Европейский стандарт.


Европейский стандарт.

В России жизнь налаживается!
В Питере, Москве, на юге страны и даже в провинции, в Сибири жизнь начинает обретать европейские стандарты.
Если сравнивать с «девяностыми” – то это небо и земля.
Единственно, что огорчает, это цены в магазинах. Они сравнимы с английскими ценами, а иногда и выше. А зарплата российского большинства, в пять раз и больше, меньше чем в Англии. Но чиновники на всех уровнях все прибавляют и прибавляют себе зарплаты, совсем не думая о равенстве и братстве.
Создается впечатление, что у них совесть «отморожена» и потому, эти слуги народа делают все что хотят, а точнее все что им выгодно. Чиновный класс растет как на дрожжах и в то же время, работников производственных предприятий становится меньше.
В связи с этим надо отметить, что в России появился новый класс сторожей-охранников. По официальным данным их уже около миллиона, но кажется, что значительно больше. А это ведь мужчины в лучших кондициях и рабочем возрасте!
Что касается дикого капитализма, никак не заканчивающегося в России, то разница в доходах с каждым годом увеличивается и на долю нескольких тысяч олигархов, приходится более двух третей богатств страны.
На этом фоне растет размежевание людей, а вместе с этим, растет ненависть бедных к богатым и презрение богатых к народу, к «ватникам и быдлу». Поэтому, богатые с помощи своих идеологических холуев, автоматически начинают себя числить привилегированным классом. При этом, бедное большинство, постепенно отсекается от хорошего образования, качественного здравоохранения и вообще от достижений культуры, опускаясь в культурное гетто, в котором телевизионные сериалы становятся главными продуктами российской и мировой культуры!
Соответственно в учреждениях культуры: театрах, музеях, художественных галереях цены на билеты растут, тем самым не позволяя беднякам приобщаться к искусству и культуре.
В той же Англии знаменитый Британский музей впускает посетителей бесплатно, как и на выставки в национальной галерее…
Иначе говоря, для большинства россиян блага цивилизации не по карману! И при этом, Путин громогласно заявляет, что нужно поскорее переходить на цифровую экономику.
А России, надо хотя бы машинную цивилизацию построить, которая в Европе и в Америке существует уже несколько десятков лет.
А для того, чтобы её построить, недостаточно сделать много машин. Ещё надо дороги построить, по которым эти машины могут проехать в любой конец страны, и до любой деревни, как бы далеко она не стояла!
И конечно в стране надо сделать в каждом доме смывные туалеты, потому что с деревянными будочками для этого дела в огородах, никакой цифровой экономики не получится. Я об этом уже неоднократно писал, сравнивая, Канаду, Австралию и Скандинавию, с Россией!
Первые две тоже не маленькие, но ситуация с дорогами там совсем иная. А в Скандинавии, климат похож на российский и это не мешает приводить дороги в порядок, после каждой зимы.
Тут, надо или технологии строительства дорог менять, или министров транспорта!
Теперь небольшое лирическое отступление, потому что бывая в России, я не только недостатки замечаю и сравниваю жизнь в России с жизнью на Западе…


…Вечером, до концерта, ожидая открытия Питерской филармонии, ходил по морозным улицам в округе и смотрел на вечерний Петербург в свете фонарей. На улицах было холодно и одиноко. Вышел на канал и поднялся на мостик, напротив Церкви «Храма на Крови». А позади Невский и угол Казанского собора.
Вода в канале черная, с блёстками отражений фонарей в мелких волнах поднятых колючим ветром. Невольно вспомнил Блока, который наверное так же прохаживался здесь и после написал знаменитое стихотворение:
«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь…»

Думаю, настроение гуляющего Блока, как и моё в тот вечер, очень точно отражает это стихотворение.
К этому времени, поэт уже был болен хандрой, которая и свела его в могилу раньше времени. Домашние и государственные дела были в состоянии хаоса, а отношения в семье совсем разладились, да и в творчестве образовался тупик.
Революционные ожидания сменились рутиной построения «нового общества» и новая бюрократия, мало чем отличалась от старой, стала менее образованной и культурной.
Блок пытался что-то делать на «ниве просвещения» но его идеи мало кому нравились из новой номенклатуры и потому, разочарования подкосили и без того низкий уровень жизненного оптимизма.
Оставалось только умереть, что Блок и сделал – как говорил Шекспир: «умер даже не болев»!

…В такие темные осенние дни и вечера, в городе, как-то особенно бесприютно себя чувствуешь, будто жизнь заканчивается и впереди только мороз и мрак! Кажется, что ты совсем один на целом свете, несмотря на прохожих, уныло бредущих по пустым улицам…
Невольно стал вспоминать далекое прошлое…
Прошло уже более сорока лет, с того времени, когда я жил в Ленинграде у друзей, неподалеку от филармонии, в общежитии студентов театрального института.
Помню, что после очередной вечеринки, они уходили утром на занятия, а я собирал стеклотару и сдавал её в ближайшем магазине. А на вырученные деньги покупал колбасу и булку хлеба для общего ужина коммуны!
Тогда я и попал в ленинградскую филармонию в первый раз. Играл знаменитый симфонический оркестр – лауреат, и за дирижерским пультом стоял сухой, горбоносый, седой Мравинский.
Исполняли Седьмую симфонию Шостаковича. Я сидел в партере и прятал левую ногу на которой был обут рваный башмак под сиденье, стесняясь посторонних глаз.
Тогда, очень быстро мои «бытовые страдания» переключились на переживания трагедии осаждённого Ленинграда, так мощно выраженной в музыке Шостаковича. Громкие звуки труб и литавр, военные звуки кларнетов, бой барабанов и всхипывания скрипок, рассказывали о борьбе и смерти в этом осажденном врагами городе.
С тех пор, как только услышу музыку Шостаковича, которого исполняют в Англии по радио очень часто, так вспоминаю те далекие, но интересные времена.
А тогда, я слушал и представлял себе жизнь холодного города, замерзающих в нетопленных квартирах голодных людей. Та страшная осада, длившаяся несколько сотен дней поглотила тысячи и тысячи заложников этой бесчеловечной гитлеровской акции, наложила трагический отпечаток и на тех, кто выдержал и пережил эту блокаду!
Но их жертвы были не напрасны и страна победила жестокого врага, спасая весь мир и этими сотнями тысяч добровольных жертв, от коричневой нацистской чумы!

В этот раз, в зал филармонии вошел первым, разделся и сел в просторном буфете – гостиной на бархатный диванчик, чтобы отдохнуть от бесцельной ходьбы. Постепенно зал наполнялся слушателями и я ушёл в зал, чтобы осмотреться.
Женщина капельдинер, предложила всем, кто как я купил дешевые билет, пересесть поближе к сцене. И удобно устроившись в шестом раду, на виду фортепьяно и солиста исполняющего сольный фортепьянный концерт, я погрузился в переживание музыки.
Играл лауреат конкурса Чайковского Лукас Ганюшас, исполняя произведения Ионеско, Равеля и Листа…
Для разминки, Лукас сыграл небольшую вещь Ионеско, медленную и грустную. Затем была сонатина Равеля – трудная для исполнения, но мастерски сыгранная.
А я, как обычно на симфонических концертах, впал в медитацию и мысли стройными логичными рядами и образами возникали у меня в голове.
А эти образы, передаваемые через звуки, оформленные в сложную мелодию вырастали в стройный рассказ о переживаниях композитора. Вообще, музыка самая абстрактная вещь среди искусств и потому, для понимания и восхищения ею требует не только развитый интеллект, но и тонкое чувство прекрасного!
Живая музыка в зале производит на меня волшебное впечатление, будит море чувств и образов. И вместе успокаивает, погружает в состояние медитации, когда мысли текут в голове стройно и плавно.
Вдруг вспомнил детали недавней поездки на Сицилию, синее море, старинный греческий город Сиракузы. Храмы, с встроенными в барочные здания, сохранившиеся колонны из древнегреческого храма. И рядом – Средиземное море, волны бьющие в высокую, каменно-белую набережную, запах моря и музей Архимеда который поразил воображение древними остроумными механизмами…
Воспоминания пробудила первая пьеса, сыгранная Ганюшесом.
Потом была пьеса «Печальные птицы» - напоминающая перекличку чаек над волнами. Поразила виртуозное владение пианистом левой и правой рукой и его напряженная сосредоточенность, в рассказе о печали птиц потерявших любимых. Птицы – это образ девушек, плачущие о потерянных близких, а может быть об умерших детях!
И третья пьеса: «Лодка в море». Возник образ одинокого суденышка на волнах в бурю, испуганный человек в лодке, борьба за жизнь. Грохот волн и свист ветра. И кажется, что уже не выбраться не выжить! Но море медленно отступает, разочарованно утихает и лодка входит в тихую гавань.
Это образец музыкального импрессионизма, который в те годы был и во французской живописи главным течением. А в музыке - это конечно Равель и Дебюсси с его «Полуденным сном фавна» и тем же «Морем»!
«Алборадо» известная пьеса Равеля: танцевальные ритмы, кажется стучат кастаньеты. На сцене кривляется невеселый шут с грустными глазами… Картинка выразительная и печальная…
Потом был Лист и вдруг пришла в голову мысль о похожести многих искусств в определённые, недавние эпохи расцвета.
В музыке это Лист, Равель, Дебюсси, Григ, Чайковский…
В живописи это импрессионисты, а в России это реализм Серова, Репина, Левитана, Куинджи…
В литературе: Достоевский, Диккенс, Толстой, Чехов, Блок, Ахматова, Цветаева…
Сейчас, на мой взгляд, очевидна деградация искусств и убийцей современной культуры является телевизор и интернет!
Потом, снова под неожиданный поток музыкальных образов подумал, что музыка является высшим искусством доступным для понимая только немногим, и является одним из увлечений человека современного. Понимание и создание того что мы называем классикой невозможна на ранних стадиях развития человечества!
Но, в современном искусстве, кажется происходят одинаковые процессы утраты профессионализма и «культурных школ». Происходит нечто похожее на утрату культуры в Средние Века, последовавшие за падением римской цивилизации!
Тогда, пришельцы с варварского Востока, уничтожили средиземноморскую древнюю культуру и она возродилась в Европе, как некое подобие её, в тех же прибрежных странах, что и в древности. Это время и назвали Ренессансом!
А сегодня, в живописи просматривается возврат к временам древних икон с отсутствием перспективы и игрой световых пятен с почти полным отказом от фигуративного искусства. А может и того хуже – это объясняется утратой мастерства, профессионализма и школы…
Сегодня мировому искусству грозит гибель, в соревновании с бездуховной, потребительской культурой Америки и её почитателей в Европе. Пресыщенность и извращенный вкус богатеев низводит искусство на уровень служанки богатства.
Отсюда и разного рода «новации», которыми кичатся богатые заказчики всего необычного и невразумительного – лишь бы было не так как раньше и не так как у основных конкурентов среди любителей и заказчиков такой «макулатуры».
В литературе как и в живописи, как и в музыке такая деградация заметна и не специалисту.
Например в литературе, времена расцвета включающие такие имена как Достоевский, Толстой, Диккенс, чехов, Фолкнер… сменились временем в котором преуспевают разного рода смехачи и пародисты. В России можно назвать Ильфа и Петрова на ранней стадии деградации. А потом пошли разного рода, Сорокины, Пелевины…
Литературный стеб стал или становится самоцелью и известный, популярный в среде образованцев, парадоксально талантливый Пелевин, стал наглядной иллюстрацией такого направления!
В живописи модное абстрактное искусство, стало основным направлением и начинает напоминать по приемам времена иконописи и первобытной простоты. Только сегодня, эта простота искусственная и потому, есть возврат к первоначальной истории живописи.
В архитектуре, перешли на создание примитивных, прямоугольных форм конструкций, напоминающие древние архитектурные артефакты, состоящие из стен и потолка, исключающие даже крыши.
Для этого, используя новые конструкции и материалы и с их помощью создают высотки-монстры, которые напоминают по форме куски льда, вырубленные из ледников Антарктики...
Но сущность деградации искусства, становится особенно очевидна при взгляде на современную живопись, которая постепенно превратилась в детскую мазню!
За счет разного рода словесных ухищрений, её пытаются представить, как некое философское, многозначительное отражение современной жизни!
Тут можно говорить, что если бы не было критиков, проплаченных богатеями – нуворишами, то на эти грязные поделки с потеками краски, не обратили бы внимания даже коллекционеры…
Анализируя процессы происходящие в искусстве, можно сделать вывод, что очередной цикл развития человеческой цивилизации подходит к концу и в очередной раз наступает время дикости и возврата во времена варварства!
…Вчера на землю с утра выпал иней, грязь на тропинках замерзла, а к вечеру пошел дождь, перешедший в небольшой снег.
В это время был на Невском, который в снег стал похож на городские пейзажи импрессионистов, с туманной белой перспективой и едва различимым Адмиралтейством на заднем плане.
Но и фигуры людей превратились в темные силуэты без лиц, - все надвинули на головы капюшоны - и «лиц не различить». Эти силуэты, запахивая полы пальто идут одним плевом вперед, таким образом преодолевая давление холодного ветра, избегая попадания крупных, редких снежинок падающих с неба по кривой.
На десятый день в Питере после неудач и обмана в попытках вставить недостающие зубы, почувствовал одиночество отчасти рожденное изоляцией от бытовой суеты вокруг.
Первый обман был, когда я не дождавшись встречающих, ехал на такси из аэропорта. Водитель, солидный и разговорчивый, бывалый путешественник, разговаривал со мной о трагедии девяностых, о жизни в Чикаго, о ностальгии, заставившей его вернуться в Россию.
Когда я спросил его о цене поездки, он как-то очень быстро заявил, что поедем по счетчику, и что-то быстро включил на этом карманном инструменте. Но когда мы приехали в Коломяги, он огорошил меня цифрой близкой к четырем тысячам рублей. Её показывал этот счетчик!
Я вынужден был согласиться, но про себя ворчал на свою неопытность и нахальство питерских таксистов. Надо отметить, что таксисты в России – это легализованная мафия, которая обдирает простодушных пассажиров как липку!
И эти разочарования, в совестливости и нахальном зарабатывании денег на всем на чем только удастся, погрузили меня в неизбывную тоску по временам бывшим, советским!
Поехал к старому другу в Кронштадт и там, за обедом с водочкой высказал все обиды и разочарования атмосферой зарабатывания денег в нынешнем «модернистском» российском обществе, где все друг друга обманывают, стараются нажиться за счет обманутых и делают это в уверенности, что так и живут во всем мире.
Но конечно это не так, потому что во многих странах ещё сохранились религиозные ценности, иногда присущие и самым отъявленным атеистам!
После встречи с друзьями и обеда с водочкой, гуляя под холодным ветром по Кронштадту, дошли до кладбища на котором похоронена мать друга, которую я хорошо знал ещё лет сорок пять назад.
Печально, но уже м многие мои ровесники друзья и знакомые умерли и таковых становится все больше!
Вечером того же дня, пошёл в театр Ленсовета, на пьесу Артура Миллера «Смерть коммивояжера».
Суть этой американской драмы, заключена в привычной погоне за долларом и за жизненным «успехом», превращающих людей в несчастных страдальцев, живущих без цели и смысла. Пьеса написана давно, но и сегодня она актуальна, особенно в России.
Однако сегодня, ситуация в Америке и особенно в Европе меняется: появились разного рода бонусы для бедных, скидки в магазинах, «секонд хенд», наконец.
Однако, по-прежнему, многие дома принадлежат банкам, дающим жителям под проценты ссуды, которые требуют возвращать регулярно и в указанные сроки. Если это не делается пунктуально, то дома забирают, а жителей выгоняют или переселяют в трущобы!
Нечто подобное будет и в России, если социальная система не поменяется!
Глядя на сцену думал, что игра актеров мне не нравится: вместо сдержанного драматизма, на сцене происходит какая-то истерика, с голыми девочками танцующими на столе и даже футбольным мячом, которым играют актеры прямо на сцене. В американском варианте это было увлечение американским футболом, который больше похож на регби.
Много искусственных страстей, выходов на авансцену, реплик направленные в сторону зрителей, криков и даже слёз.
После просмотра таких спектаклей, я все больше понимаю писателя Бунина, который ненавидел театр за его попытку изображать живую жизнь, неумело и пошло.
Нечто подобное я увидел, испытал и здесь!
Музыка за сценой, иногда достигала немыслимой громкости, давила на перепонки, если вообще не травмировала слух. И это была задумка режиссера, который хотел драматизм повествования, подчеркнуть разрушительным уровнем неопределённых, якобы трагических звуков!
Ещё подумал, уже безотносительно к пьесе, что писатели, как и музыканты, на протяжении своей жизни, по сути пишут один и тот же сюжет, хотя и в разных книгах. Так и у Артура Миллера, который во всех своих произведениях показывал драму и безысходность человеческой жизни, в частности американского обывателя.
Невольно подумал: когда же в России появятся такие авторы!
О безысходности жизни писали и Достоевский, и чехов и Толстой. Но когда же в России появятся таланты, способные отразить бессмыслицу обывательского взгляда на жизнь и трагизм существования протестующих против мещанства, одиночек?!
О трагизме бытия создавали свои сочинения и русские композиторы и здесь яркий пример, Чайковский. Его симфонии и музыкальные поэмы, по сути питаются одними и теми же драматическими мотивами. И все его творческая биография заканчивается трагедией – Шестой симфонией композитора, в которой эти мелодии сконцентрированы в одно целое!
…На следующее утро, я вдруг подумал, что у меня в России во сне происходят веселые или даже счастливые картины жизни. А в Англии, часто вижу навязчивый сон в котором я теряюсь и не могу найти знакомую дорогу к дому!
В этих снах, из подсознания всплывают проблемы освоения английского языка на котором я не только говорю плохо, но временами и плохо понимаю, то что говорят мне английские знакомые и друзья!
Невозможность понимания английский собеседников, во сне перетекает в драму потери поисков «пути».
В то же время, находясь в России, такие сны исчезают, и на первый план вылезает из подсознания тема неудовлетворенной любви. А это – дальнее эхо тех переживаний, которые я испытал в семейной жизни, закончившей предательством жены и разводом…
…Из всего сказанного можно сделать вывод, что наши сны являются формой репрезентации наших душевных и физических состояний. Фрейд был прав когда говорил, что наши психические и физиологические проблемы, особенно ярко проявляются в наших снах.
Другой известный «душевед» - Карл Юнг, утверждал, что обстоятельства и психическая ситуация, наряду с древними архетипами формируют не только наш характер, но и нашу внутреннюю жизнь, которую можно назвать жизнью сердца!
По мне, наш характер формируется в возрасте до четырех-пяти лет, а направление характера в добро или во зло, определяется в подростковом возрасте.
Например в нашем пионерском детстве и отрочестве, характеры во многом зависели от прочитанных книг. Думаю, что история Тимура и его команды и похожие книги, сформировала не одно поколение советских людей.
А нынешние поколения, формируются под воздействием жестоких детективов и доступной порнографии. И последствия такого «воспитания» я увидел и ощутил на себе, увидев, почувствовав, погрузившись в атмосферу зарабатывания денег и комфорта, присущей многим россиянам!
Сегодня, вместо былого альтруизма, главными ценностями стали деньги, секс и удовлетворение инстинктивных потребностей, включая жажду неограниченной власти над людьми…
…В последний день перед отъездом, побывал на Охте, где я прожил несколько лет до отъезда в Англию. Побывал в огромных торговых центрах, увидел много людей сидящих в кафе и подумал, что Россия, помимо негатива полученного от выпущенного на волю эгоизма и алчности, в быту приобретает европейские стандарты.
И сравнивая с тем, от чего я уехал заграницу двадцать лет назад, искренне порадовался этим переменам!


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion

Ноябрь 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков.





Рейтинг работы: 2
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 114
© 24.11.2017 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2017-2120181

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ











1