Безмездные целители


Безмездные целители
Приходу храма святых Космы и Дамиана, римских чудотворцев

Седой врачеватель,
стяжавший когда-то
немалую честь,
рабов
и монет,
считает заплаты:
кругом виновата
блажь учеников –
истощился клиент.

Ругает лекарь
двух братьев,
пришедших
учиться
настаивать вытяжки трав:
их мать-меценатка
пригрела секту
нома′дов
сирийских,
следом
дети
чудят.

«Овча′
го′ро-
-хи′щная,
ради которой
закла′н
Сам
Пастух, –
это каждый бедняк.
Велел Иисус
врачевать
язвы нищего! » –
твердят
Косма′
и Дамиа′н.

Сброд всякий безме′здно,
без лиц и без места, –
всех лечат юнцы,
весь Рим
искусив.
Но тайны Гермеса
хранят власть над плебсом.
Есть повод обид
выше личной казны.

Караты знаний
плебеям
задаром
рассыпать –
и чернь просто вытеснит знать.
Вот мысль доброде′ев!
Учитель старый
умнее:
решил на
тра′вы
братьев
зазвать.
-----------------------------------
-----------------------------------
Уже
ро′я
посохом
трупные схро′ны
(червям –
зва′-
-ный пир,
а покойникам – смрад),
увидел старик:
в небо ле′ст-
-ницей облачной
спешат
Косма
и Дамиан…


* сирийская секта (истор.) - в Римской империи немногочисленных первых христиан называли сирийской сектой , так как Господь Иисус Христос по своему человеческому естеству был родом из провинции Галилея, то есть происходил из древней сирийской земли. Действительно, сами иудействующие евреи перед троном римской власти решительно отмежевывались от галилеян, как от энически чуждого им народа, говорящего на другом (арамейском) языке (которым и написаны книги Нового Завета). Показательно, что евреи по сей день упорно прозывают Иисуса Галилеянином или Сирийцем. Впрочем, Сирийская Православная Церковь также почитает Иисуса своим кровным соотечественником
* номады (греч.) - кочевники. Древние сирийцы, как и евреи, занимались, преимущественно, скотоводчеством. Именно с этим связан тот факт, что в Своих проповедях Спаситель, желая быть понятным ученикам, часто использовал образы из области овцеводства (пастушества) и прямо называл себя Пастырем
* овча горохищная (церк.) – выражение из воскресной стихиры на«Господи возвах», глас 4-й. Овцой, затерявшейся в горах, изобилующих хищниками, Господь аллегорически называл заблудшего человека. Добрый Пастырь, не взирая на риск, отправляется в горы за такой овцой и даже отдает за нее Свою жизнь
*заклан (церк.) - предан закланию, принесен в жертву
* безмездно (церк.) – не требуя награды, бесплатно. Целители Косма и Дамиан твердо следовали завету Иисуса: Болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Иными словами, получили дар врачевания даром – даром и врачуйте
*без лиц и без места (фразеол). - то есть невзирая на знатность и чины
* тайны Гермеса (языч.) – в эллинском мире, чьим наследником стал Рим, врачеватели и прочие ученые люди держали свои знания в состоянии строго закрытом (герметичном), недоступном для простонародных непосвященных масс.Это типичный пример кастового устройства рабовладельческого общества, где люди иерархически многоступенчато делились на высшие и низшие страты
*добродеи (церк.) – люди, совершающие добрые дела


*** Комментарий: в основе данного сочинения лежит трагический, но исполненный большого смысла, эпизод из жития святых римских мучеников-бессеребреников Космы и Дамиана ( по русски: Косьмы и Демьяна). Стоит заметить, что этих святых целителей не следует отождествлять с другими святыми братьями – Космой и Дамианом Аравийскими и Асийскими.
Житие римских мучеников Косьмы и Демьяна повествует, что они жили в III веке от Рождества Христова. Их рано овдовевшая мать  происходила из богатой патрицианской семьи, но приняв христианство, популярное среди простонародья и рабов, воспитала сыновей в должном смиренном благочестии.
Братья Косма и Дамиан посвятили себя врачеванию, они говорили о себе, как о служителях Божиих, возвращающих здоровье людям по их вере. Косьма и Демьян не брали за свой труд никакой платы, вот почему вскоре слава о них распространилась среди римлян и даже дошла до ушей императора Карина (283—285гг.), воздвигшего на христиан лютые гонения. Карин призвал к себе братьев с целью обличить в мошенничестве, но в итоге сам был чудесным образом милосердно исцелен Космой и Дамианом.
Высок был жизненный бескорыстный подвиг святых врачевателей, но Бог еще сильнее возвысил братьев через невинное мученичество. Косьма и Демьян пострадали от зависти врача, бывшего некогда их учителем. Злобствующий старый лекарь заманил юношей в дикие места, на сбор трав, и там коварно убил. После гибели святость целителей-бессребреников Космы и Домиана (+284) была подтверждена многими чудесными знамениями милости Божией.
Разумеется, в кратких строках жития святых подвижников христианской веры не развернута причина поступка наставника, но автор данного произведения художественно домыслил мотив убийства. Мне представляется важным подчеркнуть альтруистический характер деятельности святых братьев, противопоставив ему корыстный расчет старика-учителя (текст выстроен от его лица) . Христианство несет в мир проповедь милосердия , взаимопомощи и равенства всех людей перед Богом, что подрывает основы любой общественной системы (рабовладельческой, феодально-монархической или капиталистической), основанной на эксплуатации сильным слабого, элитным меньшинством третируемого большинства.





Рейтинг работы: 14
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 70
© 09.10.2017 Григорий Феб

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика философская
Оценки: отлично 4, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 4 автора


Эдельвейс       01.11.2017   21:59:06
Отзыв:   положительный
с итересом прочитал.
размышление накипают.
с уважением.


Григорий Феб       03.11.2017   08:00:59

И я Ваши произведения с интересом читаю. Спасибо за добрую оценку!










1