История без конца


Две войны. Великая Отечественная и Вторая Мировая. Чем они отличаются? Большую часть жизни мы вообще мало что знали о второй мировой и думали, что все бои проходили только на наших бесчисленных фронтах.
Однажды мне в руки попался роман Дугласа Римэна «Крылатый эскорт». Захотелось перевести небольшой отрывок из него. Ничего пафосного. Просто один день перед отходом авианосца на сопровождение атлантического конвоя. Вроде как зарисовка на тему «война была не только в России».

________

Лейтенант Тим Роуэн стоял на причале Глэдстонского дока и с видом знатока рассматривал нависший над ним корпус авианосца. Воздух наполняли привычные звуки: скрип портальных кранов, стук докерных машин, суетливые шаги матросов, суетившихся под моросящим дождем.
Лето 1943 года. Середина июля, но в Ливерпуле из затянутого облаками неба почти постоянно шли дожди. На непогоду никто не жаловался. Война оставила слишком большой след, чтобы люди могли думать о том, что когда-то было безоблачное лето.
Тиму Роуэну исполнилось 26 лет, но сейчас он чувствовал себя старше. Не было прежней самоуверенности. Такое всегда бывает, когда возвращаешься из отпуска, каким бы коротким он ни был, какой бы ничтожной ни была возможность отдохнуть перед будущим боем.
Он критически посмотрел на свежевыкрашенный борт, перевел взгляд с высокого форштевня на полетную палубу, потом на небольшой, похожий на ящик, капитанский мостик, на корму, где перемазанные машинным маслом матросы поливали палубу из шлангов, смывая за борт грязь, оставшуюся после погрузки ящиков с боеприпасами.
Строго говоря, корабль не был настоящим авианосцем. Даже буйная игра воображения не могла представить его в этой роли. Но когда война продолжается так долго, люди становятся способны поверить во что угодно. Родители Роуэна, например, каждую ночь спят под хрупкой лестницей в своем доме в Сёррее, веря, что это надежное укрытие от бомб. Новобранцы, которых без конца призывают на флот, верят, что летний кемпинг это настоящая военная база, потому что над ним реет флаг, и люди там носят военную форму. Старые колесные пароходики, которые раньше сновали между Саутгемптоном и островом Уайт с жизнерадостными отпускниками на борту, теперь – минные тральщики и патрульные суда.
Тим медленно прошел вдоль борта авианосца до сходен. На палубе одиноко стоял спасательный буй на лакированной подставке. Даже само название корабля – «Корабль Его Величества Граулер»*– звучало так, как будто придумавший его чиновник Адмиралтейства искренне верил, что это настоящий боевой корабль.
«Граулер» же строился без особого соблюдения пропорций и заботы о красоте. Вместе с несколькими другими однотипными кораблями он был заложен на американской верфи, чтобы стать обычным сухогрузом. Но судьба и отчаянная нужда в воздушном прикрытии для терзаемых с воздуха, воды и из-под воды атлантических конвоев решили иначе. Чтобы восполнить потерю более грациозных авианосцев, потопленных в начале войны, началось переоборудование грузовых судов в боевые корабли. И теперь в тупых, угловатых очертаниях корабля вокруг полетной палубы лишь слегка проглядывали признаки первоначальной конструкции.
Роуэн смотрел, как по двум трапам спускались и поднимались на борт рабочие дока и матросы. Смотрел с каким-то странным чувством отчужденности, как будто его никто не мог видеть, как будто (Роуэн даже содроггулся) он был мертв…
Его зачислили в команду «Граулера», получившего наконец категорию «конвойный авианосец», три месяца назад. До этого он служил на тяжелом авианосце в Средиземном море. А до этого… Он слегка вздрогнул, отгоняя мысленно путаницу воспоминаний и вереницу событий, составлявших его жизнь после начала войны.
Почему-то он всегда помнил лучше места и лица, чем корабли. Норвегия – горящие суда, измученные, отступающие войска. Средиземноморье и Греция, Крит и осажденная Мальта. Все время тяжелые бои. Тим редко забывал лица. И сейчас перед глазами стояли широкие улыбки однополчан, скрывавшие неимоверное нервное напряжение…

_________

Примечание переводчика:
Английский флот с 1941 года, когда погиб «Одесити», до самого конца войны терял по одному эскортному авианосцу в год: в 1942 году был торпедирован «Авенджер», в 1943-м взсрвался «Дэшер», унеся с собой 378 человек, в 1944-м в районе мыса Нордкап фашистская лодка U-354 потопила «Набоб», а через год U-482 на подходе к устью Клайда пустила на дно «Тейн». Но в целом англо-американские потери в эскортных авианосцах были сравнительно невелики и к концу войны составили всего 13%.

*Growler (англ.) – «Гремящий»





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 15
© 06.12.2017 Юрий Тар

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1