Случай Анны


Материал из книги: "Е.В. Змановская. "Современный психоанализ"
Психоанализ рассматривает самый глубинный слой групповых процессов – уровень коллективного бессознательного и  уровень межличностного взаимодействия . В психологии выделяются различные формы отношений, среди которых наиболее распространены детско-родительские отношения, дружба, любовные отношения, борьба, руководство.
Влияние людей друг на друга выступает основной целью межличностных взаимоотношений. В чем кроется секрет личного влияния? Первое важное условие – это желание самого человека влиять на других людей , второе – понимание людей и их мотивов .
Психоанализ по праву можно назвать королевской дорогой в трудноосознаваемую область – мотивацию поведения. Как известно, под мотивацией понимают совокупность побуждений, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Иначе говоря, это все, что заставляет нас переживать и действовать. Это все, что мы чаще всего называем желаниями.
Существование человека можно представить как непрерывный поток желаний . Желания есть всегда. Они проявляются уже у новорожденного, жадно требующего тепла и материнской груди. Желания-мотивы можно сравнить со своеобразными психическими сосудами, которые даны нам от рождения. Они не выносят пустоты и требуют постоянного наполнения . Чем будут заполнены эти формы, зависит от особенностей человека и его жизненного опыта. Каждый человек придает своим желаниям уникальное содержание. Например, один человек может более ярко, чем другие, переживать потребность в еде, другой – в любви, третий – в доминировании. При этом каждый из нас находится под влиянием не одного, а множества желаний. Но наше сознание дискретно-одномоментно. Это значит, что в конкретный момент времени или жизни мы осознаем преимущественно какое-то одно желание, хотя в действительности их гораздо больше.
Положение, что актуальное желание переживается как напряжение, требующее разрядки, стало аксиомой в психоанализе. А в соответствии с принципом гомеостаза человек стремится избавиться от давления влечения и вернуться в состояние покоя. В случае фрустрации – препятствия на пути удовлетворения – желание усиливается до ощущения страдания, вплоть до травматического, искажающего нормальный ход развития личности. Жизнь показывает, что в ряде случаев эти общие правила не выполняются, а именно – человек стремится к напряжению и риску, а фрустрация является мощным мотивирующим фактором. В связи с этим следует отметить, что человек стремится не к покою и расслабленности, а к наиболее привычным для него уровню и форме психического напряжения . Следовательно, вопреки привычному мнению стремление к удовольствию не является единственным мотивирующим фактором.
Самой первой и главной особенностью мотивов является то, что они могут быть осознаваемыми или неосознаваемыми . Благодаря психоанализу мы разделяем мотивы на три группы: частично или полностью осознаваемые мотивы; обычно не осознаваемые, но при определенных условиях могущие стать таковыми (например, в процессе анализа); бессознательные – полностью вытесненные в область бессознательного. Проникновение последних в сферу сознания затруднено или невозможно, и нам остается лишь судить о них по косвенным проявлениям.
Приведем примеры трех групп мотивов. Осознаваемые мотивы чаще обозначаются как желания, ценности, убеждения и интересы. Это все то, что люди открыто признают важным для себя. Например, здоровье, мир, деньги, успех, семья, друзья, безопасность, комфорт, определенность, любовь, уважение, признание, свобода, самореализация, творчество, интересная работа, полноценный отдых, общение, познание и информация, новые впечатления, новый опыт.
Некоторые потребности приобретают характер устойчивых стереотипных представлений. Обычно они не осознаются и в скрытом виде определяют поведение людей. Так формируются социальные стереотипы – наиболее общие и жесткие представления-шаблоны людей о том, что хорошо и что плохо. Среди вечных положительных стереотипов : защита семьи и родины, самосохранение, преданность друзьям, сохранение традиций, чувство долга перед родителями, забота о детях, гордость за детей, помощь слабым. Вечные отрицательные стереотипы : несовершенство иной расы, идеи национального превосходства и необходимости борьбы с инакомыслящими, убежденность в правоте силы и мужском превосходстве. Социальные стереотипы наряду с индивидуальными установками и привычками относятся к частично осознаваемым мотивам . Многие стереотипы отрицаются или скрываются людьми. Например, многие люди склонны испытывать неприязнь к представителям иной расы или национальности, но лишь немногие решаются заявлять об этом открыто.
Напротив, бессознательные мотивы полностью не осознаются и проявляются в повседневной жизни только в косвенной форме – в оговорках, сновидениях, ошибочных действиях, болезненных симптомах, а также в стойко повторяющемся трудно объяснимом с точки зрения обстоятельств «немотивируемом» поведении. Например, неосознаваемое чувство вины может быть одной из причин употребления алкоголя, самоповреждения и суицидальных действий. В большинстве же случаев так называемые вредные привычки являются символическим способом исполнения скрытых желаний .
Мы видим, что все мотивы независимо от уровня осознанности представляют собой сложные образования. Они формируются и проявляются на нескольких уровнях системы организм – личность. За каждым поступком или осознанным желанием на самом деле стоит не один, а несколько мотивов. Поведение человека оказывается полимотивированным или сверхдетерминированным . Например, банальное желание девушки выйти замуж может быть вызвано осознаваемым уважением к конкретному человеку, частично осознаваемым сексуальным влечением, частично осознаваемым социальным стереотипом «нормальные девушки должны быть замужем», а также бессознательным желанием освободиться от родительского влияния.
Таким образом, мотивы – это сложные многоуровневые структуры, построенные по принципу соподчинения индивидуальных значений – желаний. Можно ли управлять силой своих или чужих желаний? Да, если мы понимаем их природу. Во-первых, сила желания зависит от яркости нашего представления о возможном удовлетворении . Всякий раз, когда мы вспоминаем или воображаем конкретную ситуацию, принесшую нам удовольствие, мы усиливаем наше желание. Отсюда вытекает практический совет: для усиления какого-либо желания следует как можно ярче представлять желательный для нас результат, сосредоточившись на своих переживаниях. Целесообразно также в деталях вспомнить предыдущий опыт удовлетворения данной потребности.
На наше желание чего-либо также влияет оценка вероятности успеха . Слишком доступные объекты или слишком недостижимые плохо мотивируют. Нужно убедить себя или других, что реализовать конкретное желание непросто, но вполне возможно. На усиление желания влияет и общественная оценка : то, что одобряется в обществе, считается престижным, более мотивирует. Например, если мы видим, что авторитетные люди делают что-то, мы также начинаем хотеть этого. Иногда полезно отказаться от исполнения каких бы то ни было желаний. Тем более полезно выдерживать определенное время между моментами исполнения желания, для того чтобы удовольствие было сильнее. Но самое важное условие в управлении желаниями – это искусство объяснения их важности и значимости для конкретного человека.

Выдающийся психолог Абрахам Маслоу категорически заявлял о невозможности составить список влечений. В то же время психология оперирует несколькими десятками названий и разновидностей мотивов.
Применительно к мотивации чаще всего звучат три термина – влечения, потребности, желания . Четкие их определения отсутствуют. Например, Зигмунд Фрейд хотя и различал данные понятия, но использовал каждое из них в разное время в разных значениях. Мы провели небольшое теоретические исследование с целью выявления и раскрытия наиболее часто употребляемых терминов, одновременно обозначающих различные формы мотивов . В результате был получен следующий перечень .
1. Инстинкт – специфический для вида, биологически наследуемый паттерн поведения.
2. Влечение – не сводимая к инстинкту индивидуально своеобразная психическая репрезентация инстинкта, психосоматическое возбуждение, которое характеризуется силой, источником, объектом и целью.
3. Потребность – внутреннее напряжение, переживание нужды в чем-то, требующее удовлетворения.
4. Установка – фиксированный (стереотипный и повторяющийся) паттерн (схема) восприятия или действия. Готовность действовать определенным образом.
5. Мотив поведения – внутренний или внешний стимул-объект, подталкивающий к действию.
6. Желание – аффективное переживание потребности в сочетании с представлением о прошлом ее удовлетворении, внутреннее стремление к повторению определенного состояния.
7. Фантазия ( фантазм ) – воображаемый сценарий, нереалистичное представление, в котором исполняется, хотя и в искаженном защитой виде, то или иное желание субъекта.
8. Цель – осознаваемое представление о желаемом конечном результате реального действия или деятельности.
9. Склонность – психофизическая предрасположенность к какой-либо активности/деятельности.
10. Способности – развитые в процессе жизни индивидуальные особенности, определяющие успешность деятельности.
11. Интерес – устойчивое стремление заниматься какой-либо деятельностью.
12. Убеждения, идеи – осознаваемые как личностно-значимые представления и взгляды.
13. Идеалы – представления о совершенных объектах; образцы, к которым стремится субъект.
14. Ценности – аффективно нагруженные потребности, связанные со смыслом жизни.
Любые из перечисленных психических феноменов могут вызывать и поддерживать активность. Обычно мотивы переплетаются, сочетаются или конфликтуют друг с другом, определяя сложную и многообразную психическую жизнь индивида. В рамках психоаналитического подхода рассматриваются различные виды мотивации, но специфическими для психоанализа можно назвать такие, как влечения, желания и бессознательные фантазии .

В поведении людей лежат две базовые тенденции – стремление к удовольствию и стремление избежать неприятности .
 Всех людей можно разделить на две большие группы:
1) преимущественно стремящиеся к удовольствиям (исполнению желаний); 
2) преимущественно избегающие наказания (неудачи). 





Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 39
© 06.10.2017 Алексей Гадаев

Метки: психоанализ,
Рубрика произведения: Проза -> Психология
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  












1