Алкоголь в подростковом возрасте. Психотипы и их отношение к алкоголю. Примеры из жизни


Алкоголь в подростковом возрасте. Психотипы и их отношение к алкоголю. Примеры из жизни
Алкоголь в подростковом возрасте
Готовые не отсканированные страницы из книги, дополненные примерами

Это не рассказ и не пересказ. Скорее, помощь людям, ликбез своего рода.

Вы не обращали внимание на своих близких и друзей, вообще, поведение людей под влиянием алкоголя? Одни выпьют и их тянет спать, у других открываются языки или становятся смелыми (в фильмах, в жизни многие, зная себя, прибегают к алкоголю, чтобы как раз и почувствовать себя шустрей, наглей, например, перед девушками или перед сексом с женой, любимой девушкой, да, ничего в этом удивительного), третьи же без драки не могут уже, нужно энергию выплеснуть куда-то.

Это моя помощь тем, кто не может сходить в библиотеку и взять нужную литературу.

Это своего рода подсказка, раскрытие глаз, посмотреть на свои проблемы изнутри и снаружи, это часть книги «под копирку» - изредка примерами из жизни дополнена.

Это не полностью мой труд, это сложные проблемы, которые нужно решать и не важно, сам написал или передал, важно, что прочитал и понял.

То есть труд есть труд, ведь я провела много времени над поиском необходимой литературы, нашла время в выходные, чтобы сесть в общежитии и писать, пока все спят, к счастью, эта книга поддается копированию, чему я так рада! Мне нужно сменить очки давно, прогуляться бы пора, даже поесть – сходить в магазин. Но я вот такой альтруист, все нужно успеть для других. Может, кому-то и пригодится это все, не зря сидела? Ведь у меня тоже дети и мне не безразлична их судьба. Скачала книги, перенабирала, печатала тексты некоторые из книг, редактировала. Не судите строго, но я старалась.

Дала «на пробу» прочитать интернетским подругам и девочкам-студенткам из общежития. Дали «добро» и я рискну с большим волнением предложить вам. Мне оценка не нужна, желательны отзывы-ответы на вопросы.

Дам проверить моим детям – мои серьезные критики! Вот еще двое будут ознакомлены. Может, и вам, читателям будет полезно…

Мне так не хватает иногда нужной литературы, мозг всегда требует новых знаний не только из художественной литературы.

Давно мне хотелось поделиться рассказами и лекциями наших замечательных преподавателей – психиатров, психологов, арт-терапевтов, которые приезжали к нам в республику, дали мощные уроки и практические занятия.

В институте повышения учителей мне пришлось заняться вторым образованием, научной работой – сданы кандидатские минимумы. Мне повезло учиться у преподавателей из Санкт-Петербурга: психиатров, нейропсихологов, сотрудников института Мозга человека. Мы изучили тома специальной и клинической психологии «от корочки до корочки»; с нами проводили качественные практические занятия по арт-терапии, песочной и другой терапии, также ходили в республиканскую библиотеку для слепых, в детский сад 8 типа, только вот в психиатрическую клинику попасть не удалось питерским преподавателям.

В 2015 году я предложила прочитать лекции моей дочери, которая заинтересовалась атласом мозга человека, который нам предложили купить для изучения к экзаменам. Дочь заинтересовалась и литературой (сын тоже периодически брал и рассматривал картинки, интересно написано). Она сказала, что мне повезло, что я столько знаю и могу определять людей почти профессионально, как психиатры и психологи. Ей эти книги помогли разобраться в своем характере, близких и подруг. Это действительно пошло на пользу, чем просто беседы и рассказы. Практическое изучение научной литературы дает базу для практического осмысления, так сказать, применение теории на практике, в жизни.

Тогда я решила, что нужно будет заняться этим, чтобы больше людей знали, в надежде, что пойдет на пользу.

Меня поразила тогда на лекциях и практических занятиях откровенная беседа, которую вел известный в Питере психиатр-нарколог, работающий в колонии для несовершеннолетних преступников. Все преподаватели, в противоположном отличие от моих соотечественников, которые свои примеры приводятся только с хорошей стороны, столичные рассказывали о том, что пережили они сами. Вот поэтому им удается делать положительные сдвиги.

Одна профессорша по глазным болезням, мозга рассказала о проблемах ее дочери, о патологии, о своем зрении, рассказала много интересного о своем Институте Мозга. Про камеры, куда можно зайти и, в вакуумной атмосфере, можно услышать себя. Это ужасно, говорила она, слышать течение крови, лимфотической жидкости, сердцебиение и прочее. Вот ведь, как у нас организм устроен – защищает нас от ненужных звуков! Попробуйте закрыть уши и уже что-то или послушайте биение сердца кого-нибудь, услышите еще и урчание желудка.

Другая рассказала, как попала в аварию и ей никто не мог поднять настроение, депрессия была ее второй плотью. У кого-то на тумбочке увидела книжку. Попросила почитать. Оказались какие-то нестандартные сказки. Потом она попросила друзей принести другие сказки. Только они помогли ей встать на ноги, и вышла с решимостью заняться лечением. Теперь – одна из ведущих сказкотерапевтов.

Девушка-преподаватель, знакомая с девушками известнейшей группы, которые гостят у нее дома, когда приезжают на гастроли. ДЦП пожизненное, рассказала о своей жизни, о болезни, о дезадаптации в детстве, и благодарности людям, которые сделали ее общительной. Теперь даже преподает!

Арт-терапией занялась художница, которая тоже имела проблемы.

А этот психиатр-нарколог поведал грустную историю своей семьи. Родители работали, воспитанием единственного сына заниматься было невозможным. Сын спился, наркоманил, уходил из дому надолго, стали привыкать. Но впоследствии его нашли утопленным. Семья распалась.

Только настоящий повар или от бога, или одержимый, может делать чудеса на кухне! Только настоящий преподаватель может быть настоящим учителем или воспитателем, постоянно практикующий и умеющий видеть знакомые проблемы других людей. Случайные люди не смогут далеко видеть и давать обоснованные советы.

Наши лекции, наш институт специальной психологии – особый институт. Здесь получают образование особые психологи. Традиционной психологией везде они могут заниматься, запросто, но практически никто не оправдывает ожидания таких преподавателей из любого региона. К сожалению.

Меньшинство из студентов идет практиковаться как стандартный психолог, чаще вне школы, на производство, а большинство понимает, что не потянут.

Из нашей группы многие учились для себя – О. – владелица сети мебельных магазинов узнала для себя по психологию рекламы и как обойти конкурентов. С. – тоже бизнесмен, увлекся гипнозом, Г. – медик, перешла в психотерапевты, Н. – коллега, для себя – выйти замуж, В. – музыкант, для получения второго высшего, я – чтобы быть наравне на кафедре.

Но в жизни я получила достаточные знания и пополняю периодическим чтением литературы – художественной и научной. Это очень помогло в воспитании детей и учеников, в репетиторстве и гувернерстве, в семье. А уход от мужа был самым оптимальных и правильным решением, о котором я не могла бы догадаться сама. Вот почему иногда нужны психологические знания или поход к специалисту.

Так, этот преподаватель на тренинге «Сценарий жизни» провел с каждым из нас большую работу. Он «открыл» мне глаза. Даже обрадовался, что я поняла! Вот бы его увидеть и сказать, что он был прав!

Когда я провела этот сценарий с родственницей, мы даже и не думали, насколько он действенный и правильный. Через три месяца дядя умер. А все шло по сценарию, тетя и не догадалась, но поверила (2002).

Для интереса недавно проверила коллегу Ю., все идет как по плану. Вот через несколько лет и проверим. Мама ее, сколько помнит, пьет всегда, три раза выходила замуж и трое детей…Ю. сейчас 27 лет, это сколько же мама мучается?! Ю. заставила ее кодироваться. Эх, знаю я теперь, что это такое и с чем его едят, преподаватели раскрыли секрет. А вот Ю. вдруг с мая перестала резко пить. Оказалось, ее напугал врач, что-то с почками у нее серьезно. Ведь рано повзрослела, сбегала из дома, потому что отчим был строг и запрещал много по ее мнению, ругалась с ним, почти с 12 лет пила пиво, затем погорячей, тогда и в 15 лет попробовала спать с мужчиной. Замуж очень хочет.

Сколько семей распадаются из-за пьянства родителей, и из-за детей, особенно, когда они переходят в подростковый период. Скандалы и ссоры родителей, ревность и обиды, из-за личных проблем забывают о детях, чем провоцируют детей уходить из дома, дети начинают курить и пить, параллельно употреблять наркотики. Проблемы растут, преступность увеличивается на почве пьянства.

В книге А. К. Дойля «Собака Баскервилей» описан страшный случай, в котором погибла невинная девушка, которая сбежала от предстоящего ужаса ночью в кругу пьяных богачей. В результате дурного характера главаря погибла девушка, кара сразу же последовала и на него, один из друзей умер, двое сошли с ума… Вот момент этот:

«…владетелем поместья Баскервиль был Хьюго, … и этого Хьюго можно со всей справедливостью назвать человеком необузданным, нечестивым и безбожным… в натуре Хьюго была наклонность к безрассудным и жестоким шуткам, что и сделало имя его притчей во языцех во всем Девоне. Случилось так, что этот Хьюго полюбил (если только можно назвать его темную страсть столь чистым именем) дочь одного фермера, земли коего лежали поблизости от поместья Баскервилей. Но юная девица, известная своей скромностью и добродетелью, страшилась одного его имени и всячески его избегала. И вот однажды, а это было в Михайлов день, Хьюго Баскервиль отобрал из своих товарищей шестерых, самых отчаянных и беспутных, прокрался к ферме и, зная, что отец и братья девицы находятся в отлучке, увез ее. Вернувшись в Баскервиль-холл, он спрятал свою пленницу в одном из верхних покоев, а сам, по своему обычаю, стал пировать с товарищами. Несчастная чуть не лишилась ума, слыша пение, крики и страшную брань, доносившиеся снизу... Под конец страх довел девушку до того, что она отважилась на поступок, от коего отказался бы и самый ловкий и смелый мужчина, а именно: выбралась на карниз, спустилась на землю по плющу, что оплетал (и по сию пору оплетает) южную стену замка, и побежала через болото в отчий дом, отстоявший от баскервильского поместья на три мили.
По прошествии некоторого времени Хьюго оставил гостей с намерением отнести своей пленнице еду и питье, а может статься, в мыслях у него было и нечто худшее, но увидел, что клетка опустела и птичка вылетела на волю. И тогда его обуял дьявол, ибо, сбежав вниз по лестнице в пиршественный зал, он вскочил на стол, разметал фляги и блюда и поклялся во всеуслышание отдать тело свое и душу силам зла, лишь бы настигнуть беглянку.
… и спустить собак и, дав им понюхать косынку, оброненную девицей, поскакал следом за громко лающей сворой по залитому лунным светом болоту.
Сотрапезники его некоторое время стояли молча, не уразумев сразу, из-за чего поднялась такая суматоха. Но вот до их отуманенного винными парами рассудка дошло, какое черное дело будет содеяно на просторах торфяных болот. Тут все закричали: кто требовал коня, кто пистолет, кто флягу вина. Потом, несколько одумавшись, они всей оравой, числом в тринадцать человек, вскочили на коней и присоединились к погоне.
Проехав милю или две, они повстречали пастуха со стадом и спросили его, не видал ли он погоню. А тот, как рассказывают, сначала не мог вымолвить ни слова от страха, но потом все же признался, что видел несчастную девицу и что по следам ее неслись собаки.
Пьяные сквайры обругали пастуха и поскакали дальше. Но вскоре мороз пробежал у них по коже, ибо они услышали топот копыт, и вслед за тем вороная кобыла, вся в пене, пронеслась мимо них без всадника и с брошенными поводьями. Беспутные гуляки сбились в кучу, обуянные страхом, потом двинулись дальше, хотя каждый из них, будь он здесь один, без товарищей, с радостью повернул бы своего коня вспять…
Всадники остановились, как можно догадаться, гораздо более трезвые, чем они были, пускаясь в путь. Большинство из них не решалось сделать вперед ни шагу, но трое самых смелых или же самых хмельных направили коней в глубь оврага.
…Луна ярко освещала лужайку, посреди которой лежала несчастная девица, скончавшаяся от страха и потери сил. Но не при виде ее бездыханного тела и не при виде лежащего рядом тела Хьюго Баскервиля почувствовали трое бесшабашных гуляк, как волосы зашевелились у них на голове. Нет! Над Хьюго стояло мерзкое чудовище — …у них на глазах перервало глотку Хьюго Баскервилю и, повернув к ним свою окровавленную морду, сверкнуло горящими глазами... Один из них, как говорят, умер в ту же ночь, не перенеся того, чему пришлось быть свидетелем, а двое других до конца дней своих не могли оправиться от столь тяжкого потрясения».

Не было бы этого случая, не будь Хьюго одним из психотипов, о которых вы узнаете дальше. Каждая строка, каждое описание, каждые шаг помогает определить это и предвидеть дальнейшие его действия. Так и в жизни можно помочь людям, особенно тем, кто становится жертвой таких одержимых «любовью».

Нам нарколог говорил об этих 11 видов психопатии и их отношению к алкоголю (дальше будет сказано про акцентуации). Как тот или иной подросток может реагировать на одну только рюмку водки! Откуда берутся девианты, эти ненужные обществу трудные подростки.

Сколько у меня примеров из жизни своей и других людей. Пьют все. Пробовали и бросали, лечились и начинали заново – таких тоже немало. Нам рассказывали принципы таких лечений, что такое и как делаются эти «бомбы». Все намного проще – все в голове. Возьмись за ум и послушай умные советы бывалых или доброжелателей. Даже, если и приходится выпивать в компаниях и в гостях, необходимо запастить минимумом знаний - как себя вести, как помочь организму избавиться от алкоголя, меры личной предосторожности, знать свою дозу и попытаться вовремя уйти.

Теперь, имея книгу Кондрашенко В. Т. «Пьянство и алкоголизм у подростков», где как раз и говорится о подростковом периоде, можно сделать параллель взрослому индивиду: «Среди психических нарушений, возникающих при алкоголизме, чаще других встречаются изменения характера, деградация личности и алкогольные психозы. Выделяют четыре основных типа изменения характера у алкоголиков: астенический, истерический, возбудимый и апатический».

Теперь я могу просто вписывать сюда его теорию и сопровождать примерами из жизни. Вы увидите в них себя и всех, кого захотите «протестировать». Благодаря этим знаниям, можно корректировать, помогать, принять профилактические меры, не стесняться обратиться к психологу, психиатру, наркологу.

К специалистам отношение в народе настороженное, страшно даже подумать: «Что она, ненормальная что ли, чтобы к психологу идти», - сказала сельская знакомая, которая перепутала психиатра с психологом. А всего-то нужно было внучке помочь в адаптации. Теперь ребенку 13 лет, завистливая, как ее мама и эта бабушка, озлобленная на успешных, не умеющая радоваться жизни, ведь негативный пример родителей и бабушки всегда рядом.

А моя соседка – 6-летняя Л., которая до первого класса с мамой посещала «кружок» и становилась «иеговкой», когда пошла в 1 класс, изменила свое отношение к маме. Она всегда ходила голодной. Ей не нравилось постоянно после 20 ч ходить в школу с мамой в ее кабинет, где по вечерам собирались ее сектанты (мама – учитель биологии днем). Учительница говорила о пользе еды, о витаминах, умная девочка быстро поняла, и стала есть в школьной столовой. Отношения с мамой натянуты, но ребенок стал здоровым и лучше учиться. Мама сильно похудела, муж запил, ей это не понравилось, развелась с мужем, свекровь не знает, как забрать внучку, которой с мамой плохо. Лена живет далеко от матери, они не общаются. Армагеддон ей не грозит…

«Астенический тип встречается довольно часто (в 50 % случаев) и играет важную роль в клинике алкоголизма. В начале заболевания астеническое состояние носит эпизодический, преходящий характер. В последующем, при прогрессировании заболевания, астения (психическая слабость) углубляется, развивается и, наконец, приобретает свойства личности. Характерна динамика развития астении. В начале заболевания обычно отмечаются повышенная раздражительность, легкая возбудимость, гневливость, обидчивость, суетливость, склонность к бурным эмоциональным реакциям, преобладание пассивного внимания над активным. Для конечной стадии заболевания более типичны заторможенность, вялость, апатия, снижение настроения, инертность, малоподвижность эмоций, быстрая истощаемость при умственной и физической нагрузках. В начальной стадии заболевания у алкогольной астении много сходного с таким распространенным неврозом, как неврастения. С развитием алкогольной астении появляется все больше признаков органического поражения головного мозга (длительное необратимое течение, неустойчивость, «взрывчатость» эмоций, трудность адаптации к новым условиям, высокая физическая и психическая истощаемость).

Соседка любила мужа настолько, что ради него была способна на все. Теперь несчастная лечится и верит в излечение после каждого употребления не в меру. А муж – другой психотип, он здоров, работает и выпивает. Как многие люди. Можно сказать, приучил ее он, за компанию, знакомый с юности, а она вот не смогла удержаться. Дети по такому браку родились больными, один неполноценный.

Истерический тип встречается редко (2 — 3 % . В поведении таких подростков преобладают демонстративность, искусственность, самоукрашательство, бравада. Они лживы, легкомысленны, неискренны. Отмечается склонность к истерическим реакциям, во время которых спившийся подросток падает, рыдает, рвет на себе одежду, царапает лицо и грудь.


Тут актерские данные заметить бы и посоветовать идти учиться в театральный. Это выход кого-то. Сколько у нас активистов-учеников, которые все успевают в жизни, а теперь матерятся, общаются с маргиналами и гордятся их дружбой.

Возбудимый тип характеризуется признаками эмоциональной неустойчивости, взрывчатости, злобности. Такие подростки становятся эгоистичными, циничными, жестокими, но вместе с тем и трусливыми; они легко поддаются внушению. Настроение их крайне неустойчиво, по малейшему поводу они склонны к бурным аффективным реакциям, нередко с нарушением сознания. Эти лица, как правило, асоциальны, игнорируют любые порядки, являются инициаторами скандалов и драк.

Какая свадьба без драки? Вспоминаются и свадьбы обеих подруг, где меня попросили быть свидетельницей и тамадой в одном лице. Как бы я не готовилась - делала плакаты, закупала мелочи и подарки для конкурсов, все не пригодилось. После второй рюмки меня посадили и сказали: «Теперь дальше мы сами!» Я посидела и сбежала после танцев. Хорошо, что моя впечатлительная начитанная натура не видела драк и побоев.

Апатический тип отличается вялостью, безынициативностью, резким снижением круга интересов. Такие подростки обычно безразличны к своей судьбе, не строят планов на будущее, равнодушны к учебе и работе, не проявляют интереса к окружающему и «оживают», лишь когда речь заходит о выпивке. При прогрессировании заболевания описанные изменения характера постепенно углубляются. Появляются симптомы, характерные для органического поражения высших отделов центральной нервной системы: снижение критики к своему поведению, легкомыслие, плоский «алкогольный» юмор, расстройства памяти, интеллектуальный дефект, достигающий иногда степени выраженного слабоумия. В этих случаях говорят уже не об изменениях характера, а об алкогольной деградации личности.

При алкогольной деградации прежде всего теряется индивидуальность человека, утрачиваются такие чувства, как долг, привязанность, благодарность, любовь. Появляются черствость, бездушие, эмоциональная неустойчивость. Прекращается духовный рост, исчезают инициатива, целеустремленность, социальные связи.

Подростки теряют друзей или ограничивают их собутыльниками. Снижается способность к длительным волевым усилиям, растормаживаются инстинкты, учащаются попытки к самоубийству».

Слабовольные. Или просто не видящие выходов из положений. Отчаявшиеся. Хочется сказать: «Беги и начинай жизнь новую!» Но такие везде будут печальны, грустны и им будут добавлять для поднятия настроения рюмашечку-другую. Им ничего не интересно на самом деле. Им весело только в своей компании, без них тоже не обходятся. Шестерки?

«Патологическое влечение к алкоголю, развивающееся на определенном этапе пьянства, приводит к психической зависимости и утрате контроля над количеством потребляемого спиртного. Теперь это влечение носит характер навязчивой идеи, тогда как прежде идея «выпить» в значительной мере зависела от различных ситуационно-бытовых моментов (прогулы в школе, конфликт в семье, получка, компания и пр.). В результате систематического пьянства постепенно снижается чувствительность организма к алкоголю. С определенной поры пьющий подросток начинает замечать: чтобы привести себя в состояние опьянения, надо употребить спиртного в 2—3 раза больше, чем прежде…

Так как у больных в этот период заболевания еще сохраняется критическое отношение к себе и понимание, что «стали пить не так, как другие», они переходят к одиночному пьянству или ищут случайных собутыльников…

Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого, а во многих случаях отсутствует и ситуационный контроль, …то при систематическом пьянстве состояние алкоголика представляет собой по существу непрерывное чередование опьянения и похмелья».

Люди пили, пьют и будут пить. Про историю говорить не буду, это длинно и долго. Люди знают. Но вот есть и такие, кто «умеет пить». Одному подходит выпить рассолу огуречного, а другому не идет. Удивляются первые. Зато вторые, моя давняя знакомая, очень влиятельная и известная женщина, сказала: «Да ты пить-то не умеешь! Чтобы голова не болела, нужно утром выпить то, что пила вечером!» Вот оно как! А я удивляюсь, как вчера соседка отметила до 4 ч утра 30-летие, а вечером вижу их всех идущих обратно откуда-то. «Так мы в 11 я в Б. съездили к сестре!»

Да, я не люблю пить, исключение такое вот из правил, но приходится это делать по ситуации. Зато много советов я услышала, прочитала, узнала от тех, кто вынужден по своем социальному статусу приглашать и быть приглашенными.

Кому-то в водку достаточно лимона положить.

Кому-то уголь активированный помогает.

Кто-то успевает методом двух пальцев…

Кому-то рассолы или то, что вечером выпил.

А у вас какие примеры? Посоветуйте, может, кому и пригодятся. Спасибо!


«Профессор И. В. Стрельчук описал случай, когда у девятилетнего мальчика патологическое влечение к спиртному развилось после двухмесячного употребления браги. Подобные случаи встречались неоднократно и в нашей практике...

Женя Б., 10 лет. Худощавый, выглядит моложе своих лет. Примерно год тому назад родители стали давать ему перед едой по 30—50 г виноградного вина, чтобы «улучшился аппетит и прибавилось силы». Сначала пил с отвращением, только после уговоров. Потом привык. Отказывался есть, если не давали вина. Через полгода стал незаметно воровать вино, особенно когда родителей не было дома. Пил сам и угощал товарищей. Только после того как стал приходить домой пьяным, бросил учебу, родители обратились за помощью к врачу».

Многие родители пьют при гостях. Кто сторонник того, чтобы дети сидели рядом, «приобщают» к культуре выпивки. Кто-то наоборот, чтобы отдельно, не видели, как родители пьют. Но ведь пьют. Родители не замечают, как дети подглядывают, учатся нечаянно. Опьяневшие родители не слышал просьб и желаний детей. Дети сидят допоздна, не приученные самостоятельно ложиться, либо не засыпают под шум. Боятся родителям сказать об этом. «Ты нам мешаешь!», «Не видишь, я с гостями!», «Иди к бабушке»…

С возрастом я стала невольно наблюдать за людьми, определять психотипы и их следующее поведение. Кто идет спать, кто ругается, кто уже с подругой заигрывается и та тоже, наконец, может ответить, ведь в трезвом состоянии только хочется. Жена ушла в кухню, а ты тут же можешь быстренько позабавиться. Мои подруги, особенно разведенная землячка, не только любительница выпить, мяса и мужчин, но и коллекционирует их. Как же ей было неприятно, когда мы шли домой и со мной поздоровался красавец. Она удивилась и спросила. Им оказался мой сосед, который прошел мимо нее и не оглянулся. Но верный муж только два года радовал нас, переехав на родину жены из Стерлитамака, где остались его мама и младший брат, стоматолог, которого устроили работать в село ее родители, не выпивал и работу свою делал хорошо. Хотел в последствие перебраться в город. Молодая племянница-вдова больше замуж официально не вышла.

А знакомая та, дочь приятельницы мамы, которая вдруг стала мне «подругой», когда жених приезжал ко мне, стала пробоваться в роли его жены вместо меня, пьющая семья, таких много, но, видимо, это из категории «умеют пить». Напиваются до преклонения к унитазу, но наутро идут на работу, будто и не было гулянки.

Эта разведенная молодая женщина не дружила со мной. Но вот вдруг развелась, узнала, что я собираюсь замуж… Грустно теперь, а тогда… Ревность была мне не знакома, но что-то нехорошее в душе у меня было. Видимо, так она рождается. Муж смазливых не пропустит взглядом, а тем то и надо. Мне же им не разрешалось общаться с друзьями детства, а они боялись его сурового взгляда. Как ни старалась та «подруга», так и не нашла ни ответа от мужа, ни мужчин для брака. А женихи были неплохие. Очень хорошая наша знакомая устроилась работать, где работала «она» в надежде найти подходящую жену «старому» сыну (ему было 34 года). Она ей очень понравилась внешне, на язык шустрая тоже. «Это ужасно как она пьет! И начальница и она, просто кошмар. Так напились, что стали раздеваться – жарко. Трясутся, еле стоят, поддерживают друг друга, гогочут! Разочаровалась я в ней!» - сказала тетя Ф.

Не удивительно, что на фотографии ее студентка-дочь тоже с фужером стоит среди таких же подруг…

Странная я на самом деле. При всех этих недостатках моих знакомых, мне они нравятся, но я им – нет. Кому я нужна в обществе, непьющая и «прям вся такая правильная»?!


«ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА У ПОДРОСТКОВ

Причины пьянства и алкоголизма, особенно у подростков, изучены недостаточно. Этим в определенной мере объясняется, и невысокая эффективность мер, направленных на профилактику и лечение алкоголизма. Казалось бы, все предельно просто. Пьянство — это признак моральной распущенности, а алкоголизм развивается в результате злоупотребления алкоголем. Однако в жизни все гораздо сложнее. Не все подростки, начинающие пить, отличаются, особенно на первых порах, моральной распущенностью, и, главное, не у всех из них обязательно формируется алкоголизм.

В настоящее время выделяют три основные группы факторов, способствующих формированию пьянства и алкоголизма у подростков: социальные, психологические и биологические.

Социальные факторы. К ним относят питейные традиции народа, социальное положение (состав семьи, образование, экономическая обеспеченность, профессия, образ жизни и т. д.), национальную и религиозную принадлежность, обычаи и влияние ближайшего окружения (семья, товарищи, компания). Социальные факторы, способствующие развитию пьянства и алкоголизма, обычно совпадают.

Среди факторов, влияющих на формирование алкоголизма у подростков, на первом месте стоят такие, как:

  • 1)условия воспитания в семье;

  • 2)низкий уровень образования;

  • 3)раннее вступление в самостоятельную жизнь;

Страшный пример привел С. – охранник. Он сказал, что курить начал рано и пить. А напился впервые в 14 лет, когда его родители заставили «стать мужчиной», с какой-то теткой, принял для храбрости. Брак у него не получился. Где-то имеется его сын и он очень хочет его видеть. Но образ жизни у него уже привился родителями и их окружением.

  • 4)раннее употребление алкоголя;

Когда я работала в одной из элитных школ столицы, все знали девочку, которая ходила за школу курить. А иногда она не посещала школу, говорили, что похмелье.

  • 5)влияние неформальной группы сверстников.

И еще можно добавить другой пример. Есть дети, которые каким-то образом стали членами группировок и гордятся этим. В городок приехала девушка, и ее брат сразу же окружил заботой: «Если кто пристанет, назови мою кликуху». Как не гордиться таким братом? Пусть пьет, дерется и сидел! Зато защитник!

К факторам, способствующим ранней алкоголизации, причисляют также пренебрежительное отношение подростков к своим социальным и функциональным обязанностям, наличие у них «лишнего» времени, неумение содержательно проводить досуг».

У того тихони-соседа стали вдруг появляться друзья по «интересам»: походы за город, по крышам, интерес к школе пропадать начал. Он в школу не хотел. Теперь уже даже и родители некоторые стали замечать, настолько неграмотные пошли учителя: словарный запас на уровне школьников и панибратство, знания, ограниченные вузом, чаще заочным, дошло до того, что в этом городке учителя на работу ходят как на подработку и стаж идет, а зарабатывают репетиторством! Это все родители видят. Но не видят своих детей. Те, кто работает допоздна, особенно, кто руководит или владелец какой-нибудь фирмы, разведены либо брак держится ради детей, или еще по какой причине. Дети без внимания быстро скучают, от безделья идут на улицу…

А на улице добрые дяди, которые покупают им сигареты или алкоголь, потом сами становятся их «наставниками», оказывается, бывшие уголовники. От таких трудно уйти. Это как секта. Зайти легко, а выбраться трудно. Практически невозможно!

«Из факторов, способствующих пьянству, следует отметить плохо поставленное противоалкогольное воспитание в школе, ошибочное представление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общественности к пьянству подростков, высокую оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующую подростка к профессиональному росту и образованию.

В школе на общем собрании дали статистику детей, которые были пойманы за пьянство. Девочки тоже среди них есть.

Особое значение среди факторов, способствующих формированию пьянства у подростков, имеет влияние окружающей микросреды и в первую очередь семьи. Это влияние нельзя рассматривать однозначно: хорошая непьющая семья — хорошее влияние; пьющая семья — плохое влияние. Нам не раз приходилось наблюдать подростков с тяжелыми формами алкоголизма, которые воспитывались в семьях трезвенников. И, наоборот, в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, иногда растут совсем не пьющие дети.

Генетическая предрасположенность имела место всегда. Помнится фильм, где главный герой, будущий бандит из пьющей семьи, решил стать хорошим и стал владельцем чего-то. Он мечтал вылечить мать. Мать он вылечил, но вид ее уже не был привлекательным все равно отпечаток остался, как ни приодень ее. Вот он и женился удачно, на девушке своей мечты из приличной семьи. Но какие будут дети? Вот ответ на оба вопроса по последним двум предложениям.

Есть и другие факторы. Человек просто не может пить-курить. Родители перепили все. Редкое явление, но бывает.

И другие примеры. Как вы думаете, что еще может на это влиять?


Тем не менее, роль семьи, как первичного побудителя к пьянству, недооценивать нельзя. Наибольшее значение в этом плане имеют такие социальные факторы, как алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и конфликтные взаимоотношения родителей, негативное отношение к образованию, игнорирование общественных интересов. В семьях алкоголиков, наряду с пьянством, обычно процветают разврат, тунеядство, стяжательство, скандалы.

Однозначно. Примеров полно, особенно в деревнях и в малообеспеченных семьях. Даже для многих стало просто счастьем иметь кучу детей – материальный капитал! Рожай и рожай себе! Легко – родил, деньги есть, хата есть, зачем работать?! А каких детей родил? Не важно! Если даун, то еще и за инвалидность матпомощь, льготы, мать-героиня…А на лица смотрели? Почему-то образованные люди не могут сознательно иметь более двух детей. Какие дети кому потом попадутся? Мальчикам всегда нравятся веселые девочки и легкодоступные. А девочкам – мальчики из хороши семей. И наоборот.

Дети здесь лишены внимания и контроля. Они предоставлены самим себе, часто пропускают школьные занятия, отстают в учебе, рано приобщаются к асоциальным группам. Иногда родители сами приучают детей к пьянству и асоциальному образу жизни. Склонность к раннему систематическому употреблению спиртного у подростков, родители которых страдают алкоголизмом и пьянствуют на глазах у детей, в 5—6 раз выше, чем у подростков в семьях, ведущих трезвый образ жизни».

В маленьком чужом городке трудно найти хорошее общество. Получается, ассорти знакомых из некоторых коллег, соседок и худо-бедно родственников далеких. Среди таких приятельниц была веселая и вечно меняющая мужей женщина с тремя детьми. Государство кормит детей, родители помогают, живет четвертым ребенком. Работать не любит и не задерживается. Любительница выпить и гулять от души. Дети постоянно рядом. «Пусть видят, кто с кем я, может, папой будет», - и так с каждым. То криминальный типчик, то алкаш. Повод всегда есть. На 28-летие пригласила в гости, старшей Л. тогда было 12 лет, все болела по части гинекологии. «Мам, дай немного», - попросила дочка, на мой удивленный взгляд она ответила: «Врач разрешила красное вино пить, помогает», - просто ответила она. Теперь и 13-летний любитель, только тихоня умеет скрыть, и не догадаешься. Младшая заканчивает 3 класс…

«Важным фактором, способствующим формированию раннего алкоголизма, является вовлечение подростка в компанию сверстников, где процветает пьянство. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение к группированию. Такие «неформальные» группы обычно имеют «свою территорию» (сарай, чердак), свое название («волки», «коты»), свои ритуалы, свои понятия о чести и долге. В группе, как правило, есть лидер, порядок в ней поддерживается строгой субординацией.

В неформальной группе (в отличие от семьи и школы) подросток может выступать в различных ролях: обвиняемого и судьи, ученика и учителя, и в этом плане группа способствует психическому формированию подростка.

Однако если такая группа не контролируется взрослыми (а так бывает чаще всего) и ведет асоциальный образ жизни, то она может стать основным регулятором поведения так называемых «трудных подростков», являясь «группой повышенного риска» формирования пьянства и алкоголизма.

Во-первых, эти группы держатся подчеркнуто обособленно от других подростковых групп и стремятся к полной самостоятельности.

Во-вторых, внутри них вырабатываются специфические групповые нормы, ценности и способы поведения, ориентированные на групповое пьянство.

В-третьих, между уровнем развития личности членов этих групп и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: отдельные представители группы формируют и определяют групповые нормы и моральные ценности, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы. И хотя такие подростковые группы складываются стихийно, их обычно составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам.

Психологические факторы. К ним прежде всего относится опьяняющее свойство алкоголя, сопровождающееся повышением настроения, чувством «удовлетворенности», облегчением межличностных контактов. Действительно, состояние опьянения на короткое время снижает общее напряжение, уменьшает волнение, робость, неудовлетворенность собой. Слабого оно делает «сильным», замкнутого и хмурого — веселым. Эта иллюзия психического и физического комфорта лежит в основе влечения к алкоголю и является важным психологическим фактором в формировании алкоголизма.

…не вызывает сомнения, что в формировании пьянства и алкоголизма немаловажную роль играет сама личность и ее способность адаптироваться к требованиям общества.

Гармоничная личность хорошо адаптируется к существующим требованиям и ограничениям и не нуждается в этом плане в каком-либо «допинге»; личность неустойчивая, с выраженными отклонениями в характере, трудно приспосабливается к внешней среде и иногда именно поэтому прибегает к алкоголю. Подросток в силу своей психической и социальной незрелости менее защищен от внешних и внутренних вредностей, чем сформировавшийся взрослый человек. Поэтому патологическая зависимость от алкоголя в юном возрасте формируется особенно быстро.

В то же время изучение личностных особенностей взрослых людей, склонных к злоупотреблению алкоголем, показало, что очи, так же как и подростки, отличаются психической и социальной незрелостью. Одни из них слишком легковерны, непрактичны, слабовольны, инфантильны; другие — излишне самоуверенны, ищут признания, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи. Все они плохо приспособлены к окружающей среде и проявляют низкую устойчивость к обычным психотравмирующим ситуациям. Они не способны сопротивляться напряжению, мобилизовать свои внутренние силы и при малейших трудностях прибегают к «помощи» опьяняющего действия алкоголя».


«Видный советский психиатр А. Е. Личко и его сотрудники (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева) в своих исследованиях показали, что формирование пьянства («ранняя алкоголизация») и алкоголизма зависит от типа акцентуации характера у подростка.

Под акцентуацией характера понимают крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Вследствие этого проявляется избирательная уязвимость к воздействию внешних факторов (речь идет о факторах, которые действуют на слабые, наиболее уязвимые черты характера). Это психически здоровые люди, но в силу особенностей характера у них обнаруживается повышенная склонность к пьянству.

Оказалось, что наиболее склонны к выпивкам подростки возбудимого, пилептоидного, неустойчивого, гипертимного и истероидного типов акцентуации характера. Достаточно высок риск формирования алкоголизма и у подростков с астеническими чертами характера.

Возбудимый тип чаще встречается у мальчиков. Основные его проявления — неустойчивость настроения и трудность сдерживать себя при волнении. Такие подростки по малейшему поводу склонны к вспышкам возбуждения, которые сопровождаются криками, плачем, агрессией по отношению к обидчику. Правда, вспышки эти быстро проходят, и через некоторое время подростки уже не помнят о случившемся. Для них тягостно одиночество, они тянутся в компанию, но трудно в ней уживаются. Не терпят противоречий, критических замечаний в свой адрес, не могут спокойно относиться к любой конфликтной ситуации, тотчас вмешиваются, принимая сторону «несправедливо» обиженных. Кроме того, эти подростки отличаются узостью интересов, склонностью к хвастовству, лживости, болтливости, сосредоточенностью на удовлетворении своих инстинктивных влечений.

Подростки возбудимого типа эгоистичны, циничны, грубы, но вместе с тем трусливы и легко внушаемы. Они способны игнорировать любые порядки и нередко являются инициаторами скандалов и драк.

Неустойчивость настроения, повышенная внушаемость, снижение волевых качеств ведут к легкому возникновению у них влечения к алкоголю, а склонность к вспышкам возбуждения, циничность, грубость, агрессивность затрудняют коррекцию их поведения.

Эпилептоидный тип близок к предыдущему и имеет с ним ряд общих признаков, например таких, как несдержанность, гневливость, конфликтность, агрессивность. Наряду с этим подросткам с эпилептоидными чертами характера свойственны застревание на обидах, злопамятность, мстительность, жестокость, упрямство, болезненно обостренная настойчивость в достижении цели.

Их отличает угрюмый вид, недоброжелательность в отношениях с окружающими. Привычная обстановка вызывает у них глухое, постепенно накапливающееся чувство раздражения. Раздражаю люди, их голоса, смех, вспоминаются старые обиды. Злоба и гнев нарастают медленно и могут внезапно выплеснуться на первого встречного. Вспышки гнева отличаются силой и продолжительностью, проявлением жестокости, циничности. В таком состоянии подростки иногда кажутся бесстрашными, так как не могут соразмерять свои силы с силами соперника... В любом случае поступки их определяются не столько рассудком, сколько необузданным чувством. Они крайне себялюбивы, эгоистичны, властны и вместе с тем подозрительны, обидчивы, мелочны, придирчивы. Любое неповиновение приводит их в ярость, а затаив обиду, они могут месяцами «выслеживать» жертву, чтобы отомстить ей. Эти качества характера позволяют нередко подчинить себе старших по возрасту, в том числе и родителей.

В группе сверстников подростки с эпилептоидными чертами характера обычно стремятся занять лидирующее положение, и всякие попытки противодействовать этому вызывают у них вспышки ярости, затаенную злобу или заканчиваются физической расправой. В то же время в отношениях со старшими, например с учителями, воспитателями, они могут быть льстивыми, подобострастными, склонными к угодничеству — и все это с целью добиться каких-то привилегий или формальной власти над сверстниками.

В семье это деспоты, полностью игнорирующие существующие порядки и традиции, требующие себе особого положения. Злопамятные и циничные, они не желают считаться даже с минимальными удобствами окружающих. Для них ничего не стоит из-за пустяка нагрубить матери, просто «из интереса» испортить настроение близким. Встречая же сопротивление, строгость, они становятся злобными, агрессивными или уходят из дома.

Мышление таких подростков отличается вязкостью; движения — угловатостью и медлительностью. Им чаще всего чужды понятия о высоком гражданском долге, хотя они и любят бравировать именно этими понятиями. Они очень беспокоятся о состоянии своего здоровья, о своем внешнем виде, и их энергия направлена в основном на удовлетворение своих прихотей. Азартность, необузданность, злобность, интенсивность примитивных влечений наряду с низкими моральными качествами создают предпосылки для асоциальных форм поведения, в том числе для пьянства.

Опьянение у подростков с эпилептоидными чертами характера обычно не вызывает приятного веселья, а, наоборот, чаще сопровождается злобностью, половой расторможенностью, склонностью к агрессии. Патологическое влечение к алкоголю с самого начала приобретает неодолимый характер, поэтому подростки-эпилептоиды стремятся пить реже, но предпочитают крепкие напитки, пьют в больших дозах и напиваются до «отключения».

Систематическое пьянство приводит к быстрому формированию похмельного синдрома и патологической зависимости от алкоголя.

Неустойчивый тип акцентуации характеризуется прежде всего психической незрелостью, которая проявляется поверхностными суждениями, поспешностью выводов и в конечном итоге приводит к легкомысленным поступкам. Такие подростки непослушны, непоседливы, с трудом усваивают элементарные правила поведения. У них развита тяга к удовольствиям, праздным развлечениям, безделью, чаще всего нет стойких интересов и собственного мнения. Они склонны к случайным знакомствам, любят «побалдеть» под гитару или громкую модную музыку.

Обидчивы, любят похвалу, но то и другое быстро забывается. Чаще всего они равнодушны к своему будущему, по крайней мере не думают о нем и живут «сегодняшним днем». Трусливы, боятся наказаний родителей, но не могут устоять перед соблазном новых легких удовольствий и идут на поводу у более целеустремленных сверстников.

В поисках удовольствий и развлечений такие подростки нередко прибегают к алкоголю. Выпивки начинаются рано (с 12—13 лет) , обычно в компании с асоциальными тенденциями, в которых они, как правило, играют подчиненную роль. Для них важно не столько само опьянение, сколько ритуал выпивки, возможность поразвлечься, покуражиться в кругу сверстников. Предпочитают не очень глубокие стадии опьянения, а поэтому вино привлекает больше, чем водка. Несмотря на это, алкоголизм формируется достаточно быстро.

У гипертимного типа главная черта — постоянно повышенный фон настроения. Гипертимы всегда преисполнены энергии и инициативы. У них цветущий жизнерадостный вид. Они отличаются неугомонностью, шумливостью, непослушностью. Им всегда и до всего есть дело, они ловки и изворотливы, но очень плохо переносят любой режим и дисциплину. Самое трудное для них — это одиночество и ожидание. Они любят все время находиться в кругу сверстников, нередко являются заводилами различного рода «приключений». Не переносят монотонности и однообразия. Склонны к риску и авантюре. Бурно реагируют на запреты и ограничения. Им постоянно нужны свежие впечатления — новые люди, предметы, игры, ситуации. Таким подросткам трудно соблюдать дистанцию со взрослыми, они беззастенчивы и прямолинейны, что любят выдавать за смелость и самостоятельность. Охотно берутся за любую общественную работу, но вскоре оставляют ее, чтобы приняться за новую.

Нетерпимость к гиперопеке, выраженное стремление к независимости, постоянная жажда деятельности и острых ощущений нередко толкают подростков-гипертимов к пьянству.

Истероидный тип чаще встречается у девочек. Его наиболее характерные черты — стремление быть в центре внимания, демонстративность, театральность, потребность вызывать удивление и восхищение, склонность к рисовке и позерству. Для этого используются всевозможные средства: экстравагантная одежда, сверхмодная прическа, художественная самодеятельность, необычные виды спорта, специальности, где можно быть все время «на виду» (официантки, продавщицы, манекенщицы).

Претензии почти всегда превышают фактические возможности. Озлобляются, если на них не обращают внимания или в их присутствии кого-то хвалят, ставят в пример. Склонны к лживости и фантазированию, и все это чтобы выставить себя в лучшем виде.

При конфликтах с окружающими нередко падают на пол, рыдают, кусают в кровь губы, рвут на себе одежду, закатывают глаза, судорожно подергиваются. Подобные реакции (истерические припадки) носят характер театральности: падают обычно не просто на пол, а на ковер и обязательно в присутствии зрителей. Если зрителей нет, припадок сразу же прекращается. Истерическая реакция помогает «выйти» из конфликтной ситуации, а иногда является средством шантажа и вымогательства, нередко может выражаться в демонстрации попытки самоубийства.
В группе сверстников такие подростки обычно претендуют на лидерство, но, не обладая ни упорством эпилептоида, ни энергией гипертима, они оказываются не на высоте своего положения и, как только замечают, что интерес к ним и доверие окружающих ослабевают, отказываются от лидерства или стремятся сменить компанию.

Элемент театральности присутствует почти всегда и в сексуальном поведении: юноши любят прихвастнуть своими «победами», девочки часто занимаются самооговором, желая предстать в глазах окружающих опытными «дамами».

Стремление быть объектом внимания, театральность являются благоприятной почвой для пьянства. Дл я подростков этого типа характерно пристрастие к экстравагантным напиткам (шампанское, импортные вина) . Они склонны преувеличивать свою приверженность к алкоголю, «играют на зрителя», однако, бравируя, могут доводить себя до тяжелых степеней опьянения.

Астенический тип акцентуации характера проявляется повышенной ранимостью, застенчивостью, робостью, чувством собственной неполноценности. Такие подростки плохо переносят повседневные трудности, быстро устают, а поэтому малоинициативны, не уверены в себе. Они отличаются повышенной добросовестностью, исполнительностью, но всякие контакты для них затруднительны, а общественные поручения и выступления мучительны.

Это тонко чувствующие натуры, страдающие от любого «грубого прикосновения». Они тянутся к компаниям, но «мимозоподобность» мешает им в этом. Робкие и самолюбивые, они трудно сходятся со сверстниками. Для них целая проблема заговорить с малознакомым человеком, пригласить девушку на танец. Свою застенчивость и нерешительность они пытаются компенсировать нарочитой развязностью, но это у них плохо получается. Страдая от своей неловкости в обращении с окружающими, подростки-астеники нередко прибегают к алкоголю как к средству, помогающему преодолеть эту неловкость. В состоянии опьянения они становятся смелыми, уверенными в себе, легко вступают в разговор с окружающими. Похмелье у таких людей очень тяжелое. На утро после выпивки их терзают угрызения совести, они вспоминают подробности «похождений», совершенных ими в пьяном виде, анализируют каждое сказанное слово, казнят себя за это. Но вечером, чтобы обрести душевный покой и восстановить контакты, они снова прибегают к вину...

Систематическое злоупотребление спиртными напитками приводит к патологической зависимости от алкоголя. Теперь уже без «допинга» подросток не может поддерживать обычные связи со сверстниками, быть в их компании, ходить вместе с ними на танцы. И вот скромный, застенчивый, нерешительный юноша становится завсегдатаем застолья, а в пьяном виде бравирует своей развязностью, циничностью, половой распущенностью или совершает правонарушения.

Описанные акцентуации характера могут быть как крайним вариантом нормы, так и проявлением психических расстройств (психопатии). Четких границ между акцентуацией характера и психопатиями нет, хотя разграничение их имеет практическое значение, так как первые требуют педагогической коррекции, а вторые, кроме этого, медицинских мер).

Профессор А. Е. Личко предлагает следующие критерии отграничения акцентуаций характера от психопатий. «Во-первых, акцентуации в отличие от психопатий проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда «жизненные трудности» предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере конкретной личности; во-вторых, они не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности или эти нарушения адаптации носят временный, преходящий характер. В определенных жизненных ситуациях акцентуации характера могут даже способствовать социальной адаптации личности.

Так, например,

  • подросток-гипертим лучше переносит обстановку, требующую повышенной активности;

  • истероидная акцентуация помогает хорошо чувствовать себя на сцене и т. п.;

  • с акцентуацией характера в отличие от психопата никогда не превышает дозволенного обстоятельствами «потолка» в своем поведении. Такой подросток может быть развязным, грубым в семье, но понимает, что этого нельзя делать при малознакомых людях или в школе; он пьянствует со сверстниками, но избегает приходить пьяным домой, если в семье пьянство не поощряется.

Для психопата таких границ не существует».

«Биологические факторы. Наследственные, или генетические, факторы могут обуславливать предрасположенность к алкоголизму, однако прямо его не определяют. К настоящему времени накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей».

«Важным фактором, способствующим формированию алкоголизма у подростков, являются различного рода пограничные нервно-психические расстройства.

Наш опыт показывает, что среди подростков, поступающих на стационарное лечение с диагнозом «ранняя алкоголизация», «хронический алкоголизм», более половины (56% ) составляют лица с патологией характера (психопатии), с умственным недоразвитием (дебильность), с отдаленными последствиями перенесенных в раннем детстве травм и инфекционных заболеваний головного мозга (резидуальные органические поражения головного мозга). Однако это не означает, что все подростки, склонные к пьянству,— лица психически неполноценные.

Действительно, патологическая зависимость от алкоголя, особенно быстро формируется у психопатов, умственно недоразвитых, резидуальных органиков. Алкоголизм может осложнить психические заболевания — шизофрению, эпилепсию и др. Поэтому, прежде чем ставить диагноз «алкоголизм», нужно тщательно разобраться в его природе, не есть ли он проявление какого-либо нервно-психического заболевания. Но подавляющее большинство подростков, склонных к пьянству,— это психически здоровые люди.

Такая постановка вопроса небезразлична для выработки конкретных мероприятий по профилактике пьянства и алкоголизма среди подростков. Одно дело, когда пьянствует здоровый, чаще всего педагогически запущенный подросток, и совсем другое — когда начинает пить психопатическая личность, дебил, больной шизофренией.

Если в первом случае на передний план выдвигаются меры воспитательного воздействия, то во втором — медицинского».


«Я начал книгу эпизодом из пьесы В. Маяковского и закончу ее цитатой из его стихотворения «Секрет молодости»:

Нет. Не те «молодежь»,

кто, забившись в лужайку да в лодку,

начинает под визг и галдеж

прополаскивать водкой глотку.

Молодые — это те, кто бойцовым

рядам поределым скажет именем всех детей:

«Мы земную жизнь переделаем!»»

Маяковский Владимир – много правильного писал и в детских стихах, «взрослые» стихи четки и интересны, как плакаты – о бане, о чистоте, об алкоголизме, о нравственности…

«10
Не пейте
спиртных напитков.
Пьющему — яд,
окружающим — пытка».

Использованные материалы:
  • 1.Кондрашенко В. Т. «Пьянство и алкоголизм у подростков». – Минск. Вышэйная школа,1986.- 64 с. (Автор брошюры — доктор медицинских наук, профессор, главный подростковый психиатр МЗ БССР. Им описаны распространенность и особенности проявления пьянства и алкоголизма у подростков. Очерчены диагностические границы раннего алкоголизма. Выделены основные группы факторов (социальные, психологические и биологические), влияющие на формирование пьянства и алкоголизма у молодежи. Определены направления первичной профилактики. Предназначена врачам, педагогам, воспитателям и всем интересующимся этой проблемой.)
  • 2.Лозунги 1929-1930 годов / Стихотворения Маяковский В. САНПЛАКАТ








Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 32
© 13.09.2017 Анна-Мурза Ланская

Метки: алкоголь, вред, примеры,
Рубрика произведения: Проза -> Психология
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1