ПАМЯТЬ


ЗАБЫТЬ – сочетание двух современных слов: за (см.) и быть (см.). Единое представление: «переместить за пределы настоящего бытия – отсюда; отпустить (то есть опустошить, очистить); оставить там». «Мешок», в котором сложены мысли и образы, связывающие нас с прошлой жизнью, называется памятью. То, что мы помним, переносится из прошлого в настоящее в виде образов, осложняющих настоящую жизнь. Перемещенные из прошлого образы занимают во внутреннем мире много места, часто вытесняя, воспринимаемые образы настоящего. Тот, кто все помнит, начинает прошлым, а не настоящей жизнью. Забытие – это способ обращения сложного (тяжелой ноши) в простое (пустой мешок) – очищения и облегчения настоящей жизни..
http://pervobraz.ru/slova/article_post/zabyt

Власть над временем
[3. Необходимость построения памяти]
События нашей жизни, от рождения и до старости, одноразовы, и потому подвержены забвению. Для описания старца Тора употребляет образное выражение "насыщенный днями" - он как бы поглощает дни и насыщается ими. Я думаю, в этом еврейском выражении проявляется взгляд на мир, диаметрально противоположный представлениям греков о боге Хроносе, глотающем своиx детей. Классическая картина Гойи изображает это страшное уничтожение: дети, порождения времени, им же и пожираются - этим жестоким отцом, не знающим насыщения. У этого разрушения, приносимого временем, есть множество проявлений, и наиболее ярким из ниx является способность забывать - способность, быть может, самая характерная для существования человека в этом мире. В этой способности забывать содержится как благословение, так и проклятие. Мы переживаем бурные события, испытываем сильные потрясения - но очень многим из ниx суждено быть забытыми: и добродетель юности, и любовь жениxа и невесты заносятся песком забвения. И если мы, вопреки естеству, хотим помнить - то это не дается нам само собой, память необходимо построить и затем поддерживать. Помнить - это большое интеллектуальное и национальное усилие.
Шалом Розенберг http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/bo00.htm

ПАМЯТЬ – Приставка па-/по- происходит от древнего корня * apo- (апо) «возвращение по следу», в санскрите *apa (апа) означает «обратно». В древнегреческом от этого корня происходит предлог апо «от», «после», «вслед за», в латыни – ab «от». Древние корни *mьn/*men и *tь составляют ту же основу, что и в мнить, помнить, ментальность. Корень *mьn/*men «мыслить, думать» восходит к первообразу «изступление, устремление духа», как в греческом μαίνομαι (маномэ) «быть в изступлении, выйти из себя». Ранние христианские проповеди и пророчества первых веков произносились в состоянии духовного изступления: «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил (ἐσήμανεν – «эсиманен» - тот же корень, что в μαίνομαι) Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деяния апостолов, 11: 27-28). Корнесловно память – это сочетание образов «возвращение по следу» и «устремление духа» - «устремление духа по следу, возвращающему его в прошлое, к предшествующим событиям». Психологи, в зависимости от видов следов, оставленных в душе предшествующими событиями, различают образную,словесно-логическую, эмоциональную, двигательную память. В славянорусской традиции различают два главных качества памяти: добрая и злая. Злая память должна изгоняться за пределы бытия – забываться..
http://pervobraz.ru/slova/article_post/pamyat

Кто-то из знающих христиан РПЦ (сильный умом) пытается замызгать, обнаруженный мной, второй контекст  первых глав Бытие?  Делайте правильные смысловые акценты:
1. Йаhве бог запрещает человеку питаться от Древа познания Добра и Зла (но никак не от лживых историй, написанных людьми с чистых страниц), - то есть, дух СЕГО ДНЯ не позволяет  адаму  вкушать знание  (воспитываться знанием)  подлинной Истории как своего народа, так и всего человечества.
2. Заблудшие востребуют от прошлого дух Зла,  -  его героев,  дела которых воспринимаются добрыми. Они пребывают в изступлении , как во сне. Глаза разума их закрыты. 

Из статьи в Википедии: 
ДУХ ВРЕМЕНИ –  Гёте рассматривал дух времени как преобладающую духовную сторону эпохи:
«Если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над ней,
так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени,
который определяет сущность данного промежутка времени».. 

И об этом же читаем во второй главе книги Бытие, с той  лишь разницей, что здесь дух времени (ДУХ СЕГО ДНЯ) олицетворён в качестве главного бога физического бытия.

21 ויפל יהוה אלהים תרדמה על־האדם ויישן ויקח אחת מצלעתיו ויסגר בשר תחתנה׃
22 ויבן יהוה אלהים את־הצלע אשר־לקח מן־האדם לאשה ויבאה אל־האדם׃
23 ויאמר האדם זאת הפעםעֹצֶם מֵעֲצֻמַי וּבָשָׂר מִבְשָׂרַי לזאת יקרא אשה כי מאיש לָקְחָה־זאת
24 על־כן יעזב־איש את־אביו ואת־אמו ודבק באשתו והיו לבשר אחד׃
25 ויהיו שניהם עֲרוּמִים האדם ואשתו ולא יתבששו׃

21 И накинул Йагве бог дурной сон (одурь, экстасис, иступление) на этого адама (собир. люди) и уснул он (ментально*). И взял/принял (Йагве) одну из сторон его и заключил (всякую) плоть под нею.
22 И выстроил Йагве бог сторону, которую взял из/от этого адама (собир.), женой и ввёл ее к этому (же) адаму.

* Смотри этимологию слова ПАМЯТЬ.


23 И сказал этот адам: Эта теперь — сила (мощь, сущность) из сильных моих (2. из численных моих) и тело из тел моих! Эту назовут иша́ (жена), ибо от (многочисленного) и́ша (мужа, о важных персонах*) взяла/приняла/привнесла (2. пасив. взята/принята) эта.
24 Поэтому оставляет/пренебрегает (многочисленный) муж отца своего и мать свою ** и прилепляется к жене своей и они становятся плотью одной (одним воплощением, одним государственным телом).
25 И были оба хитрые (коварные) – этот адам и его иша́ (жена)! И не стыдились.


-------------
* Из этой же статьи в Википедии:
Концепция включает также Теорию великих людей, популяризированную Томасом Карлейлем, которая определяет историю как результат деятельности великих героев и гениев.


** Параллелизм: Отец - Отечество, Мать - Родина. (Доказательство: "муж и жена - одна плоть".) Оставить своих отца и мать - это значит пренебречь не только ими, но и традицией и законом своих предков.


О ПОТОМКАХ КАИНА..






Три имени этого стиха (одно из них записано в двух вариантах*) можно прочесть как

מָחוּי אֵל מֵחַיָּי — אֶל מֹתֹו: שְׁאֹל
Маху́й эл** мехайа́й — эл мото́: Шео́л.
Стёртый герой** из жизни моей — к смерти его: Шеол.
-----------
* В комментариях Гирша:
18. מחויאל — מחייאל. Ирад родил Мехуяэля, מחוי אל — буквально «тот, в ком стерто Божественное»; מחיי אל — «тот, кто (сам) стер в себе Божественное». Пока поколение, лишенное культуры, подрастало, оно являлось מחויאל — жертвой, поколением, у которого отнято Божественное начало. Возмужав, оно стало מחייאל — активно отвергать Божественное начало в себе и пытаться уничтожить его в других. https://toldot.ru/articles/articles_27344.html

**
О людях или богах, наделённых духовной или физической силой.

Стёртый из памяти, преданный забвению, удалённый из жизни: о месте пребывания народных героев, которых забыли живущие на земле поколения. Русское "за-быть" - это то, что "за бытием", за пределами бытия.
https://www.stihi.ru/2017/03/23/5943

Кстати, Дерево жизни Эц-hаХаим (עֵץ הַחַיִּים) - это зеленеющее Дерево всех живых, всех живущих (см. здесь хайим, как причастие во мн. числе), ибо Хава́ (Ева) - это мать всего живого, всех живых (собир.) в веках (Быт.3:20). Для очередного адама  на лице земли (для обывателя-потребителя благ преходящих) прошлых веков как бы нет, - только память о них, а она у него коротка. Тогда, как для Дерева жизни всё важное в мире, что происходит в веках, из того, что не отдано тлену, - есть его тело.

https://www.chitalnya.ru/work/2103461/

Для объектов существующих систем настоящее время охватывает тот временной интервал, в течение которого они могут взаимодействовать между собой путем обмена энергией и информацией.
http://forum.meta.ua/topic/t/160171/asc/75.html


Века Родины-Матери — это Дерево жизни (ее жизни, которая длится веками). И оно же — Дерево познания Добра и Зла (подлинная История человека)  для поколения, живущего на лице земли, физический век которого короток. Познавать современнику свою Родину-Мать (Быт.4:1) — это постигать глубину жизни приобретений её. (Каин-приобретение-творец не только Духа времени, но и Родины, её вечности.)

О УСЫХАЮЩЕМ ДЕРЕВЕ..
Быт.2:23, Ремез 2 (в других лексемах: о усыхающем родовом дереве и новой порочной стране - державе выродков):
ויאמר האדם זאת הפעם עֹצֶם מֵעֲצָם יִּוָּבֵשׁ רָם בְּשָׂרַי לזאת יקרא אשה כי מאיש לקחה־זאת׃

И сказал этот адам: Эта теперь — сила (отторгнутая) от дерева их (держава предков), вянущего/сохнущего, высокого, (что) в князьях / начальниках моих к этой (dat.) — будет называться ишша́, ибо от (многочисленного) мужа принята эта (привнесла эта).

В устах hа’адама, запамятовавшего своих предков, они (славные предки его) в третьем лице (в отличие от начальников), как чужие. Противопоставляет себе этот адам и начальников (князей) своих: он лишён исконной родовой силы (дерево рода усыхает) - он бессилен.
https://www.chitalnya.ru/work/2106259/
Михаил Задорнов: «Мы должны вернуться к ощущению силы»
Фильм «Рюрик. Потерянная быль» стал телесенсацией
13.12.2012
– Вы избрали для жизнеутверждающего фильма эпизоды зарождения русской государственности…
– И неслучайно! Я сделал акцент на том, как выросло державное дерево! Князь Рюрик – это импульс жизни, силы. Нужно почувствовать свою силу – и объединяться, чтобы выжить, чтобы развиваться. Тот, кто поймёт идею этого фильма, не станет тратить время на распри, на грызню. Ведь фашизм, агрессия – это всё от ощущения слабости. А мы должны вернуться к ощущению силы.
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/mihail_...
Быт 3:5 (йодэй тов вара)
כִּי יֹדֵעַ אֱלֹהִים כִּי בְּיֹום אֲכָלְכֶם מִמֶּנּוּ וְנִפְקְחוּ עֵינֵיכֶם וִהְיִיתֶם כֵּאלֹהִים יֹדְעֵי טֹוב וָרָע׃
Потому что знает Бог, что в день, когда вы есть от него, и откроются глаза ваши, – то станете (вы) как боги, знающие Добро и Зло!

"Знающие Добро и Зло", как идиома "знающие всё на свете", - прежде всего о том, что происходило в веках: знающие подлинную историю мира и человека. (Технические знания не делают адама мудрым и просвещённым.)

Быт 3:6 (тов а′эйц .. венэхъмад hа′эйц)
וַתֵּרֶא הָאִשָּׁה כִּי טֹוב הָעֵץ לְמַאֲכָל וְכִי תַאֲוָה־הוּא לָעֵינַיִם וְנֶחְמָד הָעֵץ לְהַשְׂכִּיל
И увидела (постигла) женщина, что лучшее Дерева - для еды, и что она таава глазам, а желаемое Дерева (см. Быт 2:9 - то, что отсеяно от него к самостоятельному существованию) - для вразумления;
וַתִּקַּח מִפִּרְיֹו וַתֹּאכַל וַתִּתֵּן גַּם־לְאִישָׁהּ עִמָּהּ וַיֹּאכַל׃
и взяла от плода его (от его лучшей части) и ела, и дала также мужу ее с собою, и он ел.
--------
תַאֲוָה т а а в а́ - отглагольное существительное о устремлённости человека на его пути к достижению цели. О пище для разума. Применено в таком же контексте, как Прит 11:23 - "Жадання у праведних тільки добро.."; также Прит 13:12 (букв.) "Затянувшееся ожидание - немощь (увядание, захирение) сердца, а дерево жизни - вошедшая устремлённость"; "Задовга надія - недуга для серця, а дерево життя - прагнення, що надходить."
לְהַשְׂכִּיל леасъкиль (инфинитив породы хифиль) для вразумления буквально в каузативном значении: чтобы быть/стать разумным, мудрым, понятливым, восприимчивым к истине, успешным. Корень שכל (с син в начале) неспроста напоминает русское "школа" (от греческого σχολή /σχολά), так как это родственные слова. (Через шин леашъкиль - о обезчадивании. См. в самом конце.)
Контекстное: жизнь в физическом мире - это школа.

http://forum.meta.ua/topic/p/9942338.html
http://forum.meta.ua/topic/t/208940/asc/0.html

Постигла. Не сказано, что "увидела дерево", но сказано "и увидела, что.." - О пище для очей разума, которые внутри головы. (Еккл.2:13 "И увидел я (וראיתי אני), что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: 14 у мудрого глаза его - в голове его (החכם עיניו בראשו), ...") 

Вторая часть стиха должна быть прочитана также:
ותקח מפריו ותאכל ותתן גם־לאישה עמה ויאכל׃ ...
... И стала брать / принимать (она) от плода его, и стала есть и давать также (многочисленному) мужу её народа её, и стал есть.

(Начало процесса восстановления утраченной связи веков.) Здесь עִמָּהּ имма-х "с нею" в иной огласовке будет עַמָּהּ амма-х "народ её". (Чис 15:30; Суд 14:17; Руф 1:15; Есф 2:10, 2:20; 4:8; Ис 65:18; Песн 1:7,11.) Имеем случай смихута (сопряженное сочетание), "разбитого" местоименным суффиксом.
Иш (собир.) - о важных персонах.

http://www.chitalnya.ru/work/1763013/ (Диспут: Следует ли в Быт 3:6 читать смиху́ты?)
https://www.chitalnya.ru/work/2029254/ (גם־לאישה עמה , глагол гама́м, как антитеза глаголу хала́лБыт 4:26)
https://jesuschrist.ru/forum/1064777,,3.php (Тема Адам)



----------------------



Николай Гумилев

Потомки Каина.

Он не солгал нам, дух печально-строгий,
Принявший имя утренней звезды,
Когда сказал: "Не бойтесь вышней мзды,
Вкусите плод, и будете, как боги".

Для юношей открылись все дороги,
Для старцев - все запретные труды,
Для девушек - янтарные плоды
И белые, как снег, единороги.

Но почему мы клонимся без сил,
Нам кажется, что кто-то нас забыл,
Нам ясен ужас древнего соблазна,

Когда случайно чья-нибудь рука
Две жердочки, две травки, два древка
Соединит на миг крестообразно?









т





Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 16
© 12.11.2017 Николай Кувалда

Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 2 автора












1