О рифмах


Раньше я стихи писал душой. Никогда особо не корпел над рифмами. Как легло – так и легло, как написалось – так и ладно. Со временем, начав публиковать свои произведения в интернете, общаться с другими поэтами и писателями, я узнал страшный секрет: оказывается, не все рифмы подходят для творчества Настоящего Поэта. Оказывается, давным-давно известно, что тот, кто рифмует глагол с глаголом – графоман по определению, досадный прыщ на теле современной поэзии и вообще не достоин упоминания. Всё потому, что рифмовать глаголы в русском языке – проще некуда. «Ходить – бродить», «смотрю – говорю», «ждать – летать» и так далее.

Я, конечно, смутился, когда узнал об этой литературной аксиоме. Начал стихи свои перечитывать, искать в них глагольные рифмы. К моему облегчению, таких рифм в моих стихах оказалось не так уж и много. Но были, были! И безжалостно разоблачали во мне графомана и дилетанта.
Понятно, что далее у меня было два пути: либо продолжать писать как писал, навсегда забыв о большой поэзии и слившись с армией графоманов, заполонивших интернет, либо начать работать над своей поэзией, искоренять эту глагольную заразу как класс и вытягивать свои произведения на уровень, достойный Настоящего Поэта.

Я выбрал второе. Писать стихи стало сложнее. Теперь уже недостаточно было довериться вдохновению, ведь нужно было отслеживать, чтобы не дай Бог случайно не зарифмовать «бегу» и «не могу». Да и слоги стал считать, ритм стиха подгонять под строгие и устоявшиеся каноны. И оказалось, что это не так уж и трудно, даже лучше получаться стало, чем ранее.

Дальше – больше. Выяснилось, что вообще все однородные рифмы считаются простыми и банальными, то есть и «красивый - счастливый», и «всяко – однако» - это низкий уровень поэзии, и всерьез серьезными литературоведами не рассматривается. Ну, что поделать, пришлось и дальше поднимать свой поэтический уровень и зорко следить, чтобы впредь «всяко» рифмовалось только с «плакать», а «красивый» со «сливой». И тоже стало получаться! И я даже стал позволять себе, читая произведение начинающего поэта, небрежно обронить: «А, рифмы глагольные, однородные… Слабенько…»

А потом… В один момент меня как осенило:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

И всё стало на свои места.

Творить надо – душой!





Рейтинг работы: 57
Количество рецензий: 8
Количество сообщений: 20
Количество просмотров: 109
© 07.12.2017 Михаил Ярославцев
Свидетельство о публикации: izba-2017-2131171

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Элимс Ям       05.04.2018   09:57:38
Отзыв:   положительный
Вас очень легко и приятно читать. Одно удовольствие.
Согласна в том, что внутреннее первично в гармоничном союзе души и формы. Конфетка отливается не ради фантика.
Михаил Ярославцев       05.04.2018   10:38:50

Благодарю за отзыв и комплимент.

"Что внутри - то и снаружи" - принцип старый, очень старый :))
Элимс Ям       05.04.2018   12:00:14

Никогда не понимала принцип "встречай по одежке".
СИрена       10.01.2018   07:17:46
Отзыв:   положительный
Очень точно написали обо всех "страданиях немолодого дилетанта", Михаил.
Как сказал Мандельштам, "Всё, Александр Герцевич, заверчено давно".
Поэтому, наверное, есть смысл думать не столько о технике стихосложения, сколько о том, чтобы из всех интернет-баталий и не-побед в конкурсах выйти собой - незаурядной
личностью со своим, узнаваемым, языком.
Остальные умения приобретем...со временем.
И ещё: если читать великих на предмет "и как у них это получается", это вряд ли что-нибудь даст. Читать нужно, многократно погружаясь в их творчество и напитываясь их языком. Это непременно когда-нибудь отзовется собственным словом в собственном творчестве,
Ирина
Михаил Ярославцев       10.01.2018   09:48:53

Благодарю за отзыв, Ирина!
Лев Фадеев       07.12.2017   20:41:37
Отзыв:   положительный
Остроумно и очень интересно. С удовольствием прочитал.
Михаил Ярославцев       08.12.2017   04:36:57

Благодарю Вас!
Людмила Соснина       07.12.2017   18:29:44
Отзыв:   положительный
Абсолютно согласна с Вашими словами о работе над стихотворением, над его совершенствованием и доработкой и о свободе от жёстких установок.
Да, конечно необходимо знание, мастерство, работа над формой, но не меньше должно быть и свободы и - непременно! - души. Иначе не будет самой поэзии. А Пушкин, что бы ни говорили, прекрасен, сколько бы его ни сбрасывали с кораблей современности. Прекрасен и с глагольными рифмами - и вовсе не потому, что язык его беден, а потому, что он мог творить Поэзию из всего.
Михаил Ярославцев       07.12.2017   18:39:03

Благодарю, Людмила!

Я именно об этом и написал!
Алмост       07.12.2017   17:00:57
Отзыв:
А я то всё голову ломал, почему мне не нравится Пушкин!
Алмост       07.12.2017   17:00:15
Отзыв:
А я то голову ломал, почему мне не нравится Пушкин!
алла гуревич       07.12.2017   13:05:10
Отзыв:   положительный
По большому счету - я согласна я первым комментатором...и заодно - так же и то, что писать сплошную любовную лирику - это дешевый прием, расчитаный на непритязательного читателя (хотя это к теме данного разговора не относится))
А что касается стихов Пушкина - то действительно - во времена Пушкина все-таки язык был беднее, согласитесь.
Я не говорю - Вообще отказаться от глагольных рифм - их тоже можно применять - НО - умеренно и к месту. И - мне кажется - если у человека достаточно богатый словарный запас - то у него запросто во время написания стихов в голове может крутиться интересная Не Глагольная рифма...
Михаил Ярославцев       07.12.2017   13:21:10

Благодарю, Алла.

"во времена Пушкина все-таки язык был беднее, согласитесь."
Как-то из Вашего комментария получается, что Пушкину глагольные рифмы простительны, потому что его язык был беднее, чем у нас сейчас...

Или мне показалось? :))
алла гуревич       07.12.2017   13:53:03

Нет - не показалось))
Только - не конкретно Его язык - а вообще Язык народа был беднее, чем сейчас...цивилизация и прогресс - увы...или к радости)
Михаил Ярославцев       07.12.2017   14:35:29

Так вроде речь о поэтах и поэзии. А у народа и сейчас словарный запас богатством не блещет
алла гуревич       07.12.2017   15:46:44

Еще как не блещет! Но это не оправдывает поэтов, которые По Определению - должны больше читать...
Мне так кажется...
Элимс Ям       05.04.2018   09:44:58

И слушать.
Элимс Ям       05.04.2018   09:43:52

И сайтов с рифмами не было...))
Анатолий Грефонов       07.12.2017   09:24:57
Отзыв:   отрицательный
«Ходить – бродить», «смотрю – говорю», «ждать – летать» и так далее.

Смотрю - говорю - не рифма.
Хотя автор пишет с иронией, начало следует читать без иронии, хотя и написано оно как бы с целью показать, как нелепо требовать от авторов владеть техникой стихосложения.
Пример со стихотворением Пушкина ничего не доказывает, времена Пушкина прошли, он основатель современного русского языка. И не может быть использован как пример равно как не стоит приводить в пример счет на камешках в эру компьютерных технологий.
Желание же не трудится над стихами и доказывать, что это и есть поэзия пагубно и контрпродуктивно. В целом эту статью я бы отнес к пропаганде снижения культурного уровня и мракобесию.
С уважением,
Вы не правы.
Михаил Ярославцев       07.12.2017   09:33:57

Благодарю за отзыв.

Полагаю, что время Пушкина продлится еще на много десятков (а то и сотен) лет, вне зависимости от сиюминутных тенденций и мнений критиков ;)

Что касается труда над произведениями, убедился на личном опыте, что дорабатывать и совершенствовать стихотворение можно и нужно, однако ставить во главу угла соответствие стиха каким-либо рамкам и канонам - это путь к вырождению.

Всё хорошо в меру.










1