ТЕЛЕСКОП


ТЕЛЕСКОП
 

«ТЕЛЕСКОП» – первая электронно-компьютерная группа в Советском Союзе, образованная в 1985-м году в Ленинграде на базе «Ленконцерта». Руководитель – Сергей Лавровский (1934 – 2012) – экс-руководитель ВИА «Калинка», ветеран первого состава ВИА «Поющие гитары». ВИА «Калинка просуществовал 12 лет – с 1971 по 1983 гг.

Группа «Телескоп» первыми исполнили хиты поэта и композитора Виктора Резникова «Половинка» (до Ларисы Долиной), и «Вроде всё ничего» (до Михаила Боярского),

Основная солистка коллектива – Валентина Карловна Удре (род. 9 июля 1952, Вышний Волочёк, Тверская область, СССР). С 1975 года была солистка ВИА «Калинка». После распада «Калинки» (1983) пела в группе «Телескоп». Затем на 10 лет уехала в Болгарию. С 1999 года живёт в Нью-Йорке.

В. Фёдоров: «У Лавроского было чутьё, но сам он придумывать не умел. Обычно подглядывал у кого-нибудь. Его «Калинка» была вторыми «Поющими гитарами», Валя Удре тоже была второй Анной Вески. Не знаю с кого он вылепил «Телескоп», но, по-моему, тогда было много таких групп. Ему нужна была «свежая кровь», поэтому он набрал молодых вокалистов».

Также в группе пели: Николай Кудрявцев, Сергей Омельниченко (занимался также музыкой и аранжировками наряду с Михаилом Паклиным), Владимир Фёдоров, Николай Кудрявцев и Валерий Шаров. Последний в 1988 году становится вокалистом группы «Дельта-Оператор», образованной бывшими музыкантами группы «Земляне» – Б. Аксёновым (клавишные) и А. Лобачёвым (гитара).

Отчего же в группе было так много вокалистов? По меркам современных на тот день коллективов, вполне хватало двух человек (1 жен. + 1 муж.), ну, максимум трёх сольных голосов.

В. Фёдоров: «Вале было тяжело тянуть сольник, а бывали чёсы по три концерта в день. Обычно пели Валя, Валера Шаров, Коля Кудрявцев и я. Но бывали номера, когда мы вчетвером (ещё с Сашей Бутырским) подпевали Вале. Например, в песне «Понедельник». Ещё была попытка записи джазовой вокальной версии «Как прекрасен этот мир» в аранжировке Додика Запольского. Каверы пел и Сергей Омельниченко».

Видимо «Телескоп» был последним коллективом, кто практиковал метод ВИА – по несколько вокалистов.

В. Фёдоров: «В большей степени это обусловлено администраторскими способностями Лавровского. Мало кто в то время мог пробить для своего коллектива такое количество сольных ставок. Но это уже была архаика. ВИА – было почти ругательством. Тяжёлый рок выходил из моды, а «нью вэйв» только появлялся. Когда я отказался выступать в серебряном костюме, Лавровский счёл меня бунтарём, но разрешил мне выходить в своём. А потом всех переодел в «бананы» и заставил танцевать брэйк-данс».

Остальными участниками коллектива были: Александр Бутырский (клавишные), Сергей Воронин (клавишные), Светлана Тебина (клавишные, драм-машина), Сергей Кузнецов (драм-машина), Олег Елизаров (соло-гитара), Виталий Солдатенков (звукорежиссёр).

В. Фёдоров: «Когда я пришёл компьютеров ещё не было, а были серебристые костюмы (как у всех ВИА). Первые CX-5 стоили безумных денег и первый он купил, продав свои «Жигули». Но на концертах его использовать было очень сложно, так как перезагружать каждую песню приходилось, сбрасывая Damp с кассетного магнитофона. Даже когда появились Atari c целым мегобайтом памяти, на концертах мы его использовали редко. Обычно играли под драм-машину RX-21 Светы Тебиной».

Большинство песен писалось на киностудии «Ленфильм».

Дискографии группы, как таковой не существует – есть компиляции, составленные кем-то из оцифровщиков-любителей в два альбома за 1987 год плюс бонус-треки, тянущие ещё на один полноценный альбом.

В. Фёдоров: «Я не уверен, что альбом вообще был. Я его в руках не держал, хотя некоторые песни слышал из окон. То, что он позже ходил по Сети с перевранными именами авторов, говорит о том, что копии были пиратскими. На моей памяти было три студийных сессии: две на студии Ленфильма в 1986-м («Дождик», «Я трамваем не поеду», «Послушай, дверь», «Понедельник», «Нина», «В водовороте», «Марафон», «Остановись, постой») и одна в студии ЛДМ в 1987-м («Вроде всё ничего», «Вечный бег», «Чернобыль» и др.). Работа была в основном концертная и гастрольная».

В 1988 году «Телескоп» как таковой перестал существовать, а через несколько лет, к середине 90-х, на волне массовых возрождений советских вокально-инструментальных ансамблей Лавровский воссоздал ВИА «Калинка». Им и был увлечён до конца своих дней.

В. Фёдоров: «Я пришёл в 1986-м и тогда учился на втором курсе вокального отделения училища Римского-Корсакова, работал два года до распада. Собственно мы сами выгнали Лавровского, потому что были молодые, глупые и наглые. А без него всё развалилось. Потом мы с Паклиным ушли работать к Боре Гринбергу в группу «Ринг» (от Новгородской филармонии), но Гринберга убили какие-то музыканты. Я создавал ещё несколько групп… «Вроде всё ничего» первым пел я. С Резниковым мы общались. Я даже помню одну его песню, которой нигде нет – «Загадка». Он мне заказал аранжировку перед смертью…».

Последние лет двадцать Владимир Фёдоров работает в Мариинском театре артистом хора, занимается аранжировкой и звукозаписью, пишет рок-оперы и песни.

Михаил Паклин после распада группы работал с «Секретом» и на гастролях в Цюрихе попросил политического убежища. Сейчас живёт в Америке с канадским паспортом.

Сергей Омельченко и Николай Кудрявцев также занимаются музыкой – каждый в своём амплуа.

(По материалам из различных источников)

P. S. Выражаю благодарность Владимиру Фёдорову за помощь в создании и корректировке данного материала и за любезное согласие ответить на заданные вопросы, а также Сергею Омельниченко, который помог выйти на Владимира.

* * *

«МОЙ СОВРЕМЕННИК». Избранное
  1. Танцует море (С. Омельниченко – ?)
  2. В водовороте (С. Омельниченко – ?)
  3. Я плыву по волне (С. Омельниченко – ?)
  4. Мой современник (С. Омельниченко)
  5. Я трамваем не поеду (А. Матусов – Н. Турбина)
  6. Дойти до сути (С. Омельниченко – Б. Пастернак)
  7. Нагадали (А. Третьяков – Ю. Поройков)
  8. Безоблачные дни
  9. Вроде всё ничего (В. Резников)
  10. Половинка (В. Резников)
  11. Музыкальный конструктор
  12. Чернобыль (В. Иванов – А. Вознесенский)
  13. Нарисуйте меня (Нина) (С. Омельниченко – Е. Вербин)
  14. День сменяет ночь (Вечный бег) (В. Фёдоров – В. Пинхасович)
  15. На бледно-голубой эмали (С. Касторский – О. Мандельштам)
  16. Остановись, постой! (С. Омельниченко)
  17. Под дождём (В этот странный час) (А. Матусов)
  18. Годы (С. Омельниченко – Р. Гамзатов)
  19. Марафон
Записи 1986-87 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/Sfg-RYV13PTjNP

Размер архива: 110,6 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 30 сек.





Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 39
© 07.11.2017 Музыкальный Меридиан

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня
Оценки: отлично 1, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор












1