О Ричарде Бахе


О Ричарде Бахе

Я читал Баха в таком порядке: «Чайка по имени Джонатан Лингвинстон», «Мессия, который не хотел быть мессией» и «Мост через вечность». Сила произведений Баха заключается в невероятной музыкальности самого текста, чрезвычайной чувственности и тонкости персонажей, подчеркиваемой в каждом последующем произведении с удвоенной силой. Персонажи Баха, словно не из мира живых, а скорее, из мира фантазий и иллюзий. В этом и заключается его сила как философа. Он не описывает мир, он создает его с помощью своих героев. Можно сказать, что персонажи Баха не жизнеспособны в нормальном мире и могут существовать и жить только в мире иллюзий Баха. В чем заключаются эти иллюзии?
Вероятно, в методологии.
По сюжету каждое произведение Баха, это описание метода, можно сказать расширения сознания, а можно сказать просто исследования мира иллюзий. Например, в «Чайке» очень подробно описывается процесс постижения мира скорости и достижения некого совершенного знания, возвышающего персонажа Баха над толпой. Это очень агрессивная по своему содержанию философия: она утверждает, что мир чаек, копошащихся в поиске пропитания, не есть тот мир, в котором должно обитать разумное существо, и что истинная цель разума заключается в том, чтобы уйти из мира реальности в мир иллюзии через самосовершенство. Но дуальный мир: реальный и фантазийный существуют у Баха одновременно, при этом мир фантазийный подавляет мир реальный.
Таким образом, истинный смысл всех произведений Баха – открыть некую дверь и уйти в мир иллюзий, и овладеть более высокими знаниями о материи, нежели те, что дает нам сама природа реальности.
Бах по существу отторгает мир иллюзий от обычного мира, заставляя нас поверить в то, что именно мир иллюзий более реален, чем тот, который мы уже привыкли воспринимать с рождения.
В этом смысле философия Баха абсолютно типична для своего времени и полностью укладывается во всю систему тех поисков «расширения сознания», которые велись и весьма интенсивно в США, а затем и в других странах в период 50-70-х годов.
Тут любопытно другое, а именно характерные метания Баха на своем пути: например, в книге про мессию, он описывает человека, который решил отказаться от своей роли и предназначения, не объясняя при этом своего поступка никак. Затем, уже в романе «Мост» Бах рассказывает, как он сам, на короткое время разбогатев, утратил интерес к внутреннему поиску, то есть опустился до мира «чаек дерущихся за рыбьи хвосты».
В чем смысл этих таинственных метаний?
Вероятно, в том, что Бах не хотел становиться этаким «крысоловом» и дуть в дудочку, созывая детей. Ему не нужно было обожествление и подчинение себе, как некоторому новоявленному гуру, который один дескать знает ответы на все вопросы. То есть Бах не подавлял своей философией личность, а лишь задавал этой личности лукавые вопросы на тему: вы уверенны, что мир такой, каким мы его видим? Это не лидер, не первооткрыватель и не мессия в отрицательном уже смысле слова (то есть, лжепророк). Более того, Бах боится стать «лжепророком» и потому в каждом произведении показывает насколько ценен в действительности тот реальный мир, в котором мы существуем. Он просто предлагает нам задаться вопросом и не более того.

Произведения Баха очень популярны и очень женственны одновременно. Эти тексты написаны для хрупких личностей, для тех, кто по-настоящему любит себя. В итоге контингент читателей и поклонников Баха это образованная публика до 30 лет, чаще всего женского пола. И в этом смысле есть определенная угроза скатывания в тоталитарное мышление, поскольку именно такая публика наиболее восприимчива к поглощению тоталитарных идей.
Вот почему Бах не дает ни в одном своем произведении ни одного ответа ни на один вопрос в отличие от того же Карлоса Кастанеды. Он боится, что если начнет давать ответы, то создаст свою религию, а точнее построит тоталитарный мир, мир поиска иллюзий.

С чисто художественной, а не философской точки зрения, произведения Баха весьма спорные: персонажи, которых он описывает, нереальны и не воспроизводимы. Это мир иллюзий, фэнтези, если хотите, но не мир людей. Это мир Ричарда Баха. С него нельзя снять кальку для построения какого-то общества и даже для попытки выстроить какой-нибудь шаблон поведения среды. Как следствие его персонажи очень плоские, чрезвычайно схематичные и не выписанные языком высокой литературы. Он очень поверхностен в деталях, которые придают реализм тексту.
Но зато он очень точен в изложении своих взглядов и идет всегда от простого к сложному, давая возможность читателю увидеть развитие этих построений и итог, к которому всего построения выведут.
Ричард Бах вероятно не очень сильный писатель, но, вполне возможно, интересный философ, имеющий четкую аудиторию и своего читателя.





Рейтинг работы: 48
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 6
Количество просмотров: 94
© 03.10.2017 Лев Вишня

Рубрика произведения: Проза -> Статья
Оценки: отлично 10, интересно 2, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 14 авторов


Рэчел-Галатея       05.10.2017   18:13:32
Отзыв:   положительный
Прочитала с удовольствием, у Вас хороший стиль. Можно добавить, что не только женщины, но и молодежь
увлекается его книгами. Лев, вы прочли три книги Баха, вероятно, что-то заинтересовало, все-таки он владеет вниманием читателя.
Что касается мира иллюзий, то он сейчас повсюду, наверное, это знак времени. Но в целом я с Вами согласна.
Лев Вишня       05.10.2017   21:40:06

Ну он умеет притягивать читателей.

Однако лично меня больше всего заинтересовала "Чайка"

с уважением,

Лев
Екатерина Попова       03.10.2017   15:06:39
Отзыв:   положительный
Спасибо за конструктивный анализ) Скажу честно, у меня не хватило терпения, в свое время, дочитать до конца "Мост через вечность".
Лев Вишня       03.10.2017   16:48:28

Долгий роман!

Затянутый.
Лера Мелихова       03.10.2017   13:45:38
Отзыв:   положительный
Уважаю чужую точку зрения!!!!
Замечательно написано!


Лев Вишня       03.10.2017   18:52:52

Спасибо!










1