Уроки с песнями


Уроки с песнями
Перебирал старые нотные вкладки из журналов, и за каждым листом оживала моя школьная жизнь. Я не музыкант, я - учитель-историк, но музыке предан с детства, когда мать определила в музыкальную школу, и меня научили играть на баяне, читать ноты. Играл для себя, но всеобъемлющая учительская профессия заставила  включить баян в школьный обиход. Музыка, помимо уроков, быстро сближала с учениками, помогала наладить внеклассную работу, организовать содержательный досуг.

Тот, кто работал с детьми, знает, как тянутся они к увлечённым людям, как ценят разнообразные способности и умения педагогов. И все 30 лет школьной жизни я не расставался с инструментом и музыкой. Так устроен учитель, что каждую находку, каждый клочок бумаги стремится использовать в главном деле. И если встречал в газете, журнале песни с нотами - немедленно приобщал к  своей коллекции. Знал, что пригодятся в своё время. Особенно радовал журнал "Музыкальная жизнь", где в каждом номере помещалась двойная большеформатная вкладка с нотами для любителей-музыкантов. Стоило прозвучать на радио, в телепрограмме новой песне, как она тут же, по просьбе читателей, публиковалась в журнале. Поэтому каждый выпуск был для меня, сельского учителя, праздником: другие возможности заполучить ноты и тексты популярных песен были исключены.

Через меня песни приходили в школу и овладевали детскими сердцами на классных часах, вечерах и встречах. Вот она, розовая страница с знаменитой песней Баснера и Матусовского "С чего начинается родина?" В далёком 1968-м именно эта задушевная песня помогла мне утихомирить буйных семиклассников в одной из омских школ. На первом же уроке пения я не стал тратить время и призывать недорослей к порядку. Я просто развёл меха баяна и негромко, доверительно произнёс первые слова запева: С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре..." На втором куплете класс притих, с третьего начал подпевать. Контакт был установлен.

Особенно жадно встречались песни про школу и её беспокойных героев, про незабываемые школьные годы. Одна из таких - "Письмо учительнице" Френкеля и Танича, написанная от имени "неслуха" с третьей парты Лёши Иванова. Я принёс песню в класс и сказал Васе Герлингу: Это про тебя. - Почему про меня? - А в дисциплинарной тетради кого склоняют? Да и почерк твой напоминает китайские иероглифы. Вася задорно улыбнулся и с удовольствием переписал песню в свою тетрадь. А "Прощальный вальс" из картины "Розыгрыш" старшеклассники распевали ещё до того, как у меня оказались нужные ноты из журнала: они выучили вальс на слух. Грустная светлая мелодия хорошо передаёт чувства выпускников, которые уже не вернутся в школу. Но её уроки останутся на всю жизнь: "Спасибо, что конца урокам нет!"

С повышенным интересом встречались песни, связанные с историей и её деятелями. Такие сразу включались в ткань моих уроков, приближали далёкое прошлое и вызывали взволнованный отклик молодёжи. На уроках о бурных событиях 1812 года можно было прочитать великолепное стихотворение Цветаевой "Генералам 1812 года", а можно было спеть не менее великолепный романс Петрова на эти же стихи. Тут столько метких сравнений, метафор, образов, так что восьмиклассники безраздельно подпадали под обаяние романтических фигур Ермолова, Багратиона, Кутайсова, Дохтурова, Коновницына, Раевского... Шинели - паруса, глаза-бриллианты, цари на бранном поле и на балу, невероятная скачка краткого века... Вслед за Отечественной войной 12 года идёт тема декабристов, их трагического восстания и судьбы. А обобщённый образ мятежников 1825 года, тревожной молодости звучит в "Песенке кавалергарда" из картины "Звезда пленительного счастья", её написали Окуджава и Шварц. Помню, как на одном из уроков Оля Шлыкова вздохнула: - Вот это люди! Теперь таких нет. - Ты думаешь? - Конечно. Всё отдали ради свободы и народа. - И так, и не так, - возразил я. - Может быть, и среди вас здесь сидят будущие декабристы. Они были, как вся дворянская молодёжь того времени: влюблялись, стрелялись, играли в карты, любили вино и женщин, совершали ошибки и опрометчивые поступки... Мы все такие. Но к этому обычному облику прибавьте высокие цели и мужество их отстаивать. Как в этой самой песенке: "Не раздобыть надёжной славы, покуда кровь не пролилась". Только на первый взгляд она легкомысленная, игривая. На самом деле в этой подпрыгивающей мелодии "лежит тревога на челе" - помните? И мы запели: "Кавалергарды, век недолог, И потому так сладок он".

Тема патриотизма неизбежно поднимается на уроках истории, особенно - военных. Никогда я не призывал любить родину, служить ей, защищать беззаветно... Эти казённые слова не воспринимаются подростками и, как горох, отскакивают от их конкретного сознания. Другое дело, когда духом патриотизма пропитан рассказ учителя, умело подобраны факты, найдены точные слова и образы, которые вызывают раздумья и сопереживания. Вот тут-то и к месту хорошая патриотическая песня - без лозунгов и призывов, суровая и сердечная одновременно. Такой песней была "Поле Куликово" Хренникова и Матусовского из телефильма "Время выбрало нас". Я подготовил её с семиклассниками для вечера "Твоё поле Куликово", где звучали отрывки из "Задонщины", "Сказания о Мамаевом побоище", стихи Блока. И надо было видеть, с какой убеждённостью, как выразительно пели ребята заключительный куплет песни: "Ты воюй, солдат, с умом, Ты громи врага толково, Там, где ты стоишь сейчас, Там и поле Куликово".

Песен о Великой Отечественной войне не счесть. Я всегда проводил итоговый вечер со старшеклассниками "С песней ковали победу". Главные сражения войны раскрывались через песенные образы. Школьные барды под гитару или мой баян прочувствованно исполняли "Красные маки" Карминского и Поженяна, "Горячий снег" и "Малую землю" Пахмутовой, "Солдатские звёзды" и "Любимую нашу сестру" про болгарскую партизанку Лиляну композитора Чичкова и много других, незабываемых. Лист за листом перекладываю ноты, напеваю любимые мелодии. Когда-то мы пели их вместе, сплочённые общим порывом. "Красный конь" Фрадкина, "Ольховая серёжка" Крылатова, "Песня долга и отваги" Пахмутовой, "Живая память" Фиготина, "Зелёные листья" Тёмкина. И, конечно, наш обожаемый Пит Сигер, его "Мраморные банки", "Нет, время, нет". Это уже не просто лирика. Это глубокие философские раздумья о смысле жизни, назначении человека.

Нередко после уроков в классе оставалась группа заядлых меломанов, и Аня или Пётр предлагали: - А не спеть ли нам на прощанье, ребята? - Какую? И после короткого шумного обсуждения выбирали заветную, неразменную:

Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана,
Не надо бояться быть честным и битым,
А надо бояться быть лживым и сытым.

Автора этих мудрых строк мы проводили совсем недавно - Евгений Евтушенко.






Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 16
© 09.09.2017 Игорь Рудой

Рубрика произведения: Проза -> Мемуары
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1