ПРОМС в Лондоне


ПРОМC


Эпиграф: «Ликует буйный Рим. Рукоплесканьями полна широкая арена…»
М. Лермонтов


ПРОМС – это ежегодный фестиваль классической музыки, в Альберт-холле, одном из самых больших концертных залов Европы

Первое впечатление от Альберт Холла – громадная арена.
Следующее впечатление - внизу, в овале партера стоячие места, тусовка. И на самом верху, на галерее тоже. Посередине – места для благополучных граждан. Неистовствует обычно партер. Там и народ побойчее и очередь подлиннее. Цена билета и вниз и на галерею одна и та же -3 фунта.
Внизу еще фонтан. Те, кто приходит раньше, садятся вокруг фонтана. Остальные размещяются на полу. Да, чуть не забыл: фонтан конечно работает до начала концерта...
Очередь. Все терпеливо ждут, когда начнут «пускать» - сидят далеко от входа, на тротуаре, чтобы не мешать. Ходит человек в красном пиджаке, служитель. Считает. Наблюдает.
Потом очередь идет через кассу, никто без очереди не лезет. Платят за билеты монетками, чтобы быстрее. Народ сознательный...
Альберт Холл был построен принцем Альбертом, мужем королевы Виктории, покровителем наук и искусств, около ста пятидесяти лет назад и был тогда может быть самым большим концертным залом в Англии. Он вмещяет более пяти тысяч человек.
Не Колизей конечно, но для классической музыки аудитория громадная. Поэтому здесь любят выступать «звёзды» и в их числе знаменитые русские: Рождественский, Гергиев, Плетнев, Ашкенази, Темирканов, Венгеров, Кисин…
… Всех не перечислить…
Если говорить о композиторах, то я думаю русская школа самая популярная в Англии: Чайковский, Мусоргский, Глазунов, Рахманинов, Скрябин, Стравинский, и послереволюционные: Шостакович, Прокофьев, Свиридов, Щедрин…
Два года назад поклонники Альфреда Шнитке, в их числе французский дирижер и пианист Баренбойм, устроили посмертный концерт композитора. Для английской публики метод Шнитке - музыкальный коллаж - непривычен, но энтузиазм был неподдельный: слушатели неистово хлопали в ладоши, кричали, свистели выражая восторг…
Альберт Холл, это не только зал. Это пожалуй еще образ жизни и своеобразный социум. Есть фанаты, есть частые гости и есть «чайники», то есть новички, случайные люди. Иногда не понять, кто есть кто.
Я видел, как на галерее, где собираются фанаты попроще, пожилой полный мужчина в сопровождении жены расположился на полу и во время перерыва стал закусывать.Он достал из рюкзака бутылку вина, открыл её, выпил со смаком этак стаканчика два, заел выпитое и прилёг. Вскоре зазвучала музыка, которая вовсе не мешала ему спать.Он даже захрапел, но жена толкнула под бок и он перестал.
Но конечно такие слушатели курьёз и исключение. Английские фаны классической музыки настоящие знатоки и ценители её собираются в Альберт Холл как на праздник, изо дня в день. Бывают и гости из других стран: Франции, Голландии, Италии, Германии…
Из России редко…
Что делать? Российский бизнес, представители которого приезжают на острова, народ жёсткий. На гладиаторов они бы сходили, а вот на классику…
В Англии за последние пятьдесят лет музыкальная классика становится всё популярнее. Я знаю, что почти в каждой хорошей школе есть симфонические оркестры, а то и по два -три, согласно с возрастом.
Музыка стала частью образовательной системы. Созданы детский, юношеский и молодёжный оркестры Лондона. Вспоминаю блистательный концерт ЛССО, - Лондонского школьного симфонического оркестра в Барбикан-центре с известнейшим в мире скрипачём – виртуозом Иври Гитлисом.
Мастерство виртуоза поразило всех в зале, и слушателей и оркестр. Юные музыканты могли, играя с ним, глубже понять и прочувствовать музыку Чайковского, которую он исполнял!
В конце выступления Слушатели и оркестр устроили маэстро бурную овацию. …ЛССО ездит каждое лето на гастроли: в Японию, Аргентину, в города Англии. Играют в нём дети с 13-14 лет. Вырастая они уходят учиться экономике, бизнесу, литературе. Редко музыке.
Но любовь и понимание классики остаётся на всю жизнь.
Кстати, читая английских классиков я узнал, что музыка была одним из основных предметов образования детей в аристократических кругах.
Вот такие юноши и девушки, мужчины и женщины ходят на концерты в Альберт Холл, на ПРОМС.
И я думаю, что очень скоро в Англии появятся и композиторы, и исполнители выдающиеся, которыми будет гордиться весь мир!
Такова логика развития музыки: где много хороших, знающих слушателей, там появляются творцы музыки…
Во многих домах страны слушают радиотрансляции с ПРОМСов и наверное количество слушателей достигает сотен тысяч.
Пропагандистом и организатором этих концертов стал 3 канал ФМ. Мы можем не только послушать прямую трансляцию, но и интервью с композиторами, дирижёрами и исполнителями-солистами.
Кроме ПРОМСа на этом радио канале бывают передачи из Метрополитен - опера в Нью-Йорке, концертов в Фестивал холле и Барбикан- центре.
На этом канале, мы слышим трансляции церковных служб в больших храмах, в том числе из Темпла - англиканской церкви на Флит стрит.
Оттуда же ведутся репортажи о выступлениях органистов и хоров. Большие и малые хоры есть во многих церквях, университетах и школах.
На Рождество и на Пасху энтузиасты устраивают сборные постановки «Страстей» и церковного пения. Приглашают знакомых музыкантов и певцов-любителей.Кто же откажется? Святое дело!..
Замечательно, что главной составной частью церковных хоров становятся детские хоры, участники которых приобщаясь к хоровой музыке, учатся понимать церковные службы и уставы, становятся активными членами общин.Часто участники этих хоров получают большие стипендии, дети в том числе.
В ПРОМСе иногда исполняются композиции с почти тысячным составом хоров профессионалов и любителей. Вот например, исполнение 8 симфонии Малера. Впечатляющая картина: могучий орган, тысячный хор, пять тысяч слушателей …и оркестр. Орган и хор конечно взяли верх над оркестром, настолько это масштабно звучало и выглядело. Апофеоз музыки и пения!..
ПРОМС – это центр классической музыки в Англии. Он обьединяет, рассказывает, показывает.
На завершающем концерте сезона многочисленные слушатели собираются в парке, напротив Альберт Холла и слушают радиотрансляцию из зала…
Недавно, к музыкальному ПРОМСу присоединился ПРОМС поэтический. И это закономерно. Большое культурное событие, как магнит притягивает представителей разных искусств.
ПРОМС показывает, что можно успешно противостоять и конкурировать с эстрадой и даже футболом!
Увлечение классикой становиться приметой культурного человека. Иначе говоря, классическая музыка стала одной из характерных черт просвященного класса Англии.
Под обаяние классики попадают люди всех национальностей, и богатые и бедные. Не количество денег и не социальный статус тут главное. Скорее это вопрос уровня родительских притязаний и темперамента во время воспитания детей...
Достаточно захотеть, а учить ребёнка можно начать с четырёхлетнего возраста по системе Сузуки. При этом родители могут сами учиться азам нотной грамоты и начать осваивать инструмент. Это трудно но интересно.
Затем можно отдать ребенка в музыкальную школу, которая работает по субботам, водить его на каникулярные недельные курсы. Дети постепенно овладевают инструментом. Музыка воспитывает их…
Но я отвлекся….
ПРОМСу уже более ста лет.Но он не стареет, а становится все солиднее, всё известнее. Побывать на ПРОМСе, увидеть и услышать его, сегодня, стремятся любители классики со всего мира.
Остаётся пожелать нашим соотечественникам появления в России своего «принца Альберта» и своего «ПРОМСа».
Даст Бог, такие энтузиасты найдутся…


2010 год. Лондон. Владимир Кабаков


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 120
© 18.08.2017 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2017-2043361

Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня











1