Яйцо или курица?


Если анекдотическую, на первый взгляд, дилемму первородства и, следовательно, доминантности яйца - курицы перевести в плоскость человек – общество, то целый ряд трагедий человечества, порождённых её нерешённостью, актуализирует эту проблему и требует её пристального рассмотрения.
Принятая за догму в коммунистической теории доминанта общества над личностью обусловила катастрофическое становление коммунистического (левого толка) тоталитарного режима и его катастрофический крах. В свою очередь, доминанта "сверхчеловека" над обществом – не менее катастрофические по последствиям становление и крах фашистского (правого толка) тоталитарного режима.
Таким образом, историческая практика отказывает в праве на существование любой из вышеназванных доминант, ставя под сомнение само существование человечества, развитие которого замыкается ими в своеобразном кольце Мёбиуса на тоталитарном режиме. Но, тем не менее, вполне очевидны и конструктивные качества такого режима, мобилизующего общество и концентрирующего его усилия на решении актуальных и грандиозных проблем.
Что же такое тоталитарный режим, взращенный в недрах человеческого общества как благо, и убивающий его, подобно раку? Насколько он неизбежен, и какова его роль во взаимоотношениях человека и общества? От ответа на эти вопросы, возможно, зависит существование сегодняшней цивилизации, пытающейся путем проб и ошибок определить значимость человеческого общества и его любой части, вплоть до индивидуума.
Рассматривая проблему взаимоотношений человека и общества, правомерно идентифицировать их как часть и целое. Сознательно исключив (пока) воздействие на целое внешних факторов (общего и всеобщего), полагаю очевидным, что существование любой части целого только абстрактно мыслимо вне этого целого, а существование самого целого определяется процессом сосуществования, то есть взаимовоздействием конкретного сочетания его основополагающих частей. Ведь без любой такой части целое есть уже совершенно иное, имеющее другое качество целое. Только процесс взаимовоздействия, то есть сосуществования конкретного количественного сочетания качественно разнозначных основополагающих, потенциально равно действенных частей, есть факт существования качественно конкретного целого.
Несомненно, что в человеческом обществе такой основополагающей частью является человеческая личность – индивидуум. Диапазон позиций, с которых человек рассматривался за всю историю своего существования, достаточно широк. Однако всё многообразие этих позиций в итоге поляризуется в двух одинаково догматичных, игнорирующих друг друга мировоззрениях: идеализме и материализме. С наивной самоуверенностью дилетанта (коим я и являюсь) предлагаю рассмотреть суть человека. А суть его очевидна: получение, трансформация и передача информации, осуществляемые совокупно с трансформацией их материального носителя. В процессе использования имеющейся информации она модернизируется сообразно меняющимся условиям существования человека, и обновлённый «пакет» передаётся потомству. То есть человек – это носитель, а общество – проводник информации.
Если индивид рассматривать как относительно автономный персонифицированный носитель информационного и навыкового потенциалов (ИНП) сонма его предков, начиная от первоклетки (если глубже – от молекулы первовещества), нужно признать, что человеческое общество – это энергетическое поле, образованное взаимовоздействием конкретного сочетания его разнозначных, но равно функциональных основополагающих энергетических потенциалов. Такое поле есть форма существования конкретного сочетания автономных потенциалов. Оно обеспечивает существование этого сочетания как сосуществование определенного количества качественно различных информационно-навыковых потенциалов (ИНП).
Итак, получается: общество (целое) существует только как процесс взаимовоздействия индивидов (частей), самостоятельное существование которых вне этого процесса априори невозможно. Социум – это форма существования индивида, а нерасторжимая совокупность формы и содержимого является качественно конкретной формацией. Направленность развития содержимого (части), особенно на примере так наз. живой материи, очевидна, как её стремление к тождественности форме (целому). Прослеживая эту направленность, обнаруживаем устойчивую тенденцию развития от части ко всеобщему через целое и общее. Путь от молекулы вещества через первоклетку, через биолокал до автономного носителя ИНП, подтверждая наличие такой тенденции, характеризует существование содержимого (части) как процесс качественного роста его ИНП, сопровождающийся реконструкцией и репродукцией материального носителя ИНП сообразно внешним условиям.
Если качественный рост ИНП индивида мотивирован его внутренними «потребностями», т.е. стремлением к тождеству социуму, и обеспечен его и социума функциональными особенностями, то сохранность, реконструкция и репродукция материального носителя ИНП осуществляется как процесс реализации его инстинктуальной программы во взаимодействии с «многослойной» окружающей средой. Первыми слоями этой среды являются социальные слои, важнейший из которых – семья, заменившая собой стадо, ставшая его тождеством.
Появление и развитие формы (пассивного начала формации) определяется её функциональным предназначением – содержать, т.е. обеспечивать существование основополагающего содержимого – индивида. Здесь индивид – это совокупность ИНП и его материального носителя. Содержимое (активное начало формации) сообразно своим качественно – количественным изменениям задаёт форме свойства, отвечающие потребностям существования конкретного (но изменяющегося) сочетания его основополагающих частей. Во взаимовоздействии человека и общества очевидна активная роль человека (части содержания), но важна и роль общества (формы целого). Основные свойства целого по отношению к части:1)катализатор качественных изменений части до среднеобщего уровня; 2) буфер, нивелирующий уровень изменений ИНП, способных деформировать целое; 3) аккумулятор изменений части, качественно превышающих среднеобщий уровень; 4) консервант, исключающий возможность ретрансляции таких (п.3) изменений. Все вместе эти свойства целого проявляются как коррекция сосуществования его частей, обеспечивающая существование качественно конкретного общего – формации.
Поскольку общество – это форма существования индивидуума, существование которого вне общества априори невозможно, их появление могло быть только одновременным. Оно произошло как процесс качественного изменения предыдущей формации адекватно потребностям её частей в окружающей их среде. Это появление определялось условиями, обеспечившими трансформацию энергетического потенциала (ИНП) вещества в энергетический потенциал (ИНП) существа!
Такая метаморфоза была определена качественным ростом ИНП единицы «мёртвой» материи до критической массы. Возросший потенциал содержимого трансформировал форму – энергетическое поле, которое, изменившись, катализировало процесс «оживления». Содержимое преджизненной формации – «мёртвая» материя, реализуя направленность своего развития – тождественность форме – приобрело часть свойств этой формы, энергировалось. Вещество стало существом!
Энергия – форма существования материи, направленность развития которой – тождество форме, т.е. энергии, а Жизнь – это этап, качественно конкретный фрагмент бесконечного процесса трансформации материи в энергию и обратно. Жизнь – это двунаправленный процесс, процесс материализации энергии и энергирования материи.
Любой вид любого качества материи обладает энергетическим потенциалом (ИНП), обеспечивающим движение, развитие этого количества этого вида материи, что происходит как качественный рост его ИНП, трансформирующего материю, которая, в свою очередь, трансформирует ИНП. Это и есть нескончаемый процесс взаимовоздействия материи и энергии.
Будучи последовательным материалистом,нельзя не признать первопричиной движения (т.е. проявления существования) материи энергию. Также нельзя, будучи последовательным идеалистом, не признать первопричиной проявления существования идеи, т.е. энергии, - материю. Магнитное поле не существует без полюсов магнита, т.е. без совокупности количественно определенных, качественно противоположных сочетаний ИНП вещества - материи.
Направленность развития части, т.е. содержимого, есть тождественность целому, которое олицетворено формой, т. обр, вектором этого развития является тождественность форме. Физическое состояние Земли на определенном этапе её развития привело к появлению локала биомассы. Энергетический потенциал (ИНП) этой биомассы формировался как потребность частных энергетических потенциалов (ИНП) физических веществ, синтезировавших в своём развитии «первоклетку». Экстенсивное развитие первоклетки (1:2=2:2=4:2=8…) в изменяющихся физических параметрах Земли (вода, суша, рельеф; температура и т.п.), трансформирует биомассу и дифференцирует её на локальные участки применительно к локальным условиям среды их существования. Начальный экстенсивный период развития жизни на Земле характеризуется накоплением ИНП первоклеткой. Происходит формирование её основных инстинктов на базе потенциала вещества (ИНП части), стремящегося к тождеству с потенциалом формы (ИНП целого) Рост ИНП единицы живой материи определяется конкретным объёмом зафиксированного как инстинктуальная база процесса эволюции первовеществавплоть до уровня местоположения своего звена в общей эволюционной цепи. Сегодня эти фиксированные ступени эволюции очевидны в период внутриутробного развития человека. Ещё одна важная особенность этого этапа – формирование энергетических потенциалов, ставших автономными частей, дифференцировавшейся применительно к среде обитания когда-то единой биологической массы.
Началом формирования из локалов биомассы биологических классов, видов и т.д. заканчивается первый – экстенсивный – этап развития жизни на Земле; заканчивается «взрыв» живой материи, который обуславливает диспропорцию количественного соотношения живой материи и обеспечивающей её существование энергии. Взрыв материи – это вакуум идеи. Природа пустоты не терпит. Подобно встречному палу, устремляющемуся в сторону бушующего пожара, устремляется энергетический потенциал «взорвавшейся» живой материи навстречу вселенскому энергетическому полю, поверхностным слоем которого является то, что мы сегодня называем знанием.
Трансформирующееся энергетическое поле биологических локалов (классов, видов, стай, стад и т.д.) в процессе этого «взрыва» наделяет всё большими полномочиями, вплоть до автономии, устремлённые к тождеству форме ИНП индивидов. Фактически, это проявление направленности развития части – её стремление к тождественности целому. Если, например, стадо, являясь формой существования особи, выполняло функции корректора реализации её инстинктуальной программы, то у автономной особи таким корректором становится её собственный возросший ИНП.
Упорядочение проявлений инстинктов индивидов их собственными ИНП произошло на последних ступенях эволюционной лестницы как благоприобретение прачеловеком того, что сегодня называют феноменом сознания.
Рассматривая человека как часть целого (напр., жизни на Земле), а внешние факторы воздействия на целое – как общее (напр., климат) и всеобщее (напр., солнечная система), нужно отметить, что всеобщее не воздействует непосредственно на всё общее, а то, в свою очередь, - на всё целое. Их взаимовоздействие подобно воздействию бильярдных шаров - ограничено точкой их соприкосновения. Разница лишь в том, что разновеликие «шары»: части целого, общего и всеобщего, подобно матрешкам, распложены внутри друг друга. Общее воздействует на локальную часть целого, (если глубже - на конкретный элемент части), а уже та часть «изнутри», сообразно возникшим у неё «потребностям» изменённого ИНП, воздействует на другие элементы, т.е. на целое.
Идентифицируя, например, стадо как целое, т.е. единое биоэнергетическое поле, а ИНП особи как часть этого целого, со всей очевидностью обнаруживаем:
-целое (ИНП стада) существует как автономная часть более мощного энергетического потенциала, или целое (материальный объект) существует как автономная часть (субъект) более сложной материальной системы, напр., вида;
-качественное состояние целого является конкретным (количественным) сочетанием качественно разнозначных ИНП частей, в нашем случае – особей;
-целое является формой существования (любой своей) части. Как форма, целое является: а) катализатором роста ИНП части до среднеобщего уровня; б) буфером, ограничивающим рост ИНП (части), достигшего этого уровня; в) аккумулятором - консервантом энергетического потенциала, «пробившего» буфер; г) корректором действий ИНП части, контролирующим её развитие в направлении её тождественности целому. Целое (стадо) получает дополнительный энергетический потенциал (напр., в виде конкретной информации) от окружающей среды (общего).

Точкой соприкосновения целого и общего является некотороеконкретное число (1 + п) особей, т.е. часть (стада) целого. ИНП этих особей, реализуя собственную инстинктуальную программу, трансформирует дополнительный энергопотенциал (информацию) в конкретные действия, определенные их собственным ИНП как ситуативно наиболее адекватные. Если реализация собственной программы значительно более актуальна и адекватна, чем реализация программы стада, то она и выполняется этими особями. Этот принцип актуальности очерёдности в зависимости от её адекватности внешней среде вполне понятен на примере работы лифта. Из нескольких сигналов от разновремённо нажатых кнопок пульта лифта выполняется команда той кнопки, этаж которой в данный момент находится ближе к кабине по ходу лифта независимо от очерёдности её нажатия. Аккумулированный стадом, этот дополнительный энергопотенциал (информация) особи воздействует на остальных; т.е. стадо катализирует изменение их программы действий через воздействие на персональный ИНП остальных особей. Когда этого оказывается недостаточно для некоторой части стада, их ИНП получает дополнительный энергетический импульс (информацию) от конкретных действий (т.е. реализации собственных инстинктуальных программ) других, уже получивших этот потенциал, особей стада.
Учитывая множество примеров «избирательного», т.е. зависящего от степени зрелости, готовности «воспринять»воздействие одного и того же фактора на разные объекты, процессы, считая точку соприкосновения не территориальной, плоскостной мерой, а качественно «созревшим» фрагментом общего процесса трансформации материи и энергии, в нашем случае – ареалом первочеловека, допустимо сделать вывод о появлении на Земле сознания как феноменальной особенности именно человека регулировать проявление своих инстинктов. Так ИНП человека, усиленный внешним воздействием, приобрёл сознание – способность автономно упорядочивать проявление инстинктов сообразно своим персональным потребностям, корректируемым ИНП социума.
Прачеловеческое сообщество (стадо) как единый организм, как корректор сложившейся инстинктуальной программы индивида (особи) «отмерло», дифференцируясь на более мелкие, но обладающие таким же, как стадо, потенциалом, причём, с более короткими и прочными материально-энергетическими (четко выраженными как родовые) связями, человеческие сообщества. Исторически, наиважнейшим из них стала (моногамная) семья. Именно с появлением (моногамной) человеческой семьи заканчивается второй экстенсивный период развития жизни на Земле и начинается второй интенсивный.
Допустимо предположить, что такая семья стала следствием спонтанного появления в первобытном человеческом сообществе (стаде) потомства, в производстве которого случай исключил кровосмесительные браки. Чем больше стадо, тем больше вероятность такого варианта. Очевидное качественное превосходство этого потомства не только позволило ему доминировать в стаде, но стимулировало сознательное ограничение проявлений инстинкта размножения во всём подопечном этому потомству сообществе (стаде). ИНП потомства кровосмесительных браков характерен отсутствием некоторых разделов информационно – навыковой программы, имевшейся у родителей, т.е. снижением качества потенциала относительно родительского. По аналогии с определенным наложением световых волн: свет + свет = тьма, кровосмешение, снижая ИНП потомства, если использовать спортивную терминологию, отправляет всю команду, т.е. все сообщество, по штрафному кругу, снижая качество его общего потенциала.
Сознательное исключение кровосмешения обеспечило резкий качественный рост ИНП индивида и трансформацию всего сообщества, т.е. смену формации стадо – род.
Необходимость учёта родственных связей при резком количественном росте высококачественного «человеческого материала» потребовала его четкой дифференциации, которую не обеспечивала существующая форма, ориентированная на экстенсивное развитие. На смену стаду – чисто биологической форме существования индивида – пришла семья - биосоциальная форма. Семья стала важнейшей отправной точкой периода интенсивного развития жизни на Земле и социальной матрицей последующих формаций.
Особенности женского организма позволяют предполагать, что сознательное ограничение проявлений инстинкта размножения, этот революционный шаг, обусловивший смену формаций, был сделан «слабой» половиной человечества. Контроль этой половины за осознанным ограничением инстинктуального проявления знаменовал становление матриархата – первобытного государства. Ибо государство – это форма существования человеческого сообщества, в которой субъективный диктат объективно существующих законов, определяющих существование человеческого сообщества как процесс сосуществования элементов этого сообщества и окружающей их среды, включающей иные сообщества, осознано доминирует над проявлениями инстинктуальной программы индивидуума.





Рейтинг работы: 5
Количество отзывов: 11
Количество просмотров: 56
© 06.11.2017 Юрий Левченко

Рубрика произведения: Проза -> Эссе
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 3 автора


Нина Ладожская       08.11.2017   22:20:35
Отзыв:   положительный
Так и не поняла, чем человек отличается от животного, человеческое общество от стада. Все есть и целое, и общее, и часть одновременно.
Юрий Левченко       08.11.2017   22:45:02

Нина, Вы же не удивляетесь и не считаете невероятным то, что и человек персонально, и общество в целом, и все остальные живые организмы, и даже любые неживые образования, состоят из одних и тех же атомов...
Да, я считаю, что всякое интегративное целое одновременно является и частью иного целого, и одним из элементов иной части иного целого. Всё относительно. :-)
Нина Ладожская       08.11.2017   23:24:04

Не удивляюсь, конечно. Не поняла только выводов из всего сказанного. Если вы не против, можно я тут на страничке у вас потопчусь? Предлагаю поговорить "по частям" :))
Юрий Левченко       08.11.2017   23:30:53

Буду только рад!
Нина Ладожская       08.11.2017   23:46:00

Хорошо!
Начну с первой фразы. Разве система "яйцо-курица" равнозначно системе "человек-общество"?
Юрий Левченко       09.11.2017   03:07:23

На мой взгляд, стопроцентной равнозначности не бывает. Но общие принципы наличествуют. И курица и общество существуют во внешней среде, точнее сосуществуют со внешней средой, т.е одновременно подвергаются воздействию среды и сами воздействуют на среду. Это взаимовоздействие происходит по принципу бильярдных шаров - в одной, пространственно незначительной точке. Для курицы - это полуфабрикат, "заготовка" яйца, для общества - "заготовка" человека. Воздействие среды приводит к (незначительным) изменениям в "заготовках", которые отражаются на появившихся цыплёнке и человеке. Рост ареала, элементы которого имеют аналогичные, продолжающие накапливаться изменения, и естественный отход особей не имевших признаков тех изменений постепенно меняют население птицефермы и человеческое общество. Естественно, что среда так же претерпевает изменения в процессе жизнедеятельности и курицы и общества. Можно и ещё найти примеры принципиальной одинаковости.
Нина Ладожская       09.11.2017   11:53:11

Я имела ввиду, что проблема "яйцо-курица", как логичный парадокс использования понятий с нечетким объемом, может быть сравнена с проблемой происхождения человека от обезьяны. Поскольку человек произошел от обезьяны, то у первого человека родители должны быть обезьянами. Однако у обезьян может родиться только обезьяна, но не человек. Парадокс разрешается так же, как и проблема курицы и яйца. Между человеком и обезьяной было огромное количество поколений переходных форм, о которых нельзя сказать, «обезьяна это или человек».
Но "яйцо-курица" и "человек - общество", на мой не сильно философский взгляд, не совсем коррелируемые пары.
Юрий Левченко       09.11.2017   13:28:05

На мой взгляд, происхождение или не происхождение человека от обезьяны - надуманная проблема. Ищут и не могут найти общего предка! :-)
А есть общий предок собаки, волка, лисы, койота, шакала, гиены? Я, напр., не слыхал о таком, а общий предок всех кошачьих?.. А почему, напр., скелет человека и кистепёрой рыбы имеет очевидные сходства, так же, как подкорка человеческого мозга и мозг крокодила?:-)
В какой мере допустима, и можно ли вообще говорить о корреляции двух, "наших" пар, наверное, зависит от того, с какой позиции, через какую линзу мы их рассматриваем. Если рассматривать любой фрагмент мироздания как интегративное целое, существующее по единым принципам, то наверное, можно. Если же рассматривать каждый из тех же фрагментов, исходя из какой-то видовой, или, напр., территориальной его специфичности и соответствующего этому признаку принадлежности фрагмента, то, наверное, сложно будет выявить такую корреляцию.
Нина Ладожская       09.11.2017   15:39:08

В том-то и дело. Вопрос не в том, кто раньше появился - яйцо или курица (кстати, парадокс заключается именно в неполноте данных вопроса - яйцо вообще, как форма, или конкретно куриное яйцо? - ответ зависит от этого), а в том, КАК ВООБЩЕ ПОЯВИЛАСЬ ЖИЗНЬ? И почему при наличии мозга у всех животных, только человек обладает разумом? Вернее, способностью к разуму? И, главное, ЗАЧЕМ? Что такое психическая энергия человека? Как она связана с его поведением? Почему человек поступает так или иначе? Почему человек - существо социальное? Когда будут ответы на эти вопросы, тогда становится ясным и откуда берутся лидеры, и тоталитарные государства, и почему диктат сильных , как закон природы, никуда не денется.
И уж точно яйцо с курицей здесь не при чем.
Юрий Левченко       09.11.2017   21:50:26

Да, я тоже говорю, что до курицы, с её яйцом, был осётр и осетровая икра! :-)
В процессе взаимовоздействия конкретного фрагмента материи и конкретного фрагмента энергии, изменённый энергетический потенциал, видоизменяясь, энергировал материальный фрагмент так, что он стал способен к самовоспроизводству. Так вещество стало существом. Сознание появляется значительно позже, для "решения" вопроса об адекватности проявления одного из основных инстинктов. Мозг есть у многих животных, а кора - только у высших. Я понимаю, что это объяснение очень мутно и совершенно бездоказательно, но иного у меня сегодня нет.
Нина Ладожская       09.11.2017   23:43:36

Что такое сознание даже нейролингвисты объяснить не могут. Работа мозга на сегодня - самая большая загадка науки.
"Мозг есть у многих животных, а кора - только у высших".
Детеныш человека рождается и с мозгом, и с корой. Но вот каждый ли детеныш может стать человеком? Я имею в виду детей- маугли. Если такие дети росли среди животных, они унаследовали все их повадки и обучить речи таких детей невозможно, даже ходить прямо удается научить не всех. А если котенка выкормила собака, из него все равно вырастет кот со всеми кошачьими повадками.
Для становления человека самым важным является возраст от его рождения до 5 лет. Именно в эти годы мозг ребёнка усваивает фундаментальные основы психики, приобретает необходимые навыки и базовые знания. Если этот начальный 5-летний период пропущен, то воспитать полноценного человека уже практически невозможно.
Из этого можно сделать вывод, что человек наделяется не разумом, а лишь способностью к разуму. :)
Все. Гоните меня отсюда. :))










1