Духовные скитания


Можно ухитриться не делать греховных поступков, но сердце от этого не обязательно станет праведным. Можно не грешить от лицемерия, показывая свою праведность, а сердце при этом полно греха. Раб, исполняя свои тяжёлые обязанности, рад поскорее избавиться от них, а заодно – и от властной руки господина. А пока господин стоит над душой, раб из страха наказания спешит угодить ему, при этом не имея искреннего желания порадовать господина своего. Так и я, внимая совету духовника – воздерживаться от одного и стараться исполнять другое, – страшусь не Бога, а стыжусь взглянуть в глаза духовнику при следующей с ним встрече. Я сам себя превращаю в раба, а из духовника создаю себе господина. Моё послушание таким образом есть ни что иное, как лицемерие. Но какого же рожна я вновь и вновь прибегаю к исповеди? Муки совести гонят меня от мук ада – и вот я опять у духовника…

Смысл не в праведных делах, а в праведном сердце, которое не может не творить добрых дел. Бог не на дела смотрит, а зрит в самое сердце – есть ли в нём любовь? Дела нужны нам, людям, чтобы знать, что у нас в сердце. Они для нас утешительное знамение, – если дела благие, – и грозный укор, – если дела дурные. Но вот, творю я добрые дела – и люди восхищаются мной. А сердце протестует и судит меня. Значит, судит меня и Бог. Вот если бы всё моё нутро торжествовало и радовалось от любви после какого-нибудь деяния, – я был бы убеждён, что я на верном пути, и совесть моя успокоилась бы.

Но как добиться искренности и радости в совершении дел угодных Богу? Как научить своё сердце быть благодарным Богу? Возможно ли только лишь внешними действиями изменить нашу греховную суть? Греховные деяния – это следствие греховной испорченности, которая в свою очередь является причиной. Врачи говорят, что нужно лечить причину, а не следствие. Поэтому всякий раз, когда я стараюсь быть внешне праведным, моё сердце возмущается словно некормленый ребёнок и обличает меня за обделённость его попечением. Сколько ни старайся, а удаляя больные плоды с ветвей больного дерева, не сможешь исцелить это дерево и его корни.

Источник всего доброго – Бог. Поэтому понимаю, сам я не в состоянии породить ничего доброго. Могу лишь стать руслом для благодати Божией, которая, протекая Иорданом через меня, оживляла бы мои берега зеленью трав и разноцветьем и наконец достигала бы моё Мёртвое море, разбавляя его Жизнью. Но увы, пока я горазд лишь приспособиться к этому миру, чтобы не стать изгоем. И мир вполне доволен моими «правильными» поступками. А сердце – оно влечёт меня к изгоям, к тем, кто обнищал ради Господа, отрешившись от всего мирского.

Смысл жизни – в любви. Если бы вопрос прозвучал: «В ком смысл жизни?» – не задумываясь, ответил бы: «В Том, кто источает Жизнь». Я долго искал ответ о смысле жизни – и пришёл к тому, что без любви вся жизнь – напрасная трата времени и Театр абсурда. Когда человек насыщается вдоволь всеми благами мира, или когда настрадается до отчаяния, – он озаряется мыслью, что дошёл до конечного пункта своего никчёмного пути. Ему вдруг становится ясно, что наша суетная жизнь – всего лишь жалкая возня в детской песочнице. В своё время, когда я достиг конца концов, когда разглядел неприглядность ложных смыслов, – чугунная тоска обволокла всё моё существо. Но отрицая Бога, я всё же неосознанно Ему поклонялся: Бог есть Любовь, и я верил в Любовь, а значит, верил и в Бога. И эта необъяснимая вера моя помогла преобразиться тоске смертной в тоску по Богу. А иные души бывают увлекаемы смертельной тоской в бездонную пропасть – в дом вечного плача.

Так как же научить своё сердце быть благодарным Богу? «Боже, даруй мне благодарное сердце!», – и вот, я в начале Пути.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 34
© 29.11.2017 Владимир Дятлов

Метки: религия, христианство, православие, вера, надежда, любовь, истина, ложь, смысл жизни, отчаяние,
Рубрика произведения: Проза -> Статья
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор












1