Если бы Эммануэль вступила в компартию...


Если бы Эммануэль вступила в компартию...
Плюсы: Литературный талант автора отрицать трудно. Еще для кого-то безусловным плюсом станет эротика и обилие красивых коммунистических баб, свободно демонстрирующих свои прелести.

Минусы: Отвратительная в своей лжи, лицемерии и предельном неправдоподобии джедайская утопия, рожденная в больном воображении сексуально озабоченного сталиниста.

Шалом, друзья, и все, кто читает мое творчество!

Что-то я в последнее время слишком увлеклась политкорректными отзывами про парфюмерию, что выкладываю в своем beauty-блоге… а мне ведь, между тем, надо поддерживать имидж злокозненной еретички, адепта Темной стороны Силы и неутомимого борца против джедаев и джедайщины! Поэтому я решила пока что временно отойти от парфюмерных обзоров – и порадовать вас отзывом об одной очень хорошо известной книге, чья невероятная тупизна, жуткая ложь и лицемерзость не перестает ужасать меня на протяжении многих лет… Хочу пройтись убийственной ситской критикой по культовому джедайскому роману, по которому на протяжении полувека фанатеют толпы поклонников. Нетрудно догадаться, о каком романе пойдет речь. «Туманность Андромеды» он называется. Автор – Иванушка-дурачок. Ефремов его фамилия.

Пожалуй, настало самое время высказаться: ибо в нынешнем, 2017-м, году, между прочим, исполняется ровно 110 лет со дня Ефремовского рождения. Юбилей, однако... Вон, по каналу «Культура» даже автобиографический документальный фильм недавно показали, буквально на днях видела: с претенциозным названием «Человек Эры Великого Кольца». Уж как там Иванушку превозносили, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Напыщенные пафосные фразы елеем лились с телеэкрана: «Туманность Андромеды» ознаменовала новую эпоху в развитии отечественной фантастики, четко разделила ее на два периода - до «Туманности...» и после»; «Популярность культового Ефремовского романа среди советской молодежи 60-х годов была еще выше, чем популярность произведений Толкина среди толкиенистов»...

А вот краткая аннотация с сайта Royallib - с таким зашкаливающим градусом дешевого пафоса, что вообще без комментариев:

Впечатляющая панорама будущего на объединенной Земле, общество, населенное принципиально новыми людьми. Они решили большинство социальных и технических проблем, перестроили планету, превратив ее в цветущий сад, вышли к звездам, влились в «Великое Кольцо» коммуникаций с иными цивилизациями, готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость «межзвездной связи». Квинтэссенцией социальных и философских размышлений Ефремова о далеком будущем, стал масштабный и беспрецедентный в советской литературе роман «Туманность Андромеды». Видный ученый-палеонтолог и яркий мыслитель гуманист, Ефремов остался в истории литературы не только как автор множества приключенческих и исторических произведений, но и как подлинный основоположник отечественной научной фантастики. Именно его великая утопия «Туманность Андромеды» открыла путь в литературу для нескольких поколений отечественных фантастов и навсегда изменила представления миллионов читателей о том, какой должна быть НАША ФАНТАСТИКА… Произведения Ефремова, эпические, масштабные и по-настоящему красивые, вот уже много десятков лет читаются так, словно были написаны вчера.

Отсюда:

А я чем хуже, спрашивается?.. Внесу-ка и я свою ситскую Ситчинскую лепту в чествование юбиляра! По мере своих скромных сил, помяну покойного Ваньку незлым тихим словом... чтоб он в гробу перевернулся!

Заголовок моей статьи вас, безусловно, удивит – как и сама попытка сравнить фантастический роман с порнографическим. Естественно, перед тем, как писать свой литературоведческий обзор, я внимательно ознакомилась с материалами других пользователей и о «Туманности Андромеды», и об «Эммануэль». На сайте «Отзовик», где многие публикуют отзывы о прочитанных книгах, я нашла 30 отзывов о произведении И.Ефремова, 32 – о произведении Э.Арсан; но ни в одном из них ни один автор почему-то не заметил и не подчеркнул их глубокого идеологического родства. Я одна, что ли, такая умная?.. Мне одной, что ли, бросилось в глаза это несомненное сходство?.. Никогда не забуду свое первое впечатление о французском порно-романе: «Как!? Разве это не Ефремов писал!? Тогда почему настолько похоже!?..»

Уже предвкушаю гневные джедайские вопли: «У злокозненной еретички Нинхили Амаги ничего святого нет! Она оскорбила наши светлые коммунистические чувства! Какое кощунство и богохульство! Да как можно сравнивать французскую порнуху о похождениях шалавы Эммануэль с великим творением отечественного писателя-фантаста! Ведь Ефремова – это подлинная классика нашей и даже мировой фантастики! В отличие от Эммануэль Арсан он не про ЭТО писал, а про это… про Светлое Будущее! Про осуществление вековечной мечты всего прогрессивного человечества! Про межзвездные полеты и покорение глубин Космоса! Он пел песнь в честь человеческого величия, достоинства и красоты!»

Да ну, родные мои!.. Вы, кажется, давненько «Эммануэль» не перечитывали! Она ведь там тоже не только порнуху описывает – но и поет песнь в честь человеческого величия, достоинства и красоты! Для сравнения ее с Ефремовым приведу вот такой отрывок - не бойтесь, не порнографический, а вполне приличный. Зацените чисто Ефремовские перлы о «красоте планеты, исторгнутой из Божьего мрака светочем Человека». Прочтите вдохновенную тираду о покорении космических пространств – сопоставьте ее с «Туманностью Андромеды» и попробуйте найти десять отличий:

Стр. 35-36:

– Я плыл по Коринфскому заливу. Справа от меня были покрытые снегом вершины Пелопоннеса, слева спускались к морю золотые пляжи Аттики. Газета, которую мне только что подали, отвлекла меня на минуту от этого зрелища, но не заставила меня забыть о нем. В этой газете крупными буквами была напечатана лучшая поэма, которую когда-либо писал человек, поэма, чьи корни уходили в ту же прекрасную землю, которая сейчас тянула ко мне свои губы, открытые морским ветрам и обожженные солнцем, обжигавшим плечи Одиссея. Вот эта поэма: «3 ЯНВАРЯ, В 3.57 СПУТНИК В ВИДЕ МАЛЕНЬКОЙ БЕЛОЙ ЗВЕЗДЫ ПОЯВИТСЯ В ЦЕНТРЕ ТРЕУГОЛЬНИКА, ОБРАЗОВАННОГО АЛЬФОЙ ВОЛОПАСА, АЛЬФОЙ ВЕСОВ И АЛЬФОЙ ДЕВЫ».

И звезда появилась, маленькая щепотка металла, брошенная человеком в пучину мироздания. И новый век, начавшийся с этой минуты, – он наш. Отныне пусть погибнет наша Земля и человечество исчезнет – вечно будет кружить в глубинах космоса звезда, сделанная нашими руками, произносящая слова на нашем языке, переворачивающая, разрушающая своим «бип-бип» все холодное молчание Вселенной. О вы, звезды Альфа, отмечающие своими огнями нашу победу, это любовь вытягивает свои обнаженные ноги на ваших берегах!

Марио закрыл глаза. Пауза была долгой, а потом он снова заговорил, и снова изменился его голос.

–Вы сказали «искусство»? Самое артистичное произведение – это то, которое отстоит как можно дальше от образа Божия. Ах, все, что создал Бог, значит так мало в сравнении с человеческим творением! Как она стала прекрасна, наша планета, с тех пор, как мы наполнили ее пустоту, с тех пор, как мы взъерошили ее нашими стеклянными дворцами и заставили дрожать ее воздух от звука наших песен! Как прекрасна она, исторгнутая из Божьего мрака светочем Человека! Какой удивительной сделали ее вы – музыканты, скульпторы, живописцы, архитекторы – все, превратившие землю и небеса в Царство Человека, слишком прекрасное, чтобы считаться созданием Бога!

Марио смотрел на Эммануэль так, будто на ее лице он видел все красоты, которым только что пропел такой пламенный гимн. Он улыбнулся ей:

– Искусство! Разве не благодаря ему четверорукое существо выделилось из дикого мира и превратилось в человека? Единственного во Вселенной, единственного, кто оставит после себя больше, чем получил при рождении. Но теперь искусства красок, звуков и линий мало, чтобы утолить жажду человечества, страсть к созиданию. Теперь человек хочет творить из других материалов – из собственной плоти и собственной мысли, подобно тому, как когда-то он соткал из своих сновидений апсар и гурий. Нынешнее искусство не может быть искусством холодного камня, бронзы или холста. Оно может быть только искусством живого тела, искусством жить. Единственным искусством, которое будет мерой человека в космосе, которое уведет его к звездам и дальше, будет эротизм.

Выразительный голос Марио взбадривал Эммануэль, как удары хлыста.

– Есть ли, спрашиваю вас, искусство более острое, более яркое, чем то, которое берет человеческое тело и делает из этого произведения природы свой собственный шедевр? Легко созданное из мрамора или путаницы штрихов не может оспаривать авторство у Вселенной. Но человек! Взять в свои руки не как гончарную глину, не для того, чтобы почувствовать строение, ощупать контуры вещества, не для того, чтобы любить, но взять именно для того, чтобы похитить его, увести от этого дурацкого ощупывания скорлупы, в которую он заключен, вырвать из нее, отбросить привычную точку зрения, изменить, как у лабораторного животного, наследственность, пересоздать его! Сделать человека снова свободным, чтобы он познал новые, собственные законы, законы, которые управляют не молекулами и кометами, законы, освобождающие его от недостатка энергии и увядания плоти. Это даже не искусство – это сам Разум… Он быстро подошел к окну, выходящему на канал.

– Взгляните, – сказал он. – Пропасть не между живым и неодушевленным. Мир делится иначе: на знающих и на все остальное на свете. Этот полицейский и эта собака – они не отличаются от дерева и водорослей, которые точно такие же, как вода и камень. Но другие, посмотрите на них, украшенных своими лохмотьями, на тех, кто гребет в лодках или размышляет о чем-то, с их упрямством, с их короткими волосами, с их скрещенными пальцами… Вот человек! Надо неистово любить человека, чтобы уметь ненавидеть природу!

И почти неслышно он прошептал: «Люди, люди мои, как я люблю вас, идущих в такие дали…»

- конец цитаты. Ну, как вам сия восторженная тирада?.. Чем не «Человек Эры Великого Кольца»?.. Что, не нашли отличий от Ефремова?.. Я вот тоже не нахожу. И лично мне с трудом верится в то, что обе книги писал не один автор! А вам?..

Скажу прямо, чтоб сразу опровергнуть возможные обвинения: поверьте, я отнюдь не страдаю ханжеством (поклонники Древней Месопотамии вообще чужды ханжества), и ничуть не возражаю против существования таких жанров, как эротика и даже порнография. Сама, как-никак, пишу эротическую прозу (за мной водится и такая ересь), слэш обожаю... Но считаю, что негоже путать божий дар с яичницей – и возводить свою собственную сексуальную озабоченность в ранг идеологии, строить на ее зыбкой основе религиозно-философскую систему. Пусть эротика и порнография выполняют свою прямую функцию – то бишь, служат чисто развлекательной цели; но поставить эрос во главу угла и громоздить на его сомнительной базе целое (и, якобы «научное») мировоззрение по-моему, абсолютно недопустимо! Однако, это именно то, чем с удивительным единодушием занимались И.Ефремов и Э.Арсан: они, по сути дела, ПЫТАЛИСЬ СОЗДАТЬ НОВЫЙ ПСЕВДО-РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ – в центре которого стоял не «устаревший» бог, а свободный, прекрасный и сексуально раскрепощенный человек, для величия которого якобы нет никаких преград и пределов. Всю глупость, все невежество и убожество оного культа я и постараюсь раскрыть в своем настоящем отзыве.

Однако, к сожалению, дураков и джедаев в нашем мире хватает с избытком: и миллионы читателей приняли Ефремовский бред за чистую монету, до сих пор продолжая петь ему дифирамбы. Что и требовалось доказать, на том же сайте «Отзовик», почти все рецензии на «Туманность Андромеды» оказались хвалебными, а лицемерие их заголовков уже вызывает тошноту и гомерическую ситскую ржачку: «Замечательная картина светлого будущего», «Прекрасная фантазия», «Книга, значительно опередившая свое время», «Отличная фантастическая книга о будущем человечества», «Настоящая качественная фантастика», «Классика советской фантастики» и т.д. и т.п., и пр., и др. Можете поверить по ссылке:

И только одна какая-то Ирина Крым (не знаю ее лично, но жму руку!) проявила редкое здравомыслие, честно заявив «Мне не нравится такое будущее», и указав на то, что представления автора о грядущем выглядят, мягко говоря, очень странно…

ИДЕОЛОГИЯ.

Итак, перед нами Светлое Будущее по-Ефремовски. Сбылась мечта идиота: земляне таки построили коммунизм! О том количестве жертв, в которое обошлось строительство идеального бесклассового общества, автор скромно умалчивает; но с первых же страниц бросается в глаза тоталитарный характер этого странного социума.

Ефремов толком не определился насчет того, какой именно промежуток времени должен отделять его Светлое Будущее от нашей грешной юдоли: если в одних источниках он указывает, что всеобщее счастье настанет через тысячу лет, то в других удлиняет срок до целых трех тысяч. Действие его романа разворачивается в ту эпоху, когда человечество, типа, слилось в одну единую семью: исчезли границы между государствами, навсегда прекратились войны, революции, перевороты, геноциды, теракты и всякая борьба за власть, а также – конкуренция за природные ресурсы. Как-то сама собой сгладилась огромная разница в культуре и менталитете различных наций: и все начали думать одинаково - ну, не чудо ли?.. Словно по мановению волшебной палочки, в людях моментально исчезла жажда прибыли, злость, жадность и корысть – и они полюбили труд как таковой, принялись ударно трудиться, выполнять и перевыполнять стахановскую норму, не получая за это ни копейки (деньги ведь тоже отменили – зачем при коммунизме какое-то там бабло?) Уже смешно, правда?.. С трудом представляю себе общество, где люди по щучьему велению вдруг искоренили в себе властолюбие, жестокость, жадность, страсть к наживе и стремление к превосходству над себе подобными! Я искренне не понимаю, как можно отнести подобные бредовые сказки к жанру НАУЧНОЙ фантастики; ибо для меня это – самая что ни на есть АНТИНАУЧНАЯ фантастика!

Дальше, ребята, еще смешнее! Первым делом пламенные Ефремовские коммунисты создали единую мировую экономическую систему (разумеется, с плановой экономикой, без всяких там буржуазных извращений вроде законов свободного рынка), категорически запретили частную собственность и национализировали все предприятия. Успешно решили продовольственную проблему, научившись получать пищевые жиры, углеводы и витамины из каменного угля и прочей неорганики - что позволило обеспечить всех землян дешевой и доступной (но, правда, в высшей степени канцерогенной) едой. Затем они изрядно преобразили планету: растопили полярные ледники (обрекая бедную Землю на медленную и мучительную смерть от парникового эффекта), насыпали новые горы и сравняли с поверхностью старые, повернули реки вспять и даже почистили океан от тех тварей, которых считали «вредными» и несовместимыми с коммунистическим мировоззрением - от акул, ядовитых рыб, моллюсков, опасных медуз и прочих хищников (чем вызывали еще одну экологическую катастрофу, разрушив все естественные пищевые цепочки). Однако, Иванушка-дурачок (между прочим, ученый-палеонтолог!) настолько слабо разбирался в биологии и экологии, что считал подобное насилие над планетой не величайшей трагедией, а, напротив, величайшим благом. Хреновым он был палеонтологом, если не понимал элементарных биологических закономерностей… Вот, в частности, полюбуйтесь-ка, как хвастается одна из героинь романа, женщина-историк Веда Конг, достижениями своей «прогрессивной» цивилизации:

Стр. 39-41:

- Мы начали, - продолжала Веда, - с полного перераспределения жилых и промышленных зон планеты… Коричневые полосы на глобусе вдоль тридцатых градусов широты в северном и южном полушариях означали непрерывную цепь городских поселений, сосредоточенных у берегов теплых морей, в зоне мягкого климата, без зимы. Человечество перестало расходовать колоссальную энергию на обогревание жилищ в зимние периоды, на изготовление громоздкой одежды. Наиболее плотное население сосредоточилось у колыбели человеческой культуры - Средиземного моря. Субтропический пояс расширился втрое после растопления полярных шапок.
На севере от северного жилого пояса простирается гигантская зона лугов и степей, где пасутся бесчисленные стада домашних животных.
К югу (в северном полушарии) и к северу (в южном) были пояса сухих и жарких пустынь, ныне превращенные в сады. Здесь прежде находились поля термоэлектрических станций, собиравших солнечную энергию.
В зоне тропиков сосредоточено производство растительного питания и древесины, в тысячи раз более выгодное, чем в холодных климатических зонах. Давно уже, после открытия искусственного получения углеводов - сахаров - из солнечного света и углекислоты, мы перестали возделывать сахароносные растения. Дешевое промышленное произведение полноценных питательных белков нам еще не под силу, поэтому мы разводим богатые белком культурные растения и грибки на суше и колоссальные поля водорослей в океанах. Простой способ искусственного производства пищевых жиров получен нами через информацию Великого Кольца: любые витамины и гормоны мы делаем в любом количестве из каменного угля. Сельское хозяйство нового мира освободилось от необходимости добывать все без исключения питательные продукты, как это было в старину. Пределов производства сахаров, жиров и витаминов для нас практически нет. Для производства одних лишь белков имеются гигантские площади суши и моря. Человечество давно освободилось от страха голода, десятки тысячелетий господствовавшего над людьми.

(...)

Тогда в век Переустройства были сделаны искусственные солнца, «подвешенные» над полярными областями. Мы сильно уменьшили ледяные шапки, образовавшиеся на полюсах Земли в четвертичную эпоху оледенения, и изменили климат всей планеты. Вода в океанах поднялась на семь метров, в атмосферной циркуляции резко сократились полярные фронты и ослабли кольца пассатных ветров, высушивавшие зоны пустынь на границе тропиков. Почти прекратились и ураганные ветры, вообще всякие бурные нарушения погоды.
До шестидесятых параллелей дошли теплые степи, а луга и леса умеренного пояса пересекли семидесятую широту.
Антарктический материк, на три четверти освобожденный ото льда, оказался рудной сокровищницей человечества - там сохранились нетронутыми горные богатства на всех других материках, сильно выработанные после безрассудного распыления металлов в повсеместных и сокрушительных войнах прошлого. Через Антарктиду же удалось замкнуть Спиральную Дорогу.
Еще до этого капитального изменения климата были прорыты огромные каналы и прорезаны горные хребты для уравновешивания циркуляции водных и воздушных масс планеты. Вечные диэлектрические насосы помогли обводнить даже высокогорные пустыни Азии.
Возможности производства продуктов питания выросли во много раз, новые земли стали удобными для жизни. Теплые внутренние моря стали использоваться для выращивания богатых белком водорослей.

- конец цитаты. И вот еще замечательный пассаж из другой главы, красноречиво демонстрирующий коммунистическое издевательство над планетой:

Стр. 212-213:

Океан - прозрачный, сияющий, не загрязняемый более отбросами, очищенный от хищных акул, ядовитых рыб, моллюсков и опасных медуз, как очищена жизнь современного человека от злобы и страха прежних веков. Но где-то в необъятных просторах океана есть тайные уголки, в которых прорастают уцелевшие семена вредной жизни, и только бдительности истребительных отрядов мы обязаны безопасностью и чистотой океанских вод.
Разве не так же в прозрачной юной душе вдруг вырастают злобное упорство, самоуверенность кретина, эгоизм животного? Тогда, если человек не подчиняется авторитету общества, направленного к мудрости и добру, а руководится своим случайным честолюбием и личными страстями, мужество обращается в зверство, творчество - в жестокую хитрость, а преданность и самопожертвование становятся оплотом тирании, жестокой эксплуатации и надругательства… Легко срывается покров дисциплины и общественной культуры - всего одно-два поколения плохой жизни. Мвен Мас заглянул в этот лик зверя здесь, на острове Забвения. Если не сдержать его, а дать волю - расцветет чудовищный деспотизм, все топчущий под собой и столько веков навязывавший человечеству бессовестный произвол.

Самое поразительное в истории Земли - это возникновение неугасимой ненависти к знанию и красоте, обязательное в злобных невеждах. Эти недоверие, страх и ненависть проходят через все человеческие общества, начиная от страха перед первобытными колдунами и ведьмами и кончая избиениями опережавших свое время мыслителей в эру Разобщенного Мира. Это было и на других планетах с высокоразвитыми цивилизациями, но еще не сумевших уберечь свой общественный строй от произвола маленьких групп людей - олигархии, возникавшей внезапно и коварно в самых различных видах… Мвен Мас вспомнил сообщения по Кольцу о населенных мирах, где высшие достижения науки применялись для запугивания, пыток и наказаний, чтения мыслей, превращения масс в покорных полуидиотов, готовых исполнять любые чудовищные приказы. Вопль о помощи с такой планеты прорвался в Кольцо и летел в пространстве уже многие сотни лет после того, как погибли и пославшие его люди, и жестокие их правители.
Наша планета находится уже на такой стадии развития, что подобные ужасы навсегда стали немыслимыми. Но все еще недостаточно духовное развитие человека, о котором неусыпно пекутся люди, подобные Эвде Наль…

- конец цитаты. Между прочим, Веда Конг похваляется не перед кем-нибудь, а перед жителями другой планеты, для которых, как историк, читает лекцию об устройстве земного коммунистического народного хозяйства. На величайший вопрос человечества: «Одиноки ли мы во Вселенной?» Иванушка отвечает положительно: по его мнению, к счастью, не одиноки, но вот прикол - все окрестные (с ближайших звезд) инопланетяне тоже оказываются сплошными коммунистами! Да-да, он с почти религиозным фанатизмом веровал, что ЛЮБАЯ высокоразвитая цивилизация тоже рано или поздно построит бесклассовое общество. Поэтому поведение инопланетян в интерпретации Ефремова выглядит, мягко говоря, странно: вместо того, чтоб стремиться захватить Землю и поработить ее население (что сделали бы на их месте любые нормальные гуманоиды, к примеру - шумерские Дингиры), они называют землян братьями, относятся к ним, как к равным, и зовут присоединиться к единой космической коммуне. Естественно, любые «Звездные войны» в Ефремовской альтернативной реальности абсолютно исключены: там нет никаких галактических империй с их «Звездами смерти», никто не желает враждовать и порабощать чужие планеты, все друг друга любят и помогают, - и, как последние идиоты, бескорыстно делятся своими технологическими достижениями:

Стр. 42-43:

Ученый Кам Амат, индиец по происхождению, догадался провести на искусственных спутниках опыты с приемниками изображений, с бесконечным терпением десятки лет осваивая все новые комбинации диапазонов.

Кам Амат уловил передачу с планетной системы двойной звезды, называвшейся издавна 61 Лебедя. На экране появился не похожий на нас, но, несомненно, человек и указал на надпись, сделанную символами Великого Кольца. Надпись сумели прочесть только через девяносто лет, и она украшает на нашем земном языке памятник Каму Амату: «Привет вам, братья, вступившие в нашу семью! Разделенные пространством и временем, мы соединились разумом в кольце великой силы».

(...)

И земная баба вторит ему с неменьшим пафосом, призывая других инопланетян:

- Такова наша история, трудная, сложная и долгая дорога восхождения к высотам знания. Мы зовем вас - сливайтесь с нами в Великом Кольце, чтобы нести во все концы необъятной Вселенной могучую силу разума, побеждая косную неживую материю!

Голос Веды торжествующе зазвенел, обретя силу всех поколений земных людей, ныне поднявшихся так, что их помыслы обращались уже за пределы собственной галактики к другим звездным островам Вселенной.

- конец цитаты. Если нашу эпоху Ефремовские герои презрительно именуют ЭРМ (эрой Разобщенного Мира), то свое Светлое Далеко величают ЭВК (эрой Великого Кольца). Под Кольцом понимается содружество коммунистических планет (которые, правда, разделяет слишком большое расстояние, чтоб свободно летать друг к другу в гости; поэтому их жители могут лишь перезваниваться и переговариваться по радиосвязи, обмениваться новостями, - но новости доходят не сразу, ибо радиоволны распространяются с черепашьей скоростью света, и достигают пункта назначения лишь через десятки, сотни и тысячи лет). К сожалению, скорость света оказалась непреодолимым препятствием для убогой Ефремовской фантазии: в его варианте будущего космические корабли способны летать лишь с субсветовой скоростью, используя горючее под названием анамезон (которое, кстати, делается из золота); но и с золотым анамезоном межпланетные путешествия длятся безумно долго, занимая годы и десятилетия. Отважные Ефремовские астронавты вынуждены бОльшую часть жизни мучиться в тесной утробе корабля и лежать в анабиозе, нередко старея и умирая там, по пути к какой-нибудь отдаленной системе, - но сие прискорбное обстоятельство ничуть не уменьшает их истерического рвения покорять дальние миры, неся им истинный свет марксистско-ленинского учения! Ну да, разумеется: ведь наш советский Ванька (ФИЛОСОФ-КОСМИСТ, как величает его всезнающая Википедия) – это вам не какой-нибудь буржуйский Джордж Лукас с его богомерзкими «Звездными войнами», где «Звезды смерти», имперские супер-разрушители и истребители повстанцев моментально совершают гиперпространственные прыжки, за считанные секунды перебазируясь с одного края Галактики на другой. В отличие от Лукаса (позорного прихвостня мирового империализма!), философ-космист Ванька, типа, претендовал на звание НАУЧНОГО фантаста - и решительно отмел саму идею гиперпространственных прыжков и всяких там «искривителей пространства», сочтя ее глубоко антинаучной, мелкобуржуазной и несовместимой с коммунистическим мировоззрением.

Но главное – это, согласитесь, не Космос, а тот общественно-политический строй, что воцарился на Земле при наступлении ЭВК (которой предшествовали еще две эры: ЭМВ - эра Мирового Воссоединения, состоявшая из веков Союза Стран, Разных Языков, Борьбы за Энергию и Общего Языка, и ЭОТ - эра Общего Труда с ее веками Упрощения Вещей, Переустройства, Первого Изобилия и Космоса). Мне еще в детстве, при первом прочтении романа, моментально бросился в глаза абсолютно ТОТАЛИТАРНЫЙ характер Ефремовского Светлого Будущего. И я до сих пор недоумеваю: неужели это заметила лишь я одна?.. Разве только я такая умная и гениальная?.. Почему другие поклонники «Туманности Андромеды» (которых я, кстати, знаю немало) в упор не видят чудовищной тоталитарной сущности его Идеального Государства?.. Ведь там же настоящий концлагерь, эдакая КОЛОНИЯ ДИГНИДАД! Но, правда, на первый взгляд она кажется очень даже веселым и оптимистичным концлагерем, каждый обитатель которого вроде бы счастлив, доволен жизнью и обеспечен всем необходимым... Однако, первое впечатление – обманчиво.

В жизнерадостном Ефремовском ГУЛАГе, разумеется, не водится никаких евреев (антисемитизм!), гомосексуалистов (гомофобия!), а также тунеядцев, хулиганов, алкоголиков, наркоманов, инвалидов, пенсионеров и прочих антисоциальных элементов; но, правда, осталась жалкая кучка недобитых диссидентов. С диссидентами там, по заверению автора, поступают в высшей степени гуманно: их ссылают не на лесоповал, не в сибирскую тайгу, а на так называемые Острова Забвения, расположенные в тропиках, где возмутители коммунистического спокойствия тихо живут до своей естественной смерти, никому не мешая и не подвергаясь никаким дальнейшим репрессиям со стороны Идеального Государства. Правда, там они лишены возможности пользоваться современными достижениями научно-технического прогресса и вынуждены перебиваться за счет натурального хозяйства, чтоб хоть как-то прокормиться. Живут скромно и впроголодь – но, впрочем, в советском ГУЛАГе инакомыслящим приходилось еще хуже…

Есть отдельная резервация и для упрямых матерей, не пожелавших сдавать своего ребенка в общий коммунистический детдом, предпочитающих растить его сами –им Идеальное Государство милостиво пожаловало остров Яву. Все прочие сознательные гражданки без лишних сантиментов расстаются со своим, еще грудным, чадом, оставляя его детдомовским воспитателям – чтоб ничто не отвлекало их от покорения новых трудовых вершин. Естественно, семьи как таковой нет, она отмерла за ненадобностью (брак в современном понимании этого слова автор считал мрачным пережитком тяжелого прошлого), мужчины и женщины абсолютно свободны в выборе: запросто сходятся и расходятся, не испытывают ни малейшего сожаления по бывшим возлюбленным и, главное, никто никого ни к кому не ревнует. Еще бы! – как и секс-революционерка Эммануэль Арсан, Иванушка-дурачок Ефремов считает именно ревность и стремление к моногамии самым страшным и непростительным грехом: ибо ревность основана на частнособственническом инстинкте, который верные ленинцы должны в себе старательно искоренять! Подобно Э.Арсан, Ефремов – певец свободной эротики, лишенной таких мелкобуржуазных предрассудков, как верность одному-единственному партнеру. В его Светлом Будущем все дамы одинаково прекрасны и сексуально раскрепощены: они легко и свободно обнажаются, не стесняясь демонстрировать окружающим свои коммунистические прелести, а также все поголовно занимаются спортом и великолепно танцуют. Хотя у Ефремова вы не встретите столь откровенной порнухи, как у Арсан, но и его «Туманность Андромеды» тоже пестрит фразами про то, как «крепкие груди, похожие на широкие опрокинутые чаши, выточенные изумительно точным резцом, были почти открыты». Советский фантаст Иванушка, живший еще при Сталине, явно страдал от недостатка хорошей, качественной эротической продукции. В те суровые и ханжеские годы за найденный при обыске PLAYBOY, пожалуй, и посадить могли (тлетворное влияние загнивающего Запада!) – вот и приходилось бедному Ваньке худо-бедно выкручиваться самому, выдавая свою личную, субъективную фрейдятину за «вдохновенные пророчества о Светлом Будущем – мечте всего прогрессивного человечества». На самом-то деле все можно объяснить куда прозаичней: просто мужик с недопустимо высоким для советского идеолога либидом жаждал найти подходящий объект для мастурбации –но не находил в окружающей его серой действительности; и был вынужден, бедняга, сочинять сказки о прекрасных бабах Светлого Будущего, танцующих зажигательные танцы в обнаженном виде, потрясая своими восхитительными грудями, чреслами и прочими коммунистическими прелестями. Поверьте: если мужик пишет такие вещи – значит, он жестоко страдает от элементарной сексуальной неудовлетворенности! Кабы Иванушка сумел удовлетворить свой основной инстинкт (раздобыл бы PLAYBOY, посмотрел бы стриптиз, сходил бы в бордель) – глядишь, и на графоманию бы не потянуло… Но для этого хронически неудовлетворенному Ваньке пришлось бы переселиться в какую-нибудь загнивающую капстрану - что он, лауреат Сталинской премии, с его-то идеологической ангажированностью, счел бы настоящей изменой Родине.

Как известно, все тоталитарные режимы на всем протяжении истории отличались большой любовью к спорту, а также агрессивным культом физической красоты, идеального и безупречного тела. Началась подобная дурь еще со времен античной Спарты; а затем эстафету радостно подхватили Гитлер и Сталин – которого не зря величали «лучшим другом советских физкультурников». Конечно же, в тоталитарном обществе Ефремовского Светлого Будущего спорт возведен едва ли не в ранг религии: им занимаются поголовно все жители (независимо от своей профессиональной специализации), посвящая огромное количество времени бесконечному совершенствованию своего тела. Почти каждую свою свободную минуту они стремятся проводить на ближайшей спортплощадке или в гимнастическом зале. Особенно это касается прекрасных дам, каждая из которых – хоть психолог Эвда Наль, хоть историк Веда Конг, хоть астронавигатор Низа Крит – прежде всего великолепная гимнастка и танцовщица, и лишь потом – все остальное. А через все произведение рефреном проходит навязчивый Ефремовский лозунг о том, что главной и первоочередной задачей Идеального Государства, дескать, является непрерывное совершенствование самого человека – а вовсе не его машин, домов, еды и развлечений. Не стану долго рассуждать о вопиющей нелогичности, глупости и наивности подобного утверждения: ибо привить поголовно ВСЕМ людям любовь к танцам и спорту столь же нереально (да и совершенно не нужно!), как научить всех поголовно писать картины, сочинять музыку или решать интегральные математические уравнения. «Всесторонне развитый человек», которым бредили в своем больном воображении многие поколения писателей-утопистов, на деле является недостижимой мечтой из области ненаучной фантастики. Невозможно быть одновременно и физиком, и лириком, да еще и профессиональным спортсменом! Все люди слишком РАЗНЫЕ по своим интересам – и далеко не каждый жаждет самовыразиться в спорте и/или хореографии. Я вот, например, уж точно не жажду – ибо привыкла самовыражаться несколько иными способами (при помощи изобразительного искусства и литературного творчества – остальное меня не привлекает). Я ничего не имею против спорта и/или хореографии – но это просто не мое! Пусть спортом и танцами занимаются лишь те, у кого есть склонность к подобной деятельности, кому это доставляет искреннее удовольствие, – но моя душа к этому не лежит, и меня абсолютно не тянет ни в спортзал, ни на танцплощадку. Уверена, что многих из вас тоже, мои дорогие читатели! Поэтому можете не сомневаться в том, что в Ефремовском футуро-концлагере мы с вами считались бы недочеловеками, людьми второго сорта. А все потому, что не тратим по много часов в день на изнурительные гимнастические упражнения или зажигательные пляски в голом виде!

Как и все джедаи, Ефремов – упоротый гомофоб и сексист, но сексизм его проявляется весьма своеобразно. В отличие от традиционных мужских стремлений принизить женщину, он, напротив, незаслуженно превозносит ее, считает неким высшим существом, едва ли не богиней, до величия которой мужчине не дотянуться… Вот характерная цитата из его романа, из главы «Эпсилон Тукана», где описан сеанс связи землян с другой, инопланетной (но такой же упорото-джедайской, помешанной на коммунизме и эротике) цивилизацией:

Стр. 47-49:

Тогда двое в золотистых одеждах отступили направо, а их место заняла вторая пара. Неуловимо быстрым движением плащи были отброшены, и на жемчужном фоне стен живым пламенем возникли темно-красные тела. Мужчина протянул обе руки к женщине, она ответила ему улыбкой такой гордой и ослепительной радости, что жители Земли отозвались невольными улыбками. А там, в жемчужном зале неимоверно далекого мира, двое начали медленный танец. Вероятно, это не был танец ради танца, а скорее ритмическое позирование. Танцующие, очевидно, ставили себе целью показать совершенство, красоту линий и пластическую гибкость своих тел. Но в ритмической смене движений угадывалась величавая и в то же время грустная музыка, как будто воспоминание о великой лестнице безымянных и неисчислимых жертв развития жизни, приведшего к столь прекрасному мыслящему существу - человеку.

Мвену Масу показалось, что он слышит мелодию - веер высоких чистых нот, опирающийся на гулкий и мерный ритм низких звуков. Веда Конг стиснула руку Дар Ветру, и тот не обратил на это внимания. Юний Ант смотрел, не шевелясь и не дыша, а на его огромном лбу проступили капельки пота.

Люди Тукана были так похожи на людей Земли, что постепенно утрачивалось впечатление иного мира. Но красные люди обладали такой отточенной красотой тела, какая не была еще достигнута всеми на Земле, и жила в мечтах и творениях художников, воплощаясь в небольшом числе необычайно красивых людей.

«Чем труднее и дольше был путь слепой животной эволюции до мыслящего существа, тем целесообразнее и разработанное высшие формы жизни и, следовательно, тем прекраснее, - думал Дар Ветер. - Давно уже люди Земли поняли, что красота - это инстинктивно воспринимаемая целесообразность строения, приспособления к определенному назначению. Чем разнообразнее назначение, тем красивее форма - эти красные люди, вероятно, более разносторонни и ловки, чем мы. Может быть, их цивилизация шла больше за счет развития самого человека, его духовного и физического могущества, и меньше за счет техники? Наша культура долго оставалась насквозь технической и только с приходом коммунистического общества окончательно встала на путь совершенствования самого человека, а не только его машин, домов, еды и развлечений».

Танец прекратился. Юная краснокожая женщина вышла на середину зала, и луч зрения прибора сосредоточился на ней одной. Ее раскинутые руки и лицо поднялись к потолку зала.

(...)

Краснокожая девушка далекого мира стряхнула с пальца синий шарик и повернулась лицом к зрителям с раскрытыми руками, будто готовясь обнять кого-то, незримо стоявшего перед ней. Она слегка откинула голову и плечи назад - так сделала бы и женщина Земли в страстном призыве. Губы полураскрытого рта шевелились, повторяя неслышные слова. Так она замерла, зовущая, бросая в ледяной мрак межзвездных пространств свою горячую человеческую мольбу о товарищах - людях других миров.

И снова ее блистающая красота заставила оцепенеть наблюдателей Земли. В ней не было чеканной бронзовой суровости земных краснокожих людей. Круглое лицо с небольшим носом и огромными, широко расставленными синими глазами, с маленьким ртом скорее напоминало северные народности Земли. Густые волнистые черные волосы не были жесткими. В каждой линии лица и тела сквозила веселая и легкая уверенность, бессознательно воспринимавшаяся как ощущение большой силы.

- конец цитаты. А теперь сравните-ка вышеприведенную Ефремовщину с нижеприведенной Эммануэлевщиной - насколько похоже рассуждает о «великой силе человеческой красоты» один из героев порнографического романа И.Арсан! Фразы до того идентичны, совпадают до малейших деталей, словно один автор писал:

Стр. 34:

– Я бы очень хотел, чтобы высшей добродетелью была страсть к красоте. В этом и заключено все. Все, что красиво, то истинно; все, что красиво, то справедливо; все, что красиво, то преодолевает смерть. Любовь к красоте делает нас другими, отличает от животных. Наши первые страхи, мысль о том, что земные соки поднимаются по нашим жилам, заставляют нас прижиматься лицом к земле, ползать в этой темной пустыне, где мы разместили своих богов. Чудо же красоты пробуждает в нас бунтующее любопытство и зовет нас к полету. Красота – это крылья мира. Без нее мы не могли бы оторваться от земли.

Марио остановился, но выражение лица молчащей Эммануэль словно бы вдохновило его, и он продолжал:

– Какой человеческий гений, более бдительный, чем Божий ангел, осеняет нас своим крылом?! Красота науки хранит нас от ужасов магии, красота разума внушает нам отвращение к мифам. Мир движется и над неподвижностью смеется. И в постоянном движении человек находит средство от всех кошмаров и химер.

Марио повернулся к Квентину, как бы призывая его в свидетели и, сделав рукой широкий округлый жест, продолжил свою лекцию.

– …Ибо наша жизнь удивительно проста: нет другого долга, чем быть разумным, нет другой судьбы, кроме любви, и нет другого знака добра, кроме красоты.

Его лицо снова было обращено к Эммануэль. Он предостерегающе поднял палец:

– Но помните: красота открывается для вас не в законченных вещах. Красота – не результат, не земля обетованная, не рай после страданий. Она богохульство в адрес молчащего Бога, вопрос, на который не отвечают, поход, который не кончается никогда. Она – вызов и усилие. Она – неотложность вызова и бесконечность усилий. Она равна героизму нашей судьбы.

Эммануэль улыбнулась ему сочувственно, и он, казалось, понял, что это ее трогает. Он взглянул на нее дружелюбно, но в то же время было видно, что он еще не вполне уверен, поняли ли его до конца.

– Красота не дарована человеку Богом, человек сам избрал ее, придумал, сотворил. Имя ее соблазнительно и поэтично. Она – надежда человечества, добродетель, рожденная людьми вопреки природе, рожденная среди отчаяния и одиночества, куда забросили людей ангелы и демоны. Она – вожделенная победа над джунглями и ливнями. Она – свет воображаемой луны, песни невидимых над поверхностью моря сирен. Итак, утверждаю я, эротизм – это торжество выдумки над природой, – самая высокая поэзия, потому что для него нет невозможного. Это – всемогущий Человек.

- конец цитаты. А вот - еще один пассаж из Ефремовщины, на сей раз - про земного художника:

Стр. 135:

- А мне хочется, - продолжал Карт Сан, - идти так: собрать и соединить чистые зерна прекрасной подлинности чувств, форм, красок, разбросанных в отдельных людях, в одном образе. Восстановить древние образы в высшем выражении красоты каждой из рас давнего прошлого, смешение которых образовало современное человечество. Так, «Дочь Гондваны» - единение с природой, подсознательное знание связи вещей и явлений, насквозь еще пронизанный инстинктами комплекс чувств, ощущений.

«Дочь Тетиса» - Средиземного моря - сильно развитые чувства, бесстрашно широкие и бесконечно разнообразные, - тут уже другая ступень слияния с природой - через эмоции, а не через инстинкты. Сила Эроса, открыто и чисто подчиненная возвышению человека. Древние культуры Средиземноморья - критяне, этруски, эллины, протоиндийцы, в их среде возник образ человека, который мог создать эту эмоциональную культуру. Как повезло мне найти Чару: случайно в ней соединились черты античных греко-критян и более поздних народов Центральной Индии.

Веда улыбнулась правоте своей догадки, а Дар Ветер прошептал ей, что трудно было бы найти лучшую модель.

- Если мне удастся «Дочь Средиземного моря», то неизбежно выполнение третьей части замысла - золотоволосая или светло-русая северная женщина со спокойными и прозрачными глазами, высокая, чуть медлительная, пристально вглядывающаяся в мир, похожая на древних женщин русского, скандинавского или английского народов. Только после этого я смогу приступить к синтезу - созданию образа современной женщины, в котором соединю лучшее от всех трех этих пращуров.

- Почему только «дочери», а не «сыновья»? - улыбнулась Веда.

- Надо ли пояснять, что прекрасное всегда более законченно в женщине и отточено сильнее по законам физиологии… - нахмурился художник.
- Когда будете писать свою третью картину, приглядитесь к Веде Конг, - начала Эвда Наль. - Вряд ли…

Художник быстро встал.

- Вы думаете, я не вижу! Но борюсь с собой, чтобы в меня не вошёл этот образ сейчас, когда я полон другим.

- конец цитаты. Итак, согласно «компетентному» Ефремовскому мнению, главной (и чуть ли не единственной) задачей художников будущего станет бесконечное рисование и ваяние красивых голых баб. К примеру, одна из героинь «Туманности Андромеды» - прекрасная и сексапильная Чара Нанди (по национальности - наполовину гречанка, наполовину индианка), которую вполне можно назвать коммунистической гетерой и стриптизершей: до того обольстительно она пляшет, едва прикрыв свои прелести лишь несколькими лоскутками одежды! И она же позирует художнику, задумавшему вдохновенную картину «Дочь Тетиса», дабы передать в ее облике всю мощь средиземноморского эроса... Именно Чара Нанди больше всего смахивает на Эммануэль, вступившую в коммунистическую партию. И, судя по восторженным описаниям этой горячей красотки, именно она сильнее всего возбуждала автора: видимо, на нее он мастурбировал чаще, чем на Низу Крит или Веду Конг.

Конечно же, гетеросексуальному мужчине не зазорно посмотреть на стриптиз (что естественно, то не безобразно); но строить на основе стриптиза целую идеологию… Однако, это именно то, чем и занимался Ефремов: обосновывал идеологию стриптизом. Он буквально молился на женские груди, бедра, задницы, талии и ноги, боготворил их, пел им бесконечные оды и дифирамбы… вот ведь до чего бедного мужика сексуальная неудовлетворенность довела! Не жалел злых и ядовитых слов в адрес христианства и церкви – которая, по его представлениям, на протяжении веков только и занималась тем, что старательно искореняла и уничтожала женскую красоту, навязывала свои ханжеские правила и мракобесные запреты, не позволяя бабам публично раздеваться и свободно спать с кем попало… Но при этом превозносил до небес античную Элладу с ее сомнительной «демократией» (как-то закрывая глаза на тот факт, что в тех же Афинах женщина вообще не считалась за человека, и почти всю жизнь безвылазно просиживала в гинекее, будучи бесправной и безгласной собственностью мужа) и Индию (как-то забывая о традиционном многовековом бесправии индийских жен и чудовищном ритуале сати, по сравнению с которым европейская средневековая охота на ведьм кажется детской забавой). Что это – страшное, непростительное лицемерие или страшная, непростительная некомпетентность Ефремова как историка!?.. Или – и то, и другое одновременно!?..

Будучи убежденным и непримиримым антихристианином (во всем его обширном творческом наследии вы не найдете ни единого доброго слова в адрес Христа и церкви), Ефремов, тем не менее, отнюдь не производит впечатление атеиста. Он придерживался собственной философии, иные аспекты которой вполне тянут на религию. Эдакий коммунистический New Age, представляющий собой дикую и безграмотную смесь марксистско-ленинской идеологии с античным язычеством и некоторыми индийскими культами, перенесенную в технократическую эру. Позорный антисемит Иванушка ненавидел Библию, евреев, иудаизм, средневековую христианскую Европу и Древний Египет, ни хрена не знал про Древнюю Месопотамию, – но зато был изрядно повернут на таких цивилизациях, как Эллада и Индия, многие пережитки которых он, не моргнув глазом, спокойно перенес в Светлое Будущее. Чего стоят хотя бы одни названия праздников, справляемых коммунистическими людьми: женский праздник Пламенных Чаш (нечто вроде коммунистического Show Girls, где бабы состязаются в песнях, танцах, спорте и стриптизе) или праздник Геркулеса (аналогичный мужской конкурс). А все юноши и девушки, закончив школу в 17-летнем возрасте, обязаны пройти еще и дополнительную инициацию – совершить Двенадцать Подвигов Геракла (двенадцать выдающихся достижений в различных областях человеческой деятельности – как в спорте, так и в науке или искусстве) – и лишь после этого становятся полноправными членами общества. К примеру, отправят тебя уничтожать акул, вновь появившихся у берегов Австралии, или заставят создать ансамбль полинезийской народной песни и пляски - и только попробуй отказаться! Это Совок, детка!..

СЮЖЕТ.

Парадокс «Туманности Андромеды»: несмотря на обилие событий, роман производит весьма унылое впечатление. Это невероятно скучное, нудное, затянутое и монотонное повествование, в котором почти отсутствует сюжет. «Как же так!?» - воскликнут оскорбленные фанаты Ефремова, - «Почему вы отрицаете наличие сюжета!? Ведь книга перенасыщена действием! Там в каждой главе что-то происходит: отважные астронавты покоряют неизведанные глубины Космоса, ученые совершают эпохальные открытия, художники творят великие шедевры – и т.д., и т.п., и пр., и др. Неужто вам не хватает экшена!? Как можно отрицать там сюжет!?»

Ну так, дорогие мои… вы забыли одну прописную истину! Для настоящего, полноценного сюжета обязательно необходим КОНФЛИКТ: некое столкновение интересов, противоборство, противостояние, борьба, вражда… А мир Светлого Будущего, порожденный больным воображением Ефремова, увы, настолько совершенен и безупречен, что в нем нет места никаким конфликтам между людьми: ибо все мыслят на удивление одинаково, стремятся к одним и тем же целям, а их вкусы, интересы и желания полностью совпадают. Его герои стандартизированы, словно сошедшие с конвейра роботы, вылеплены по одному шаблону (довольно убогому шаблону), и лишены даже намека на хотя бы малейшую индивидуальность. По сути дела, ни у кого из них нет никаких личных интересов и маленьких, частных желаний: а есть лишь интересы общественные. Никто из них не стремится к накоплению презренных материальных ценностей, к устройству своего маленького, уютного, индивидуального мирка: зато все без исключения бредят покорением Космоса и ударным стахановским трудом на благо своей коммунистической Родины. Нация поголовных трудоголиков, почти не нуждающихся в отдыхе (ибо под отдыхом они понимают все тот же спорт - а о других, пассивных видах отдыха как-то даже не подозревают). Они смахивают на наркоманов, которым всем поголовно вкололи лошадиную дозу допинга - супер-стимулятора, вызывающего истерическую жажду круглосуточной деятельности, - ибо труд для них подобен наркотику, без которого они не могут прожить ни дня. Как гордо хвастается Ефремов, «современный человек стал подобен древним героям, ненасытным в подвиге, любви и познании». По его словам, за долголетнюю жизнь каждый пламенный коммунист успевает пройти высшее образование по пяти-шести специальностям (!) – причем, нередко оные специальности чрезвычайно далеко отстоят друг от друга. Вместо одной карьеры он делает сразу пять-шесть карьер – и все это, подчеркиваю, без какого-либо мелкобуржуазного стремления к прибыли или жажды власти, а лишь исключительно по причине своего запредельного трудоголизма. Они фонтанируют неиссякаемым запасом энергии – и вечно ищут ей новые области применения. К примеру, типичный Ефремовский персонаж может одновременно и работать заведующим внешними космическими станциями, и добывать титан у берегов Южной Америки, и собираться в тридцать восьмую по счету звездную экспедицию, или на антарктические подводные рудники, или на археологические раскопки… А уже упоминавшаяся Веда Конг достигла небывалых высот не только в истории и археологии – она и профессиональная певица, и танцовщица, и гимнастка, и даже – актриса, играющая роль королевы в детском фильме.

Вот характерные коммунистические перлы из Вединых уст: «Скоро люди поняли, что труд - счастье, так же как и непрестанная борьба с природой, преодоление препятствий, решение новых и новых задач развития науки и экономики. Труд в полную меру сил, только творческий, соответствующий врожденным способностям и вкусам, многообразный и время от времени переменяющийся - вот что нужно человеку»; или вот, к примеру: «Но требование дать каждому все вызвало необходимость существенно упростить обиход человека. Человек перестал быть рабом вещей, а разработка детальных стандартов позволила создавать любые вещи и машины из сравнительно немногих основных конструктивных элементов подобно тому, как все великое разнообразие живых организмов строится из небольшого разнообразия клеток, клетка – из белков, белки – из протеинов и т. д. Одно только прекращение невероятной расточительности питания прежних веков обеспечило пищей миллиарды людей» - и еще в другой главе она же подчеркивает всю важность окончательной победы над «слепым материнским инстинктом», который якобы тоже противостоит прогрессу.

Вы можете себе представить нечто подобное в реальной жизни – чтоб один и тот же человек был наделен столь разнообразными талантами и без устали вкалывал на различных трудовых фронтах – да еще и ухитрялся везде достигать одинаково высоких результатов?.. «Можем, можем!» - завопят фанаты Ефремова, - «Вы забыли о великом античном философе Платоне, который не только открыл новые горизонты философии, но и неоднократно брал призы на Олимпийских играх! А также – о Леонардо да Винчи и Ломоносове! В здоровом теле – здоровый дух, а в человеке все должно быть прекрасно, как завещали древние греки! Но если в нашем несовершенном мире лишь считанные единицы людей соответствуют античному идеалу, то в мире Светлого Будущего, в эру Великого Кольца, когда наконец-то построят коммунизм и создадут надлежащие условия для всестороннего (как физического, так и интеллектуального, и духовного, и творческого) развития личности, любой мужчина или женщина без труда воплотят идеал в жизнь!»

Ну так, дорогие мои… вы, кажется, забыли о том, что во времена Леонардо да Винчи и Ломоносова (не говоря уж о Платоне) науки были еще так слабо развиты и почти не дифференцированы, что достаточно любознательный человек вполне мог за свой короткий жизненный срок успеть освоить их все – и везде оставить свой след! Однако, в современном мире они развиты не в пример сильнее – и с каждым годом все сильней и сильней дифференцируются, расходятся в разные стороны… Логично предположить, что для эпохи Светлого Будущего, отстоящей от нас то ли на тысячу, то ли на три тысячи лет, будет характерна еще бОльшая дифференциация наук (ибо, в связи с дальнейшим развитием технологий, неминуемо возникнут новые отрасли знания, да и старые значительно усложнятся). В результате, каждому гражданину придется очень долго учиться по выбранной специальности, чтоб худо-бедно усвоить весь колоссальный опыт, накопленный для него предками, – наверняка еще дольше, чем нам в наших современных университетах. Где уж тут мечтать о том, чтоб овладеть пятью-шестью различными профессиями! (да еще и ухитряться выкраивать время для регулярных занятий спортом) Тут бы хоть на одной работе нормально справляться со своими обязанностями…

Вместо реальных людей с их естественными недостатками, пороками, слабостями, проблемами и заботами роман Ефремова населяют плоские картонные куклы, манекены, ожившие античные статуи, вгоняющие в столбняк своим недостижимым совершенством. Все бабы – сплошные Венеры Милосские, а мужики – Копьеносцы и Дискоболы. Лентяи и паразиты, злодеи и преступники, хамы и грубияны начисто искоренены в этом стерилизованном, дистиллированном обществе: граждане Идеального Государства настолько скромны, дисциплинированны, вежливы, любезны, культурны, тактичны, сдержанны, приветливы, ответственны, отзывчивы, трудолюбивы, аккуратны и пунктуальны, что аж противно. Своей тошнотворно-благочестивой манерой поведения они здорово смахивают на Свидетелей Иеговы или на адептов любой другой тоталитарной секты. Это ж как надо организовать промывку мозгов с младенчества, чтоб КАЖДЫЙ гражданин превратился в такого вот отмороженного сектанта!

Меня еще в детстве, при первом прочтении романа, дико покоробила их абсолютно одинаковая манера говорить: ибо герои «Туманности Андромеды» способны задолбать кого угодно своими бесконечными торжественными тирадами о красоте и величии человека, которые они твердят без устали, по каждому поводу и без. Их речь исполнена дешевого и лживого идеологического пафоса – но начисто лишена юмора. Обитатели Ефремовской планеты всегда преувеличенно серьезны – никто из них никогда не засмеется, не пошутит, не поиронизирует, не расскажет какой-нибудь анекдот… Конечно же, разве юмору и сатире найдется место в Идеальном Государстве Светлого Будущего – которое до того идеально, что в нем и высмеивать-то нечего?.. Попробуй-ка там что-нибудь высмеять – моментально загремишь на Острова Забвения… Если вы предпочитаете фантастику с юмором, то Ефремов –явно не ваш автор! Как тут не вспомнить фразу из замечательного отечественного фильма про барона Мюнхгаузена – о том, что все глупости в мире делаются с невероятно серьезным выражением лица… Я так и представляю себе физиономию сексуально озабоченного Иванушки, который с невероятной серьезностью писал свою пургу, дурь, чушь и муть – и, видимо, искренне веровал, что пишет научную фантастику; а оказалось – в высшей степени АНТИНАУЧНУЮ!

Если жаждете глубокого психологизма, реалистичного и правдоподобного описания сложных и неоднозначных человеческих отношений, то и здесь вас Иванушка разочарует: глубокий (и вообще хоть какой-нибудь) психологизм явно не по его части. Бесстрашные и безупречные люди Светлого Будущего не страдают никакими неврозами, комплексами и прочими психологическими проблемами. Ефремовщина, как и Эммануэлевщина, представляет собой тоталитарную секту человекопоклонников, человекобожников, где под пафосными фразами о «величии» и «достоинстве» людей кроется садистское стремление сектантских гуру к добровольно-принудительной уравниловке, к жесткому подавлению и уничтожению всякой индивидуальности, которая и составляет основу нашей личности. Они жаждут подогнать ВСЕХ землян под свой субъективный (и довольно-таки убогий) антично-эротический идеал, сделать из них безликих кукол, удобных для тотального контроля. Ребята, я поняла: они зомби! Настоящие КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ЗОМБИ!..

LOVE STORY.

Убожество и глупость любовной линии заслуживает отдельного «фи!»: love story начинается с того, что пламенный коммунист Эрг Ноор любит пламенную коммунистку Веду Конг. Но вот незадача: Эрг Ноор –астронавт, которого неудержимо тянет в глубины Космоса, а Веда –историк, денно и нощно пропадающая на археологических раскопках. После того, как черти уносят неутомимого Эрг Нора в очередную космическую экспедицию, к оставшейся на Земле Веде начинает подбивать клинья ее друг – пламенный коммунист по имени Дар Ветер (Ой, тьфу ты!.. Чуть не написала ДАРТ ВЕЙДЕР! Не путать его с Дарт Вейдером! Это у них, у поганых буржуев, Дарт Вейдер –а у нас, верных ленинцев, Дар Ветер). А скучающий в дальнем полете Эрг Ноор, в свою очередь, начинает заинтересованно посматривать на девушку-астронавигатора по имени Низа Крит… в общем, среди героев образуется любовный четырехугольник. Прочтя о возвращении звездолета с Эрг Ноором и Низой Крит обратно на Землю, я еще в детстве ехидно захихикала, потирая руки от предвкушения: ну, наконец-то в этом скучном произведении завяжется хоть какой-то КОНФЛИКТ! Естественно, я ожидала разборок между двумя любовниками Веды, и очень надеялась, что либо Эрг Ноор набьет морду Дар Ветру, либо Дар Ветер – Эрг Ноору. Про баб тоже надеялась, что они тоже подерутся – или, по крайней мере, хотя бы крупно поругаются: «Ах ты, проститутка космическая! Как смеешь моего парня отбивать!? Так вот зачем ты, дрянь, напросилась в эту экспедицию –чтоб быть поближе к моему Эргу!»

Но, увы, моим ситским ожиданиям не суждено было оправдаться! Ибо персонажи Ефремова оказались настолько упоротыми джедаями, что совершенно искренне не подозревали о наличии такого естественного чувства, как ревность. Они собрались все вчетвером, мирно побеседовали – и без труда пришли к консенсусу: Веда остается на Земле с Дар Ветром, а Эрг Ноор вновь улетает в Космос с Низой Крит. Дескать, разошлись их пути-дороженьки, и надо спокойно отпустить прошлое, не цепляясь за былые привязанности… Ну, да, разумеется: ведь для джедаев любая привязанность есть грех и страшное зло! Джедай, типа, должен одинаково любить ВСЕХ людей, ибо «все прогрессивное человечество давно слилось в единую дружную семью». Поэтому надо относиться к сопернику, как к брату, а к разлучнице –как к сестре, ибо в лучших традициях тоталитарных сект всех положено считать братьями и сестрами. Блаженные! Больные...

Любите друг друга, люди будущего!.. Бескорыстно помогайте и заботьтесь друг о друге, как завещал великий Ефремов!.. Спите друг с другом, и не ревнуйте, как завещала великая Эммануэль!.. Никому не отказывайте в своем чистом коммунистическом эросе!.. Но, самое главное – НЕ ПРИВЯЗЫВАЙТЕСЬ! И не смейте даже задумываться о том, что любовь, вообще-то, - чувство ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ, и любить всех поголовно невозможно. Ибо все люди – слишком РАЗНЫЕ, и им никогда не стать одинаковыми, как бы не старались Ефремовцы загнать все население Земли в один гигантский концлагерь.

Заканчивается роман тем, что храбрая коммунистическая пара Эрг + Низа, почти не передохнув на Земле, уносится в очередную экспедицию – к далекой звезде под названием, извините за выражение, АХЕРНАР. Отличное название, правда?.. Мне тоже нравится. Надо быть о-о-очень пламенным коммунистом на всю голову, чтоб из многих миллионов звезд выбрать именно звезду Ахернар. Но тупые и начисто лишенные чувства юмора Ефремовские герои слишком полны дешевого идеологического пафоса, чтоб посмеяться над ее матерным названием: они, типа, обнаружили на орбите Ахернара землеподобные планеты, вполне пригодные для жизни. Летят туда чтоб, типа, основать новый концлагерь... тьфу ты, новую колонию! И им плевать, что это – билет в один конец, ибо путь займет больше ста лет, Эрг и Низа умрут за этот долгий срок – и лишь их дети и внуки ступят на поверхность нового мира... Верные ленинцы, в отличие от неверных, не должны ничем дорожить и ни к чему привязываться. Если партия сказала: «Надо!», комсомол должен ответить: «Есть!» Послала партия на Ахернар – надо лететь, и не спрашивать: «А хер нам туда надо?». А то ведь в партии, как известно, не дураки сидят, - могут и на Солнце послать, и даже не ночью...

ВОПРОСЫ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ОТВЕТА.

Отдельную странность представляют собой имена обитателей Светлого Будущего: естественно, по Иванушкиному мнению, в эру Великого Кольца все земляне дружно заговорят на одном-единственном общем языке, а их двусложные имена будут случайными сочетаниями звуков, наобум взятых из старых наречий. Звучат они, честно говоря, странновато и непривычно для нашего неподготовленного слуха: Эрг Ноор, Рен Боз, Мвен Мас, Бет Лон, Карт Сан, Эон Тал, Кэй Бэр, Зиг Зор… Не могу не удержаться от вопроса: а что ж они означают?.. Или ничего не означают?.. Вот имя Эрг Ноор, к примеру – оно в честь кого из вождей мирового пролетариата?.. В честь Маркса, Ленина или Сталина?.. Почему бы автору не дать своим героям нормальные, прозрачные по смыслу коммунистические имена – наподобие тех, что встречаются в нормальном романе «Москва 2042» нормального писателя Владимира Войновича: Коммуний Иванович, Дзержин Гаврилович, Берий Ильич, Пропаганда Парамоновна?.. Еще было бы неплохо назвать героиню не Веда Конг, а, допустим, Пятилетка Сидоровна, а героя – не Дар Ветер, а, предположим, Колхоз Петрович… (а Даздраперма –это вообще классика!) Но имена Ефремовских коммунистов почему-то лишены малецшего идеологического подтекста – что, на мой взгляд, очень странно! Разве есть для истинного коммуниста что-либо важней идеологии?..

Остался, к сожалению, без ответа и такой важнейший вопрос: а кто, собственно говоря, управляет всем этим утопическим бардаком?.. Какое у них там правительство?.. И есть ли оно вообще?..

Богатый опыт прочтения многочисленных антиутопий подсказывает мне, что в подобном ГУЛАГе непременно должен процветать культ личности, и обязательно присутствовать обожествленный объект оного культа: либо Большой Брат (как у Джорджа Оруэлла), либо - Благодетель (как у Евгения Замятина), либо - Гениалиссимус (как у Владимира Войновича). Однако то, что отлично понимали другие, нормальные писатели, не понимал скудоумный Ванька-палеонтолог: ибо в его Светлом Будущем, несмотря на всю его чудовищную тоталитарность, никакого единого лидера почему-то не видать! Там, дескать, в людях напрочь искоренили жажду власти, и эра Великого Кольца - сплошная «страна советов»: все решения там принимаются коллективными совещательными органами после долгого обсуждения, путем всеобщего голосования. Есть там Академия Горя и Радости, Академия Производительных Сил, Академия Стохастики и Предсказания Будущего, Академия Психофизиологии Труда, Академия Пределов Знания, Академия Направленных Излучений, Совет Экономики, Совет Звездоплавания и т.д. – а вот общего Благодетеля или Гениалиссимуса почему-то нет! Или, может быть, он просто хорошо спрятался и замаскировался, чтоб эффективно управлять зомбированными рабами незаметно для них самих?.. Лично я склоняюсь к этому варианту. «У нас все равны в правах и обязанностях!» - заливается соловьем Веда Конг в своей очередной лекции, - «Все денно и нощно, не корысти ради, не щадя живота своего, трудятся на Общее Благо, и никто никого не эксплуатирует!» Да ну!.. Я помню, у Оруэлла в его гениальном «Скотном дворе» тоже все скоты были якобы равны; но нашлись отдельные свиньи, которые оказались РАВНЕЕ ДРУГИХ. А кто РАВНЕЕ ДРУГИХ в «Туманности Андромеды»?.. Сексуально озабоченный сталинист Ефремов старательно уходит от ответа на данный вопрос.

Далее: если там существуют Острова Забвения, то, значит, должна существовать и некая карательная структура типа ОГПУ/НКВД/КГБ, или красочно описанного Оруэллом Министерства Любви, в обязанности которой входит слежка за всеми, сбор доносов, поимка инакомыслящих и определение им меры наказания. Увы, но об этом важнейшем учреждении Ефремов тоже скромно умалчивает; хотя я ни за что не поверю, что какое-либо государство (тем более –настолько тоталитарное, как в его романе!) могло бы обойтись без карательных и пенитенциарных органов. Не рассказывайте мне джедайские сказки: я слишком хорошо знаю, что ГОСУДАРСТВО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЕСТЬ АППАРАТ НАСИЛИЯ. И всегда так было, и всегда так будет. Ни одна государственная структура не может функционировать без армии, полиции и других инструментов принуждения.

Еще я сразу предупреждаю тех читателей моего отзыва, кто окажется с «коммунистическим приветом» и ринется защищать Иванушку: вы уж лучше сами от меня отпишитесь, иначе я вас транклюкирую и забаню! Ваши лицемерные «аргументы» не произведут никакого впечатления на меня, злобную диссидентку и антисоветчицу, с потрохами продавшуюся загнивающему Западу и давно заслуживающую расстрела по 58-й статье!

Задайте себе естественный вопрос: хотели бы вы, лично вы, по щучьему веленью оказаться в «счастливом» Ефремовском ГУЛАГе?.. Хотели бы жить на изнасилованной планете с повернутыми вспять реками и растопленными полярными шапками, задыхаться от парникового эффекта и питаться искусственной канцерогенной пищей на основе каменного угля?.. Мечтали бы, чтоб вас в грудном возрасте разлучили с родителями, отправив в коммунистический детдом?.. (и вы бы потом почти никогда не видели маму и папу, слишком занятых коммунистическим строительством или пропадающих в бесконечных межзвездных экспедициях, чтоб общаться со своим родным чадом) Желали бы, чтоб вас, как в античной Спарте, растили в казарме и ежедневно изнуряли тяжелыми, выматывающими спортивными тренировками?.. (даже в том случае, если вы терпеть не можете спорт –поверьте, ваших жалоб и отговорок там бы никто не стал слушать) Чтоб заставили в добровольно-принудительном порядке сдавать нормы ГТО (те самые Подвиги Геракла)?.. Чтоб из года в год безжалостно вытравливали из вас малейшие проявления индивидуальности, уродовали вашу личность, неуклонно превращая в коммунистического зомби: покорного воле коллектива и не имеющего никаких иных интересов, кроме бесконечных трудовых подвигов на благо Родины. Чтоб в результате сделали из вас идеального и безотказного раба, лишенного и семьи (семья есть тяжелый пережиток позорной эры Разобщенного Мира!), и какой-либо собственности (стремиться к накоплению материальных ценностей –великий грех для верного ленинца!) и даже постоянного места жительства (ибо будьте всегда готовы к тому, что вас неожиданно пошлют в очередную межзвездную экспедицию, или еще куда подальше). Это Совок, детка!.. А если вы осмелитесь хоть как-то покритиковать Идеальное Государство, хоть на миг усомниться в его идеальности, проявить хоть малейшее непослушание, –то живо загремите на Острова Забвения –и вряд ли скоро оттуда вернетесь (ибо 58-ю статью, карающую за антисоветскую агитацию и пропаганду, и в Светлом Будущем никто не отменял). Хотели бы вы себе такой участи, горячие фанаты Ефремова?.. Хорошенько поразмыслите над моим очень простым вопросом! По-моему, ответ очевиден…

«Вековечная мечта всего прогрессивного человечества», говорите?.. Да ну! Таки не смешите мои седые пейсы: на самом деле, подавляющее большинство людей мечтает совсем о другом. О чем угодно, кроме Ефремовского футуро-ГУЛАГа!

Заметьте: я вовсе не идеализирую капитализм, в нем тоже хватает недостатков, но он, по крайней мере, несоизмеримо ЧЕСТНЕЕ и ТРЕЗВЕЕ бредовых Ефремовских фантазий. Капитализм, при всех своих минусах, все же трезво оценивает действительность и честно признается: да, есть в человеке частнособственнический инстинкт, и его из нашей натуры ничем не выведешь и не вытравишь! Да, верно, людьми во многом движет жажда прибыли и страсть к обогащению; и большинство из нас готовы хорошо работать только тогда, когда работа приносит ощутимую выгоду и прибыль. Не получая приличного материального вознаграждения, люди вряд ли станут хорошими работниками! А марксистская байка о том, что якобы можно коренным образом изменить человеческую психологию, и добиться того, чтоб люди полюбили труд сам по себе, и работали абсолютно бескорыстно, на Общее Благо, есть чушь джедайская и бред сивой кобылы! Никто, кроме разве что самых упоротых джедаев, не способен на такой альтруистический мазохизм.

Пусть капитализм не идеален, но ничего лучше него на сегодняшний день, увы, не придумано. Капитализм, по крайней мере, реально РАБОТАЕТ; при всех недостатках капиталистической системы, это – ДЕЙСТВЕННАЯ и ЭФФЕКТИВНАЯ система. А где вожделенный коммунизм, которым бредил Иванушка-дурачок?.. Он так и остался призраком – но сей беспощадный призрак постоянно требует на свой алтарь вполне конкретных жертвоприношений (в виде жестоких и кровавых революций с миллионами погибших, расстрелянных, замученных, посаженных в лагеря). По вине нелепых утопических фантазий Маркса и Энгельса убиты миллионы людей (многие из которых вообще не имели никакого отношения к политике, а всего лишь случайно оказались в вихре и водовороте революционных событий). И, самое страшное, что они все погибли ЗРЯ, что их смерти абсолютно НАПРАСНЫ! – ибо эра Мирового Воссоединения и эра Общего Труда, не говоря уже об эре Великого Кольца, так и не приблизились ни на шаг. Они по-прежнему остаются недостижимой и неосуществимой сказкой, ибо переделать человеческую психологию невозможно. Как испокон веков правила людьми жажда прибыли и богатства, так и правит по сей день... (несмотря на все ухищрения лживых и лицемерных идеологов, пытавшихся на протяжении 70 лет промывать мозги своим адептам и искоренять эти мелкобуржуазные поползновения) Столько народа погубили –а зря, все ЗРЯ!!! Все БЕССМЫСЛЕННО!!!

Еще я бы многое отдала, чтоб получить ответ и на такой животрепещущий вопрос: был ли наш Иванушка настоящим, искренним дурачком, или просто выполнял соцзаказ?.. В смысле: он действительно фанатично уверовал в подобную антинаучную лабуду (под названием «научный коммунизм») –или ловко прикидывался верующим?.. (дабы носить почетный титул «выдающегося философа-космиста» и получать Сталинские премии) И насколько бы Иван Антонович пересмотрел свои «прогрессивные» взгляды, кабы он, по щучьему веленью, по моему хотенью, провел бы хоть один день в ГУЛАГе, на одних нарах с Иваном Денисовичем из одноименной повести Солженицына?..

Конечно же, как вы понимаете, я никак не могу дать положительной рекомендации лживой Ефремовской утопии, на деле оказавшейся антиутопией. Чем восторгаться «Туманностью Андромеды», уж лучше лишний раз перечитать нормальные книги нормальных писателей, изображавших будущее гораздо реалистичней и правдоподобней, чем сталинист-палеонтолог Иванушка. К примеру, «Скотный двор» или «1984» Дж. Оруэлла, или «Мы» Е.Замятина, или «Москва 2042» В.Войновича... Вот эти произведения, в отличие от Ефремовского бреда, показывают истинную сущность любой коммунистической идеологии, где «некоторые животные равнее других», и даже самый верный ленинец отнюдь не застрахован от попадания в лапы кровавых палачей из Министерства Любви... Ну, или ознакомьтесь с моей последней статьей, под заголовком «Христос и Нигена», где я, анти-Веда Конг, подробно описываю общественно-политический и экономический строй колониальной цивилизации, созданной на Земле инопланетной расой Дингиров-Ануннаков. Если вам действительно интересно узнать, как на самом деле живут высокоразвитые инопланетные цивилизации, читайте не Ефремова, а меня - вот ссылка:
http://www.proza.ru/2017/03/27/1335

***
Пожалуй, закончу свой отзыв несколькими строчками из своего старого сатирического фанфика про «Туманность Андромеды», написанного мною еще в школьные годы. Подражая Войновичу, я сочинила тогда собственный стеб:

Торжественное венчание Эрга Ноора и Низы Крит состоялось в Храме имени Бассейна Христа Спасителя. Храм столько раз взрывали, заменяя его Бассейном, а затем взрывали Бассейн, возвращая на прежнее место Храм, что в конце концов решили объединить их. Днем там венчали коммунистические пары, а вечером плавали в голом виде. Иногда и венчались в голом виде – причем, прямо во время плаванья. У истинных коммунистов одно другому не мешало.

Древний Храм был одной из главных святынь коммунистической Москвы - наряду со Свято-Сталинской Лаврой и Ежовско-Бериевским мужским чекистским монастырем. Над входом в здание, средь кумачовых знамен и портретов вождей мирового пролетариата, реял торжественный лозунг, выражающий истинную суть коммунистического брака: «У нас секса нет» - и подпись: В.И. Ленин. Осенив себя звездным знамением, молодожены под звуки Интернационала, положенного на музыку Мендельсона, приложились к святым Ленинским мощам и чудотворным иконам Маркса и Энгельса. Низа Крит, со слезами на глазах, долго и истово звездилась пред образом Богоматери Крупской, вспоминая о том, как молитва к Надежде Константиновне помогла ей исцелиться от паралича после укуса злобного инопланетной монстра (не иначе, подосланного коварными космическими буржуями).

Эрг Ноор, рожденный в славном городе Комсомольск-на-Миссисипи, по семейной легенде, происходил из потомков Арнольда Шварценнегера, который в конце эры Разобщенного Мира неожиданно для всего Голливуда раскаялся в своих позорных империалистических убеждениях – и переехал жить в Советский Союз, где принял истинную коммунистическую веру и до конца своих дней работал простым спортивным инструктором при заводе «Красный Терминатор» города Ефремовска.

В честь торжества пара принарядилась: Эрг Ноор повязал свой лучший галстук «Мечта стахановца», а Низа Крит – свадебное платье фабрики «Пролетарочка». Взяв в руки серп и молот, они встали в позу рабочего и колхозницы, и стояли так, пока настоятель собора, отец Диалектий (было и такое имя в коммунистических святцах) благословлял их на долгую и плодотворную семейную жизнь, выполнение и перевыполнение партийного долга, зачитывая цитаты из «Морального кодекса строителя коммунизма».

Призывно виляя пышными бедрами, к молодоженам подошла практически обнаженная Чара Нанди (звезда эротического журнала PLAY COMMUNIST), чей шикарный бюст шестого размера был едва прикрыт Орденом Ленина. С улыбкой протянула конверт:

- Товарищи! Рада вам сообщить, что Партия и Правительство высоко оценили ваши заслуги! И дарят вам незабываемое свадебное путешествие...

- На Колыму?.. - спросил бравый космонавт, опасливо покосившись на стоящих неподалеку людей в штатском - сотрудников НКВД, бдительно высматривающих нарушителей коммунистического спокойствия. В мозгу у него промелькнуло: «Я же вроде бы ничего не натворил! Ни разу не диссидентствовал, вражеские голоса с капиталистических планет не слушал, Солженицына и прочей запрещенной литературы не читал, Родине не изменял! Всегда был верным ленинцем – и никогда не колебался в проведении Генеральной Линии Партии! А если и колебался, то вместе с Линией! И я ведь даже не еврей! И не голубой! За что же меня в ссылку? Разве что за непролетарское происхождение?.. Хоть Шварценнегер и позвездился перед смертью (и даже был причислен за это к лику святых), но все же уродился буржуем...»

- Да нет, не на Колыму! Колыма уже перенаселена, она больше не выдерживает. И Партия приняла судьбоносное решение: отныне всех ссылают на Ахернар!

- На хер, что ли!?.. – опешил не поверивший своим ушам Эрг Ноор, отродясь не слышавший никаких матерных ругательств, - Фи, как некультурно вы выражаетесь! Не могу поверить, чтоб в нашем справедливом обществе всеобщего равенства и братства кого-то до сих пор посылали на хер! На Колыму – это я, как коммунист, еще могу понять, но туда...

- Да нет, не на хер, а на Ахернар! Звезда такая есть, в созвездии Тукана! Ее как раз недавно открыли. Вот вы с Низой как раз туда и полетите. Правда, лететь придется гораздо дальше, чем до Колымы – но вас, как для верных ленинцев, это пугать не должно. Это ведь ваш партийный долг! Не бойтесь, вам на Ахернаре будет неплохо. Там уже создали все условия для новых спецпереселенцев: открыли местное отделение ГУЛАГа, построили несколько лагерей общего, среднего и строгого режима, организовали лесоповал, ископали шахту по добыче урана... Там вы отлично проведете медовый месяц, ударно трудясь на благо Родины: если захотите – на лесоповале, а когда лесоповал надоест – то в шахте... По прибытии вас поселят в элитные комфортабельные бараки всего на сто человек, и даже обеспечат усиленной пайкой. А по вечерам в лагерном клубе будут песни и танцы!

- А можно мы того… этого… подумаем? – жалобно пропищала Низа Крит, которой совсем не улыбалось лететь к черту на кулички, - Мы с мужем так надеялись на Колыму! Ну, или куда-нибудь на Соловки, или в Воркуту тоже неплохо… а тут вдруг какой-то Ахернар!

- Можно. Но думайте быстрее! Иначе Партия переменит свое историческое решение – и запишет вас в экспедицию на Солнце. А то Политбюро очень недовольно тем, что солнечную экспедицию до сих пор не удается осуществить в полном объеме, довести до логического конца – кого мы только не посылали на Солнце, все до единого сгорают, и никто еще ни разу не вернулся! В прошлый раз сгорели семнадцать коммунистов, в позапрошлый – двадцать четыре; и, видимо, это еще не предел. Но Партия, как вы знаете, не отступит – ибо нет таких крепостей, которые бы не взяли большевики!

- Воистину так! Аминь! Служу Советскому Союзу! – воскликнули счастливые молодожены и еще раз истово перезвездились.

Ибо истинный коммунизм бывает только таким – и другим он быть категорически не может!





Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 85
© 13.09.2017 Нинхили Амаги

Метки: Иван Ефремов, критика, литературоведение, утопия, антиутопия, фантастика, религия, политика, коммунизм,
Рубрика произведения: Проза -> Статья
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1