НА ОСТРИЕ (рецензия на фильм "Бегущий по лезвию 2049")


НА ОСТРИЕ (рецензия на фильм "Бегущий по лезвию 2049")
 


                                                       НА ОСТРИЕ ТРЕВОЖНОГО СМЫСЛА
Фильм «Бегущий по лезвию 2049» тревожное размышление режиссера Дени Вильнева о нашем возможном завтрашнем дне. Работа над фильмом началась сразу после окончания над его другим фантастическим фильмом 2016 года «Прибытие», где он показал свой вариант встречи с неземной цивилизацией. Хотя готовится к Лезвию он начал значительно раньше. Кинематографисты уже не в первый раз озадачиваются вопросами развития человечности в человеке. Тридцать пять лет назад в прокат был выпущен фантастический триллер легендарного режиссёра Ридли Скотта БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ, снятый по роману Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Картина увлекла зрителей в антиутопию будущего, которого никогда прежде не видели киноэкраны. Тогда никто не мог предположить, что то Лезвие переживёт свое время и будет актуально спустя много лет.
Действие новой ленты развивается в 2049 году. Райан Гослинг играет офицера будущей полиции Лос-Анджелеса по имени Кей, который раскапывает страшный секрет, что люди и репликанты (компьютерные роботы) вступили в интимную связь и у них уже есть первые дети. Желая найти ключ к разгадке, он начинает искать Рика Декарда (Харрисон Форд), бывшего офицера специального подразделения полиции Лос-Анджелеса, который бесследно исчез много лет назад.
Дени Вильнев с детства любил научную фантастику. По его мнению, это мощный интеллектуально-художественный жанр, заставляющий о многом задуматься. Посмотрите на сегодняшних молодых людей. Они не мыслят свою жизнь без компьютеров, гаджетов, андроидов и айфонов. Худшее наказание для маленького ребенка – не давать ему включать компьютер. Они уже в компьютерном мире. Почему виртуальному миру не войти завтра в них. Сегодняшний моблиьный телефон это уже своеобразный слепок души. Там записано много тайн современного человека. Человечества стремительно идет в интимные объятия современных им же самим созданных технологий.
Заглянуть в наше завтра очень непросто. Когда же редкие смельчаки всматриваются в него, то вероятность радужных перспектив невелика. Вот и атмосфера в новом Лезвии мрачная и зловещая. Планета под угрозой глобального кризиса. Климат стал хуже, общество на грани распада, у планеты почти не осталось ресурсов, многие государства распались. Это мир огромных городов-мегаполисов, которые существуют сами по себе. К тому же прошел Блэк Аут - это что-то вроде всемирный конфликт (а ведь он сегодня висит в воздухе), где было применено новое электромагнитное оружие, которое разрушило все цифровые данные на планете.
В антиутопии особе место отводится репликантам. Это не киборги. Это новая сущность полулюдей полу-компьютеров. Внешне они такие же люди, но они не живородящие, а воспроизведенные достижениями генной инженерии. Чувствуется, что человечество сделало огромный технологический скачок соединив инфо, нано и биотехнологии вместе. Но не стало от этого счастливее. Даже наоборот. Это видно в атмосфере фильма, где все действия происходят промозглым днем, глубоким вечером или ночью. Никакого города солнца нет и в помине. Главный герой любит женщину-фантом, а чтобы вступить с ней в интимную связь пользуется услугами проститутки, которая соглашается одеть её виртуальную оболочку и так отдать свое тело. Это один из ярких эпизодов фильма. Хотя в фильме есть драки, погони и перестрелки. Но они не главные.
Все данные о репликантах потерялись из-за блэк аута, поэтому работа детектива сильно усложнилась. Огромную работу проделали авторы, создавая спецэффекты этого по их версии нового пространства-времени. Действующие лица появляются как бы из воздуха, обретая виртуальная плоть. Тут природа кино начинает показывать себя во всей красе и силе. По своему генотипу экранные персонажи лишь трехмерно оживший. Конечно, там бывают и помехи. И тогда вдруг зритель видит, как дергаются щеки, смещается рот и т. д.
Райан Гослинг, который сыграл в фильме в Лезвии 2049 детектива Кея, так сказал о своей роли: «Оригинальный фильм повергает тебя в оцепенение, которое не так-то просто стряхнуть. Он заставляет задуматься о том, что же значит «быть человеком». Тебе приходится спросить себя – сможешь ли ты отличить героя от злодея? Кошмарные образы будущего кажутся при этом вполне реалистичными, несмотря на свою фантастичность. Время доказало, что фантасты были недалеки от истины».
Мы все ближе к эпохе, описанной в первом Лезвие, там действие происходило в 2019 году, и уже мало чем отличается от нашей современной жизни. Увеличиваются темпы урбанизации, перенаселение, идут климатические изменения, растут успехи генной инженерии, при этом продолжается бессовестные расслоения среди богатых и бедных людей по социальным и экономическим показателям…Технология развилась настолько, что люди начали узнавать в новинках предметы, которые в первом фильме предъявлялись, как фантастические. Эта и многие другие причины обусловили необходимость вернуться к теме тревожного завтра. И это передано в мрачной стилистике нового Лезвия. Большая часть населения находится за чертой бедности и с трудом сводит концы с концами. Они влачат свое жалкое существование под небом, постоянно затянутым тучами, в пространстве холодного полумрака. Очень недружелюбная атмосфера, постоянный дождь, иногда снег, пронизывающие ветра…
Корпорацию по производству репликантов возглавляет зловещий гений Ниандер Уоллес, чья мягкость в обращении никак не вяжется с безжалостными амбициями. Он одержим идеей создать идеального репликанта – совершенно безотказного и беспрекословно подчиняющегося людям. Уоллес видит в репликантах ключ к выживанию человечества… необходимо лишь их создать в необходимом для этого количестве. За много лет до событий фильма Уоллес совершил революцию в производстве генно-модифицированных продуктов питания и вывел всю планету из, казалось бы, неминуемого пищевого кризиса. В обмен на это он сумел выторговать у мировой общественности отмену закона о запрете репликантов. Поставив производство репликантов на поток, он заработал баснословное состояние… и получил практически безграничную власть. Рок-звезда Джаред Лето, блестяще сыгравший роль Уоллеса, так говорит о своем персонаже: «Возможно, я оцениваю личность Ниандера иначе, чем весь мир. Этот парень спас всю планету от голода, поэтому он вправе на некоторые эгоистичные замашки. Он пришёл к власти благодаря усердной учебе и непосильному труду. Да Уоллес – гений и безумец, что, впрочем, неизбежно в его случае. Он увлечён своим делом и очень неоднозначен. Такую роль было очень интересно играть».
Следуя за авторами по закоулкам сюжета, постоянно думаешь над смыслом картины, пытаясь угадать её финал. Но тут лучше посмотреть самому. Авторам удалось связать два фильма воедино – сохранить ощущение того, что попал в будущее, вдохновленное прошлым. Во время подготовки к съёмкам фильма авторы встречались с учёными, докторами, архитекторами, дизайнерами, компьютерщиками и представителями многих других специальностей, чтобы понять, как с их точки зрения, будет выглядеть наше будущее. На основе этого и строили дизайн будущего фильма.
Новое Лезвие снимали в Венгрии. Съёмочная группа работала в шести павильонах и натурных площадок студии Origo Studios в Будапеште и три павильона студии Korda Studios в Этеке. Кроме того, некоторые сцены фильма снимались на натуре в разных районах страны. Студии имели в своём распоряжении все новейшие технологии, но в целом мало чем отличались от многих других профессиональных студий. Выбрали именно Венгрию и, в частности, Будапешт, поскольку там авторам очень понравился городской ландшафт. Где можно было найти и восточно-европейскую архитектуру, и жесткий советский реализм.
Вильнёв отмечает: «Будапешту присуща своя уникальная эстетика, которая очень хорошо подходила для фильма. Некоторые сцены мы снимали прямо на улицах, поскольку найденные нашими скаутами постройки в точности соответствовали атмосфере картины».
Нельзя не сказать еще об одном молчаливом герое в новом Лезвии. Это летающий автомобиль Гослинга. Его фанаты первого фильма назвали «спиннером». В его дизайне видны черты современных гоночных болидов и десантной боевой машины. Но в тоже время он на них не похож. Интерьер салона искусственно состарен - машине уже лет 10-15, не меньше. Чувствуется, что она через многое прошла. Все потертое, можно заметить масляные разводы, царапины, сколы…
Было собрано сразу два спиннера, один из которых мог ездить и имел двери с сервоприводом, открывающиеся вертикально. Автомобиль, оснащенный гидравлической подвеской и электрическим мотором, мог развивать скорость до 80 км/ч, хотя на съёмочной площадке проводить подобные испытания не рекомендовалось. Другой спиннер был спроектирован с таким расчетом, чтобы летать на тросах или закрепляться на кране, в то время как Гослинг находился внутри. Камеры были закреплены позади актёра и фиксировали то, что видел он сквозь ветровое стекло, пока дворники тщетно пытались справиться с непрекращающимся дождем.
В спиннере Гослинга была опция, которой не было в оригинальном фильме: летающий дрон. Этот аппарат держался позади спиннера, и когда машина останавливалась, зависал над ней. Он был своего рода электронным помощником Кея, который приглядывал за машиной, пока детектив отлучался по делам. Кроме того, дрон мог делать фотографии происходящего вокруг машины и пересылать полученные кадры. Чем не современная подсказка автомобильным конструкторам.
В любом случае встреча с таким фильмом это не развлекательная прогулка, а приглашение к эмоциональному размышлению, в которое надо погрузиться очень внимательно и не отвлекаться на телефонные звонки и эсэмэски. Что стало, к сожалению, встречаться во время любого киносеанса. Правильно, что у журналистов и блогеров собрали телефоны перед пресс-показом. Может такую практику ввести перед серьезными фильмами. Никто не отвлекался и не мешал соседям… И полный зал смотрел своеобразную притчу о любви в технологически бездушной цивилизации будущего затаив дыхание. Борис Примочкин





Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 81
© 06.10.2017 бриз (Борис Примочкин)

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня
Оценки: отлично 1, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  












1