Сказал безумный в сердце своем… Разговор о псалме 13.


Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1).

Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога»…

Читая тринадцатый псалом, я невольно вспоминаю свои школьные годы. Я учился в обычной советской школе, с обязательным атеистическим воспитанием. И нам, советским детям, говорили, что атеизм – это довольно молодой взгляд на мироздание. А всё молодое более прогрессивно, и уже поэтому гораздо лучше старого! Вот в былые, древние, темные времена, люди мало знали о мире и потому верили в богов или в Бога. А вот теперь – время другое, прогрессивное. И благодаря этому прогрессу люди думали-думали над тайнами вселенной, да и решили, что Бога нет...
Тогда, в советское время, Библию было читать не принято. А жаль. Ведь если бы было принято, любой школьник мог бы прочитать тринадцатый псалом, и убедится – атеизм как мировоззрение вовсе не молод. Он существовал очень давно. Тринадцатый псалом написан около трех тысяч лет назад. И уже тогда были атеисты – то есть те, которые считали, что Бога нет.
И уже тогда псалмопевец, царь и пророк Давид определял атеизм как безумие.
Так что спор между верой и неверием не нов под луной. Правда тогда, во времена Давида, видимо не принято было высказывать атеистических мыслей вслух. Ведь безумный именно «в сердце своем» сказал, что Бога нет. В сердце, а не во всю глотку на площади! Быть может потому, что скажи он это прилюдно, окружающие могли бы посчитать это богохульством и побить камнями.
Но то, что происходит в сердце – главное в человеческой жизни, ведь именно из сердца берет свое начало и плохое и хорошее. И для того, чтобы жить как атеист, не обязательно написать слова «нет Бога» на знамени. Достаточно уверить в этом свое сердце.
Но что же дальше? Безумец решает, что Бога нет, и как это отражается в его жизни? А вот так:

Растлеша и омерзешася в начинаниях: несть творяй благостыню (Пс. 13:2).
Или в русском переводе Юнгерова: «они развратились и гнусны стали в делах: нет творящего добро».
И здесь я будто слышу гневный вопль атеиста: «Ой, да на себя посмотрите! Вы, верующие, творите не меньше мерзостей, чем мы, атеисты!».
В какой-то степени этот упрек справедлив. Всё человечество больно, поражено греховной заразой, и верующие, конечно же, поражены вместе со всеми. Отличие от безбожников простое – мы, христиане, больны и идем в лечебницу, в Церковь, чтобы попытаться излечиться, а безбожники тоже больны, но лечиться даже и не пытаются.
Да, повторюсь – и мы грешные, и мы больные, но нам проще стать более здоровыми! У нас есть лекарства – Церковные таинства, молитвы, а у атеистов ничего этого нет.
А еще у нас есть шкала, по которой можно оценивать свои желания и поступки. Эта шкала – заповеди Божии.
Это атеисту трудно определить, много или мало детей должно быть в его семье. С детьми не просто, дети требуют затрат и труда, и именно поэтому семьи людей, далеких от Церкви, в основном малодетны.
А мы, верующие, можем знать, как на всё это смотрит Господь? Да, можем. Вот самые первые слова Бога к людям, записанные в Святом Писании: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Кстати, здесь есть прямое указание на многодетность. Ведь если в семье один ребенок или два, то получилось ли у папы с мамой «плодиться», то есть приносить плод? Получилось – ведь дети все-таки есть. А размножаться – получилось? Не получилось, ведь для того, чтобы размножиться, два человека (папа с мамой) должны оставить после себя не двух детей, а трех и больше!
Или вот – как относится к стареющим родителям? Они одряхлели, уже и заговариваться начинают, и с советами непрошенными к нам, умникам, лезут. Может, их в дом престарелых, чтобы жить не мешали?
Атеисту такой выход может показаться вполне приемлемым, особенно если в этом доме престарелых стариков не держат впроголодь и следят, чтобы постельное белье у них было чистым.
А вот верующего такой путь покоробит. Почему? А заповедь такая есть: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20:12). Не просто «заботься», но – «почитай»! А если отправил в дом престарелых, к чужим равнодушным людям, и сам звонишь раз в пол года – какое уж тут почитание!
В общем, тут много о чем еще можно было бы говорить. И об абортах, которые неприемлемы для верующих, но вполне одобряемы безбожниками, и о «свободных отношениях между полами», которые у нас принято называть просто блудом. И о злом языке, клевещущим на всех и вся, который и верующему-то трудно унять, а уж не верующий не унимает вовсе, так и жалит им и ближних и дальних!
Много о чем можно было бы говорить, но вывод прост – если человек скажет в сердце своем «нет Бога», он неминуемо развратится и станет поступать все хуже и хуже. Хотя бы потому, что катиться вниз проще, чем карабкаться на верх. И потому, что перед ним уже не будет заповедей Божьих, не будет эталона, на который он мог бы равняться, чтобы не скатиться.
Впрочем, для верующих это не повод к осуждению атеистов. Нет, мы должны не осуждать, а вести себя иначе. Как именно?
Когда-то ученик апостола Иоанна Богослова святитель Игнатий Богоносец написал замечательные слова: «Но и о других людях (то есть – о язычниках и неверующих – Э.К.) непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы прийти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их надменных речей – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы; их заблуждению – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, напротив, своею снисходительностью покажем себя братьями их. А постараемся быть подражателями Господу».
Вот такой совет. Наша твердость в христианской вере, в словах, молитвах и делах – лучший ответ на чужое безумие, вызываемое безверием.

«Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благотыню, несть до единаго». (Пс. 13: 2-3).
Или в русском переводе Юнгерова: «Господь с Неба призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий или ищущий Бога. Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет творящего добро, нет ни единого».
А вот в этих словах псалмопевца и верующие могут найти основания для скромного мнения о самих себе.
Да, пришедший в Церковь старается стать лучше, чем был раньше. Кое в чем у него это удается. Но становимся ли мы по-настоящему здоровыми?
Господь, конечно, видит нас, видит изменения в наших сердцах. Но так ли велики эти изменения? Каковы мы? Святы, так, что хоть икону с себя пиши? Или как в этих словах псалма: «все уклонились, все стали совершенно негодны, нет творящего добро, нет ни одного»?
Смотрим внимательно – здесь сказано «все»! Именно все, а не только безбожники, с разговора о которых начинался этот псалом.
И здесь нужно вспомнить слова апостола Павла, горькие, но справедливые слова:
«Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу – делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:18-20).
Соглашается с Павлом и апостол Иаков, когда говорит, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).
И апостол Иоанн, который считает, что: «если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8).
То есть греховное поражение нашей человеческой природы столь велико, что по-настоящему исправиться, стать безгрешными мы просто не можем. Именно поэтому нам нужен не помощник, а Спаситель! То есть не тот, кто просто поможет нам стать как ангелы, а Тот, Кто сильной рукой выдернет нас из бездны греха, если только мы позволим себя из нее выдернуть!
Для нас совершенно необходимо стремиться всеми силами к Царству Божьему, ведь так мы показываем, что оно, это Царство нужно нам. И всё же наше участие в собственном спасении не слишком велико. «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).
Не нужно обольщаться, не нужно хвастаться, не нужно гордиться - сами мы очень плохи, и, как бы не старались, до истинной святости не дорастем! Не зря, не зря Исаак Сирин произнес грустные, но трезвые слова: «Совершенство совершенных воистину несовершенно»!
И всё же, если мы будем хотеть и стараться изо всех сил, Господь Спасет нас – то есть по Своей милости очистит тех, кто хочет очищения, и введет в Небесные Обители.
«Ни ли уразумеют вси делающиии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. (Пс. 13:4-5)».
Или в русском переводе Юнгерова: «Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, поедающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали, (поэтому) там они трепетали от страха, где не было страха, ибо Господь в роде праведных».
Ну, а это столько раз было в истории?! Не счесть, сколько раз людей гнали, уничтожали, «поедали как хлеб», только потому, что они Божьи, Христовы!
Тут можно вспомнить и гонения Антиоха, описанные во второканонических книгах Маккавейских, и гонения на первых учеников Иисуса Христа, описанные в книге «Деяний святых апостолов», и три века гонений христиан в языческой Римской империи. Уже упомянутый в нашей статье Игнатий Богоносец - за что был отдан на растерзание львам во времена императора Траяна? За то, что был учеником Христовым. Да что там говорить – ещё живы, хотя и очень стары люди, которые помнят страшные гонения на христиан в первые десятилетия существования атеистического Советского Союза!
В общем, так было и так будет. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Будут гонимы не обязательно львиными зубами, может и просто насмешками. Но – будут. Человеку, который сказал Христу «нет» трудно видеть того, кто сказал Христу «да». Такой человек самим своим существованием уязвляет безбожника, вызывая его на агрессию. Что ж – не зря Господь сказал, что посылает своих учеников «как овец среди волков» (Мф. 10:16). Главное, чтобы мы сами поменьше у волков учились и не становились, как они. А ведь и это бывало в истории! К сожалению, но – да, бывало!
Но вот ведь что интересно – становится ли смелым человек, отказавшийся от Бога? Нет, не становится! Не зря же сказано, что они «трепетали от страха, где не было страха!»
Чего только не боится атеист! И болезнетворных бактерий, и падения экономики, и парникового эффекта с глобальным потеплением – да мало ли!
А мы, верующие знаем, что Господь хранит нас. Любой, проживший, скажем тридцать лет, должен понимать – все эти годы Господь хранил его каждый день, каждую минуту. И бояться нужно только того, что разлучает нас с Господом – греха. А уж с бактериями Господь справится, и меньше, чем Он нам отмерял, мы не проживем!
Главное – потом, на Суде Божьем не краснеть!
«Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» (Пс. 13:7-8).
Всё получится у того, кто надеется на Господа. Имеется в виду – получится жить по заповедям Божьим. Да, с ошибками, да, с падениями, да – несовершенно. Но – получится! Потому, что Господь поможет тому, кто трудится.
Господь поможет нам, если мы будем в чем-то похожи на внука Авраама, Иакова. Как Иаков родился, ухватившись за пяту старшего брата, Исава, так и мы должны жить, «ухватившись» за Господа Иисуса Христа, «прилепившись» к Нему.
И тогда, спустя время, каждый из нас в какой-то степени станет Израилем. Такое имя внук Авраама получил, когда боролся с Ангелом и требовал у Него благословения (Быт. 32:24-29; Ос. 12:3-4). Чаще всего слово «Израиль» переводят как «борющийся с Богом» или «Бог сражается». Но Антоний Великий в одном из своих посланий трактовал слово «Израиль» как «ум, видящий Бога».
Стремиться к Богу, жаждать Бога, хотеть увидеть Бога, оказаться с Ним лицом к Лицу – вот то, без чего трудно представить жизнь христианскую. И если мы будем верны и настойчивы, то дверь, в которую мы стучим, откроется перед нами (Мф. 7:7).
Хотя, если точнее – Господь Сам стоит рядом и стучит в дверь нашего сердца (Откр. 3:20). И всё, что от нас нужно – услышать этот стук и впустить в свое сердце Дорогого Гостя.
Использованная литература:

Феодорит Кирский. Изъяснение псалма 13.
Евфимий Зигабен . Толковая псалтырь.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
Игнатий Богоносец. Послание к ефессянам.
Антоний Великий. Послания.





Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 14
© 17.07.2017 Эдуард Качан

Метки: Христос, Бог, Церковь, псалом,
Рубрика произведения: Проза -> Статья
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 1 автор














1