Силуан и Софроний


       Силуан Афонский (бывший русский крестьянин) и архимандрит Софроний (бывший русский художник) формировались как личности в эпоху модернизма и являются, на мой взгляд, людьми модерна. Что есть модернизм? Это попытка традиционное понимание проблемы парадоксальным образом развернуть так, чтобы либо эту проблему сделать более понятной, либо запутать ее если не окончательно, то надолго.

       Софроний (Сахаров), будучи на Афоне учеником Силуана (Антонова), предпринял многочисленные усилия для прославления учителя после того, как тот отправился в мир иной. Предпринял их вопреки желанию некоторых афонских подвижников...

       В 1904 году Силуану, которого терзали (!) бесы, явился не воочию, а мистически Господь Бог и будто бы сказал ему: «Если хочешь спастись, держи голову во аде и не унывай». Первые две позиции представляют собой нелепость, а третья – банальность, поскольку не только монаху, но и послушнику о вреде уныния доподлинно известно.

       Хочешь или не хочешь, Творец тебя все равно спасет, считают ряд теологов. Другие – с ними не согласны, но не могут не знать из Священного писания, что спасение в основе своей – дар Божий. И без помощи Вседержителя ничего не получится.

       Что касается ада, то открытым остается вопрос, существует ли он сегодня вообще, ибо Христос посетил сие нечестивое подземное царство не для того, чтобы вести душеспасительные беседы, а дабы закрыть эту лавочку до Страшного суда.

       Допустим, что мы тут чего-то недопоняли и ад процветает до сих пор. Но полезно ли тогда постоянно быть на связи с гнилым инфернальным погребом даже в переносном смысле, хотя какой же переносный смысл можно найти в духовной брани?

       Сатана, по словам апостола Петра, и так бродит по земле, аки лев рыкающий, и ищет, кого бы поглотить. Зачем же добровольно ему засовывать голову в пасть?

       Не от Бога, судя по всему, поступило «послание» бедному Силуану. Желание стать парадоксалистом привело старца в лоно гордыни и прелести. Тяжелыми болезнями и страданиями он искупил наверняка свои заблуждения, а иначе и не бывает ...

       Софроний написал житие преподобного Силуана Афонского и весьма заумный и объемистый трактат под названием «Видеть Бога как Он есть». Первая книга издана в 50-х годах прошлого столетия на Святой горе, вторая – в Лондоне, куда автор переехал и где стал архимандритом. Между двумя трудами – расстояние в тридцать лет.

       Надобно отметить, что от фигур учителя и ученика веет ледяным мраком (как от некоторых архиереев – губительным и несуразным богатством), жизнь им представляется сплошным концлагерем. Неужели Всемогущий и Всемилостивый Бог сотворил ее таковой? Или же Он – не всемогущ? Ересь это! Люди сами превращают собственную жизнь в ад, не слушаясь Всевышнего, не исполняя Его заповедей или искажая их.

       Путь к спасению светел, бодр и радостен. Иначе зачем по нему идти? (Из-за подобных ересей и не идут). В посланиях апостола Павла слово «радость» и его синонимические аналогии встречаются многие десятки раз. Нет в этом ничего случайного, поскольку и само Евангелие означает радостную весть о том, что мы – бессмертны и будем тем или иным способом спасены несомненно, в основном с Божьей помощью.

       Человеческие домыслы исказили простую и ясную мысль, поставив предварительные условия и требования на прямом маршруте спасения. Ставить условия и требования – чисто человеческое занятие с целью выдвинуться и оттеснить конкурентов. Эти мудрецы (в кавычках) и придумали атеизм как орудие борьбы с себе подобными.

       Бог вразумит в свой срок. А нам, дабы не плутать в огромном и дремучем лесном массиве вымыслов, надо придерживаться неукоснительно высказываний Иисуса Христа, Который всякому откроет в предначертанный час Дверь в жизнь вечную.

       «Видеть Бога как Он есть» превышает человеческие возможности. Бога не видел никто никогда, недвусмысленно заявляет апостол Иоанн Богослов в начале четвертого Евангелия.То есть никто не видел Бога в Его подлинной сущности. Спорить архимандриту с апостолом – верх модернизма, той его части, которая ведет в никуда.

       В многостраничном повествовании Софрония совсем ничего не говорится о повседневной жизни, которая служит нам подготовительным классом к вечной. Там речь идет о высоких духовных материях (подчас замечания автора точны и справедливы), о наставлениях старца Силуана и, конечно же, о его, Сахарова, продолжительных разговорах с Господом, Который не единожды являлся ему в виде нерукотворного Света...

       Софроний умер в Лондоне от мучительной и неизлечимой формы рака. Было ему девяносто два года. Осудить его мы и помыслить не смеем. Заблуждаться относительно Бога, Его предвечного замысла и намерений лучше, чем убивать и воровать.

       Человеческий реестр святых небезупречен, но ведь и Всемогущий преднамеренно включил в список двенадцати апостолов одного предателя.

28.11.2017






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 21
© 28.11.2017 михаил кедровский

Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Оценки: отлично 0, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 4 автора












1