Великий шафрановый путь, иранская карта или золотая смоленская дорога


От чего зависит светлое экономическое будущее Смоленщины

За всю свою многовековую историю Смоленщина лишь единожды переживала период бурного экономического расцвета. Было это в те далекие от нас времена, когда через территорию современной Смоленской области проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Все остальное время, будучи начисто лишенной собственных ресурсов, о подобном процветании наша область, как бы ни старалась, могла только мечтать.А всего за всю историю в мире существовало лишь три Великих пути:Великий шёлковый, Чайная гонка клипперов и уже упомянутый. Путь от дорог отличается тем. что есть начальная и конечная точки и некоторые промежуточные опорные пункты. а вот вариаций дорог не счесть в связи с политическими, экономическими и природными составляющими.

Север к югу напрямик

История открытия, которое, весьма вероятно, поможет Смоленщине вновь ощутить давно забытый вкус экономического благополучия, началась в пятнадцатом веке. Именно в это время тверской купец и в будущем известный путешественник Афанасий Никитин совершил свое знаменитое «хожение за три моря», открыв при этом Каспийский путь в Индию – самую короткую в то время и по сей день дорогу из страны буддизма и специй к государствам Европы. К слову, погиб знаменитый путешественник предположительно в двадцати верстах от Смоленска.
Перспектива добираться до Индии коротким путем не давала покоя многим российским царям вплоть до семнадцатого века. К примеру, отец Петра I, Алексей Михайлович, даже отдал приказ построить первый фрегат «Орел», который должен был тщательно охранять русские торговые суда в их путешествиях по Каспийскому морю. Однако парусник ждала печальная участь: в конце концов его сожгли казаки Степана Разина. Сам Петр тоже пытался пойти по стопам отца и в 1722 году предпринял так называемый Каспийский поход, однако и это начинание закончилось печально. После этого неудачного опыта Россия практически на четыре сотни лет забыла об этом пути: прорубленного императором «окна в Европу» нам долгое время было более чем достаточно.
Однако с тех пор минуло немало лет, и вот настал момент оценить ситуацию свежим и современным взглядом. Не так давно представители нынешней российской власти вновь вспомнили о коротком пути в Индию и, похоже, осознали всю его стратегическую значимость. Дело в том, что, если доставлять товары из Мумбаи в Санкт-Петербург через Каспий, то время в пути сокращается сразу на тридцать дней! А значит, с экономической точки зрения он не просто выгоден, а супер выгоден.

На верном пути

Как ни странно, своеобразным камнем преткновения для воплощения данной идеи в жизнь долгое время была политическая позиция еще одного важного участника Каспийского пути – Ирана. Исповедуя по воле предыдущего аятоллы строгую изоляционную политику, страна «заморозила» практически все пограничное железнодорожное сообщение. В результате страна фактически превратилась в газово-нефтяной концерн для Китая, а «благодаря» американским санкциям и прочим экономическим и политическим моментам находилась в непростом положении. Правда, при этом Иран удерживал позиции крупнейшего в мире экспортера шафрана, фисташек, знаменитых на весь мир персидских ковров, черной икры и многих видов сухофруктов. Однако все это богатство из-за отсутствия дорог вывезти за пределы страны было весьма непросто.
Теперь же ситуация поменялась, границы Ирана начали постепенно раскрываться, и вновь появилась возможность доставлять грузы в Россию и дальше, в Европу. Конечно, Иран тоже заинтересован в том, чтобы его товары шли транзитом через российскую территорию, но еще больше в открытии Каспийского пути заинтересована сама Индия, ведь при таком раскладе ей больше не придется платить за право пользования Суэцким каналом.
Таким образом, все дороги ведут в Москву, оттуда – в Северную столицу и дальше, в Европу. Вот только этим путем можно доставлять товары только в Северную Европу, а для того, чтобы свою порцию восточных богатств получили и страны Центральной и
Восточной Европы, необходимо сделать ответвление от основного пути в сторону ст.Красное, что на территории нашей Смоленщины. И если Каспийский путь все же заработает в полную силу (а президент уже подписал соответствующее соглашение с Ираном), то к 2030 году каждый третий смолянин напрямую или косвенно будет обслуживать данную дорогу. И, что еще более важно, у Смоленщины наконец-то появится шанс вернуть себе былое благоденствие, используя на полную силу свое выгодное географическое положение, и стать очень богатой территорией. Если, конечно, очередные политические треволнения вновь не смешают нам экономические «карты», подбросив "пиковую даму".





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 92
© 10.11.2017 михаил евдокимов
Свидетельство о публикации: izba-2017-2107564

Рубрика произведения: Проза -> История












1