Владимир Климов: Я - человек эпохи Возрождения


Интервью

С известным писателем наша творческая группа встретилась совершенно случайно, после того как по некоторым причинам не удалось взять запланированное интервью у одного известного артиста. Владимир, обычно избегающий журналистов, любезно согласился ответить на наши вопросы. Разговор получился обстоятельным и на редкость откровенным.

-Владимир, скажите, почему вы вообще стали писателем?

-О, это грустная история! В нашем классе я был самым маленьким, робким и безответным мальчиком. А интроверт трудно сходится со своими сверстниками, отчего между ними вырастает пропасть, которая только увеличивается, если людей на долгие годы насильно заточают в коллектив. Поскольку я, как теперь говорят, был лузером, то подсознательно стремился к уходу от суровой действительности в придуманный идеальный мир. Такой мир мне дали книги. Я запоем читал их и в 16 лет подумал, что могу писать не хуже многих. Самонадеянная мысль! Свою первую настоящую книгу я опубликовал когда мне стукнул тридцатник, после 14 лет каторжного труда. И, несмотря на то, что я люблю выбранное призвание, я ни за какие миллионы не стал бы писателем, если бы знал заранее, как это тяжело.

-Душераздирающее признание... Но есть же и положительные стороны в вашей работе, я надеюсь?

-Без сомнения. И их больше, чем отрицательных. Помимо денег, славы и прочих материальных благ писательская деятельность закалила меня, помогла победить внутренние комплексы. Я стал увереннее, собственные недостатки стараюсь превращать в достоинства.

-Например? Поделитесь со мной и нашими читателями.

-Нет никаких секретов. Нужно понимать, что любая твоя особенность - палка о двух концах. Я вот человек невысокий, да и красавцем меня назвать нельзя. Однако именно из-за этих двух недостатков я и добился таких высот. Комплексы по поводу роста, внешности и других внутренних проблем подтолкнули меня к активности. Ведь таким как я всё достаётся гораздо труднее в силу внешней непривлекательности, нежели высоким блондинам с голубыми глазами. Поэтому после многолетнего прозябания в неудачниках мне чертовски хотелось хоть в чём-то быть первым в мире, в то время как школьным лидерам, избалованным мелкими победами, достаточно комфортно было находиться первыми в классе или на районе. Зачем стремиться в большой мир, если ты - первый парень на деревне? И входя во взрослую жизнь они останавливаются в развитии и становятся людьми с нормальными способностями, просто одними из миллионов.

Мечтаю снять кино

-Владимир, вам нравиться писать на исторические темы. В частности все знают ваши романы о Дмитрии Донском, Емельяне Пугачёве, Карамзине. А кто вам интересен на данный момент?

-Я думаю об альтернативной истории. Очень хочется смоделировать то, чего не случилось в реальности. Скажем, столкнуть в воображении равновеликих людей. Вот кто бы победил, Суворов или Наполеон, случись им пересечься на поле боя? К счастью или к сожалению они хоть и были современниками, но Судьба не дала им сойтись непосредственно друг против друга, иначе кто-то из этих двоих обязательно проиграл бы и, вполне возможно, утратил бы ореол величия. В том же ключе мне было бы интересно противостояние ещё одних славных современников - знаменитых флотоводцев Фёдора Фёдоровича Ушакова и Горацио Нельсона. Такие мысли мне навеяла творческая дуэль гигантов Возрождения - Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Они расписывали, кажется, одно правительственное здание Флоренции. Подобные дуэли являются достоянием всего культурного мира! Да что там мира, всего человечества!!! Жаль, что леонардовская "Битва при Ангьяри" почти сразу погибла из- за экспериментаторства своего же творца, а охладевший к спору после этого происшествия Микеланджело не доделал свою "Битву при Кашине". Оба полотна фрагментарно сохранились лишь в черновых репродукциях мастеров и их учеников. Однако я думаю, что в случае с Леонардо и Микеланджело победителя и побеждённого не было бы. Об этом свидетельствует их творчество. Они оба Гении с большой буквы, а искусство - не спорт, где ясно, кто первый, а кто второй.

-В своих редких интервью вы часто упоминаете людей эпохи Возрождения...

-Да, потому что они близки мне духовно. Мне импонирует их оптимизм и готовность противостоять трудностям. Я не люблю рефлексию и упадничество, считаю, нужно стремиться к лучшему. При этом я не отказываю тем же Леонардо и Микеланджело во внутренних сомнениях и метаниях, иначе они были бы не живые люди, а ходячие схемы. Но в отличии от, скажем, таких вымышленных персонажей, как Онегин, Печорин, Руднев, Обломов которые отражали типажи своего века, люди эпохи Возрождения находили в себе силы искать созидательные пути, противостоять трудностям и реализовываться через творчество. Им удалось оставить после себя огромное наследие.

-Слышал, что к одному из титанов - а именно к Микеланджело Буонарроти — у вас особое отношение.

-Так и есть! В юности я прочел роман Ирвинга Стоуна про Микеланджело под названием "Муки и радости" и был поражён. Автор создал потрясающий образ. Особенно мне запала в сердце глава о работе над созданием памятника "Давида". С тех пор, хоть я вовсе не режиссёр , моей тайной мечтой является экранизировать историю о том, как перевозили этот памятник из мастерской Микеланджело до места назначения. Перевозка заняла всего несколько дней, но боже, какая драматургия! Этот путь практически являлся для создателя и созданного чуда пути Иисуса Христа на Голгофу, да простят меня верующие за такое сравнение. Каких только страхов не пережил Микеланджело!? Лишь тот, кто вкладывается в свою работу без остатка, может понять его! По политическим и религиозным причинам "Давид" за время перевозки не раз подвергался попыткам вандалов повредить его. Микеланджело не отходил от своего детища ни на шаг. Он ночевал у мраморного гиганта вместе со своими сторонниками, и даже получил лёгкое ранение при отражении атак недоброжелателей. В общем, гениальный скульптор прошёл все круги ада. Ему было горько, что есть силы, желающие уничтожить творение его рук, ведь сам он никому не желал зла. Микеланджело хотел только творить на благо человечества. Слава богу "Давида" целёхонького доставили до места назначения. Посмотрев как он стоит, измотанный до предела скульптор вернулся в мастерскую с самыми мрачными мыслями по поводу будущего мраморной статуи. Ведь её в любой момент могли повредить и на пьедестале, а на выставленных часовых надежд было мало. Не будут же они стоять там до скончания веков. Оставалось уповать на чудо и милость божию. На следующее утро Микеланджело отправился посмотреть, что стало с его "Давидом" и обнаружил вокруг него огромное количество горожан. Сердце мастера сжалось от нехорошего предчувствия, первым его желанием было броситься на защитустатуи. Но люди пребывали как раз в восхищении от "Давида" и, увидев Микеланджело, захлопали в ладоши. Они признали мраморного воина гордостью Флоренции, а своего соотечественника - величайшим резчиком по мрамору когда-либо рождавшегося на свет. Вот что я хотел бы снять!

Экономический конец света и горшочек каши

-Давайте вернёмся в наши дни. Как вы относитесь к истерии по поводу конца света? (Интервью давалось до 21 декабря 2012 года — прим. ред.)

- Нормально. Практически каждое поколение думает, что живёт в конце времён. Мы не исключение.

-Вы считаете, паника вообще не имеет под собой никакого основания? А как же наводнения в Индии, Индонезии, Новом Орлеане, участившиеся смерчи в США, засухи у нас в России, наконец, землетрясение в Японии, приведшее к аварии на атомной станции в Фукусиме?

-Природных катастроф действительно много, но нельзя на этом основании говорить о классическом конце света. Я всё равно не поверю, что 21 декабря нынешнего года Земля разверзнется и поглотит человеческую цивилизацию. Наводнения, землетрясения, ураганы, пожары, вспышки эпидемий, тот же Чернобыль были и раньше. Другое дело, мне кажется, мрачные предсказания, несущиеся со страниц газет и экранов телевизоров психологически готовят нас к экономическому концу света. Или, как минимум, к серьёзному социально-экономическому слому. Только полный идиот, просматривая новости, не поймёт, что в мире происходит что-то пугающее.

-Нынешний кризис — это повторение Великой депрессии, из которой всё же можно выбраться, или нечто способное полностью разрушить мировую финансовую систему?

-Трудно сказать, чем закончится кризис и к чему он приведёт. Профессиональные экономисты сами противоречат друг другу. Либо они ничего не понимают в происходящем, либо не хотят устраивать панику раньше времени.

-То есть, на будущее вы смотрите скорее пессимистично?

-На будущее я смотрю неопределённо, потому что оно неопределено. По крайне мере мной. Но у меня есть своё, гумманистическое понимание, почему случился кризис и к чему мы должны стремиться, чтобы преодолеть его.

-Интересно узнать...

- Грамотные люди знают общественно-экономические формации: первобытно-общинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, империализм. И принято считать, что каждый следующий строй лучше предыдущего, хотя с этим можно поспорить. Мне, например, первобытный кажется гораздо привлекательнее рабовладельческого. А после крушения СССР и коммунистического лагеря вроде бы наступила всеобщая эра свободы, демократии, равенства, процветания, фантастических технологий и счастья. И мы совершенно не задумываемся над тем, что может быть стоим ещё в самом начале пути по совершенствованию мира, открытого Великой Французской революцией. Ведь именно она отменила сословность общества и объявила всех людей равными. Но неравенство ушло только в сословном смысле. Во многих других смыслах оно осталось. Вот скажите, что вы считаете главной проблемой жизни?

-Неожиданный вопрос! Наверное, где найти много денег...

-Браво! Значит, деньги и являются главным злом. Сегодня они - эквивалент богатства и успешности...

-...а также показатель ума, воли, упорства и предприимчивости. Ведь так?

-Да, согласен. Я тоже слышал не раз поговорку: "Если ты такой умный, то почему такой бедный?" Отношусь к ней двояко. С одной стороны справедливо, чтобы разбогатеть нужно трудиться, а не лежать на диване и жаловаться на обстоятельства. С другой - часто слышал эти слова от откровенных хамов, которые добились высокого статуса с помощью протекций, интриг и предательств, а вовсе не перечисленным вами качествам. Меня всегда коробила такая несправедливость жизни. А на уровне государств и народов эта картина создаёт совсем ужасающее зрелище. Кто-то купается в роскоши, держит мир в своих руках, высасывает из него все соки, паразитирует на других, а кто-то умирает от голода, нищеты и лицемерия в жалких трущёбах.

-Но это данность, закон джунглей, где выживает сильнейший. Так было, есть и будет!

-А вот я в этом не уверен! Человечество должно когда-нибудь преодолеть зависимость от денег и навсегда разобраться с голодом, нищетой, болезнями и даже смертью.

-Я пока оставлю в стороне гипотетическую ликвидацию голода, нищеты, болезней и даже смерти и спрошу: как вы вообще представляете жизнь без денег? Они ведь являются кровеносными сосудами человеческой цивилизации. Вы предлагаете вернуться в первобытное общество с бартером, который доказал свою неэффективность? И хочу напомнить, что именно в нашей стране 70 лет проводился подобный эксперимент, окончившийся совершенно бесславно.

-Отвечаю. В детстве я читал сказку про волшебный горшочек каши. Маленькая девочка получила его в подарок от незнакомой старушке за помощь. Этот горшочек мог создать столько каши, сколько пожелаешь, нужно было только знать особые слова, чтобы запустить или остановить процесс приготовления. Всё шло прекрасно, пока девочка не поставила горшок на печку, а сама не убежала на улицу погулять и совершенно забыла про кашу. Каша в её отсутствие рзбухла, выбралась из горшка, заполонила собой помещение, затем целый дом, после чего вырвалась на улицу и стала затоплять район за районом. Слава богу девочке удалось остановить дальнейшее затопление кашей всего города. Но жители после этого события долго не знали голода, да к тому же продали значительную часть каши соседям, на чём и наварились...

-Простите, Владимир, я плохо понимаю, к чему вы клоните.

-К тому, что сказочный горшочек каши станет реален в определённый период развития технологий и голод с нищетой отпадут от повесток дня. Главное, чтобы подобное изобретение, когда оно станет возможным, было достоянием всего человечества, а не находился в руках узкой группы лиц, использующих его в качестве личного обогащения.

-Честно говоря, я не отказался бы от подобного горшочка, но уж больно это всё неправдоподобно.

-Почему же? Что сегодня фантастика, то завтра обыденность! Если бы средневековому рыцарю сказали, что в будущем точно появятся стальные кареты, способные перемещаться без помощи лошадей, а некоторые смогут летать по воздуху, то он наверняка не поверил бы в это.

-Владимир, наше время подходит к концу. Спасибо за содержательный разговор. У нас к вам ещё много вопросов. Ответите на них в следующий раз?

-Постараюсь. Спасибо, что слушали меня. До свидания!

Ноябрь 2012 года

Продолжение произведений из первого художественного журнала РОСЧЕРК каждые понедельник, среду, пятницу





Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 15
© 15.09.2017 Вадим Кириленко

Метки: Интервью, конец света, Микеланджело, эпоха Возрождения, кризис,
Рубрика произведения: Проза -> Другое
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1