Четыре хора Ирины Антоновой


К 100-летию РМК им. Прироговых


Помните сцену из «Иронии судьбы», когда Галя спрашивает Женю Лукашина: «Когда люди поют?» и сама же отвечает: «Они поют, когда счастливы».
В этом легко убедиться, побывав на концертах хоровой музыки: десятки счастливых людей объединяются в единое целой под эгидой её величества музыки. И не случайно «в самых пафосных эпизодах развития того или иного народа, нации, всей человеческой культуры в целом на первое место выступает хор «а капелла»,- говорит профессор Московской консерватории Юрий Евграфов.
Не все знают, что в переводе с древнегреческого слово «хор» означает «толпа» и отличается от вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета) наличием двух-трёх человек, исполняющих одну партию. Так вот, чтобы превратить поющую толпу в благозвучное единое целое нужен дирижёр-хоровик, который и сможет подчинить её высокой духовной сверхзадаче.
Сегодня есть хороший повод поговорить о человеке, который хором руководит, то есть умеет собрать разные голоса воедино, приладить их друг к другу, добиться согласованного звучания, чтобы каждый слышал не только себя, но и другого, не мешал никому в отдельности и всему большому многоголосому коллективу, который только и может быть хорош своей слаженностью и созвучием, чего совсем не так просто добиться.
Хормейстер Ирина Антонова – выпускница РМК им. Пироговых (1998 г.) и краснодипломница РАМ им. Гнесиных (2003 г.) – как раз тот самый человек, слышащий всех и каждого. Под её началом – четыре рязанских хора: знаменитая и любимая многими «Лювена» при МКЦ, отметившая в конце октября двадцатилетний юбилей, Камерный хор при Рязанской филармонии, хоровая группа Рязанского музыкального театра и академический хор музыкального колледжа, в котором уже не один год работает Ирина Викторовна, совмещающая творческую работу с работой преподавательской и административной: старшие коллеги доверили ей в 2006 году руководство отделом хорового дирижирования. Ещё, в своё удовольствие, для души Ирина поёт в хоре храма при больнице им. Семашко.
Почему именно хоровая музыка стала судьбой Ирины Антоновой?
Начиналось всё с музыкальной студии Дворца пионеров, куда она попала довольно поздно – в девять лет. До этого пела в школе, и мама решила отвести дочку в кружок, чтобы попробовать, получится ли что из этой затеи. Получилось, потому что до окончания школы Ирина пела в «Гармонии», которой руководила Н.И. Дуденкова. Она же подготовила свою ученицу к поступлению в музыкальный колледж учиться академическому пению в классе опытного педагога Н.М. Щербаковой.
Ирина с большим уважением вспоминает годы учёбы в РМК и своих преподавателей: «Наше училище уже тогда входило в десятку лучших музыкальных заведений РФ, поэтому мы получили очень хорошую базу для последующей учебы в вузах России. Н.Ф. Сидорова (фортепиано), Н.Ф. Постнова (сольфеджио и гармония), Л.В. Горбач (музыкальная литература) и, конечно же, наш преподаватель по хоровому дирижированию – очень яркая и самобытная Н.М. Щербакова – это те люди, которые сделали всё, чтобы мы состоялись в профессии. Потом, когда я поступила к профессору М.М. Апексимовой в Гнесинку, мне было легко учиться. И за это – низкий поклон преподавателям дирижёрско-хорового отдела, который уже готовится отметить восьмидесятилетний юбилей накануне столетия самого колледжа».
Что такое хоровая музыка для Ирины Викторовны? Это возможность рассказать о том, что волнует человека сегодня и находит выход в хоровом пении. Это – целая гамма человеческих чувств и оттенков: от печали до радости, от горя до едва теплящегося лучика надежды и веры в счастье. Хор – инструмент очень сложный, со многими голосами, и ему подвластно всё: от еле слышного, полутонового эха человеческих переживаний до мощного ликования победы.
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере»(Г. А.Струве)
Пожалуй, интереснее концерта может быть репетиция. Именно там и рождается хоровая музыка, а хормейстер становится не только дирижёром, но и психологом, могущим выстроить сложную цепочку взаимоотношений в большом творческом коллективе, где каждый артист ярко-индивидуален, а значит, не прост. Дирижёру приходится слушать не только ухом, но и сердцем, - без этого нельзя никак, потому что «важно не только в ноты попасть, но и смысл спеть»,- как говорит великий Владимир Минин. У Ирины Викторовны это получается. Она не только профессионал высокой пробы, но и щедрой души человек, и в её коллективы идут охотно. Американский дирижёр Р. Лаусон не случайно сказал: «Идите в хоры и обретёте гармонию!». Именно за этим приходят под начало хрупкой и волевой Ирины Антоновой.
«Мы поём очень сложную музыку, Пуленка, например, Орффа, музыку Свиридова на стихи Сергея Есенина. Это за пять минут не выучить. И важно понимание таких произведений. Наши музыканты – большие профессионалы, имеющие высшее музыкальное специальное образование. У нас и зритель особый, музыкально подготовленный, и тем приятнее выступать перед подобной аудиторией. Когда мы исполняли «Реквием» Моцарта, был полный зал, а от москвичей, которые работали с нами, мы получили очень высокую оценку нашей работы. Хоровое академическое пение, как никакое другое, воспитывает слух. Хор исправляет грязную интонацию, потому что артист хора должен не только слушать, но и слышать», - поясняет И.В. Антонова.
Не случайно хорошие вокалисты любят хор и считают его большой певческой школой, потому что он ещё и дисциплинирует исполнителя, сбивая с него звёздную спесь солиста. Многие выдающиеся артисты вышли именно из хора. Например, великая Тамара Синявская начинала в Московском городском Дворце пионеров в известнейшем хоре под руководством В. Локтева.
5 ноября любители хорового пения могли послушать в исполнении Камерного хора Рязанской филармонии популярные советские марши и песни, а 13 ноября, в 19.00 (понедельник) в Большом зале РМК им. Пироговых состоится большой концерт академического хора дирижёрско-хорового отделения колледжа «Воспетая революция», на репетиции которого мне посчастливилось побывать.
Ирина Антонова рассказывает: «В истории нашей страны было такое время – советское. Мы сейчас не берёмся его оценивать, но накануне столетия октябрьской революции хотели показать сегодняшнему, в первую очередь, молодому зрителю ту музыку, которая была, может быть, тенденциозной, идейной, отвечала веянию определённого времени. Но эта музыка – гениальная, очень красивая, сложная, содержательная. Например, Шостакович – «Десять поэм на стихи революционных поэтов». Или великая музыка, посвященная революции 1917 года - А. Давиденко – сложнейшая фуга советского периода.Произведение В. Салманова на стихи поэмы Блока «Двенадцать». Сменяются политические формации, но искусство – вечно, оно никуда не исчезает, и его нельзя забывать, потому что это очень значимая часть нашей национальной культуры. И мы приглашаем рязанцев на хороший концерт в Большой зал РМК им. Пироговых. Вход – свободный».
У Ирины Викторовны и семья творческая. Муж – актёр театра на Соборной – Артём Трофимов, поёт во всех хорах жены, кроме «Лювены», потому что этот хор – женский. Он пишет сценарии для Ирины, ведёт её концерты, если сам не занят в театре, делает обработки для хора. Сейчас они готовят к печати совместный сборник таких обработок. Их дочка занимается музыкой с четырёх лет – учится играть на фортепиано, а сыну пока три года, но через год и его планируют отдать к педагогу. При общей любви к музыке, в семье Ирины Антоновой понимают, что «Голос в России – это основной музыкальный инструмент» (В. Попов, дирижёр, народный артист СССР), а потому и отношение к этому инструменту особенно трепетное и бережное.

2 – 4 ноября 2017 г.
Специально для «Новой газеты»







М У З Ы К А Н Т Ы : к 100-летию РМК им. Пироговых (юбилейный сборник)

2. Музыковед Ада Лаврентьевна Соболева
http://www.stihi.ru/2016/12/25/9229
3. Музыковед Нелли Георгиевна Удодова
http://www.stihi.ru/2017/01/07/6712
4. к 70-летию Отдела теории музыки
http://www.stihi.ru/2016/12/21/6429
5. Галина Разутова
http://www.stihi.ru/2016/10/19/9766
6. Нина Алексеевна Шарлыгина
http://www.stihi.ru/2017/01/22/5035
7. Наталия Николаевна Макарова
http://www.stihi.ru/2017/01/23/9655
8. Александр Лаврухин
http://www.stihi.ru/2016/10/26/11545
9. Сергей Ваньков
http://www.stihi.ru/2012/04/08/11279
10. Тамара Иванишко
http://www.stihi.ru/2010/06/25/2459
12. Людмила Константиновна Шокшуева
http://www.stihi.ru/2017/02/05/13145
13. Александр Рувимович Попох
http://www.stihi.ru/2017/05/15/4602
14. Светлана Трач
http://www.stihi.ru/2017/06/27/6340
15. Александра Симутова
http://www.stihi.ru/2017/07/10/10536
16. Геннадий Гинзбург
http://www.stihi.ru/2017/07/14/2678
17. Александр Грущин
http://www.stihi.ru/2017/10/26/1384
18. Лариса Якубовская
http://www.stihi.ru/2017/11/02/103
19. Ирина Антонова
http://www.stihi.ru/2017/11/09/50






Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 34
© 09.11.2017 (Миоль) Ольга Мищенкова

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 2 автора












1