"Вы взяли ракетный разбег..."


"Вы взяли ракетный разбег..."

К 70-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ПУСКА А-4


«Ну, и что? Подумаешь! Запустили 70 лет назад немецкую ракету. Так чему тут радоваться, что отмечать?» - примерно так рассуждают иные горожане Знаменска (бывшего  Капустина Яра), особенно из числа молодёжи. Да, ракета была немецкой по происхождению, однако отмечать это событие следует. Ибо оно не было заурядным, обычным и ничем не примечательным делом. Почему? А давайте немного вспомним, как всё это было.

После окончания Великой Отечественной войны в нашей стране остро встал вопрос о необходимости создания ракетного оружия дальнего действия. Тем более что американцы даром времени не теряли.

Победа над Германией сделала доступными для советских специалистов лишь остатки выдающихся ракетных технологий Вернера Фон Брауна. Сам он, вместе с наиболее значимой частью команды разработчиков и учёных, общей численностью около 400 человек, оказался в руках американских военных и продолжил свою работу уже в США. Всё самое ценное с заводов, испытательных и научных центров, включая несколько десятков собранных ракет ФАУ-2, практически всё специальное испытательное оборудование и документация уже были вывезены в США, когда на развалинах ракетной колыбели появились первые советские разведчики и специалисты.

Собирая остатки немецкой команды и документации, перетряхивая мусорные корзины исследовательских центров, специалисты всё-таки собрали достаточное количество материала для того, чтобы попытаться воспроизвести конструкцию ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. В СССР были срочно сформированы НИИ и КБ, которые вплотную занялись решением этой задачи.

К тому времени Сергею Павловичу Королёву, одному из зачинателей ракетной техники в нашей стране, пришлось сполна испить горькую чашу унижений, начиная с ареста в 1938 году, убедиться после освобождения в 1944, что многие вынашиваемые им идеи уже осуществлены другими, и во многом немецкие ракетчики ушли значительно дальше самых предельных его планов. Обидно было, получив наконец-то должность Главного конструктора, испытывать не свою, а немецкую ракету А-4 и конструировать отечественную Р-1, являющуюся по постановлению правительства, точной её копией».

Министр вооружений Д. Ф. Устинов говорил конструкторам: «Надо научиться вначале тому, что было сделано в Германии. Мы должны точно воспроизвести немецкую технику раньше, чем начнём делать свою. Я знаю, это некоторым не нравится. Вы нашли много недостатков в немецкой ракете и горите желанием сделать по-своему. На первое время мы это запрещаем. Вначале докажите, что можете делать не хуже».
И конструкторы вместе с военными специалистами доказали, что могут не только не хуже, а и значительно лучше.

Назрела необходимость в создании специализированного полигона для проведения исследований и испытаний.
После изучения соответствующих материалов рекогносцировочных групп постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР от 3 июня1947 года №2642-817 местом дислокации полигона был определен Капустин Яр.

Начальником полигона был назначен молодой 39-летний заместитель командующего артиллерией Южной группы войск гвардии генерал – лейтенант артиллерии Вознюк Василий Иванович, человек огромного природного ума, несгибаемой воли, неиссякаемой энергии, активный участник Великой Отечественной войны, впоследствии ставший генерал-полковником, Героем Социалистического Труда.
В знойные июльские и августовские дни на железнодорожную станцию Капустин Яр начали прибывать из Германии, Москвы и других мест эшелоны с техникой, людьми, строительными материалами и различным оборудованием.

Здесь, на относительно небольшом пространстве, были сосредоточены три инженерно-строительных бригады по 4-5 батальонов каждая. Кроме них, было несколько самостоятельных техбатов, автобатов, отдельная транспортная рота и другие подразделения.
Грузы и техника прибывали не только по суше, но и по воде. Река Подстёпка была в те годы судоходной. И по ней баржами доставляли стратегические грузы для строительства полигона.

Безжизненная степь встретила зноем и суховеем, песчаными бурями. Песок был везде – в сапогах, в хлебе, в спальных мешках. Вода доставлялась на машинах и подводах из Ахтубы.
В начале строительства штабы, мастерские, столовые, жильё – всё находилось в палатках. С приближением зимы были оборудованы землянки и временные постройки, личный состав перевели в отапливаемые помещения.
От станции Капустин Яр всего за 12 дней ко второй площадке была проложена железнодорожная ветка протяжённостью в 7 километров, да ещё и с мостовым пролётом через глубокий овраг.

В конце лета 1947 года на полигон была передислоцирована бригада особого назначения РВГК под командованием генерал–майора Тверецкого А. С. Из её состава и из числа инженерно – технического состава 1 управления были сформированы техническая и стартовая команды во главе с инженер – майорами Трегубом Я. И. и Ханиным Б. Г.

К октябрю 1947 года были построены вертикальный стенд для испытаний двигателей ракет, деревянные ангары для проведения предстартовых испытаний ракет и стартовая площадка для их запуска, временная техническая позиция, монтажный корпус. Вознюк доложил в Москву о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а уже 14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет ФАУ-2 (А-4) собранных частично в Германии, частично в Подлипках.

Кстати, а почему А-4? Вообще-то с целью соблюдения строжайшей секретности в переписке (в том числе и с грифом «совершенно секретно»), в официальных бумагах и даже в разговорах ракеты в то время и долгие десятилетия спустя именовались у нас «изделиями». Немцы тоже секретили свои «изделия», они у них во время войны именовались «агрегатами». Вот почему и говорится «А-4», то есть «Агрегат №4».

Первый пуск А-418 октября 1947 года в 9 часов 47 минут по московскому времени. Для проведения пуска была назначена специальная комиссия. В её состав вошли Яковлев Н. Д. – председатель, Устинов Д. Ф., Королёв С. П., Глушко В. П., Бармин В. П., Вознюк В. И.
Ракета прибыла в назначенный район, пролетев 206,7 км и отклонившись от цели на 30 км влево. Это был не блестящий результат, но, главное, ракета полетела…

Всего было запущено 11 ракет, и пять из них дошли до цели. Надёжность ракет была примерно такой же, как у немцев во время войны. Лётные испытания 1947 года показали, что советские специалисты, военные и гражданские, овладели основами практической ракетной техники, получили опыт, необходимый для форсированного перехода к уже самостоятельному дальнейшему развитию этой новой перспективной области человеческой деятельности.

Историческое значение испытаний ракет А-4 нельзя преуменьшить. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники. Понадобился всего лишь год, чтобы наша промышленность, которая бурно восстанавливалась в послевоенное время, освоила совершенно новый вид сложнейшего оружия.

В деле укрепления обороноспособности страны была развёрнута колоссальная работа по созданию ракетно-ядерного щита. Вслед за первыми пусками пошли десятки, сотни, тысячи ракет (около 8 тысяч пусков по тематикам РВСН, ПРО, ПВО и Сухопутных войск!), было создано ядерное и водородное оружие, межконтинентальные ракеты. Параллельно с этими грандиозными свершениями были исторические достижения: первый советский искусственный спутник Земли, первый советский человек в космосе! Невольно вспоминаешь Гоголя, который заметил, что русский человек медленно запрягает, но затем быстро едет.

Афористично сформулировал всё это в четырёх строках своего стихотворения ветеран полигона Н. А. Голубцов, обращаясь к первоиспытателям:

Вы дали команду: «Протяжка!»,
Вы взяли ракетный разбег.
Из века седла и упряжки
Шагнули в космический век.





Рейтинг работы: 47
Количество отзывов: 8
Количество просмотров: 98
© 03.10.2017 Геннадий Ростовский

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика
Оценки: отлично 9, интересно 2, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 13 авторов


Лидия Адамова       04.10.2017   15:09:57
Отзыв:   положительный
Сильная статья, Геннадий.
Стоит вдуматься, в каких тяжелейших условиях (я имею ввиду в том числе и жёсткие временные рамки) работала тогда вся команда
учёных, конструкторов, технического персонала, и в очередной раз гордишься - не побоюсь показаться кому-то излишне пафосной -
колоссальной силой духа нашего русского человека, его умом, его железной волей, стойкостью и самоотверженностью.
Спасибо за статью!
Геннадий Ростовский       04.10.2017   19:59:44

Вы очень правильно написали о тех, кто начинал тогда великое дело в нашей капустиноярской степи.
Отрывок из моего стихотворения:

В Заволжье, в степях полудиких капьярских,
Страна начинала ракетный разбег,
Чтоб в сорок седьмом, ясным утром октябрьским
Шагнуть, как в атаку, в космический век.

В тот век, где не только манящие звёзды,
Где есть уже в небе и шляпки грибов,
Распухших зловеще и выросших грозно
Над пеплом японских (пока!) городов.

А гений германский – за тем океаном.
Опять за своё он…. Какого рожна?!
И, значит, хоть ноют военные раны,
Держава достойно ответить должна.

И мчались в Заволжье состав за составом,
В бессонных раздумьях вскипали мозги.
Землянки отрыв и палатки поставив,
Трудились, себя не щадя, мужики.

Обычные люди – не черти, не ангелы –
Такое в степи сотворили, смогли!
Творенья умов Королёва и Янгеля
В Капьяре и силу, и мощь обрели.
..........................
И горд я сегодня, родная держава,
С Капустиным Яром сроднённый навек,
Что здесь начиналась ракетная слава,
Что здесь ты шагнула в космический век!
................................................................
На фотографии: открытие памятника С.П. Королёву в 1984 году. Выступает его дочь Н.С. Королёва.


Лидия Адамова       05.10.2017   12:03:26

Великие люди... Они рождаются в великие времена.
Или наоборот: великие времена способствуют раскрытию всех резервов человеческого духа...
Спасибо за мощные, с ярким накалом стихи!
С уважением.
mishal       04.10.2017   01:28:02
Отзыв:   положительный
Большое спасибо, Геннадий, за интересную информацию!
С уважением, Михаил.
Геннадий Ростовский       04.10.2017   08:42:12

Из письма С.П. Королёва жене: "«Внешние условия очень тяжёлые. Пыль ужасная, жара днём, холод ночью, нехватка воды и эта унылая солончаковая степь кругом…».
Таковы впечатления Главного конструктора, который приезжал в наши края в командировки. А что говорить о военных строителях, о номерах боевых расчётов на стартовой площадке, работавших в неимоверную жару и в лютый холод?
-Здесь можно жить месяц, два, а больше не выдержать, - услышал однажды В. И. Вознюк от молодого специалиста.
-Вы не были на фронте? – спросил Вознюк.
-Не успел.
-Запомните: многие из тех, кто не вернулся с войны, были бы счастливы работать здесь. Вы меня поняли?..


Натали       03.10.2017   18:17:36
Отзыв:   положительный
Очень интересная информация и познавательная..., с удовольствием
углубилась послевоенные годы СССР, спасибо вам, Геннадий..., как многого
мы ещё не знаем...

С осенним приветом и добрыми пожеланиями, Натали.


Геннадий Ростовский       03.10.2017   21:30:11

Спасибо за отклик.
Когда будете располагать свободным временем получасовым, гляньте по ссылке: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20920/episode_id/1266878/
Или хотя бы первые семь минут начала этого документального фильма телеканала "Культура"


Натали       12.10.2017   14:20:19

...спасибо, обязательно почитаю...










1