Полк



А надобны будут тебе на крымскую воину стрелцы,
и мы тебе своим детем боярским Данилу Чюлкову
с таварищи з Дону велели дати в полк
Посольская книга по связям Москвы
с Ногайской Ордой. 1557–1561 гг.

Согласно статистике приведенной в Национальном корпусе русского языка с 1800 по 2013 г. частота употребления термина «полк» возрастает в военное и предвоенное время, резко падает в мирное время; пики в 1810, 1830-35 (польское восстание), 1914-1920, 1939-1944, период с 1950 по 2013 – спад.

1) Существующая этимология и применение термина

а) Викисловарь
Корень: -полк-. Значение: военн. формирование вооружённых сил численностью от 900 до 2000 человек, включающее штаб и несколько батальонов или дивизионов (подразделений); мн. ч. книжн. Воинство; большое количество, множество; полчище; старин. поход, бой, сражение; истор. ополчение, выставляемое каждым городом во время войны (на Руси IX—XV вв.); истор. административно-территориальный округ (на Украине в XVI—XVIII вв.).

Этимология декларируется по Максу Фасмеру («праслав.» – вставка неизвестного автора)

(Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: - вставка) др.-русск. пълкъ, ст.-слав. плъкъ (др.-греч. φάλαγξ, παράταξις falanx, parataxis), русск., укр. полк, болг. пълк, сербохорв. пук «народ, толпа», чешск., словацк. pluk «куча», польск. рulk «полк», в.-луж. роlk — то же. Ср. болг. паплъч «кутерьма». Заимств. из др.-герм. *fulkaz, ср. др.-в.-нем. folk, англос. folc «войско, отряд». Герм. слово считают родственным алб. рlоgu «толпа», лат. plebes, греч. πλῆθος plí̱thos «множество» и полный. Исконнослав. происхождение слова ръlkъ менее вероятно, потому что ни один и.-е. язык не знает расширителя -k-. Лит. pulkas «толпа, отряд, стая», латышск. pulks, pulks (то же) считаются заимств. из слав.».

б) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1990
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_16.pdf

* Полкъ (пълкъ, пълъкъ, плъкъ). 1. Воинство, войско (968). 2. Воинское подразделение, полк (1097), «плъкъ пешець, и въ полъку сущу по пяти тысящь». Флавий. Полн. Иерус. XV-XI вв. 3. Поход, бой, сражение. 971. 4. Воинский стан, лагерь. 5. Большое количество, множество. 6. Народ, племя, род.
* Полковник. Термин сер. XVII века.

в) Национальный корпус русского языка

* Новгородская 1-я летопись. Синодальный список (XII в.): «поеха за ними на конихъ и състѹпи ся пълкъ новгородьскяи съ ярослалимь пълкомь».
* Н. М. Карамзин. Марфа Посадница, или покорение Новагорода (1803): «Они, вместе с новогородцами, составляли большой полк, онежцы и волховцы ― передовой, жители Деревской области ― правую, шелонские ― левую руку, а невские ― стражу».

2) Военная организация славян

Летописец в Повести временных лет (в дальнейшем ПВЛ) упоминает племена славян (словен): полян, древлян, дреговичей, полочан, ильменских словен, кривичей, волынян и северян и соседствующих с ними не славян: мордву, весь, меря, мурому и черемисов (свой язык). Эти племена охотников и земледельцев вошли в русскую историю уже сформировавшимися территориальными объединениями, со своей культурой и организацией общества. По сообщению автора ПВЛ, свободной земли было много, а животный мир отличался разнообразием и многочисленностью видов, какое-то время племенные объединения, закрепившиеся на громадной территории от Ладоги до среднего течения Днепра, жили за счет ресурсов леса, рек, озер и подсобного земледелия.
Летописец отмечает: «И живяху в мирѣ поляне… и др.», следовательно, племена эти не имели военной организации или она была несовершенной и незначительной. Мы не можем связывать термин «полк» с каким-либо племенным языком, т.к. бытие славян и других племен в духовно-материальном отношении было не обустроено. Ремесло и торговые связи находились на примитивном уровне, а нет ремесла соответственно и вооружить, накормить и одеть «полки» невозможно - не было «полков».

3) Формирование иудеохристианской культурной территории на Днепре

* Восточная Европа в указанное время – колонизируемая территория, здесь вокруг торговых путей (гигантских рек) формируются новые государственные образования. Хазарский каганат прочно закрепился на Волге с 650 г., в 740 г. хазары принимают иудаизм, государственный язык - иврит. В Европе VIII-XII веках, еврейские торговцы были почти единственным коммерческим сословием, опираясь на Хазарский каганат, они осуществляли торговые, а соответственно и культурные связи между Европой и Азией.
Летописец отмечает важное географическое положение полян: «живущим о собѣ …, и бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы». Днепровский путь очевидно уже в период славянской колонизации (VII-VIII вв.) был тем «основанием» вокруг которого собственно и оформились племенные объединения. Ближайшие воинственные соседи варяги и хазары также обратили внимание на Днепровский водный путь.

* Согласно летописи к 859 году северные славянские племена попадают в зависимость к варягам - их обкладывают данью, а поляне, северяне и вятичи находятся под контролем иудейского Хазарского каганата, которые изымают у южных племен очевидно незначительный налог; «по бѣлѣ (?) и вѣверици», серебряной монете (серебра не добывали, в пересчете) и белке. Очевидно, что дань варягам была значительной, а «налог» хазарам - «божеским».
Варягов-норманнов северные племена, изгоняют в 862 году и отправляют депутатов «за море к варягом, к руси» - за защитой, за администраторами и учителями. МОРЕ в ПВЛ в этом сюжете очевидно ивр. МОРЭ учитель; варягами называли всех инородцев.
Эта Русь, скорее всего, находилась в Крыму и на Тамани (хазары-иудеи и военно-торговые еврейские общины), других государственных образований в регионе не было. Норманны находились на одной ступени развития со славянами, они не могли обустроить и обеспечить культурного развития славянского общества.

Русский язык (церковнославянский) оформился в Крыму, во время визита просветителя Кирилла (827-869) в Херсонес в 861/62 гг. В результате этого визита на территории северных племен (Ладога, Изборск, Белое озеро) появляются учителя (МОРЭ) – Рюрик, Синеус, Трувор, с родами своими, под 862 год. Они видимо и обустроили разноплеменное общество по библейскому образцу, принесли новые социальные знания и терминологию, в т.ч. библейскую военную тысячную организацию (10, 100, 1000, 10000, и т.д.).

4) Период формирования русского войска в IX-X вв.

а) В ранний период (862 – 882) выделились племенные вооруженные отряды местных вождей (общество военной демократии), которые состояли из немногочисленных профессиональных воинов (одновременно администраторы) и были единственной военной силой на территориях. Из летописного материала, описывающего поход кн. Олега на Константинополь (907) ясно, что комплектование русского войска строилась по территориальному племенному принципу, каждое племя выставляло свой областной отряд (землячество). Организация вооруженных отрядов прямо связана с передвижением по речным и морским путям - морская пехота; конницу нанимали у степняков (поход Игоря в 944 г. печенеги).

б) Во время правления кн. Игоря (912-945) формируется группа профессиональных военных и администраторов, находящихся всегда с князем - княжеская дружина, они имели право суда, организации управления и сбора налогов. С этого периода происходит усиление роли дружины, её количественный рост и уменьшение роли племенного (областного) ополчения, сбор его осуществляется только при объявлении больших походов. При князе Игоре знатные его сподвижники (лучшие мужи, наместники) могли иметь свои дружины, которых они приводили князю в случае войны. В условиях мира эти дружины вели охрану и оборону территорий, осуществляли сбор полюдья (налогов). При отражении крупных набегов кочевников или для походов на врага из числа местных жителей на территориях созывалось народное ополчение, куда зачислялось не все мужское население, а выборочно, по мере надобности.

в) Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Изд. Академии наук СССР М-Л, 1939, с. 83
Арабский дипломат Ахмед ибн Фадлан совершил путешествие в Волжскую Булгарию в 921-22 гг. и написал книгу, в которой содержатся сведения о военной организации руссов.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm

«Он (Ибн-Фадлан) сказал: к порядкам (обычаям) царя руссов (относится) то, что вместе с ним в его замке (дворце) находятся четыреста мужей из (числа) богатырей, его сподвижников, и (находящиеся) у него надежные люди из их (числа) умирают при его смерти и бывают убиты (сражаясь) за него».

5) Возникновение полковой системы

Термин «полк» появляется в ПВЛ под 946 г., когда кн. Ольга начала войну с древлянами: «Ольга съ сыномъ Святославомъ събра вои многы и храбры, и иде на Деревьскую землю. И изыдоша древляне противу. И снемъшемася обѣма полкома на скупь». В этом сюжете летописца XII века под полками подразумевается – древлянское и киевское ополчения; т.е. ополчение территориальное, областное.

Итак, полковую организацию русского войска можно отнести к периоду правления княгини Ольги. Княгиня установила разумное налогообложение, собираемые материальные и денежные средства позволили качественно и количественно улучшить состояние княжеской дружины, создать резервы вооружения и снаряжения для быстрой мобилизации необходимого количества населения в кратчайшие сроки. Отметим, что под 954 год фиксируется неудовлетворительное состояние с обеспечением оружием и одеждой княжеской дружины Игоря: «Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги». Вооружение средневекового воина везде стоило дорого, лишь "лучшие мужи" могли содержать боевых коней, иметь полное вооружение и защиту.

6) Период феодальной раздробленности XI-XIII вв.

В указанный период появилось много удельных княжеств, между которыми постоянно возникали вооруженные конфликты, каждое княжество имело свои воинские силы, которые формировались в зависимости от количества местного населения (1 воин от 4-10 сох). Придерживались территориального принципа в комплектовании, "тысячная" военная организация подчиняется княжеской власти, а тысяцкие и сотские начальники становятся княжескими соправителями - "лучшими мужами" (библейская модель организации). В составе общерусского войска, созванного для отражения крупных нападений степняков, феодальные отряды князей (ополчение и дружина) по традиции называли - полками. Они собирались в отдельных городах и приводились на поле боя князьями, для управления ополчениями их называли по имени территории, на которой они были собраны (Киевский полк, Новгородский полк), или по имени князя, возглавляющего полк.

Первая летописная запись о разделении русской рати по полкам относится к 1024 г., «Мстислав же с вечера исполчил дружину и поставил северян прямо против варягов, а сам стал с дружиною своею по обеим сторонам». Разделение войска Руси по полкам прослеживается на протяжении всего периода развитого феодализма, «полчный ряд» был основным боевым порядком русского войска, обладал устойчивостью и способностью совершать быстрый маневр во время сражения.

7) Обобщение и вывод

* Комментарий Макса Фасмера к слову «полкъ» противоречив и непонятен: «Заимств. из др.-герм. *fulkaz»; «Исконнослав. происхождение слова ръlkъ менее вероятно, потому что ни один и.-е. язык не знает расширителя –k-».
* Итак, основной принцип комплектования русского войска в средневековье согласно письменным источникам - ополчение округи (области), вооруженный отряд земляков, землячество - полк. Эта территориальная самостоятельная войсковая единица, была связанна:
- материально - единым обеспечением (оружие, транспорт, продовольствие, одежда);
- руководством – управлял местный князь (владелец земли) или управленец-воевода;
- в духовной сфере – землячество, люди из рядом расположенных поселений и городов, связанные торгово-экономическими отношениями, имеющие родственные связи, одинаковую идеологию (иудеохристианство) и бытовую культуру.
Следовательно, термин «полк» должен иметь в своём содержании значение – землячество, район, область, округ.
Мы нашли образ «полка», это вооруженная группа людей имеющих родственные и территориально-экономические связи, в основе полковой организации – землячество, принадлежность людей к одной территории, области, району.

8) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Тысячную систему организации войска россы позаимствовали из Библии (Числа 31:4), где военные подразделения разделены на отряды в 1000, 100, 50, 10 человек, во главе каждого ставился военачальник.

* Русск. ПОЛК, ПЪЛЪКЪ = ивр. ПЭЛЭХ (к) פֶּלֶךְ район, область, округ, губерния; т.е. вооруженный отряд от округа, области, земли.

Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_381.htm
* См. стронг иврита 6418.

б) Пояснение транслитерации термина иврита ПЭЛЭХ (передача терминов иврита русским алфавитом)
Еврейский термин ПЭЛЭХ = древнерусскому ПЪЛЪКЪ, ПЪЛКЪ, ПОЛКЪ. Конечная буква Х – в иврите «каф» כּ читается как "К" и как «Х»; в письме без огласовок Х.

* ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный, о транслитерации еврейских имен на русский язык
«Буква «כּ и כ одинаково передаются через Х: Халев, Ханаан, Иссахар, и через К: Кармил, Кир. כ с dagesch forte образует КХ: Сокхоф, Закхей».
Знак огласовки (гласные) «сегол»: «Сегол = Е: Шехем (םכש), и = ЕЙ: Moисей, но и = А: Вирсaвия (עבש ראב), Зарах (חדז), = И: Вавилон, и = ИЯ: Менасия, а также = О: Иофор (רהי).

Итак, при транслитерации библейских имен  буква иврита «каф» (К-Ф) прочитана как «К», а огласовка «сегол» как – Е, А, О; термин иврита ПЭЛЭХ превращается в русский термин – ПЪЛКЪ.

* В летописях формы написания термина - «полкъ, пълкъ, пълъкъ, плъкъ»; твердый знак Ъ (ер) обозначал сверхкраткий звук «О». Н. Д. Русинов. Древнерусский язык., М, 1977, с. 24.

б) Библейский образ

* Неемия 3:14: «А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа (ПЭЛЭХ ): он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их».
* Неем 3:15: «Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа (ПЭЛЭХ) Мицфы».

Таким образом, древнерусский термин «ПОЛКЪ» является транслитерацией библейского административного термина ПЭЛЭХ – округ. Содержание понятия, его графическое, фонетическое оформление, правила транслитерации еврейских имен на русский язык – совпадает, термины – тождественны.

Уточнено 7.9.2017 г.






Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 14
© 08.09.2017 Сергей Колибаба

Рубрика произведения: Разное -> Философия
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1