Прогулка побережьем летней Одессы


С Куликова поля по Пироговской направляемся к побережью.
на углу улицы Пироговской и Куликова поляПроходим Военно - исторический музей, в нем основные экспонаты пока еще посвящены истории обороны Одессы от предыдущих нацистов.

Сразу за музеем – военный госпиталь, в котором латают поступающих из «зоны АТО» нацистов сегодняшних. Несоответствие временно: или хунту кончим, или она экспозицию сменит по темам «советской оккупации», «отражения российской агрессии» и т.п.

На улице Пироговской

Арка дома на улице Пироговской

Дворик на улице ПироговскойНа прибрежном Франзузском бульваре попадаем в «край небоскребов и шикарных вилл»: именно ними в 21 веке застраиваются одесские утесы над морем. Если царские и советские власти предпочитали не строить над обрывами из ракушечника и катакомбов в сейсмоопасном регионе, то современным строительным фирмам (киевским, индийской и прочим) «Черное море по колено». Каждая пядь самой дорогой на Украине (после центра Киева) земли должна приносить «цимес». И вот Одесса на приморских склонах полезла вверх, а где не полезла – «украинская элита» выстроила себе «замки».

Покупателей «элитной недвижимости» успокаивают современными технологиями, обеспечивающими устойчисость конструкций. Правда, их соблюдение, то есть «допзатраты» остаются на совести строителей. «Честное буржуинское» или «Тут им карта и пошла»? Лет десять назад, когда приморские «высотки» уже заслоняли от одесситов побережье, это «разглядел» горсовет и обязал подрядчиков вбивать под новострои на склонах тридцатиметровые сваи. Только кто их видел эти сваи? Не дешевле было вместо одной из них купить пачку «контролеров»?

И сейчас, после сползающих в море вилл соседнего Ильичевска, одесская мэрия (во все годы кормившаяся с распила земли) постановила: ответственность за надежность зданий понесет тот чиновник, кто подписал разрешение на строительство. Впрочем, и среди этих «стрелочников» дурных «нэма»: из своего майамского «добра» - бунгала, возникшего после «добра» на стройку, можно смело «гарантировать» Одессе: «Твои приморские высотки не станут руинами, подобно твоей промышленности».
Впрочем, искренне надеюсь на чудо современных технологий, которые смогут защитить людские жизни вопреки украинской коррупции.

Пока максимально зауженным переулком пробираемся к морю мимо огороженных от «простолюдинов» придомовых территорий «элитного» многоэтажного жилья, пытаюсь понять феномен подобных строек в загибающейся постмайданной Украине.

Ведь после Евромайдана строительство жилья в Одессе – одна из немногих действующих «промышленных» отраслей Украины. По области лидирует торговля, потом сельское хозяйство и транспорт (спасибо портам), а следом – «промышленность» в виде строек «жилищного хозяйства», торговых центров и «увеселительных заведений». Точно что: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Финансирует одесские стройки «украинская элита» со всех регионов. «Обезкрымленные» остатки Украины именно в Одессе видят «фешенебельную приморскую собственность». Поэтому, хотя стоимость недвижимости в СКВ после «победы революции» повсеместно упала в среднем втрое, желающих вложиться в строительство жилья именно в Одессе хватает. Тем более, что Жемчужина (или «Перлина»?) у моря - самый оживленный город в депрессивной стране, из нее в Одессу тысячами едут: одни - отдыхать, другие – работать, третьи – вкладывать «нажитое непосильным трудом», четвертые – и первое, и второе, и третье.
Для тех, кто приехал вкладывать деньги, для «новых одесситов» и одесская собственность должна быть, соответственно, новой.
А вот старая Одесса Украине не нужна: затраты на ремонт огромны, прибыли нет, по факту – сплошь убытки.

Дом Русова

Дом Гоголя

Двор дома Гоголя

Дом культуры на "Большевике"

Здание Русского технического общества ("Масонский дом"), уничтоженный не без помощи Михо Саакашвили

Вид от "Черемушек" на побережье

Вид от СИЗО (аналог питерских "Крестов") на ул. Среднефонтанскую

Поселок Таирова

Старая и новая "Молдаванка" в одном фото

На Молдаванке "Мерседес" ушел от непогоды

Одесский дворикПотому наша Одесса 9/10 населения, живущего в «царских» и «сталинских» домах Центра и Молдаванки, «хрущевках» Черемушек, «чешках» поселков Таирова и Котовского, старинном частном секторе Слободки, Бугаевки,Мельниц разрушается, среди них от побережья точечно строится маленькая, разрозненная, не комплексная, не плановая, зато «Новая Одесса».
Либо старая Одесса уродуется новостроями.

Греческая площадь с Провалом имени "евроинтегратора" Вадима Черного и торговыми центрами на месте снесенных памятников архитектуры

"Европа" на Дерибасовской
Но Одесса ли это? Разумеется, ни к одесским дворикам, ни к одесситам, ни к одесской истории то, что строится при Украине в 21 веке, не относится. И все же это Одесса, «Новая Одесса» (или «Нова Одэса»?) для богатого и среднего (по украинским меркам) класса.
Так что один жилой фонд (для «лучших людей») строится, другой (для «массы») ветшает и разрушается. Разрушается, уходит в небытие вместе с историческими зданиями, с историей Одессы, с одесситами.

Дом на Пересыпи сгорел 12 лет назад

"Сталинка" 37 года на "Большевике"«Свидомиты» радуются процессу «деодессизации», по факту - дерусификации. Им кажется, что с каждым вновь прибывшим «западэнцем», с каждой украинской надписью, с каждой «декоммунизированной» улицей заканчивается русская Одесса, этот город будет украинизирован хунтой так же, как когда-то советская власть украинизировала другую архитектурную жемчужину - Львов. Многие сейчас помнят о том, что это веками был польский город или много сейчас во Львове поляков осталось?
Однако «рагулизация» Одессы проводится в другую эпоху и совсем другими исполнителями, она не возможна по многим причинам, одна из которых – нет работы для наплыва рагулей в «промышленных» масштабах, да и самих «рагулей» не хватает - депопуляция «бэушной» Украины коснулась все «вэрствы насэлэння». А по поводу работы – прибывшие строители, продавцы, таксисты, официанты, дворники и швеи подпольных цехов не в состоянии заменить собой всех жителей.
Кстати, по поводу швей. Теперь, не как во времена Ильфа и Петрова, контрабанда делается не только на Малой Арнаутской, ныне вся Одесса (кроме элитного побережья) «машинками стучит». К примеру, на фото цех по пошиву "Бриони", "Прада", "Шанель",... на ул. Новикова.

Добавим – теперь «контрабанда» продается не только на рынках (и не только на «Привозе» как раньше, в разы больше - на «7 км.»), но и в «бутиках», и в торговых центрах, и по интернету. Одесское «Армани» - «всем Армани Армани».
Да, приезжающих в Одессу много, но подавляющее большинство из них без средств, им хватает только на аренду вторичного жилья. Не смотря на спрос, цена одесской аренды снижается год от года (с сезонными всплесками) – жилплощади освобождаются: одесситы, как и прочие «украинцы», вымирают и разбегаются от майданных «покращень». Настоящий, майданный геноцид – это вам не «голодомор».
И все же даже часть «новостроев» скупается для сдачи в аренду. Некоторые «элитарии» берут по 10-20 квартир, чтобы просто сохранить деньги. Часть жилья выкупают граждане, имевшие заначки с домайданных времен, желая их сохранить в «недвижимой валюте». В любом случае, строится гораздо больше, чем нужно городу. Тем более, что зачастую новострои создают проблемы и старожилам, и новоселам, и всей Одессе.

В первую очередь – транспортную. Экономя «золотые» площади, застройщики не предусматривают ни достаточных мест на стоянках, ни транспортных развязок, ни ширину проездов (которые и так делаются за счет зауживания тротуаров), ни эстакад, ни пешеходных переходов со светофорами (о подземных можно не вспоминать) – ведь «бегать все умеют». В итоге: пробки, ДТП, отсутствие парковочных мест, конфликты.
Часто в эти «бытовые» и «строительные» конфликты вмешиваются банды «активистов» (эти «нацики» любым заработком не брезгуют), доказывая, что здесь должна парковаться машина «патриота», а этот дом «сепаратистов» не должен строиться – «свидомой громаде» жить мешает. «Сепаратисты» отвечают, что за «Едыну Украйину» они «на колчаковских фронтах раненые», а вот их визави – явные агенты Путина.

И «дурдом-вэсэлка» продолжается. Кто кому «навалял» – тот и прав, тот - «патриот». Между майдаунами и гопниками не возможно границу провести.
В «патриотов» сейчас мимикрировали многие группировки – очень удобно для безнаказанности и местами (особенно на побережье, где различные «майданные» банды делят между собой землю со стрельбой и взрывами) выгодно. Их же нанимают для решения хозяйственных споров бизнесмены и чиновники. Даже мэрия не чурается – замайданили на нее «правоверные майданцы» с воплями, что «регионалов бывших не бывает», им «ответка» летит дубинками от «муниципальной охраны» из «героев АТО» с зоновскими наколками («ксиву атошника» купить в любой «ветеранской» организации не вопрос).
О связях мэра Труханова с криминалитетом говорят много, но среди одесситов он популярен своими реальными делами по благоустройству города. А вот обвинения в уродовании Аркадии и застройке побережья несправедливы – это началось при Кучме, «оранжевые» подхватили, «регионалы продолжили, нынешние прибрали к себе. Власть на Украине – всегда лишь возможность обогащаться, «ничего личного» (тем более – «идеологического»).
А по Труханову: за все годы «нэзалэжности», в том числе в куда более спокойные времена, все эти «боделаны-гурвицы-костусевы» столько для города не сделали, сколько сделали трухановцы за три года. Крадут, конечно, тоже, землю дерибанят вовсю (а чтоб майданутые не мешали – Россию «агрессором» признают, что ей с того?), но и об Одессе не забывают, в отличие от прежних «голов». И это в нищей стране город обустраивают!
Сколько же было украдено в прежние годы, если стоило одесским властям чуть уменьшить аппетиты – и результат налицо?! Уму непостижимо!!!
Конечно, хватает депрессивных районов, к примеру:

... и Молдаванка...

и Пересыпь ...Но вернемся к «новостроям». Потом у них начинается «жесть» с коммуникациями: ни канализационные, ни электрические, ни газовые, ни прочие сети не были рассчитаны на появление в старых районах тысяч новых потребителей, аварии учашаются.
Возьмем, например, канализацию. Каждый слив бачка - это минимум 10 литров воды, которые с ускорением 10 м/с уносятся в подземные коммуникации. Если окружающая застройка сформирована «сталинками» или «хрущевками» ( не говоря уже о частном секторе, где строить многоквартирные дома «нельзя, но если порешать – можно»), их канализация рассчитана на определенный напор и нагрузки, а с появлением в районе «высоток» она рвется (тем более, что ресурс исчерпан). Где-то что-то из труб по Одессе перекладывается, но далеко не везде и не всегда: все на всем экономят.
Итог: поломки, засоры, «фонтаны-по-киевски», сброс стоков на пляжи и в море.
А затем у обжившихся в одесских новостроях потребителей возникает вопрос: «Куда вести своих чад?» Естественно, что застройщик не собирался вкладываться ни в детсады, ни в школы. «Оно ему надо», если даже покупатель не требовал?
В районе ул. Говорова с начала 2000-х построено около 5 тысяч квартир. Школу строят с 2007 года. Хоть и десятилетие, но строят, в большинстве же новых жилмассивов для нее просто не оставили места.

Но и это не все! Установлено, что в ходе высотного строительства ухудшается состояние жилого фонда в радиусе от (примерно) 100 до 200 метров. Из-за глубокого заложения свай, вибраций и поднятия уровня грунтовых вод в стенах что старых, что новых домов появляются трещины, перекашиваются проемы.
Если «бум нахалстроя» не остановить - город придет в состояние, когда новые дома будут уже не нужны, а старые — не за что будет ремонтировать. И станут они все сыпаться годами (которые в море не сползут).
Не следует также забывать о стоимости коммунальных услуг, которые в новостроях значительно выше, чем в старом жилфонде (хотя и там после Майдана растут ежемесячно). Так что многие новоселы не выносят майданных «реформ» и выставляют жилье на продажу, дополнительно обрушая его стоимость в СКВ на рынке.

А вообще – «высотки» красивы и виды из них впечатляют. Если подняться на верхние этажи одной из двадцати - двадцатипятиэтажных «башен», можно увидеть почти всю Одессу (за исключением дальнего поселка Котовского – фактически отдельного города-спутника). Так что не так уж «вся Одесса очень велика», как в песне поется. Или у нас уже ориентиры другие?
«Блеск и нищета» Одессы, блеск нового и нищета старого города особенно наглядны там, где новые здания втиснуты в изначальную Одессу: в центре и на Молдаванке.

Жилой дом от индийской фирмы возле Староконного рынкаА новые «жилмассивы» без нормальных подъездов и стоянок автотранспорта, детсадов и школ, прочей инфраструктуры – вообще «отдельная песня». Пройдет время и «новые одесситы» из новых жилмассивов начнут спрашивать и про больницы - поликлиники, мест под которые сегодняшние устроители Одессы также не зарезервировали, нашпиговав каждый метр земли жильем.



Жилмассив "Радужный"Да какое здравоохранение, если «высотки» растут вплотную друг к другу, нарушая все санитарные нормы? Никто не просчитывает ни «Солнце в окна», ни «розу ветров», ни все остальное. Получил свои метры – «живи и радуйся».
«Радуйся» даже тогда, когда новосел покупал жилье с видом на море, а вскоре любовался стеной соседнего дома. Гарантированно имеют морской вид только те, чей дом втулили над самим обрывом. Но это смелые люди. Мимо домов таких «смельчаков» мы сейчас и проходим в толпе приезжих (судя по внешнему виду, поведению и суржику).
Да, старая Одесса (кроме Дерибасовской и Приморского бульвара на пару прогулок) туристов почти не привлекает. Россиян, которых можно было увлечь экскурсиями по пушкинским, катаевским, бунинским, бабелевским,… местам – нет, а украинский турпоток течет на пляжи, погреть косточки, поплескаться в водичке вперемешку…(но не будем о грустном, сами купаться полезем).

Гагаринское плато возле "Аркадии"Так что «вливаемся» в турпоток и уже в нем «впадаем» в море, точнее, на пляж «Отрада». К воде пройти не просто – побережье арендовано и заставлено шезлонгами, платите за них или «ходите мимо», на «общественный» пляж, ступайте там в тесноте и обиде по головам «общества».
Стоимость шезлонга варьировалась от 50 гривен. Расставшись с эквивалентом двух долларов, мы «ошезлонгились» и нырнули в море, клоторое оказалось на удивление чистым. Вволю наплававшись (за пересечением буйков спасатели, если они и были, не следили) мы заняли места «согласно купленных билетов» (которых нам, кстати, не выдали).
Я решил воспользоваться этим поводом и поговорить с работником пляжа - спортивным и дочерна загоревшим парнем лет тридцати.
- Извини, уважаемый, не забыл выдать билеты, нас с шезлонгов не погонят?
- Кому гнать? Я с напарником тут до вечера, но если настаиваете – могу выдать.
- Да нет, раз так – оставь себе. У меня другой вопрос возник – у вас половина лежаков свободна, может, есть смысл снизить цену, повысив посещаемость?
- У кого полтинника нет, тот и двадцать не заплатит. Да и куда снижать? На других пляжах и 70, и 100, и 120, и выше. У меня еще «по-божески». А на выходных при хорошей погоде и так будет «аншлаг» – места разберут, сегодняшний «простой» окупится. Вот если бы еще окупилась первая, дождливая и холодная половина лета – тогда, может, что мы и заработаем в этом сезоне. А так – еще даже аренду не «отбили».
- Отчего? Приезжих ведь, вроде, хватает?
- А толку? Это, в основном, крестьяне и прочая нищета, они каждую копейку считают. Вот видишь наш ларек с водой, мороженым и прочим? Раньше я мог в нем втрое цены держать против цен такого же товара в магазине вон там наверху - перед спуском к морю. А этот магазин еще вдвое «гилил» (повышал – прим.) цены против супермаркетов. Теперь же и я, и он хорошо если вдвое от супермаркетских цен сможем продать, и то продаем – мизер. Россияне – те умели «сорить деньгами», а эти…
- А вот разносчики «кукурузы – пахлавы - креветок» от тебя шастают?
- Нет, бери выше: эти от пляжного или городского начальства. У них и накрутка выше – тот же початок кукурузы на базаре до пяти гривен, а тут от двадцати пяти (около доллара – прим.). Только мидии и креветки у них не бери – портятся от жары быстро, мне кума по секрету шепнула – к ним в «инфекционку» каждый день человек сто привозят. Только все об этом молчок – бизнес превыше всего.
Поблагодарив парня за жизненноважный совет, я вернулся к друзьям, как раз подзывавшим разносчика морепродуктов. Уйдя от нежданной напасти и искупавшись еще раз, мы решили вдоль берега пройти к самому большому одесскому пляжу – к «Аркадии».

Следуя одесским побережьем, лишний раз убеждаешься: оно превратилось в «край небоскребов и шикарных вилл». Однако среди них не редко фланируют бомжи, «чужие на этом празднике жизни».


"Аркадийский дворец"А свои ли мы здесь? Да и «праздник» ли это? Что-то особого веселья (даже среди выпивших) заметно не было. Нет главного: отпускной, курортной беззаботности, искренней радости жизни. Каждого за границами пляжа ждут свои проблемы. И проблемы для большинства немалые.
Но пока забыли о них и мы. Гуляя от Отрады в Аркадию, мы любовались не только морем и природой, но и архитектурой, этими «новыми одесскими формами».

Вот коттеджный городок на землях бывшего санатория «Россия». Раньше здесь отдыхали десятки тысяч трудящихся, ныне – десятки «натрудившихся»: «каждому свое».

Уже убитый, подобно «России», санаторий «Украина» ждет своего «дерибана»: «прихватизаторы» еще спорят между собой за «вкусную» землю.


По большому счету, многие строения незаконны даже с точки зрения украинского нормотворчества. Ведь размещены некоторые в рекреационной 100-метровой береговой зоне, в которой приватизировать ничего нельзя.
Нельзя-то нельзя, но если очень хочется – можно. Вот как оно делалось и делается в Одессе?
К примеру, брал арендатор у города на пляже «совковую» кафешку, заключал инвестдоговор с обязательством отремонтировать «руину», а городу за это с ним расплатиться. Город, естественно, не расплачивался и «самый гуманный суд в мире» (не проверяя, что там реально «наинвестировано») решал в счет долга арендодателя перед арендатором (не наоборот!) отдать последнему в собственность сам «объект аренды»: «ловкость рук и никакого мошенства!» Потому теперь у судейских и прокурорских семей немалая доля в этой самой «вкусной» прибрежной одесской недвижимости.

На 8 станции Фонтана так целый «судейский городок». Этот, правда, по другой схеме: виллы якобы не виллы, а «эллинги» - «гаражи» для яхт. «Схем» много, а побережье у Одессы одно – не устояло.
К этому времени мы уже прошли Аркадию. Задерживаться там не было нкакого желания: даже моря за ресторанами и магазинами видно не было, впечатление осталось, что шли не по пляжу, а по базару: эдакий «7 км» на побережье. Единственное, что здесь привлекает – ночные клубы и концертные площадки, но, во –первых, сейчас был день-деньской, во-вторых, кому здесь выступать из украинских или российских артистов решают те же замайданные «активисты» в зависимости от поступившей или не поступившей «мзды», которую в Одессе берут все «активисты» при совпадении «их желаний с возможностями».
Идем вдоль 8 и 9 станций Большого Фонтана, которым тоже есть чем удивить
"Морская симфония"
Склон 8 станции для "лучших людей"

На переднем плане - "замок Гарри Поттера" - "законника" Сергея Кивалова

Подходим к десятой. Вот дома банкиров ("сливших банк с вкладчиками"), водочных, аэродромных (тут вообще "схема-песня"!) и прочих "королей" Одессы Кауфмана, Грановского ( лучших друзей любых властей в Киеве - от Кравчука до Порошенко) с подельником МамонтенкоЗдесь же апофеоз «прихватизации побережья» - гостиница Крука на 10 -й станции Б. Фонтана, проходящая по документам как «спасательная станция». Так вот где укрылись наши спасатели! Не мудрено, что они проигнорировали наш «забуечный» заплыв!)

Да уж, если руины «Январки» - это памятник «прихватизации» всей одесской промышленности, то пятизвездочные апартаменты «спасательной станции» Крука – памятник «прихватизации» всего одесского побережья.

Придет срок – народ разберется со всеми этими «памятниками» и их «скульпторами».
Можно, разумеется, гулять побережьем дальше –хоть «трамваем Утесова» Как он пел: «В твой дальний край тдет трамвай, весь твой рейс до 16 станции». Но тенденция ясна.
Можно и на фото посмотреть:

Фонтанская дорога

13 Фонтана

16 ФонтанаТак что товарищ забирает нас c 10 станции и машиной движемся в старую Одессу – на Молдаванку, в район Староконного рынка. Рынка, на котором без пяти лет век назад молодой опер Катаев, позже - Петров, будущий соавтор «12 стульев» (прототип Володи Патрикеева) брал молодого вора Козачинского (будущего автора «Зеленого фургона» и прототипа Красавчика).
Одесса своей историей летит нам в окна авто.

Фотоэтюд возле СтароконкиФото с одесских ресурсов «Таймер», «Думская» и других.

КОНТ https://cont.ws/@konstantinodessit/683876   более 5 тысяч просмотров








Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 46
© 11.08.2017 Константин Одессит

Метки: Одесса, Новороссия,
Рубрика произведения: Разное -> Публицистика
Оценки: отлично 0, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 8 авторов














1