О рифмах


Рифма – один из важнейших организующих и определяющих элементов стихотворения.
В современном стихосложении рифма играет не просто ритмообразующую роль, но и является, на мой взгляд, равноправным компонентом художественной составляющей поэтического произведения. Причём не в виде рамки или оклада, пусть и богато украшенного, но порой – и как часть образа (или даже сама – образ), и как объективизация или подчёркивание смыслов, закладываемых автором в поэтическую работу.
Работа с рифмами – интереснейшее занятие (но и одно из сложнейших), происходящее за дверями «авторской кухни». Практически все, кто сколь-нибудь долго находится в поэтической среде, понимают важность подбора соответствующих рифм, но также осознают и сложность поиска.
Грамматические рифмы (разновидностью которых являются и глагольные) – они не плохи и не хороши. Они позволяют относительно легко ритмизировать поэтические строки. Они не нарушают логики и канонов стихосложения, освобождают определённое количество времени и творческих усилий для упора на другие составляющие стиха. Но… Они не интересны современному читателю! Причем не интересны не как рифмы сами по себе, но – как творческий процесс, как авторское видение, как поэтическое мастерство в конце концов.
Обилие и однообразие таких рифм, свидетельствует прежде всего о слабой поэтической технике, что, конечно же, снижает интерес к автору уже при первом знакомстве. Работа с рифмами – это такое же постоянное занятие по развитию именно стихотворного мастерства, как и любые другие упражнения по формированию и усовершенствованию навыков. Вдохновение или наитие, приходящее свыше, имеет место быть здесь только в очень редких случаях, и то тогда, когда поэт достаточно долго и упорно погружён в тему. Бывают случайные находки, но сие, как правило, исключения…
Совет начинающим, если позволите. На первом этапе работы с рифмами сознательно (волевым решением) откажитесь от использования грамматических рифм. По мере роста и становления, понимание того – как, где, и, главное, когда и в каком виде можно использовать грамматические рифмы созреет, выкристаллизуется и предстанет перед вами в свое время и в подлинном, с точки зрения современной поэтики, виде.
И ещё, во всём и всегда старайтесь избегать крайностей.
Удачи!





Рейтинг работы: 16
Количество отзывов: 6
Количество просмотров: 39
© 13.08.2017 Лев Вьюжин

Рубрика произведения: Проза -> Другое
Оценки: отлично 4, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 8 авторов


Валентин Шентала       13.08.2017   10:22:02
Отзыв:   положительный
Увы, совет опоздал лет на 40: когда я начинал, я наоборот был уверен, что надо вырабатывать чёткие рифмы, поскольку-де ляпы прощаются только большим мастерам. Что в таком случае делать?
Лев Вьюжин       13.08.2017   10:35:25

Думать, анализировать...)))
Попробовать себя в иных обстоятельствах, прикоснуться к чему-то новому... Развите существующих навыков и формирование новых - да мало ли ещё интересного в поэтическом мире и в стихотворных просторах? )))
Тут главное - желание и мера.
Валентин Шентала       13.08.2017   10:44:15

Попробую. Но, честно говоря, через года 2 собирался выходить потихоньку.
Лев Вьюжин       13.08.2017   10:54:15

Пути Господни неисповедимы...
Валентин Шентала       13.08.2017   11:08:58

Очевидно: фантастом не стал, но по радио звучу, хотя никогда не планировал.
Лев Вьюжин       13.08.2017   11:13:08

Радуюсь вместе с Вами.)))












1