В воспитании нет ничего ничтожного Н. Пирогов)



Учитель, будь солнцем, излучающим
человеческое тепло, будь почвой, богатой
ферментами человеческих чувств и сей
знания не только в памяти и сознании твоих
учеников, но и в их душах и сердцах…
( Ш. Амонашвили.)
В последний день учебных занятий перед каникулами отправили меня на семинар в соседний городок, по теме - Проектная деятельность учащихся. Семинар касался в основном учащихся седьмых классов, потому что предполагалось серьезное обучение проектной деятельности начинать с этого возраста. Несмотря на то, что в нашей школе нет этого класса (в какой-то год не было пятого), пришлось согласиться. Обычно на семинарах рассматриваются разные проблемы, поэтому полезно участие в таких мероприятиях. Например, конкретно узнали о том, что нынче устная часть экзамена в 9 классе по русскому языку не вводится, как обязательная, а будет только апробация. Одна радостная весть.
Со следующего года введут эту часть, как обязательную. А мне два года отдыхать от экзаменов. Принимать ОГЭ ( Основной Государственный Экзамен) предстоит коллеге.
На последнем уроке учащиеся девятого класса получили домашнее задание по литературе выучить стихотворение А.С. Пушкина - « Памятник».
Они были обрадованы, что стих учить отпала надобность, доколь не будет в той четверти больше уроков. Однако пришлось остудить их пыл, заявив, что есть еще вторая четверть, вот тогда – то и будет опрос.
В первый день учебных занятий начала второй четверти стоял по расписанию урок русского языка. И в течение всего урока учащиеся засыпали вопросами по поводу домашнего задания по литературе. А именно о том, что нет необходимости учить стихотворение «Памятник», потому что это было в прошлой четверти. На что вынуждена была ответить, что задание остается в силе, несмотря ни на что.
Одна из учениц взяла ответственность отвечать за всех. То ли класс ее подговорил, то ли сама проявила инициативу. С мольбой обратилась, задание это отменить, потому что загружены по уши, факультативы оканчиваются очень поздно, некогда им успевать учить уроки.
Вот сейчас пишу и призадумалась, в каникулы кто им не давал учить его. Тогда на уроке даже не догадалась об этом заявить. Несмотря на то, что получали категорический отказ, по очереди стали уговаривать и убеждать, что другие стихи выучат, а это - простить.
В этом классе в том году было три Николая, один из них остался на повторное обучение в восьмом. К ним одноклассники обращались Колян. И вот один из Колянов заявляет, что дадут взятку в тысячу рублей. Другой говорит, что согласны отстегнуть с каждого по тысяче. Я понимала, что все это в шутку говорится, и решила подыграть им, и в ответ сказала, что если выучат, сама могу дать эту тысячу. Ученики с улыбкой и недоверием удивленно посмотрели на меня. Они не ожидали такого со стороны учительницы. А только никто не клюнул на эту хитрую удочку.
Диалог не прекращался в течение урока. Теперь уже и другие включились в эту игру. Одна худенькая девочка заявила, что знать наизусть данное стихотворение нет никакого смысла. Им в жизни это не пригодится. Тогда пришлось ответить ей таким образом.
-Представь, Машенька, ты будешь дружить с молодым человеком и блеснешь своей эрудицией. На что получила такой вопрос:- А вы своему мужу тоже читали стихи на свидании? - Отвечаю, что да, читала. Она в ответ: -Так это в ваше время было, и так давно. Несмотря на то, что они были все детьми моих предыдущих учеников, нисколько не чувствовала себя древней старухой.
Неужели для них я казалась женщиной пещерного века?
Другая, умненькая школьница проговорила, что стих не учится, потому что происходит путаница с другим стихотворением « Памятник». До Пушкина мы учили стихи Горация и Державина. Понимаю, что много общего между этими тремя « Памятниками». И, тем не менее, это не уважительная причина, чтобы не уважать великого Пушкина и игнорировать его шедевр.
В этом классе многие принимают участие в районном конкурсе - Художественное слово, занимают призовые места. Поэтому абсолютно непонятно было их такое отношение к произведению Пушкина. Я понимаю, их загруженность, но отлынивание не понравилось.
Они почему-то вбили себе в голову, что задание с предыдущей четверти является необязательным. После минутного затишья снова начинались упрашивания.
Пока они выполняли упражнение, просматривала письменную работу учащихся шестого класса по литературе. Катерина, которая начинала разговор в начале урока, заметив мою улыбку, радостно вскрикнула, что я согласилась с их мнением, и учить наизусть ничего не надо. На что пришлось ответить, что улыбаюсь над работой шестиклашек.
Если честно, они всегда учат стихи наизусть. Среди них два-три нерадивых ученика, которых долго приходится ждать. Даю поблажку, ставя только карандашом двойки.
С одной стороны, мне хотелось им простить это домашнее задание, и уже начинала колебаться. С другой стороны, стыдно было перед великим Пушкиным. Вот он точно не простил бы мне этой слабости. Если бы другое стихотворение было, возможно, проявила бы милосердие к моим любимым ученикам. Только долго грызла бы меня совесть.
В конце урока, в мою светлую голову, поступила спасительная мысль:
- Согласна с вашим мнением по поводу домашнего задания. И поэтому предлагаю такое справедливое решение: « Принимаю « Памятник» в течение этой четверти. Как только кто-то готов, подходите в любое время и сдаете мне все, до единого.»
Я полностью соглашаюсь с умным высказыванием Пирогова, что « в воспитании нет ничего ничтожного».








Рейтинг работы: 50
Количество отзывов: 10
Количество просмотров: 38
© 09.11.2017 Раиля Иксанова

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра
Оценки: отлично 9, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 11 авторов


РАДА       14.11.2017   21:25:45
Отзыв:   положительный
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ МИНИАТЮРА!
БлагоДАРЮ, Раиля, за ностальгию!
У меня была изумительная память. Благодаря ей, я и училась на "хорошо" и "отлично"...
Обожала стихи, особенно басни Крылова.... Мне стоило прочесть три раза перед сном,
и учебник закинуть под подушку... и всё готово!!! Старшая моя сестра Маргаритка научила
мне читать их с выражением, без стеснения...Так я и читала, что класс смеялся, как в театре,
над смешной постановкой....

Постоянного Вам творческого вдохновения, Раиля!
Жду новых творческих работ!
С искренним теплом, Надежда.


Раиля Иксанова       14.11.2017   21:38:37

Благодарю, надежда, за интересный отзыв! Спасибо большое! Тоже всегда стихи вовремя учила и полностью, сколько задавали. Сейчас ленятся дети.
ИВАН РЕМЕСЛОВ       09.11.2017   15:27:35
Отзыв:   положительный
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.

НЕ СМЕЙТЕ ЗАБЫВАТЬ УЧИТЕЛЕЙ!!!


Раиля Иксанова       09.11.2017   16:49:55

Благодарю, Иван, за замечательный отзыв! Пусть и сказано словами А. Дементьева. СПАСИБО БОЛЬШОЕ!
ИВАН РЕМЕСЛОВ       10.11.2017   14:26:41

....

Раиля Иксанова       10.11.2017   16:43:17

Очень признательна, Иван, за ваши подарки! Спасибо большое!
Людмила Степановна Небесная       09.11.2017   14:36:42
Отзыв:   положительный
В школе дети даже не представляют насколько могут пригодиться
в жизни стихи поэтов-классиков.
Спасибо за интересный рассказ, Рауля!


Раиля Иксанова       09.11.2017   14:39:35

Благодарю , Людмила, за интересный теплый отзыв! Спасибо!
Лера Мелихова       09.11.2017   09:04:36
Отзыв:   положительный
Школьные учителя!Это особая каста,они навсегда в душе останутся!!!!!!!!!

Раиля Иксанова       09.11.2017   13:11:58

Спасибо большое, Лера, за теплый отзыв! Благодарю от души!










1