Род




Но кому уподоблю РОД (ДОР) сей?
     Матфей 16:16 (на иврите)



Согласно данным науки биологическое равенство людей в социальном обществе превращается в неравенство. В ходе индивидуального развития человека в известных условиях реализуется лишь одна из заложенных генетических возможностей, биологически универсальный мозг развивается односторонне – как мозг охотника или скрипача. В хромосомах (наследственная информация) не записано, какие возможности мозга надо развивать, а какие – подавлять, развитие индивидуума зависит от случайностей рождения и обстоятельств его жизни. Природа не определяет, кем кому быть, какую специализацию приобрести, специализация – следствие социальных факторов, но не биологических процессов (есть и исключения). Эту ситуацию (наряду с другими проблемами развития) уловили древние мыслители и создали социальный институт – РОД, в котором с момента рождения, человек подвержен воздействию (обучение и воспитание) и направляется в жизни жесткой системой разделения труда.

Каждая система разделения труда формирует в соответствии с нуждами конкретного общества организацию воспитания и образования, которая воспроизводит именно таких людей и в определенных пропорциях, какие устанавливаются в ходе совокупного производства, что естественно делается не «автоматически», а в ходе «притирки» производства людей и предметов, перемалывая при этом жизни отдельных людей.
В отличие от родоплеменных обществ Европы времени крушения Римской империи, еврейский народ вошел в этот период, обладая наилучшей организацией общества: развитой системой образования, воспитания, ремесла и торговых отношений, разветвленной финансовой системой (любая идея должна быть, поддержана материально, иначе погибнет) и уникальной идеологической программой развития общества – Библией. Всё это было заимствовано племенными формированиями Европы, и со временем, изменив некоторые положения иудаизма - ФОРМУ, но, не затронув его СУЩНОСТЬ, племена успешно развились в народности и нации.

Естественно, что процесс заимствования (присвоения) иудаизма не мог произойти без изменения примитивных языков племенного мира. В ходе иудейского религиозного влияния на пространстве Европы в IX-XI вв. возникли новые иудеохристианские языки, в которых основной словарный фонд составили понятия (образы-сигналы) иудаизма; одним из заимствованных понятий стало слово – РОД.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень – род. Значение: организация людей в первобытном или патриархальном обществе; совокупность всех поколений людей, происходящих от одного предка; категория систематики, совокупность нескольких видов схожих элементов; разновидность какого-либо явления, объекта.

Этимология декларируется по Максу Фасмеру (праслав. – вставка)
(Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: - вставка) др.-русск., ст.-слав. родъ (греч. γένος, γενεά, ἔθνος; génos, geneá, éthnos), русск. род, укр. рід (род. п. роду), белор. род, болг. род, сербохорв. род (род. п. рода), словенск. rọd (род. п. rodа, rоdа̑), чешск., словацк. rod, польск. rod (род. п. rodu), в.-луж. rod, н.-луж. rod.

Связано чередованием гласных с церк.-слав. редъ (βρῶσις, vró̱sis - поедание), словенск. rediti, redím, «кормить, растить». Родственно лит. rasme «урожай», латышск. rads «родственник, род», rasma «процветание, плодородие, урожай», rаzа (radi̯a) «обильный урожай, многочисленная семья», др.-инд. vradhant- «поднимающийся», vardhati, vardhatē, vr̥dhati «растет, умножается, набирается сил», vardhas м. «споспешествование», vardhayati «растит, множит», vr̥ddhas «выросший, большой, старый», авест. vǝrǝđaiti «растет», varđaitē — то же, греч. ὀρθός, orthos - исправить; дор. βορθός vorthos«прямой, правильный, истинный», др.-инд. urdhvas «поднятый», возм., алб. rit «расту, увеличиваю». * Трубачев считает, что слово восходит к праслав. оrdъ, которое не связано с индоиранск, греч. и др. формами на v-.

б) Словарь Владимира Даля
Различает кровное родство (родовое) по общему родоначальнику (по Святому Закону связь одного лица с другим посредством рождения): "Кровное родство определяется по близости и дальности своей, линиями и степенями; каждое колено или поколение составляет степень".

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVIIвв., РАН, М., 1997 г.
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_22.pdf

Родъ. 1. Рождение, «ныне размысли о роде нашем…», XVI в. 2. Роды. 1097 г. 3. Потомство, дети. Изб. Свят. 1073 г. 4. Род – совокупность разных поколений, кровные родственники. 1057 г. 5. Происхождение. 1073 г., и т.д.

б) Национальный корпус русского языка

* Изборник (сборник 1076, часть текстов создано в Болгарии в X веке): «грѣси оц҃ь на чѧда · на третии и четвьртыи родъ: ѿвѣтъ».

* Повесть временных лет (XII век) «и по сеи братьи почаша дѣржати родъ ихъ кнѧжение в полѧхъ. а въ деревлѧхъ».

3) Обобщение и вывод

* Викисловарь ссылается на праславянский, славянский (нет текстов) и другие языки, связь между ними (носитель-этнос, литература, письменность) не установлена; язык общей идеологии не выделен.

* Род (клан, колено) – группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику; родоначальником мог быть человек, или мифический герой, божество и даже животное. Форма организации общества в эпоху средневековья, в качестве законов использовалась родовая традиция, передаваемая устно.
В обыденной жизни род связывают прямые контакты, например, отец-сын-внук составляют поколение, их жизнедеятельность укладывается в период времени, отпущенном природой для жизни одного человека, они встречаются во времени (50-60 лет), однако редко люди доживали до возраста прадеда (70-90 лет), родовая информация теряется или извращается в третьем поколении. При разрастании родов появляются боковые ветви, как правило, теряющие общую родословную историю (мифологию) и образующие свою.
Итак, РОД – поколение совместно живших людей, обладавших одними мировоззренческими установками.

Вывод

Термин РОД применялся в переводах Библии, богослужебных текстах и светской литературе, есть логико-историческое и литературно-богословское основание. Целесообразно содержание и этимологию слова-понятия искать в лексике древнего иврита, в языке идеологии иудеохристианства.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот и найдем корень.

русск. РОД = наоборот ДОР = ивр. ДОР דוֹר род, поколение, обитание; МИДОР ЛЕДОР לְדוֹר מִדוֹר из рода в род.

Источник

* См. стронг иврита 1755, ДОР
https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/1755.htm&prev=search

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_100.htm

б) Библейский образ

* В еврейской традиции понятие ДОР (РОД) имеет широкое значение: подразумевает поколение современников: «В четвертом РОДЕ (ДОР) возвратятся они сюда» (Быт. 15:16); «Род (ДОР) проходит и род (ДОР) приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:4).

* Выражение "из рода в род" (из поколения в поколение) может означать не имеющее пределов время - "всегда", "бесконечно", "беспрерывно"; например: Исх. 3: 15: «Вот вам имя Мое на веки и памятование о Мне из рода (ДОР) в род (ДОР)»;

* Словом ДОР могут также обозначаться похожие по складу ума и характера люди - как нечестивые: «ибо отверг Господь и оставил РОД (ДОР), навлекший гнев его» (Иер. 7:29), так и праведные: «РОД (ДОР) правых благословится» (Пс. 111:2).

Таким образом, очевидно, что русское понятие РОД - идея социальной организации общества, заимствовано из библейской литературы и лексики иврита.

2.12. 2013 г., уточнено 2.12.2017 г.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 14
© 04.12.2017 Сергей Колибаба

Метки: род,
Рубрика произведения: Разное -> Философия
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор












1