Оркестр театра оперы и балета. Часть первая



Эпизод первый.

В тот день в театре оперы и балета давали оперу Верди "Риголетто". Во время действия оперы на сцену вышли семеро певцов оркестр замолк, и они начали петь ансамблем септет а ла капелла.

В ходе пения они случайно провалились в тональности на пол тона. Поскольку часть музыкантов оркестра обладают абсолютным слухом, а часть им не обладает, то первые четко зафиксировали изменение тональности (модуляцию) и по команде дирижера вступили уже в новой тональности, а вторая часть музыкантов вступила все в той же оригинальной тональности, указанной в партитуре.

В результате зазвучала такая какофония, что в было пору уши затыкать. Дирижер был вынужден  экстренно остановить оркестр и предложил начать играть заново с указанной им цифры в нотах.

Оркестр зазвучал заново, но теперь певцы растерялись и стояли молча. Они просто не смогли сориентироваться и не понимали, как им вступить и что петь с указанной оркестрантам цифры, для них это не было четким и понятным ориентиром. Тогда один из виолончелистов вместо своей партии, указанной в нотах, начал играть мелодию, которую должны были исполнять как раз таки певцы. Это спасло ситуацию, певцы получили так нужную им подсказку и запели. Дальше все пошло своим чередом без ошибок и проблем…

                                                                                                           ***
Эпизод второй.

В связи юбилеем предприятия, администрация одного из богатых эстонских рыболовецких колхозов обратилась к руководству столичного театра оперы и балета с просьбой дать представление на сцене колхозного клуба. Выбор пал на очень известный и популярный балет «Лебединое озеро».

Труппа балетных, обслуга и музыканты прибыли на место, и все оперативно готовились к представлению. В зале были расставлены столы, на которых было много дорогих напитков и качественной закуски. Все это благоухание ясно указывало на то, что администрация колхоза не пожалела средств на запланированное мероприятие.

Зрители уже заняли места, но никто пока не притрагивался к закускам, люди терпеливо ждали начала представления.

Наконец представление началось: музыка заиграла и танцовщики начали свое священнодействие. Танцовщики демонстрировали магию балета, действие развивалось строго в соответствие с либретто. Все шло очень хорошо, и оркестранты и танцовщики были, что называется «в ударе».
Первое отделение успешно завершилось, и зрители наградили артистов бурными и продолжительными аплодисментами. Люди кричали «браво».

Неожиданно на сцену вышел директор колхоза с красноречиво горящими глазами, он весьма эмоционально хлопнув ладошками и  предложил артистам на этом закончить и пройти уже наконец к столам.

Его обращение произвело на весь творческий коллектив просто шокирующее воздействие.

И действительно: как можно закончить 4-актный балет сразу после первого акта. Это же не просто какие-то отдельные танцы, не связанные между собой. Это полный спектакль с началом, развитием, кульминацией и финалом. 

Директор прислушался к представителям труппы и вынужден был согласиться, что после перерыва все же следует продолжить спектакль.

Однако сразу после второго акта директор снова вышел на сцену, было заметно, что он уже немало «принял на грудь». Он видел, что колхозники с трудом сдерживают желание начать уже то, ради чего они собрались: отпраздновать юбилей, иными словами - хорошо выпить и закусить. В этот раз он уже предложил закончить балет тоном, не допускающим возражения.

На этом выступление артистов было остановлено и все артисты были вынуждены дружно пройти к столиками. Ну а колхозники наконец смогли, что называется "отвести душу" 

                                                                                                               ***
Эпизод третий

 В театре оперы и балета Эстонии давали оперетту «Рыцарь синяя борода».

Третье отделение оперетты каждый раз начиналось с полной темноты, как в зале, так и на сцене. Согласно задумке режиссера дирижер должен был в полной темноте пройти к своему пульту и мигнув фонариком дать условный сигнал барабанщику, после чего тот должен был сразу начать бить 12 громких ударов по колоколам, называемых (tubular bells). Один из артистов, стоя на сцене спиной к зрителям, вместе с участниками хора начинают синхронно считать вслух: семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать. Одновременно с седьмым ударом занавес открывается и после двенадцатого удара в зале и на сцене включается полный свет. Далее этот человек поворачивается лицом к зрителям и торжественно объявляет: «Часы пробили 12, пришло время свадебного торжества,  и пусть оркестр играет свадебный марш» …
                                                                                                                 ***
Но случилось так, что в этот день барабанщику оркестра предложили «жирную халтуру», и он энергично принялся  искать себе замену. Не найдя никого, он решил воспользоваться последним шансом и позвонил своему бывшему преподавателю, пожилому человеку, давно вышедшему на пенсию. Он детально объяснил пожилому коллеге очень важную деталь режиссерской задумки - с какого момента начинается его партия в третьем отделении…
                                                                                                                ***
Третье действие начиналось, дирижер уже направился к своему пульту вверх по лестнице, и то ли из-за полной темноты, то ли просто потому, что решил попробовать работает ли фонарик, он на мгновение его включил. Ударник же увидев импульс света от фонарика принял его за условный сигнал, и начал бить по колоколам. Дирижер в панике стал отчаянно жестикулировать показывая, что еще рано, и ударник после третьего удара остановился на пару секунд.

Дирижер быстро занял свое место за пультом и дал уже настоящий условный сигнал фонариком. Ударник начал педантично бить свои 12 ударов, считая их заново.

При этом артисты на сцене не знали о том, что первые три удара были сделаны по ошибке и так, как пауза после этих трех ударов была совсем короткой, они начали вслух синхронно считать до 12 : семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать. После 12 удара свет зажгли и впереди стоящий артист объявил басом: «Часы пробили 12, пришло время свадебного торжества и пусть оркестр играет свадебный марш» …

Несмотря на это барабанщик продолжил четко и педантично бить оставшиеся три удара. Тогда ведущий, желая хоть как-то выйти из создавшегося дурацкого положения, обратился к зрителям: «Часы должны были пробить 12, но звонарь пьян».

Это очень обидело старого барабанщика, и он, не по годам проворно вскочив с места,  громко и злобно закричал: «Что ты несешь? Кто пьян? Ты сам наверное пьян».

Марш зазвучал, при этом некоторые оркестранты не смогли начать играть. Они согнулись и зашлись беззвучным смехом, нельзя исключать того, что у некоторых из них в создавшейся ситуации от смеха штаны намокли.

Зрители же ничего не поняли, и по-видимому решили, что все так и было задумано режиссером…






Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 34
© 01.10.2017 Юрий Урм

Рубрика произведения: Проза -> Мемуары
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 4 автора



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  












1