О романсе ? Легко !..


О романсе ? Легко !..

"Иногда в музыке нравится что- то неуловимое и не поддающееся критическому анализу."
                                                                                                                                             П. Чайковский.

О романсе писать очень легко. Ведь достаточно заглянуть в поисковик и открывается уйма статей, исследований, диссертаций, сайтов, посвящённых романсу и все становится ясно...
Там рассказано и об истории возникновения романсов, и обо всем- всем...
(Вот, например, некоторые Диссертации:
Черва, Романс в истории русской культуры- http://www.dissercat.com/content/romans-v-istorii-russkoi-khudozhestvennoi-kultury
Яницкая, Романс в русской поэзии...- http://www.dissercat.com/content/romans-v-istorii-russkoi-khudozhestvennoi-kultury
Хорошко, Лингвостилистические особенности... - http://cheloveknauka.com/lingvostilisticheskie-osobennosti-russkogo-romansa
Волова, Русский романс... - http://cheloveknauka.com/russkiy-romans-xviii-i-pol-xix-v-genezis-tipologiya-poetika
Дурандина, Камерные вокальные жанры... - http://cheloveknauka.com/kamernye-vokalnye-zhanry-v-russkoy-muzyke-xix-xx-vv )

Если коротенько, то романс, это небольшое музыкальное произведение, написанное на стихи лирического содержания...
( https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Романс ).
Так, да не так,.. Тайна, магия романса так и не раскрыта. Да и будет ли раскрыта...

Русский романс Слово к читателю, Козловский - https://litlife.club/br/?b=243127&p=1 (137 страниц)
или тут, в чем- то удобнее - https://coollib.com/b/217043

При прослушивании романса возникает чуть ли ни симбиоз чувств композитора, поэта, исполнителя и слушателя, призванный сопереживать, взволновать, растрогать. Романс подразумевает некоторую интимность, камерность, драматизм, рассказывает о внутренних, сокровенных, личностных переживаниях, по сути, он всегда- о любви. Не обязательно о любви одного человека к другому, но- о любви !

Души какие струны ты ни рви,
Какие сонмы слов ни созови,
В какие темы ты ни заплыви,
В конечном счёте, будет-- о любви !

Романс часто не отличить от лирической песни или произведений других жанров, например, песню "Старый капрал" сам автор музыки определил, как драматическую песню. Но для нас- то это все равно романс !
Кроме того, в большинстве стран это понятие вообще почти не используется...

Романс может быть и свободного ритма, и очень ритмичный, и с припевом, и без, и с вступлением, проигрышами, и без, и грустный, и веселый, и медленный и быстрый, и т. д. Видимо, романс, это, в большинстве случаев, не форма, а, в первую очередь, степень душевности, духовной наполненности, эмоциональной напряжённости ! Общепринятой классификации романсов не существует, а то что есть постоянно меняется.  Абсолютного, формального определения романса нет, для рядового слушателя критерий, скорей всего, только один,- чувствует он романсовость пьесы или нет.
Недаром, даже большинство многочисленных сборников даже называются,- Романсы и песни !..
А, в двух словах, если под песню хочется танцевать или идти строем, то это песня,
а если хочется сесть, замереть, задуматься, то это, скорей всего, романс...
Хотя, бывают случаи, когда под романс и танцуют, и даже ходят строем. )))
( Это несколько строк из моего эссе о цыганском романсе- https://www.chitalnya.ru/work/1803576/ )

Сочиняя романс, песню, желательно учитывать, что стихи, по всей природе, уже обладают "очевидной" мелодией, ритмом. И очень легко поддаться этой мелодии, и быстренько сочинить песню, обычно в стиле дворовой песни, и иногда получается очень даже хорошо. Но чаще случается, что эта мелодия уже была использована, почти точно, да и не раз, в стихах сходных по размеру, ритмике, смыслу. Недавно я это встретил даже в современной английской песне на стихи Шекспира.
В стихах часто встречаются искажения ритма , и скрытые, и явные. Наверно некоторые поэты маловато читают свои сочинения вслух и формально ритмично, и "артистично". Иногда, искажения, это художественный приём, иногда - ошибка. Иногда эти искажения наталкивают на интересные музыкальные идеи, иногда очень мешают. Но мы к этому давно приучены и, вроде как не замечаем, все больше и больше, например:
Бр. Покрасс, Д′Актиль,- "Марш Будённого" ( Мы красная кавалерия и про нас...), (1920- 26)
Варламов, Цыганов,- "Красный сарафан" (Не шей ты мне матушка... ) много ударений имитирующих просторечье - https://m.youtube.com/watch?v=B8a2HZtbkQg
Рахманинов, Бекетова,- "Сирень" ( По утру, на заре... ) - https://m.youtube.com/watch?v=G3AXkXIhdUY

Стихотворные тексты могут быть совершенно разной жанровой принадлежности, разных форм, размеров, тематики. Например, некоторые серенады являются одновременно и романсами.
Взглянем на  фрагмент стихотворения:
    Побывай во всех странах,
    В деревнях и городах:
    Не найти тебя нигде
    Горемычнее меня

Стихи эти, казалось бы, частушечные, к тому же, "... по отзыву авторитетов- это верх пошлости." (из письма П. Чайковского), но у композитора получился один из известнейших, любимейших народом, уже почти 200 лет, романс -  https://www.youtube.com/watch?v=R6joRbAw5-A&app=de...

Романсы могут быть и очень коротенькие, и большие романсы- баллады.
"Чудная роза розу ласкала"- всего 10 коротких строк - https://m.youtube.com/watch?v=oiDQt5E9ck4
А "Нищая"- 48 строк, длится порядка 5 минут- https://m.youtube.com/watch?v=CKUdoazcFIA

Мелодия может быть и очень простая, и сложная, но практически всегда- лиричная.
Обычно в романсе используют одну- две мелодии, но бывает и больше. Например, в уже упомянутом романсе "Красный сарафан" после пятого куплета мелодия несколько раз меняется и получается аж 4 мелодии !

Частенько, композиторы "накладывают" стихи на музыку , мало обращая внимания на смысл, на ударение, интонацию, течение стиха и, кроме прочего, получается куча искажений русского языка, например: "Нет, нет..." - https://m.youtube.com/watch?v=CyaX3muHRPI ,.. или тут (ошибки более завуалированы) - https://m.youtube.com/watch?v=ipIZxnpB6PE
Хотя, если подумать, этих ошибок можно было бы избежать. Например: - https://www.chitalnya.ru/work/1230282/

Безусловно, для восприятия огромное значение имеет качество сполнения. Но согласитесь, когда мы, в очередной раз, слушаем давно известный романс, песню, даже в самом плохом исполнении, мы, как бы подсознательно, одновременно слышим его и в давно любимом исполнении, и заранее знаем, насколько хороша эта песня сама по себе.
А вот когда мы слушаем совершено новую, незнакомую песню, картина совершенно другая, и нам часто очень трудно абстрагироваться от качества данного конкретного исполнения и понять, насколько интересна именно сама песня !
Известен случай, когда песня была в забвении 100 лет, а потом вдруг нашла хорошего исполнителя (Обухову) и постепенно стала известнейшей.
Думается, если мы действительно хотим понять, оценить именно саму песню, надо, все же, стараться оценивать песню вне зависимости от качества конкретного исполнения, ведь мало кто имеет возможность заказывать исполнение у Народных Артистов... )))  Ведь мы не оцениваем качество стиха в зависимости от красоты почерка, переплёта, иллюстраций или красоты декламации, тем более, что есть много поэтов, которые не могут говорить, вообще...
А исполнителям, даже не имеющим певческого голоса, надо стараться исполнять максимально осмысленно, выразительно !

Кроме собственно песен- романсов есть много стихов, которые авторами так и названы- романс (- http://stihi-klassikov.ru/poems/malenkie-stihi-romans-russkie-poet-klassik-small-good-poems )
Также есть много инструментальных пьес - романсов, или же песен без слов...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Картина Русский Романс. Художник Олег Маслов
------------

Здесь проходил КОНКУРС - https://www.chitalnya.ru/commentary/17859/ !!!

----------------





Рейтинг работы: 54
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 486
© 07.06.2017 alexandr maev
Свидетельство о публикации: izba-2017-1994796

Метки: maev, романс,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Натали       19.10.2017   17:01:23
Отзыв:   положительный
Очень познавательно о Романсе..., спасибо Саша...,
очень к стати..., но во многом наши мысли перекликаются...!!!

С теплом, Натали.


Леонид Зеленский       14.06.2017   09:33:43
Отзыв:   положительный
Я люблю слушать романсы.Я не музыкант, я не могу точно объяснить почему я люблю. Видно что-то в них такое, что не может не тронуть душу и сердце.У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.
.Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс».
Спасибо, Александр, за очень познавательную, интересную работу. Высылаю Вам красивый видео ролик, где звучит романс о романсе

https://www.youtube.com/watch?v=rooN_k8gWzw

С почтением
alexandr maev       16.06.2017   19:15:06

И Вам спасибо !
Валентин Шентала       08.06.2017   17:56:15
Отзыв:   положительный
Небольшое дополнение для начинающих: если песня - это стихи под музыку, то романс - это музыка под стихи! Представить себе несколько песен на одни слова практически невозможно. В русских же романсах такое - сплошь и рядом! Тем ответственнее надо подходить к тексту и я, например, до сих пор перед романсом мандражирую.

Это всё понятно, не понятно как текст для песни сделать текстом для романса? То есть ясно, что нужна поэтизация чувств, а как это конкретно сделать?
alexandr maev       11.06.2017   20:45:20

По- моему, прежде всего, нужна просто искренность, а получится песня или романс, это дело десятое...
Искусственная поэтизация фальшива. Надо больше читать стихов, а может и советов, хоть от Маяковского, хоть от ещё тысяч авторов... )))
Валентин Шентала       12.06.2017   10:52:29

Поэтизация фальшива, когда она не предусматривалась замыслом! Если бы я не пошёл на этот конкурс, поэтизация была бы не нужна.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  










1