Бриллиантовая рука в романе «Мастер и Маргарита»


Бриллиантовая рука в романе «Мастер и Маргарита»

Бриллиантовая рука в романе «Мастер и Маргарита»


Сегодняшний очерк я хотел бы посвятить теме фильма «Бриллиантовой руки», соответствующей песне из этого фильма и песне А.Розенбаума «Утиная охота». Для этого я буду рассматривать главу 30 романа «Мастер и Маргарита», «Пора! Пора!».

1. В этой главе к влюбленной паре наведывается Азазелло, который приветствует их, говоря «Мир вам». Это отсылает нас к 10 главе Евангелия от Матфея:

«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: МИР ДОМУ СЕМУ; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: ОТРАДНЕЕ БУДЕТ ЗЕМЛЕ СОДОМСКОЙ и ГОМОРСКОЙ В ДЕНЬ СУДА, НЕЖЕЛИ ГОРОДУ ТОМУ».

Как мы знаем, кончается это все тем, что Мастер с Маргаритой сжигают свой дом, прощаются навсегда с Москвой и улетают. При этом памятник Петру 1 на Москве реке сносит ураганом. Что, в принципе, не есть хорошо. Это предупреждение.

Но есть и другая расшифровка этого эпизода. Можно пойти и по ней. Хотя пока мы уверенно двигаемся по первому варианту.

Во втором варианте расшифровки у нас появляется надежда. Мастер с Маргаритой обретают огненную библию. А ураганом сносит уже другого мастера, того, что напротив Нью-Йорка. Но тогда Азазелло должен принести не мир, но меч и Пилатское вино. Хотя я отвлекся.

2. Итак, получив одну из ссылок на 10 главу Евангелия, читаем ее. Там должны быть еще ключи.

«Не две ли малые ПТИЦЫ продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (ст.29).

Это очень важно! Именно об этом я и хотел бы поговорить.

3. Теперь перехожу к Бриллиантовой руке. Предлагаю включить кино, начиная со сцены в ресторане «Плакучая ива». Герои Никулина и Миронова напились.
Когда его «знакомый» подходит к столику, Никулин говорит: «Вот оно, началось».
Герой Никулина спрашивает, а дичь не улетит? Получает ответ. Дичь не улетит.
За столик к Никулину подсаживается странный тип и пытается понять, почему Володька сбрил усы?
Миронов пугается от его приглашения к ним на Колыму.
Потом Никулин поет песню: «А нам все равно, а нам все равно…».
На экране телевизора мелькают ботинки.
Потом происходит потасовка. В экране мелькает чей-то зад.
Никулин засыпает дома. Жена его пытает. Откуда? Оттуда. Гроза.
Сцена, где поверженные любовники спят. Затем просыпаются.
У Никулина болит висок.
Черная кошка.
Нужно найти какую-то одежду Маргарите, у нее ничего нет из одежды.
Потом его травят. Отравительница. Нагота.
Приходит управдомша. Намекает, что Никулин, после возвращения ОТТУДА стал весьма странным. Странная поговорка: «Собака – друг человека». А может у него есть тайная любовница?
Жена уходит.
И так далее.

4. Теперь смотрим главу «Пора! Пора!».

Мастер был впервые выбрит. Сбрил усы. Так узнаем еще один элемент из внешности мастера, который должен вернуться в Россию.

«А на круглом столе был накрыт обед, и среди закусок стояло несколько бутылок. Откуда взялись все эти яства и напитки, было неизвестно и Маргарите и мастеру. Проснувшись, они все это застали уже на столе». Понятно откуда. ОТТУДА. Никулин с Мироновым не доели.
Когда кто-то стучится в окошко, Мастер говорит: «Вот, начинается».
Коньячок, как полагается. Не закусывая.
Потом в окне (экран) мелькают чьи-то ботинки, зад и т.д.
Спугнули какого-то друга Могарыча, который опознался.
Потом Маргарита спрашивает, - НЕ ВСЕ ЛИ ЭТО РАВНО?
Мастер выражает сомнение: «Я не уверен, что эта ЕДА не провалится сейчас сквозь землю или не УЛЕТИТ в окно».
Кто-то отвечает: «Она не УЛЕТИТ!». (Странное предложение).
Потом Маргарита не хочет запахнуться и говорит, что «ПЛЕВАЛА Я НА ЭТО».
Мастер щипает свою левую руку, что у него за проблемы с этой рукой неизвестно. То стакан роняет, то еще что-то.
Мастер, как Никулин, что-то думает про своего собеседника.
До этого они очень часто ЧЕРТЫХАЮТСЯ. Прямо как Никулин в бриллиантовой руке.
Ну, и так далее.
Можно найти и другие совпадения. Но пока можно ограничиться и этими. Главное, что в обоих случаях, мы имеем на столе ДИЧЬ.

5. Теперь вспомним песню А.Розенбаума «Утиная охота»:

«Я помню, давно учили меня отец мой и мать
Лечить так лечить,
любить так любить
Гулять так гулять,
стрелять так стрелять
Но утки уже летят высоко
Летать, так летать,
я им помашу рукой

Не жалею что живу я часто как придётся
Только знаю что когда-нибудь в один из дней
Всё вернётся обязательно опять вернётся
И погода и надежда и тепло друзей».

6. Теперь смотрим главу «Пора!Пора!».

Для начала, нужно понимать, что есть две интерпретации визита Азазелло. Первая – он отравитель.
Вторая, он лечит, возвращает Мастеру и Маргарите их прежнюю природу.
Маргарита была отравлена поцелуями Геллы (Лилит), которые смертельно ядовиты (администратор ОРТ, то есть Варьете, Варенуха в своем шарфике от них умер в ванной, прямо как Б.А.Березовский). А Маргарита, в свою очередь, расцеловала Мастера.

Итак.

1) ЛЕЧИТЬ, ТАК ЛЕЧИТЬ. Мастер говорит: «Ну, хорошо, — ответил мастер, — ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно! Меня, стало быть, похитили из ЛЕЧЕБНИЦЫ! Тоже очень мило».

«— Конечно, конечно, — иронически заметил мастер, — теперь, стало быть, налицо вместо одного сумасшедшего двое! И муж и жена. — Он воздел руки к небу и закричал: — Нет, это черт знает что такое, черт, черт, черт!».

Вскоре Азазелло лечит влюбленных. В бриллиантовой руке Никулина после этой фразы (про черта) лечат от перелома.



2) ЛЮБИТЬ, ТАК ЛЮБИТЬ:

«Но когда она утихла, лицо ее сильнейшим образом изменилось, она заговорила серьезно и, говоря, сползла с дивана, подползла к коленям мастера и, глядя ему в глаза, стала гладить голову.
— Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нитки в голове и вечная складка у губ. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо.
— Я ничего и не боюсь, Марго, — вдруг ответил ей мастер и поднял голову и показался ей таким, каким был, когда сочинял то, чего никогда не видел, но о чем наверно знал, что оно было. — И не боюсь потому, что я все уже испытал. Меня слишком пугали и ничем более напугать не могут. Но мне жалко тебя, Марго, вот в чем фокус, вот почему я твержу об одном и том же. Опомнись! Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим? Вернись к себе! Жалею тебя, потому это и говорю.
— Ах, ты, ты, — качая растрепанной головой, шептала Маргарита, — ах, ты, маловерный, несчастный человек. Я из-за тебя всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой, несколько месяцев я сидела в темной каморке и думала только про одно — про грозу над Ершалаимом, я выплакала все глаза, а теперь, когда обрушилось счастье, ты меня гонишь? Ну что ж, я уйду, я уйду, но знай, что ты жестокий человек! Они опустошили тебе душу!
Горькая нежность поднялась к сердцу мастера, и, неизвестно почему, он заплакал, уткнувшись в волосы Маргариты. Та, плача, шептала ему, и пальцы ее прыгали на висках мастера.
— Да, нити, нити, на моих глазах покрывается снегом голова, ах, моя, моя много страдавшая голова. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня... А плечи, плечи с бременем... Искалечили, искалечили, — речь Маргариты становилась бессвязной, Маргарита содрогалась от плача.
Тогда мастер вытер глаза, поднял с колен Маргариту, встал и сам и твердо сказал:
— ДОВОЛЬНО! Ты меня пристыдила. Я никогда больше не допущу малодушия и не вернусь к этому вопросу, будь покойна. Я знаю, что мы оба жертвы своей ДУШЕВНОЙ БОЛЕЗНИ, которую, быть может, я передал тебе... Ну что же, вместе и понесем ее».

3) ГУЛЯТЬ, ТАК ГУЛЯТЬ.

«— Что вы, что вы, — вскричал Азазелло, — я и в мыслях не имел вас тревожить. Я и сам говорю — как-нибудь. Да! Чуть не забыл, мессир передавал вам привет, а также велел сказать, что приглашает вас сделать с ним небольшую ПРОГУЛКУ, ЕСЛИ, конечно, ВЫ ПОЖЕЛАЕТЕ. Так что же вы на это скажете?
Маргарита под столом толкнула ногою мастера.
— С большим УДОВОЛЬСТВИЕМ, — ответил мастер, изучая Азазелло, а тот продолжал:
— Мы надеемся, что и Маргарита Николаевна не откажется от этого?
— Я-то уж наверное НЕ ОТКАЖУСЬ, — сказала Маргарита, и опять ее нога проехалась по ноге мастера.
— Чудеснейшая вещь! — воскликнул Азазелло, — вот это я люблю. Раз-два и готово! Не то, что тогда в Александровском саду».

4) СТРЕЛЯТЬ, ТАК СТРЕЛЯТЬ.

«— Мне и самой нравится быстрота, — говорила Маргарита возбужденно, — нравится быстрота и нагота. Как из маузера — раз! Ах, как он СТРЕЛЯЕТ, — вскричала Маргарита, обращаясь к мастеру, — семерка под подушкой, и любое очко... —

5) Для тех, кто под «Гулять, так гулять, понял, бухать, так бухать», как в Бриллиантовой руке.

«Маргарита начинала ПЬЯНЕТЬ, отчего глаза у нее разгорелись».

6) ЛЕТАТЬ, ТАК ЛЕТАТЬ.

«Кони уже неслись над крышами Москвы».

7) Я ИМ ПОМАШУ РУКОЙ.

«Состояние кухарки было понятно. Трое черных коней храпели у сарая, вздрагивали, взрывали фонтанами землю. Маргарита вскочила первая, за нею Азазелло, последним мастер. Кухарка, застонав, хотела ПОДНЯТЬ РУКУ ДЛЯ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ, но Азазелло грозно закричал с седла:
— Отрежу руку! — он свистнул, и кони, ломая ветви лип, взвились и вонзились в низкую черную тучу».

В общем, у кухарки помахать рукой не получилось. Ну, ничего страшного, это сделал мастер.

«Группа всадников дожидалась мастера молча. Группа всадников смотрела, как длинная черная фигура на краю обрыва ЖЕСТИКУЛИРУЕТ, то поднимает голову, как бы стараясь перебросить взгляд через весь город, заглянуть за его края, то вешает голову, как будто изучая истоптанную чахлую траву под ногами».

Кстати, отрезать руку Азазелло собрался кухарке не за крестное знамение, а за ее блудодейство (опять чистила картошку в фартуке, чтобы добыть крахмал для полировки жемчужины, занималась масонским блудодеянием).

8) «Всё вернётся обязательно опять вернётся
И погода и надежда и тепло друзей»

«— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».

7. Вообще же в главе «Пора! Пора!» раз в 20 больше информации и фокусов.

Так, она рассказывает о восстановлении от отречения Мастера и Маргариты, по аналогии восстановления Апостола Петра после отречения от Христа (он три раза подтвердил свою преданность), венчании и клятве между Маргаритой и Мастером, которое производится Азазелло (в евангельской расшифровке – Архангел Гавриил, в антиевангельской – интернет и сотовая связь, зазеркалье), специальных дарах, огненной библии, найденной в утке и зайцах игле, смерти кощея, атаке «Тора!Тора!», о матрице, о гибели двух пророков перед приходом антихриста и многом другом. Еще там можно обнаружить песни «Как-нибудь» Розенбаума, «Нежный вампир» Нутилиуса-Помпилиуса», «Баллада о любви» В.Высоцкого, «Тора!Тора!» Depeche mode, фильм «Ирония судьбы 2» про сказку детскую за 500 рублей и предстоящие выборы в России (а мне все равно) и т.д.
Но это не тема сегодняшнего очерка.

С уважением.





Рейтинг работы: 3
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 35
© 09.09.2017 Илья Уверский

Метки: Мастер и Маргарита, Булгаков, расшифрованное послание, пророчество, о судьбе России, Апокалипсис, расшифровка,
Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня
Оценки: отлично 1, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 4 автора












1