Группа «КИНЕМАТОГРАФ» была образована в 1983 году в Москве.
В своей оригинальной форме «Кинематограф»
просуществовал всего полгода и оставил после себя единственный, но, блестяще
исполненный и безупречно записанный альбом, в мелодической фактуре которого
органично сочетались элементы арт-рока, поп-музыки и соул, а лёгкие, но
поэтичные тексты удачно подчёркивали характер музыки. Этого оказалось
достаточно, чтобы имя группы сохранилось в истории, и хотя позднее под ним
выступало несколько почти не связанных между собой составов, славу «Кинематографу»
принёс именно дебютный альбом.
Лидером группы и автором всего её репертуара стал музыкант и
композитор Сергей Миклашевский (род. 6 августа 1958, Москва, РСФСР, СССР). Как
и все его сверстники, приобщался к рок-н-роллу в школьных, а потом в
институтских группах, наиболее известной среди которых был «Континент» из
плехановского института, откуда Сергея и его приятеля Виктора Савина в 1981 году
переманили в полупрофессиональную «Олимпию» при ДК завода «Серп и молот».
Далее был Москонцерт и ансамбль саксофониста Владимира
Коновальцева, с которым Миклашевский аккомпанировал вокалистам Галине Улетовой
и Вадиму Аникейчику. Вот тогда-то, в середине 1983 года, и родилась идея «Кинематографа».
Как ни странно, инициатива создания группы и даже её
название исходили не от Сергея. Замысел этот родился в недрах Главной редакции
кинопрограмм Центрального телевидения, где молодые сотрудники Андрей Циленко и
Сергей Савушкин пробили тему комсомольско-молодёжных передач, к которым можно
было привлекать знакомых со стороны.
С. Миклашевский:
«С
Андреем Циленко мы приятельствовали уже несколько лет. Помню, как однажды он
позвонил мне и спросил: «Старик, что бы ты сказал, если бы весь советский народ
включил свои телевизоры, а там – передача про мультики, которые разбавлены
песнями в исполнении группы, скажем, «Кинематограф»?». Что на это мог ответить
молодой советский музыкант? Угадайте с трёх раз».
И колесо завертелось. Не сумев привлечь к проекту известных
композиторов, Миклашевский начал сочинять музыку сам, опираясь на тексты поэта
Аркадия Тюрина. В процессе работы к ним присоединился Вадим Коротков, в будущем
известный режиссёр и клипмейкер («Замыкая круг»).
К началу осени сценарий программы и весь музыкальный материал
были готовы и, к немалому удивлению авторов, успешно прошли все худсоветы.
Собрать музыкантов оказалось ещё проще: клавишником стал
давний коллега Сергея Виктор Савин. За барабаны был приглашён знакомый им по
«Континенту» Евгений Майстровский. С подачи Савина в проект влились известный
певец Анатолий Алёшин, после запрета «Аракса» находившийся в свободном полёте,
и гитарист Анатолий Шеванов, а для исполнения женских вокальных партий была
приглашена жена Шеванова – Вера Соколова (она прославилась записью песни
Алексея Рыбникова «Последняя поэма» для фильма «Вам и не снилось» вместе с
Ириной Отиевой). Сам Миклашевский играл на бас-гитаре.
Запись проходила с сентября 1983-го по февраль 1984-го.
«Кинематографу» повезло: с ним работали лучшие звукорежиссёры телевидения
Александр Зубов, Андрей Казьмин, Георгий Лазарев, Анатолий Вайнштейн.
С. Миклашевский:
«Был
ещё очень продвинутый ассистент звукорежиссёров Лёша Менялин, который всё знал
и рассказывал нам о том, что только что изобретенному MIDI принадлежит будущее.
И ведь не соврал».
Программа «Сказки о мультипликации» была отснята, одобрена
и... легла на полку до лучших времён, хотя в «Утреннюю почту» прорвались клипы
на песни «Рассказывайте сказки» и «Видишь себя (нарисованным в лодке)».
Последняя – её текст был поэтическим переводом битловской «Lucy In The Sky With
Diamonds», сделанным Тюриным задолго до записи альбома – стала главным успехом
и визитной карточкой группы и осталась по сей день. «Сказки о мультипликации» вышли
на экран лишь в годы Перестройки.
Параллельно Миклашевский играл в группе Владимира Осинского.
В июне они с Савиным, используя «Korg 61» последнего и вокодер Осинского,
записали под вывеской «Кинематографа» песню «Урок истории» на слова Андрея
Циленко и разошлись в разные стороны. Майстровского позвали в «Квадро», а Алёшина
– в «Феникс», приютивший обломки «Аракса». Савин, захватив Шеванова, вернулся в
«Олимпию», а Миклашевский сменил Женю Маргулиса в московском «Наутилусе». Далее
в его послужном списке значатся «Глобус» (там он снова встретился с Алёшиным и
другими ветеранами «Аракса») и бэк-группа кабардинского певца Заура Тутова.
Осенью 1985 года, когда в стране начались лёгкие послабления
в идеологический сфере, Новгородская филармония предложила Сергею Миклашевскому
возродить «Кинематограф». В новый состав вошли гитаристы Александр Андреев и
Евгений Ушеров, барабанщиком стал Виктор Непомнящих (Сергей познакомился с ним
у Заура Тутова), на клавишных играл некто по прозвищу Цуц, а к микрофону был
приглашён уроженец Кировограда Михаил Пахманов, начинавший в местной группе
«Контакт». Звуком заведовал Андрей Позмогов. Аппаратурой группу обеспечил
небезызвестный в Москве Юрий Фомин.
Поскольку даже в провинции получить право на сольное
отделение в концерте было нереально, Миклашевскому пришлось подыскивать
официального худрука, и кто-то присоветовал ему отставного джазового пианиста
Бориса Рычкова, который был известен как автор хита Аллы Пугачёвой «Всё могут
короли». В то время ещё действовало драконовское постановаление Минкульта, согласно
которому репертуар ВИА был должен на 80% состоять из песен членов Союза
композиторов, поэтому группе позволили исполнять разве что «Видишь себя» и одну
инструментальную пьесу Сергея.
Стали готовить материал для выпуска альбома, аннотацию к
которому написал Юрий Никулин. Альбом так и не вышел.
В конце 1986 года в группу был привлечен для совместной
работы Валерий Ободзинский (этим Б. Рычков рассчитывал повысить статус
коллектива), в частности, совместно было сделано пять композиций (в том числе и
«Эти глаза напротив»). Вместе с ним, весной 1987 года, группа отправилась на
большие гастроли по стране.
Пахманова (позднее – «Магнит», «Тайм-аут») вскоре сменил
Владимир Михайлов (экс-«Акварели», «Лейся, песня»). Рычкову, однако, его роли в
группе показалось недостаточно, и он, сговорившись с концертным администратором
Владимиром Аксельродом, весной 1986-го сумел выжить из «Кинематографа» его
основателя. С Миклашевским группу покинул Виктор Непомнящих. Позже они так же
вместе выступали в «Телефоне» и «Мониторе».
Смена власти не принесла «Кинематографу» дивидендов: песни
Рычкова успеха не имели, а ВИА стремительно уступали позиции рок-группам. Бас
взял в руки Виталий Гурин, барабанщиком стал Николай Сафонов (ранее –
«Здравствуй, песня»), а музыкальным руководителем клавишник Сергей Парамонов,
который в школьные годы был солистом Большого детского хора Всесоюзного радио и
прославился как первый исполнитель таких песен как «Антошка», «Голубой вагон»,
«Улыбка» и т. п. Уникальный голос после мутации он потерял, но сочинял симпатичные
песенки и был неплохим аранжировщиком.
Весной 1987 года в «Кинематограф»
пришли вокалисты Александр Добрынин и
Елена Волкова. Они приняли участие в очередном смотре-конкурсе советских ВИА и
гастролировали по стране, а в конце 1987-го распались, успев записать ленту с
безыскусным названием «Конкурс». Ушеров ушёл в «ЭВМ», Сафонов – в «Рондо», а
Добрынин позже пел в «Классе» и «Весёлых ребятах».
Филармония, впрочем, быстро набрала новых людей. За
барабанами оказался Александр Манякин, до этого работавший с безымянной группой
на танцах в подмосковном Александрове. Компанию ему составили Андрей Тарасов (гитара),
Андрей Адонин (бас), певцы Игорь Браславский (экс-«Надежда», «Голубые гитары»)
и Борис Буров. Позже в ряды «Кинематографа» влился второй гитарист Валерий
Шишаков, коллега Манякина по танцам в Александрове – они даже перевезли оттуда
свой аппарат. В этот период группа исполняла всё, что придётся, с уклоном в
популярный у подростков хард-рок и металл, включая баллады «Арии».
Летом 1987 года Рычков уволил из группы Шишакова. Из
солидарности с ним уволился Манякин – и не прогадал, поскольку в сентябре стал
барабанщиком «Арии» (вот и пригодилось знание её репертуара). К осени
разбежались и остальные: Бурова пригласили в «Диалог», Браславский работал с
Игорем Грановым, в группе «Доктор Ватсон», а потом, как и Парамонов, сольно.
В 1987 году группа приготовила новую программу, однако
концертам в Москве не суждено было состояться – «Кинематограф» распался.
Причиной послужило грубое нарушение трудового режима, приведшее к срыву
концерта и последующему расформированию группы.
Но и это была ложная кода. Администратор Новгородской
филармонии Борис Гринберг тоже решил использовать известное имя и собрал
совершенно новый «Кинематограф», в котором играли исключительно питерские
музыканты, в том числе гитарист Александр Симагин (экс-«Марафон», «Форвард»),
клавишники Игорь Дункул и Игорь Верховский, барабанщик Аркадий Аладьин (экс-«Марафон»,
позже- «Август», «Зарок»), Михаил Дудаков (тенор-саксофон), пели Дмитрий
Антонов (позже – «Президиум») и Ольга Фаворская (позже – «Поп-Сервис»), а аппаратурой
занимался Александр «Боцман» Лапин. Бас-гитаристом в финальной версии этого состава
был Олег Дегтярёв (экс-«Проходной двор» Юрия Наумова и «Рок-штат»), ныне
известный в Питере звукорежиссёр и мастер боевых единоборств.
В конце 1989-го «Кинематограф» распался окончательно.
Покинув «Кинематограф», Сергей Миклашевский сменил ещё несколько
групп, после чего серьёзно взялся за своё музыкальное образование, окончив два
отделения (эстрадное и теоретическое) Царицынского музыкального училища.
С конца 80-х годов он полностью посвятил себя студийной
работе, успешно сотрудничая с эстрадными композиторами Максимом Дунаевским,
Владимиром Мигулей, Алексеем Мажуковым, Игорем Ивановым, группой «Мегаполис» и
другими.
Двенадцать лет (с 1992 по 2004 гг.) работал в телерекламе и
над оформлением телеканалов, в том числе НТВ и РТР. Он также сочинил музыку к
фильмам «Next-2», «Ловушка для полтергейста», «Спасти и выжить» и другим, гимн
Выборга, продюсировал бардов и других самодеятельных авторов.
Кроме него в музыке остались Женя Майстровский (ныне он
живёт в Израиле и играет джаз) и Анатолий Алёшин, который проведя двенадцать
лет в США, вернулся в Россию, собрал новую группу и до сих пор поёт на
концертах «Видишь себя нарисованным в лодке».
Как ни странно, альбом «Кинематографа» – один из лучших
образцов отечественной поп-психоделии и московского рока 80-х, так и остался
неизданным официально, хотя в 2009 году в магазинах можно было встретить его
неавторизованное издание.
(По материалам ROCK-N-ROLL.RU. Энциклопедия. А. Бурлака)
* * *
«ВИДИШЬ СЕБЯ…».
Избранное
- Музыкант
(Конкурс) (С. Парамонов – Э. Кузнецов)
- Время
(Часы) (С. Парамонов – Ю. Клебанов)
- Лошадка-жизнь
И. Журбина)
- Тупик
(С.Парамонов – Ю. Гуреев, В. Аксельрод)
- Волшебство
(С. Миклашевский – А. Тюрин)
- Кинематограф
(Нарисованный герой) (С. Миклашевский – А. Тюрин)
- Рассказывайте
сказки (С. Миклашевский – А. Тюрин)
- Песня
про художника (С. Миклашевский – А. Тюрин)
- Песня
про джина (С. Миклашевский – А. Тюрин)
- Птица
в клетке (С. Миклашевский – А.Шаталов)
- Последний
сеанс /инструментал/ (С. Миклашевский)
- Старое
кино (С. Миклашевский – А. Тюрин)
- Третий
звонок /инструментал/ (С. Миклашевский)
- Лабиринт
(XX век) (С. Парамонов
– Ю. Гуреев)
- Будь
внимательней (С. Парамонов – Ю. Гуреев, В. Аксельрод)
- Удар
(С. Парамонов, А. Тарасов – Ю. Гуреев)
- Неведомому
Богу (С.Парамонов – А. Блок)
- Ночной
аэропорт
- Мы
выходили из кино (С. Миклашевский – Л. Воробкова)
- Путь
- Подари
мне мир добра (С. Миклашевский – Л. Воробкова)
- В
небо родном
- Видишь
себя (нарисованным в лодке) (С. Миклашевский – А. Тюрин)
Бонус:
24. А. Алёшин – Предчувствие (2008) (С.Миклашевский –
Т.Дудочкина)
_________________
18-22 – из сольного альбома М. Пахманова (экс-«Кинематограф»)
Записи 1983-88 гг.
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ:
https://yadi.sk/d/P7ZLPZiO3Pcdhz
Размер архива: 109,6 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 33 сек.