.
Конечно, в глубине души, иногда совесть просыпается и чтобы защититься от её укоров, начинают оправдывать и даже хвалить это человеконенавистничество.
Однажды, в центре Лондона, я встретил русскую, которая материлась на весь автобус, рассказывая собеседнику о том, как она срывает денежку с клиентов, особенно с богатых евреев.
Она была экскурсоводом по Лондону для русских и очень гордилась своими знаниями. Она говорила о своём доме в пригороде, о дорогой машине.
Когда она вышла, я долго морщился, как от зубной боли.
Ведь таких в России много. Просто эта цинична и откровенна, а многие так думают, так делают, но скрывают это.
Поэтому, думаю, что сейчас для России, главное не проценты экономического роста, а возвращение в общество, в народ правды и христианских норм жизни.
Ибо как не велики будут эти проценты, если не покаяться, не поменять отношение к богатству, то эти проценты по прежнему будут делать богатых ещё богаче, а бедных беднее.
«Не хлебом единым жив человек», ответил Иисус на искушение Сатаной в пустыне. И это глубокая истина!
… Но продолжим рассказ о палате №9.
В субботу я уезжал домой.
Меня покормили вкусным обедом, я почитал библию и нашёл там много ответов на свои напряжённые вопросы о правде и смысле жизни.
Именно в трудные моменты жизни мы понимаем многое что было недоступно в обыденности...
После работы приехала жена забирать меня.
Мне дали с собой лекарство против боли – «пейн-киллер», бюллетень на те дни, которые я пролежал в больнице; дали костыли, посадили на коляску и вывезли на стоянку машин, где я пересел на переднее сиденье автомобиля.
И мы, помахав рукой, поехали домой!
Был солнечный, тёплый день. Дорога петляла среди холмов, где тут и там виднелись среди зелени дома и домики фермеров.
Синее небо, пушистые, лёгкие облачка, просторы пригородов, пролетали мимо.
Э то была свобода!
Город показался необычно красивым и чистым. Люди спокойные и даже весёлые шли, ехали, стояли на остановках. И далеко позади остался госпиталь, палата № 9 и все кто переживал там трагедию жизни…


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion


2003-09-21. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 26
© 07.12.2017 Владимир Кабаков

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 2 автора












1