Владимир Кабаков о выставке Ильи Кабакова.


Выставка Ильи Кабакова в Тейт Модерн

…Пошли на выставку с утра пораньше и по дороге любовались старыми церквями, а потом и собором «Сент Полс» то есть – собором «Святого Павла».
Вокруг за последние десять лет настроили современных здания, в нижних этажах которых открыли кафе, рестораны, магазины и магазинчики. На площади, сделанной прямо перед собором, стоят столы для тенниса, шезлонги и люди сидят в них отдыхая.
Туристов ещё совсем немного, и без суеты и толкотни можно рассмотреть в подробностях величественный собор и недавно сделанную площадь перед боковым фасадом, напоминающие площади в Риме.
В собор, на досмотр пока совсем небольшая очередь из желающих побывать внутри. Пока все не так многолюдно и суетливо. Я не бывал здесь уже год с лишним и поэтому с восхищением смотрю на все новыми глазами.
Прошли мимо монументального лицевого фасада собора, а потом по пологой улице с лестницами вниз к Темзе.
Перейдя дорогу, вышли к пешеходному мосту Миллениум Бридж, с которого любовались рекой с необычно низким отливом. С обеих сторон, река далеко отошла от высоких набережных и сузилась метров на пятьдесят. С левого берега поменьше, а с правого, там, где высится кирпичное здание бывшей ТЭЦ, а ныне «Тейт Модерн», отлив обнажил берег на добрые тридцать-сорок метров. Там, внизу, видны были камни бывшей набережной, какие –то деревянные ограждения, и поэтому можно определить, что раньше река была заметно уже.
По реке плывут навстречу друг другу прогулочные катамараны, на которых ещё не так много народу.
Из бывшей ТЭЦ, английские архитекторы сделали замечательно красивый, с огромным холлом, музей. Вот там, на втором этаже выставочных павильонов и разместилась выставка Ильи Кабакова и Эмилии Кабаковой.
Внизу, под основным этажом, где разместились большие магазины предметов искусства, установили множество качелей и мы с женой, тоже поучаствовали в общем веселье. С энтузиазмом молодости некоторое время качались, стараясь разогнаться и взлетать как можно выше…
Потом поднялись на второй этаж и вошли на выставку. А я уже заранее был настроен скептически – мне кажется, что современное искусство деградирует и становится только предметом торга и прибыли.
До этого в журналах я видел какие-то неинтересные инсталляции Кабакова и думал, что это очередной пример спекуляции на любопытстве обывателя.
Действительно, в начале творческого пути, Илья Кабаков был конъюнктурщиком и стебался над «примитивной» жизнью в Советском Союзе.
Но потом, я посмотрел некоторые новые работы-инсталляции и подумал, что с возрастом, попытки угодить западному обывателю ушли в прошлое и Илья, стал делать картины и макеты, с замысловатым и часто скрытым сакральным смыслом.
Особенно меня поразили его поздние работы, где он изображает в технике коллажа на больших полотнах концептуальное видение не только жизни советского обывателя, но и грустно шутит над давно ушедшей, канувшей в лету обстановкой и главное атмосферой жизни в Союзе, когда всё обманчиво обещало действительно светлое будущее.
И я помню эту атмосферу движения, ожидания чего-то чудесного!
Но, как часто такие ожидания «уходят в свисток», то есть превращаются в ложь, постепенно и неостановимо.
Так и в Союзе, энтузиазм строителей коммунизма, со временем сменился обывательским пофигизмом и начался застой. И чем хуже становились дела в стране, тем больше старалась монументальная пропаганда, уверить нас, что «народ и партия – едины»!
В итоге, мы получили грустное разочарование, закончившееся катастрофой и развалом Союза. А сегодня, при взгляде на приметы того прошлого, становится грустно, потому что это были годы нашей молодости и мечтаний!
Самое замечательное, что в последних работах Кабаковых, появились оптимистические религиозные мотивы. Меня поразила инсталляция, внешне похожая на Башню Татлина, на вершине которой маленький и одинокий человек тянет руки навстречу летящего к нему ангела…
В идее этой инсталляции, впечатляет грустный оптимизм, ожидания будущего, и вместе понимание, что такое благостное будущее может никогда не наступить.
Сильное впечатление оставляет композиция «Воспоминания моей матери» размещённая в узком коридорчике, изгибающегося под прямыми углами. Это некое символическое подобие коммунальной тесноты и нехватки жилья для населения страны, продолжавшееся все время существования Союза. «Квартирный вопрос» тогда стоял ребром и коммунальное житье было вынуждененным.
На стенах в этом коридорчике помещены старые фотографии городов и местностей, в которых жили и бывали члены семьи Кабакова. Это и Бердянск, и Крым, и Москва…
А под этими фото помещены отпечатанные на машинке на листках плохой бумаги текст воспоминания, в которых документально записана история жизни матери художника и его самого.
От всех этих фото и текста исходит грустное очарование прошлой жизни в Советском Союзе, свидетелем которой был и я. Именно искренностью и юмором подкупают эти фото и сам текст. А в конце длинного узкого коридора, слышен мужской голос, напевающий песенки нашей молодости вполне непрофессионально, что и подчеркивает реализм инсталляции.
Только потом, жена подсказала мне, что у Юрия Олеши в его роман «Зависть», повествование начинается с фразы, «…он поёт по утрам в клозете». А тут, прямая отсылка к герою Олеши и его пением в туалетной комнатке, из-за закрытой двери которой, слышны эти песенки…
Интересна большая композиция «Поезд в Будущее» в следующем зале, где изображена станция на железной дороге, символизирующая движение, а бегущие титры говорят: «Не каждый сможет попасть в будущее.»
А смысл инсталляции, как кажется – не все, сегодня популярные и великие, смогут пережить свою смерть и остаться известными в будущем…
…Выставка сделана с выдумкой и инсталляции смотрятся естественно и гармонично.
Покидая её, невольно начинаешь смотреть на окружающий мир глазами художника-концептуалиста Кабакова и реальная жизнь города, его футуристические панорамы, представляется тебе одушевленной инсталляцией – произведением художника.
Вышли на балкон и сверху за рекой увидели потрясающий вид большого и местами страшного города – мегаполиса, с нелепыми многоэтажными башнями справа в районе Сити и чудного собора Святого Павла посередине, на переднем плане…
Красота лондонской поздней осени с желтым листопадом, с тонкими стволами березок в сквере перед Тэйтом, большие желтые павшие листья ворохами рассыпанные ветром по улицам и скверам, ухоженность и очарование старинных зданий по сторонам улицы, только подчеркивали ностальгию утраченной молодости мира, увиденной мною на этой выставке.
…Домой возвращались не торопясь, купили вкусного хлеба в «Маркс энд Спенсер» и придя к себе вкусно пообедали, обсуждая удивительную выставку русского художника -концептуалиста Ильи Кабакова, давно уже живущего в Нью Йорке.
Я предположил, что может быть, его последние работы отражают тоску по ушедшей в прошлое, часто смешной реальности.
Мне показалось, что этим и объясняется грустная романтическая ирония и образы человека стремящегося в божественное небо, человека живущего вне родины и ностальгирующего по ней, по нереализовавшейся молодости мира!

Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion

Ноябрь 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 145
© 27.11.2017 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2017-2122887

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика


alexandr maev       27.11.2017   21:25:15
Отзыв:   положительный
Большое спасибо !

Лучше перещелкать вверх- вниз, чтобы ссылки стали рабочими...









1