Чудотворный мост времён


Чудотворный  мост времён
Памяти святого благоверного князя Олега Брянского и всех Сынов Русских 

Как знаю я, и знаешь ты,
у сказок русских и Баяна,
там все дороги, все мосты,
в Русь мимо острова Буяна.
Как чудотворно слово лести!
Гадать поэтов лет по двести,

все без изъяна песни знать,
Баяна мысли вызывать.

И видим сны мы, той поры:
и «были вѣчи (чьи?) Трояни»,
как пали Глебовы сыны
«свѣдоми къмети, ти куряни»,
- Каялой, хоть дев аркань!
Тму-тора-канский сон я вижу:
от тебя, Херсов «блъванъ»,
с Суража и Корсунь ближе, -
мой отчий древний, Стародуб:
злато стремень, лёд и пламень,
дивных Fabul, старый дуб,
летописный лунный камень...
Не прошёл и век с тех пор,
чей Landschaft? кем соберусь?
Герб гвоздили шалых гор,
как, зачем? Крестили Русь.

Какая выдалась погодка,
- Любо! князь смотрел в оконце,
Почать в году! зиме серёдка,-
Бог обращения и солнца,
печать седмиц, - дату напомню:
Глеб ещё, - Христову дню,
мерку снял по морю камню,

к дню - шестого генварю... 
Той, «исътопча кыи» жары
«месть лелеют Шароканю»,
«съ реву гы, съоль (они) беры»,
а на Снови - зверьё в капкане!
Тоска и туга, - Глебов сын,
жир, гора - слов донных руса,
Не хлеб единый! жив посыл
сея время, - «Бусово».

Не сажайте только в печь!.. 
да жаль бо, русский не родился.
Сиречь историю б привлечь,
так он тот час бы, возгордился.
Прах поднял и мост построил.
Вам, - Ха-ха! - номер Один,
кто бы, что там не буровил,
знает каждый гражданин:
- Чем не, Jānus - италийских,
путь торговый прямо «в греки»,
государств бо - «киевских»,
из морей обычных в реки.
А там, судёнышки - какие?
Брянь да кием оснащать,
«греки» ж «дясно», никакие -
то-то! волоком тащать...

Солнце жарило! лёд парил,
словно шёл по бездорожью.
Саженью мАховой ударил
пар столбом в картину божью,
и мысли страстные крутились,
- Слава богу, мать земля!
Росинки таяли, искрились,
всю астролябию, любя,
измерил воду он морскую, -
донскую (памяти б галопу),
столь величаво в мостовую:
«Окошко южное в Европу»,
да волю царскую в людскую:
- «тмутОраканский камень», он!
Свершили службу писарскую,
так окрестил его, масон...

Круг истории так узок:
Ваш купец, блудлив и скряга!..
В путь гостиничных кутузок,
Русь - «из грека до варяга» -
рассказать не так-то просто.
Пушкам с пристани палить,
на путях - Буянов остров!
Дым истории смолить:
что имелось - погубилось,
что мечталось, не случилось.
Из-под пепла, из-под праха,
синь чернелась пустотой,
после крови, после страха,
обреталась - красотой!*
А что хотелось - и сбылось,
и полетело, понеслось...

Так вырастала - красота:
Солнце встало, пали пурги
и с красотой в виде моста
«по трафаретке Петербурга»,
кто б название придумал?
«Баба с возу - горю с плеч».
Мал мосток, чего уд-умал!
чтобы выгоду извлечь:

- Пушки, ядра, изумруд,
да скорлупки золотые?
Где тот остров, где редут, 
чьи орешки непростые?
Берега мостом свивая,
кутать орден чей в медаль.
Память, призванную таять,
о любви ушедшей вдаль.

Сказкой царской о невесте,
какую чашу, чем не взвесьте,
чьи колонны в рябь морскую

по ребячески, - в донскую!
Стоят костьми в защиту чести,
свободы - Русские Сыны -
спокойно спят и видят сны.
Как знаю я, и знаешь, ты...


* дясно - право, вера, - перевод, и имя реки Десна, хоть она и левый приток (поясняю учёным)
* обреталась красотой... - по мотивам брянского Поэта, Н. Мельникова (поэма Крест)


Не зная, с чем лучше увязать память о Святом благоверном князе Олеге Романовиче, подумалось – с семьёй и землёй. Ещё с событиями, которые связывают наше время и его. Как мост над проливом времени, встали в памяти его предки: Олег и Глеб, Тмуторакань и строительство Крымского моста. «Я придумал мост построить, а вы придумайте, как назвать!», слова президента. Почему-то тоже... Ещё герб Брянской земли - непременно с пушкой и сказки Пушкина. Весь мир гадает, что это за скорлупки такие? Расскажу в конце. А гвоздить - от слова дети, ребёнок: гвоздь, клин, нагель, отрок. Клинцы на Брянщине, где я учился, Клин под Москвой, по всей России клинья, Украине, Беларуси. Почему так много одинаковых названий? Есть нечто общее, не совсем нам понятное. И даже, «клин клином», подчас сложно понять россиянину, не говоря уже о том, что путь из «греков в варяги» и вовсе отсутствует...

Князь Брянский Олег Романович родился спустя два века (1245-1307) после столь знаменательного события, как измерение пролива. Наверное, в наше время, наиболее знаменательное событие – это мост в Крым. Потомок по линии известного Михаила Черниговского (1179—1246) и Олега Святославича (ум. 1115). Олег Святославичпрямой предок Олега Брянского, младший брат того самого князя Глеба, - князя тмутораканского (1083-1094), князя черниговский (1094-1097),который измерял пролив в 1086 году.

Были вѣчиТрояни, минула лѣта Ярославля - были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрѣлы по земли сѣяше. Ступаетъ въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ... (Слово о полку  Игореве)

...На «торговых путях» из «Киевского» государства «в греки» (что ни слово, то лёгкое лукавство, которое следует понимать особо - россияне не понимают др.русский и вообще, ПВЛ с историей), «в лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по лёду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Случилось это ровно на 6 января, на Рождество православное. Генварь - по нынешнему счету первый месяц в году (сечень или просинец), Иануарий, Январь. Вясильев месяц. Году начало, зиме середка. Перелом зимы. Январь два часа дня прибавит - слог пересекается с двумя «мухами» на «яблочный спас», двумя перстами, и прочая и прочая. Однако в отличие от окна северного (а мы о южном), не забываем, что Питер появился «со своими кораблями» через 800 лет после легендарных плаваний Олега. Соответственно через 640 лет от снятой Глебом «мерки». А снял он её, - аккурат в год пленения Шарукана на Снови (1068 г). Речка берёт начало в Стародубском ополье и впадает в Десну у Чернигова, а Новгород-Северский в двухстах верстах выше и ближе к Трубчевску и Стародубу. И ещё важный момент – случилось это после битвы на Немиге в 1067 году (Минск), гдеЯрославичи разгромили Всеслава сына Брячислава:
…на Немиге снопы стелют из голов, бьют цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу из тела…
После чего Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод) позвалиВсеслава по прозвищу Чародей на переговоры, целовали крест и обещали безопасность, однако нарушили своё обещание - схватили вместе с двумя сыновьями, отвезли в Киев и заключили в земляную тюрьму. Так закончиласьодна из крупнейших и наиболее кровавых междоусобных битв на Руси.

Отец Олега и Глеба Святослав в 1054-1073 входил в так называемый «триумвират Ярославичей», это при нём черниговский епископ принял статус митрополита, и активизировалось строительство в Чернигове. Владимир Всеволодович Мономах (1053—19 мая 1125) – племянникСвятослава, двоюродный брат Глеба и Олега.Юрий Долгорукий – сын Владимира. Хочется запомнить себе, что имя его на др.русском – Володимѣръ с «ять», которую заменили на «е», и даже с ней сложное составное слово имеет значение – мера (меря). Триумвират был разбит Шаруканом Старым, то есть половцами на Альте, а1 ноября 1068 года под Сновском Святослав нанёс поражение половцам! Во как! Напомню: битва на Немиге 3 марта 1067 г.,Глеб меряет камень 6 января 1068, половцы разбили войска Ярославичей, затем Святослав одержал победу и пленил Шарукана.

Оказывается, степные кочевники проживали в ста верстах от Гомеля, от Стародуба (дома моего деда), и примерно столько же до школы в Клинцах, где я учился. Чудеса. Прямо в «золотом треугольнике». Или половина пока, чудес. Потому что одни историки говорят, что половцев не стало веком ранее, другие же, упоминают как Мономах «с тропарями и кондаками», своим крестовым походом разгромил «солнечную» в 1111 году (битва на Сальнице). Уместно вспомнить, потому как год рождения Владимира (второго) приходится на год церковного раскола, то есть, с 1054 христианство раскололось на католиков и православных. Как раз, прошли те самые библейские 12 лет, - едва Глеб завершил оформление камня после измерений, как младший брат Олег вскоре отнял у него, заветную «злат» столицу...

Если и начинать нам восстанавливать память по церковным запискам, - мало читать их, хорошо бы понимать смысл терминов. «Греки», стало быть, есть эллины-иудеи, да плюс «кошка с собакой» (два идеологических направления в христианстве), ничего личного. А бог один и торговый путь - нам светским. Поэтому Пётр и учредил две медали: коту за всё и сразу, а собаке за верную службу. Вроде, как кто-то свыше и вправду управляет русским побоищем. Потому что «купец» от слова... купальник? Ничего ведь не объясняют. Даже почему в Европе - евро и зачем туда окно?

Всё! Возвращаемся в «южное окно в Европу», когда о Питере и слыхом не слыхивали, а земли Балтии с Ладогой (русской столицей) всё ещё были отчуждены, как результат «призвания» «варягов». Они были подарены «мудрыми» киевлянами шведам. А «меряне» (племя меря с Оки и Волги), как вам известно, Рюрика не приглашали, они только успели изгнать варягов в 859, как внуки «осмомысловы» тут же позвали «русь» опять в 862 году. Опять же, по записям печерского монаха, из мест Глебу и Ольговичам принадлежавших. Историки недоумевают, что за хрень такая? То позовут, то выгонят. Господа, читайте летопись внимательно (кто звал, кто провожал), и не дурите детям голову «лихими» знаниями от академиков. Картинки в ПВЛ куда информативнее смысловых клюк от «филологов», да и язык родной, если его понимать, то всё объясняет сам. Осмомысл означает восемь углов (мыс - угол), а не семи пядей умница, а Гостомысл (почти ГОСТ советский), что масло масляное: гость углом. Вот, «меряне» и отмерили по «морю», аки посуху на 6 января, к Рождеству:

- «Иже есть измерил воду морьскую», - что князь Глеб измерил ширину пролива по льду... Все 24 км, а такое расстояние получается из расчета в «маховых саженях», нанесены на карту - мраморную плиту с подробным очертанием границ побережья, дорогами, реками. В результате же иных, намеренных действий, «по удалению лишнего», - каменный географический памятник сократился в размерах почти втрое (стараниями при дворе). Появился образ «трафаретки из Петербурга». На «результат варварства» можно посмотреть в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, где он и, хранится с 1851 года.

...Род Ольговичей, как известно, начался от Олега Гориславлича (он же Пленко Сурожанин), потом ветви разделились (и по Сулiю, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ Тьмутораканьскый блъванъ). Пять поколений вглубь, и мы встречаемся с отцом Олега Брянского - Олегом и его братом Глебом (и своя милыя хоти - красныя Глѣбовны свычая и обычая). Глеб Святославич (убит 30 мая 1078 года) - князь тмутораканский (1064 и 1067-1068 годы), князь новгородский (1069-1078 годы); старший сын князя киевского Святослава Ярославича.

Брянский чудотворец Святой Благоверный князь Олег Романович (ок. 1245-1307 по другим данным - около 1289 года). День памяти: Октябрь 3 (Сентябрь 20). Олег Брянский - один из хранителей духовности, веры и самостоятельности на Земле Русской. Благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского, были вновь обретены 10 августа 1995 года. Рака с мощами находится в церкви Петропавловского монастыря, который Олег на свои деньги и основал в Брянске. Князь Олег - сын первого брянского князя Романа Михайловича (ок.1225 - ок.1290) и внук князя Михаила Черниговского (1179-1246). Его дядя, брат Романа - князь Маховский - Ростислав Михайлович (Ростислав Славонский, Ростислав Галицкий; 1227-1262) похоронен в Белграде (Сербия). Церковь причислила к лику святых его дочь - преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука - святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября). Его прадед Всеволод Святославич Чермный (ум. 1212 или сентябрь 1215) - князь Стародубский (1198-1202), князь Черниговский, Новгород-Северский, Киевский. Имел прозвище Чермный (рыжий), отец Чермного - Святослав Всеволодович (ок. 1123 - 25 июля 1194) - князь Новгородский, Туровский, Волынский, Новгород-Северский, Черниговский, Киевский (старший сын Всеволода Ольговича и дочери Мстислава Владимировича). Всеволод Ольгович сын Олега Святославича (ок.1053 - 1 августа 1115) - князь Волынский (1073-1078), Тмутараканский (с 1083), Черниговский (1094, 1097), Новгород-Северский (1097-1115). Четвёртый сын Святослава Ярославича от первого брака с Килликией. А старший сын Святослава Ярославича - то самый Глеб - князь тмутараканский, который в 1068 году измерял по льду расстояние между Тмутараканью и Керчью по свидетельству надписи на мраморном Тмутараканском камне, кириллицей на др. русском языке.Убит 30 мая 1078 года.

Кем убит Глеб? Тмуторакань у него отняли, затем был убит «чудью», как сообщается, 30 мая 1078 года. Вы найдёте в справочниках нечто подобное. Вы только не ищите, «чудь» среди народов. «Собирательное древнерусское название ряда племён и народов финно-угорской общности», это хорошо. А кто объяснит название города, Чудово? Или «чудо-юдо»? Так что смысл, «чухну» и «чухонец», мне больше раскрывается словами Пушкина, «приют убого чухонца». Как известно, в сказках правды больше, а кроется она в Языке. Великий и есть «чудесный» (прямой перевод из куста наречий). Они и стоят рядом: Великий Новгород и Чудово, а между ними - Мясной Бор, Трубников бор, Вишера, ближе к Питеру - Сиверская...А «племя меря», современный летописец и вычеркнул из той «общности». Ну, а «брянь» всему голова.

Игорь Ольгович (в крещении Георгий; ? — 19 сентября 1147) - сын Олега Святославича, - Великий князь Киевский. В 1146 году в одной из битв, киевские войска в разгар сражения перешли на другую сторону. Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года; был привезён в Киев и посажен в «поруб», позже совершил постриг. Киевское вече,  желая отомстить роду Ольговичей, решило расправиться с князем-иноком. Ворвались в храм во время литургии, убили, а труп, привязав к ноге верёвку, выволокли и бросили на торговой площади... Убить Игоря и покончить с Ольговичами – одно и то же.  Убийство Игоря имело «магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе…» (Фроянов И. Я.). Детей после себя не оставил. Именем своего дяди, святого Игоря был назван его родной племянник — князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич, будущий герой памятника литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве».  Их осталось четверо, кто в 1181-1185 годах выступил: Всеволод (Буй-тур, родной брат Игоря, князь Трубчевский), сын Владимир Игоревич и племянник Святослав Ольгович (князь Рыльский-Курский, сын старшего брата).

Рекоста бо братъ брату: се мое, а то мое же; и начяша князи про малое, се великое млъвити, а сами на себѣ крамолу ковати... Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень, и поѣха по чистом уполю. Солнце ему тъмою путь заступаше, нощь стонущи ему грозою...- Грозные былии звестны за сотни лет до Ивана, всем знакомого по комедии, который меняет профессию. А пришли Романовы. Ветхозаветное иудейство, однако, не спешит кануть в лету. Там вся история роман, а роман - история. В смысле: из-торы-Я. Сравните: Тму-тора-кань. В середине Ра и ветхий завет. Кань/хан/конь – «окони», как в Слове – одно и то же. В чём принципиальное отличие двух терминов? Буква Я стала «крайней сзади», после того, как написали историю, а было: Ярило, ярить, ярлык и всё такое... Эта буква недавно стала последней в алфавите, а означает она – «галю». Ярлык - свет.

Наши предки называли всё своими именами, да еще и проявляли в этом деле большую выдумку. Не было никаких табу в отношении лексики. Заниматься любовью, что «тараканиться»! А от слова «уд» произошло понятие «удовольствие». Ну и «удила», потому что уд и конь - одно и то же. Ну, а как вам, – удел? Яички - «ядра», семя - «плот». У женщины - «луно» (или «луна») с «затворами» и «мясными вратами» (можно встретить в древних славянских заговорах). А плот может быть и новый и старый, и новейший с любой «горы» на любую, хоть на Арарат приземляйся - Армения первая приняла иудо-христианство в 301 году. Это самый краткий путь познания нашей истории - удить рыбку и приплыть к уделу. Делом займись! Повитухи были в курсе, что женщина вынашивает ребёнка в некоем особом месте, которое они называли «матица», «золотник» или «дна» (матка).Если внутри «нутро», а женщина олицетворение земли, соответственно недро-недры, от них, недро-руда. Руда богатая, руда убогая (полезное ископаемое) и т.п. Вся Брянщина в Рудах-селениях и речках-Руднях. Рыжеватый, рудоватый, искрасна. Дед рудый, баба руда! песня, в которой пересчитывается вся родня, и вся она рыжая (Даль). «Руды-руды-руды-руды-рык, А по-русски - рыжик». Именно что, по-русски. Слово «руда» и корень к ней - «красный»! Замечательно, я хоть лингвистов стал понимать. А они меня? «Яйца я не ем, нутро не принимает», примерно так... Достаточно посмотреть на герб Брянска, да представить правильную пушку и вспомнить любимую «златую» Тмутаракань... До нутра пронял своим рассказом! Что ни говори, а первая любовь не забывается - всю «плешь проела» и «нутро наизнанку»... Бред сивой кобылы в лунную ночь! Сам ты, - плешивый барин! Любят наши эрудиты блеснуть.

Отвлеклись, пользы для. Олег Романович (в крещении Леонтий) оставил княжение и принял иноческий постриг с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, уступив свой престол брату Михаилу. Дочь Ольга, выдана замуж за Глеба Ростиславича, из смоленских князей, в результате чего по смерти Олега и его братьев в Брянске утвердились потомки Глеба Ростиславича. После смерти на брянском княжении сыновей Романа Михайловича, (представителей династии Ольговичей), Олега и Михаила, - Александр Глебович Смоленский посадил на брянский престол «своего сына» - Василия. Святослав Глебович (уб. 1310) - князь можайский (до 1303), брянский (1309-1310), младший сын Глеба Ростиславича Смоленского в 1309 году изгнал его. В 1310 году Василий занял брянский престол, выиграв сражение, в котором Святослав погиб. Не исключено, что Василий, - сын Александра Романовича Брянского, - потомок Ольговичей (по версии Карамзина). История только начинает строить свой новый мост в свою же, историю. И происходит это на наших с вами глазах.

Во имя святого освящён храм в городе Киев (Украина), построенный в 2009 году (Киевская епархия Украинской православной церкви Московского патриархата).

3 октября в день памяти преподобного благоверного князя Олега Брянского и Собора Брянских Святых в Кафедральном Соборе состоялось богослужение.За Литургией по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра состоялась торжественная передача частицы мощей благоверного князя Олега Брянского в Ставропигиальный Никольский Морской собор города Кронштадта. Брянской епархией святыня передается в дар по просьбе Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Официальную делегацию от Санкт-Петербургской митрополии в Брянск возглавил настоятель Кронштадтского собора архимандрит Алексий (Ганьжин). В состав делегации вошли представители администрации города Кронштадта и Дома национальностей Санкт-Петербурга. Также вместе с частицей мощей брянского святого в Кронштадт будет доставлена икона преподобного Олега Брянского, написанная накануне праздника и освященная на мощах святого. Частица мощей благоверного князя в специально изготовленном ковчеге и его святой образ будут постоянно находиться в Морском соборе.

Торжества в честь празднования памяти благоверного князя Олега Брянского состоятся 8 октября 2017 года в 10 часов вМорском соборе г. Кронштадт.

Олег Романович, князь брянский чудотворец. День памяти: Октябрь 3 (Сентябрь 20).


02.10.2017 г. Брянск-Стародуб-Клинцы-Санкт-Петербург







Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 40
© 02.10.2017 Завацкий

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика гражданская
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1