Путешествие на машине по Европе. Окончание.


…По приморскому шоссе мы поехали в сторону Генуи, вдоль замечательно яркого и чистого Средиземного моря.
Джил дала нам адрес кемпинга на море, где мы хотели пожить несколько дней. Однако там не было мест и мы поехали дальше…
Вдоль берега расположились сплошной полосой селения, большие и маленькие и в каждом городке или посёлке, был свой пляж. И все они были полны, но главное, не было ни одного свободного места на стоянках, в радиусе километра полтора от пляжа. Длинные ряды мотороллеров стояли по обе стороны дороги в районе пляжа и несмотря на время после полудня, похоже никто не собирался уезжать домой. Казалось вся Лигурия (Область в которой мы жили) выезжала отдохнуть на пляжи…
Мне кажется такая нехватка автостоянок обусловлена тем, что городки и селения все выстроены задолго до появления автомобилей и естественно, никто о стоянках тогда и не думал. Сегодня на всех свободных участках сделали стоянки. Но этого всё – таки мало для миллионов автовладельцев съезжающихся к морю и не только из самой Италии, но и из Европы…
Мы ехали и ехали вдоль моря в надежде наконец выкупаться в благодатной воде средиземного моря. Но отсутствие мест на автостоянках повергала нас в уныние.
Время близилось к вечеру, когда мы увидели вблизи дороги вывеску - кемпинг, и заехали туда.
Кемпинг был большим и очень нам не понравился – это все напоминало «фабрику» отдыха. Караваны и палатки стояли впритык один к другому и в придачу, машины надо было оставлять на ночь на стоянке, метрах в двухстах от палатки. Однако деваться было некуда и мы поставив палатку, пошли купаться, уже почти в сумерках…
Море было волшебно тёплым и ласковым. Мы были вознаграждены за многодневное ожидание и с удовольствием плескались и плавали в молочно-зелёной солёной воде. Это было блаженство и ради этого стоило терпеть все неудобства «коммунального» кемпинга. Пляж был необычного, серо - черного цвета и ступив на песок, который тоже был черно – серым. Я подумал, что это оттого, что камни здесь были такого же цвета и потому и песок отличался от обычного светлого или жёлтого…
Я вспомнил свой одиночный поход на Северном Байкале, когда я на ночёвку остановился в одной из бухт в двух днях ходьбы от дальней метеостанции, которая стояла в ста с лишним километрах от ближайшего поселения. В этой бухте был пляж состоящий из чёрной крупной плоской гальки и этот цвет запомнился мне надолго… Я ночевал тогда в уютном зимовье на берегу бухты и похоже, что кроме красавцев - изюбрей приходивших на берег Байкала на водопой, здесь люди бывали, но всего несколько раз в году….
… Выкупавшись, мы вернулись в палатку, поели и совсем уже собрались спать, когда поднялся ураганный ветер, в небе засверкали молнии и зашумел, заметался по округе страшный шторм и дождь через несколько минут перешёл в крупный град.
Всё ревело и шаталось!
Палатка норовила взлететь на воздух и вдобавок крупный град сплошной стеной ударил по кемпингу. Градины были иногда величиной с голубиное яйцо и больно хлестали нас по спинам, через двойной тент палатки. Шторм ревел и грохотал, палатка шаталась из стороны в стороны и наверное улетела бы в море, если бы нас не было внутри!
Вдруг и резко похолодало.
Обычно температура на Ривьере летом даже вечером редко опускается ниже двадцати градусов, а тут я в одежде начал дрожать от холода. Наверное температура за считанные минуты опустилась до нуля.
Когда я случайно коснулся пола прихожей рукой, то вдруг понял, что там полно воды. Расстегнув полог и вглядевшись во тьму, я увидел, что тазик для мытья посуды как «лебедь белая», плавал «по волнам».
Я невольно выругался, стал ощупывать дно в спальном помещении и с испугом понял, что мы сидим на большой луже воды… Благо что днище спального помещения, сделанное из специального материала, не пропускало воды…
А гром всё гремел, молнии сверкали так, что их видно было через тент, и град сменился дождём. Вода всё прибывала и я не зная, что делать запаниковал. Сюзи сидела на матрасе и испуганно глядела на меня!
Надо было действовать. Я несмотря на дождь, вышел в ночь из палатки и ворча ругательства под нос, тапком словно лопатой отгрёб от входа толстый слой тающего града…
У входа в кемпинг, горел сильный фонарь и при свете его, я видел, что лужа постепенно стекает в проделанные мною проходы. Сюзи тихо сидела внутри палатки и изредка беспокойно спрашивала: «Ну как?»
Наконец дождь закончился. Люди стали выходить из караванов и палаток и оглядев «побоище» качали головами. С деревьев, градом было сбито множество листьев и хвои, которая собралась настоящими завалами под деревьями и мешала дождевой воде уходить вниз, к морю. Я с остервенением скрёб жёсткую, неподатливую землю, проделывая углубление и наконец лужа настолько уменьшилась, что я вздохнул с облегчением и влез в палатку…
В прихожей осталось немного воды, а под палаткой её совсем не было и я уже не так зло, ворча улёгся спать, пользуясь старой истиной – «утро вечера мудренее»
А утром вновь было тепло, солнечно и тихо. Проснувшись рано, мы перебрали продукты и вещи в подмоченных сумках, протёрли палатку изнутри и снаружи и позавтракав пошли на море купаться. Вода вблизи от берега была мутной и покрыта какими – то нечистыми пузырями воздуха…
Тем не менее мы с удовольствием заплыли подальше и радуясь теплу и свету, долго плескались, стараясь попасть на гребень крупных волн и прокатиться на них подольше…
Возвратившись к палатке мы нашли её уже полностью просохшей. И крупный град и неистовая буря казались нереальным сном, но завалы, листьев и хвои, которую с утра убирали обитатели кемпинга, доказывали нам, что это было взаправду.
Собрали всё, уложили в машину и заплатив за ночлег втрое дороже чем во французских кемпингах, выехали на дорогу, дав себе слово никогда не останавливаться в таких «фабриках» автотуризма…
Путь наш, лежал в сторону Альп, но подъезжали мы к ним, уже с другой, итальянской стороны…
Геную, мы видели мельком, и «усевшись» на автостраду, помчались вперёд.
В Италии система оплаты на автострадах немножко другая, более рациональная чем во Франции.
Тут, вы выезжаете на автостраду и на контрольном пункте берёте контрольный талон. Для каждого крупного населённого пункта сделаны свороты – съезды с автострады, на которых вы, сунув в машину проверки оплаты контрольный талон, видите сумму которую надо заплатить и платите либо наличными, либо банковской карточкой. Машина столь любезна, что даёт вам сдачу, не обсчитывая…
Мы проехали по автостраде километров двести и заплатили за эту поездку около двадцати евро. Зато мы сделали это вдвое быстрее чем по бесплатным дорогам и уже часам к четырём, въехали в Аосту, древний город, существовавший ещё в римские времена, и расположенный неподалёку от самого высокого альпийского горного массива, Монблан. Правда из Аосты самой вершины Монблан не видно, но город окружён трёхтысячниками, которые тоже производят внушительное впечатление.
Мы решили остановиться на ночлег в районе перевала Сен Бернар, а потом уже решать где пожить оставшиеся перед возвращением дни: или в Италии, в районе Турина, или в Швейцарии, неподалёку от Женевского озера, которое была всего километрах в сорока от города, за перевалом…
С часик побродив по Аосте, в основном по центральной улице «старого» города, увидев мельком и римские триумфальные ворота и развалины древнего театра, мы вновь сели в машину и поехали в сторону короткого тоннеля Сен-Бернар. (Есть ещё длинный, в сторону Франции, но это уже в другую сторону).
Постепенно поднимаясь в гору, мы любовались тем, как над нами возвышались громады окрестных вершин и у их подножия тут и там виднелись игрушечные домишки, прилегающих к шоссе посёлков и деревень. Я заметил на правой стороне от дороги деревушку с красивой церковью и белой высокой колокольней…
«Вот бы там поселиться там» – подумал я, и попал точно.
Шоссе делало поворот на девяносто градусов и при въезде в эту деревушку мы увидели транспарант с надписью: «Кемпинг Европа»
Наученные горьким опытом мы не стали подъезжать к рисепшен (приёмной), а поставив машину на стоянке, перед кемпингом, полюбовавшись на снежные вершины с ледниками, виднеющиеся из – за леса впереди на перевале, вошли внутрь, всё осмотрели и нам понравилось.
Кемпинг был большой и места для палаток в нем, располагались на невысоких террасах разделённых одна от другой дорожками.
На самой верхней, мы облюбовали место для палатки неподалёку от «удобств» и только после этого вошли в помещение администрации кемпинга. Стоило место около восемнадцати евро в сутки и мы решили остановиться здесь. Хозяйка «заведения» была вежлива и любезна, что нам тоже понравилось. Она предложила нам устраиваться, а заплатить предложила по отъезду, что нас тоже устраивало.
Кемпинг был по настоящему хорош – чуть в стороне от деревни и от больших дорог, в тихом уютном месте.
Выйдя через время за ворота, мы нашли магазинчик, в котором купили итальянского вкуснейшего твёрдого сыра, свежего хлеба и маринованную селёдочку…
Выйдя из магазина, решили осмотреть деревушку и пройдя чуть дальше и вверх, нашли церковь, которая привлекла моё внимание издалека, ещё вчера.
В ней только что произошёл обряд свадьбы и гости расходились группками по машинам. Колокола в это время играли какую – то красивую мелодию и мы встретив служителя спросили, кто это звонил на колокольне? Он развёл руками и словно оправдываясь пояснил, что это работает электронный автомат.
Рядом с церковью, чуть ниже по склону, стояла школа выстроенная совсем недавно, с весёлой росписью на стенах и просторными светлыми окнами на фасаде.
Во всём увиденном в посёлке, чувствовалось благополучие, обеспеченность и порядок…
Неподалёку от кемпинга стояла реставрированная крепостная башня, оставшаяся от некогда существовавшего здесь средневекового замка.
Рядом с башней, внизу, прямо на луговине, цвели розы и из шланга тянущегося снизу, от местной почты, струи воды орошали яркую зелень. Поливочные «пушки» работали в окрестностях во многих местах.
Позже, мы увидели, что специальный человек в фирменной жёлтой куртке, объезжает окрестные муниципальные луга и сады и включает и выключает насосы, качающие воду для полива.
У этого служащего был фирменный спортивный мотоцикл, на котором он без труда поднимался по самым крутым склонам в нужное место…
Возвратившись к палатке, мы устроив застолье под старым грушевым деревом с обильными, но ещё зелёными плодами и поглядывая на темнеющие зубцы горных вершин занимающих полнеба впереди на горизонте, поужинали и укладываясь спать решили, что будем здесь жить несколько дней и уже отсюда, уезжать к парому из Дюнкерка в Англию…
Назавтра мы поехали в Аосту, чтобы подробнее познакомится с городом, который у римлян назывался Аугустум Преториум, и который был основан в 25 году новой эры, в честь правящего тогда императора Августа…
Через него, римские легионы уходили к Альпийским перевалам в сторону земли франков и галлов, а в другую сторону - в земли белгов и германцев. Стоя на перекрёстке дорог, город скоро вырос и превратился в административный центр большой провинции.
Из остатков древне - римского города хорошо сохранилась арка – ворота в крепость и остатки стен, каменный мост через реку, а также четырёхэтажная стена большого театра вмещающего в те времена до четырёх тысяч зрителей.
Сохранились и аркады форума засыпанные со временем двухметровым слоем земли, но частично откопанные реставраторами.
Кроме этих римских строений в исторической части города, привлекает туристов отреставрированная, правда частью в руинах, христианская церковь шестого века, рядом с которой стоит церковь начала первого тысячелетия с замечательным внутренним двориком, состоящим из аркад окружающих зеленую травянистую площадку на которой любили отдыхать христианские монахи…
Во дворе этой церкви, как реликвия сохраняется огромное липовое дерево с дуплом разделяющим его почти надвое и с табличкой, которая утверждает, что липе 460 лет…
Сегодня Аоста известный туристический центр, где ежегодно бывают десятки тысяч туристов со всех концов света.
Центральные улицы старого города, с утра до вечера заполнены фланирующими туристами, сидящими в кафе, толпящимися в многочисленных магазинах и магазинчиках. Старое и даже древнее, здесь удачно сочетается с современным и потому, Аоста интересна как молодым так и почтенным пожилым туристам…
Мы провели в городе несколько часов и в завершении похода зашли в пиццерию и съели по куску замечательно вкусной пиццы.
При этом мы много смеялись, когда непонимающая по-английски и по-французски хозяйка - итальянка, воспользовалась переводом любезного гостя итальянца, с Сюзиного французского, а уже жена переводила мне с французского на русский.
Все были весело удивлены что я из России и смеялись над проблемой тройного перевода.
…Утром, мы решили никуда не ехать и сходить в поход по окрестным горам.
Не спеша позавтракали, сходили в бассейн, который входил в число услуг и с удовольствием выкупались в прохладной, чистой воде.Сюзи заходила в чисто – прозрачную воду по пластиковым ступенькам очень осторожно, а я с разбега прыгнул в воду и стал плавать фыркая и ныряя вдоль небольшого бассейна, стараясь пронырнуть его по длине…
Я уже вылез и насухо вытерся махровым полотенцем, а Сюзи всё не хотела выходить из воды, которая после времени привыкания вовсе не казалась холодной…
После купания мы пообедали, отдохнули в тени грушевого дерева, читая книжки и после двух часов собрались наконец в поход…
Прогулочная тропа пересекала шоссе ведущее к перевалу, потом поднималась до ближайшей фермы вдоль границы яблонево-сливового сада.
И рядом с фермерским красиво – современным трёхэтажным домом, сворачивала круто влево и уходила лесом, сопровождая водный поток удерживаемый в бетонном водостоке, метровой глубины и такой же ширины. Уровень воды быстро текущей по жёлобу был сантиметров тридцать глубиной и потому, мне подумалось что в этом жёлобе можно было бы устраивать соревнования на скоростное прохождение какого – либо отмеренного участка, в обычной пластмассовой ванне.
Мы посмеялись над этой идеей, но в принципе многие экстремальные виды спорта сегодня, так и начинали быть, становились популярными…
Пройдя немного по тенистому, старому буковому лесу, увидели внизу в прогале деревьев, большой бетонированный канал высотой метров в шесть и такой же ширины. В нём спокойно вмещалась целая река чистой воды текущей с гор, «ограниченная» трудолюбивыми и смышлёными крестьянами в бетонные «рамки».
Все знают неистовства воды устремляющейся с гор по весне и по осени во время дождей. Местные жители эту проблему решили, таким образом.
Вскоре, мы вышли к заброшенным садам. Некогда, здесь, на склоне, стояли дома и жили местные аборигены – крестьяне. А теперь здесь изредка пасутся лошади с соседней нижней фермы и по вечерам, на травянистые луговины выходят дикие олени спускающиеся с гор в долины.
Наша тропа шла через лес, рядом с бетонным каналом и по временам, мы выходили к распределительным колонкам, где человек используя систему задвижек пускает или закрывает воду на окрестные поля и сады…
Пройдя вдоль склона несколько километров, вышли к деревне и повернув, возвратились в свой кемпинг через деревушку Кре, в которой начали строить новые дома и даже большой мост.
Надо отметить, что живут здесь люди зажиточные, да и государство не жалеет денег на благоустройство…
Возвратившись к палатке, долго сидели и ужинали, пили чай, наблюдая, как в гористых окрестностях, длинный вечер переходит в тёмную ночь…
Кругом тихо и потому, особенно отчётливо и громко был слышен бой колокола отсчитывающий часы, и повторяющий соответствующее количество ударов два раза.
Это местная традиция - повторять колокольным звоном наступающее начало каждого часа дважды.
Второй раз, через пять минут после первых точных звонов. Думаю, что зимой в сумерках и ночью, это помогает людям ориентироваться не только по времени, но и на местности -колокольный звон разносится по всей долине из конца в конец.
На следующий день, с утра небо хмурилось и по небу ползли низкие серые тучи. Мы как обычно позавтракав, не спеша, вернулись в палатку подремали некоторое время и только часам к двум собрались и поехали в национальный парк с интересным названием «Большой рай».
Доехав до Аосты, свернули направо, проехали несколько километров по шоссе ведущему в сторону Монблана и вновь свернули налево. Пересекли долину поперёк и стали подниматься круто в гору, преодолев спускающийся в долину гребень.
Попали в глубокое декоративное ущелье и петляя вдоль течения реки, поднялись к курортному городку Койн, откуда решили проехать к каскаду водопадов вблизи деревни Лилаз.
Начался резвый дождь и мы одев дождевики, оставив машину, на стоянки в деревне направились пешком к водопаду, минуя старинные деревянные деревенские дома и амбары, пахнущие старым, прокалённым на солнце, обветренным, растрескавшимся деревом.
Эти памятники архитектуры недавнего прошлого очень декоративны и привлекательны для меня, потому что будят воспоминания о сибирских таёжных деревнях с деревенскими огородами зарастающими лебедой, и полуразваленными, коричнево - серыми от времени, сеновалами…
Мы вышли к скалистому обрыву, по оборудованной мостиками и поручнями тропе и, увидели скальные останцы, по которым с шумом и плеском прыгали водные каскады, образуя внизу водопада в камне скалы, большие глубокие ванны с зеленоватой холодной водой.
Обрыв был высотой метров в пятьсот, с террасами расположенными перед зрителями по фронту и сквозь это нагромождение камня просачивалась, пробивалась, прорывалась целая река воды, то разделившись на несколько струй, то сливаясь в шумный поток. Полюбовавшись снизу на шумящий белопенный поток, мы начали подниматься вверх по глинистой тропе, идущей зигзагами среди еловых крупно-ствольных деревьев.
Дождь лил непрестанно – руки, лица, куртки и очки намокли, но это нам не мешало искренне восхищаться увиденным - мы охали и ахали любуясь всё новыми и новыми открывающимися панорамами.
Водный каскад уходил куда – то в глубокое ущелье, вправо и мы вспомнив о приближающемся вечере, повернули назад, жалея, что приехали сюда слишком поздно и что с погодой нам тоже не повезло…
Вернувшись в деревню, мы поехали назад в Койн, а оттуда в соседнее ущелье, из которого открывался замечательный вид на ледники, покрывающие северный склон высокой горы. Глядя на этот обледенелый склон, я думал, что часто расположение ледников зависит не только от высоты склона, но и его расположения относительно солнца. Если это южный склон, то ледниковая зона начинается с высоты около двух тысяч метров и выше.
А в «сиверах», как говорят сибирские таёжники, лед и снег начинаются с высоты дотрёх тысяч метров…
Глядя на множество туристов вокруг несмотря на дождливую погоду, любуясь трёх – четырёх – пяти этажными отелями с яркими цветниками на балконах, я отметил, что сельское хозяйство здесь, сегодня заменено туристическим бизнесом.
Чистенькие ухоженные городки, деревни и даже отдельные дома, выстроены на деньги, которые в этом краю прекрасных гор оставляют миллионы туристов, съезжающихся в Альпы зимой и летом, отдохнуть, подышать чистым хвойно-ароматным воздухом, походить по живописным окрестностям, покататься на санях и на лыжах…
К их услугам множество кафе, ресторанов, баров, магазинов и магазинчиков торгующих туристическим снаряжением, сувенирами и изделиями местных ремесленников…
Выезжали из «Большого рая» уже в сумерках, вздыхая, обещали сами себе побывать здесь хотя бы ещё раз…
Утро следующего дня выдалось жарким и солнечным и мы решили, что настало подходящее время посмотреть жемчужину Альп, гору Монблан, которая расположена в часе езды от Аосты…
Сидя за завтраком, мы любовались абсолютно чистым тёмно – синим небом и силуэтами зубчатых скалистых вершин, в контр – ажуре, когда не видишь подробности склона, а только силуэт вершин, отпечатывающийся на синем небе в форме зубчатой линии…
Потом ехали в сторону горного массива Монблан и в какой – то момент, увидели впереди сверкающие на солнце вершины!
Самой высокой из них – 4810 метров – был Монблан. С итальянской стороны, этот пик не имел такого острого угрожающего, вида, какой имеет эта вершина со стороны Франции. Именно эту копьевидную форму горного пика тиражируют миллионы цветных открыток в Европе и мире.
Именно таким Монблан мы и увидели, когда поднялись в городок Альп – Хуэс, во Франции…
Чем ближе мы подъезжали к Монблану, тем величественнее и «панорамнее» представала перед нами картина горной страны. День был жарким, до 27 градусов, но поднимаясь выше и выше к подножию высочайшей вершины Альп мы чувствовали охлаждение воздуха. На что конечно же влияли и подъём и огромное количество снега и льда хранящегося в ледниках и снежниках, спускающихся по склонам гор.
Наконец на траверсе горного курорта Коурмайер, открылось поражающее воображение горно-ледяное великолепие, широко раскинувшееся влево и вправо от нас. С Монблана по широкому провалу вниз сползал серо – блестящий ледник, тогда как на вершинах, бело – сахарной пудрой сверкал и искрился толстый слой снега!
Мы остановились перед жерлом знаменитого, длинного тоннеля под горами Монблана и развернувшись, нам туда не надо, спустились на несколько километров к городку, из которого на вершины окружающие Монблан поднималась канатная дорога, с удобными небольшими вагончиками, в котором каждый желающий за определённую плату мог подняться до промежуточной вершины и со смотровой площадки полюбоваться панорамой заснеженных гор…
Но мне показалось, что всё это великолепие собранное на протяжении всего лишь одного дня жизни, будет зачёркивать одно другое и потому, мы отложили подъём на фуникулёре, поближе к Монблану, на следующий раз…
Остановившись на стоянке рядом с подъёмником, мы вышли на берег шумной бурлящей течением реки, и удобно устроившись напротив крутого склона покрытого зелёными луговинами и еловыми лесами, слушая шум прибывающей на глазах реки мчащейся вниз с неудержимой силой по прорытому ею руслу, мы раскинули нашу «скатерть самобранку» и рассматривая склон, кажущийся в ясном воздухе необычайно близким и масштабным, поели и попили чаю.
На наших глазах воды в реке прибавлялось и она прорывала для себя новые пути в гряде булыжников и крупных камней оставленных здесь со времён весеннего паводка. В жаркий день, во вторую его половину, снег наверху тает всё интенсивнее, воды становиться всё больше…
Пообедав мы пошли погулять, отыскали информационный центр и посмотрели целый зоологический музей в котором были собраны животные и птицы населяющие окрестные лесные теснины и горные пики.
Девушка в музее рассказала нам, что сама ходит в горы и не один раз в живую, видела перед собой и рогатых ибексов, горных коз, могучего орла и даже ушастого филина…
Позже, в магазинчике купили несколько открыток, на которых были изображены высочайшие вершины массива и курортные городки у подножия Монблана.
На одной открытке была собака, знаменитый сенбернар, с бочоночком коньяка подвешенного на ошейнике. Таких собак, ещё в средние века тренировали монахи в окрестных монастырях, чтобы они используя своё чутьё находили заваленных снегом или заблудившихся людей и потом «угостив» несчастных коньяком, помогали им найти дороги к человеческому жилью…
Собаки выглядели добродушными гигантами и я пожалел, что не могу в Лондоне, в своей крошечной квартирке держать такого великодушного и ласкового «друга».
Потом вспомнил недавнюю статистику прочитанную мной в одном из туристических журналов. В этом сверкающем снежным великолепием горном краю, давно обжитом человеком, ежегодно гибнет не менее ста человек и среди них есть как новички, так и опытные горно-восходители…
…Чуть позже, мы спустились на машине вниз в курортный городок и ходили по оживлённым заполненным туристами улицам любуясь на витрины магазинов и слушая разноголосый шум вокруг – здесь были казалось представители всех наций населяющих Европу…
С трудом протискиваясь сквозь толпу я изредка поднимал голову и видел громады заснеженных склонов, которые, казалось в суровом и неодобрительном молчании, озирающих этот беспечный людской муравейник…
Время шло и нам надо было спускаться вниз, возвращаться в суету обыденной жизни, оставляя в воспоминаниях, этот образ величия и суровости, недоступных обычному человеку вершин…
С приближением вечера вокруг резко похолодало и в тени было уже просто холодно. Таков микроклимат горной страны и к этому тоже надо привыкнуть…
Возвратившись в кемпинг, мы увидели неподалёку от нашего места палатку и конскую сбрую сваленную в кучу, а к деревьям на краю террасы были привязаны два коня коричневой масти, спокойно обмахивающихся длинными чёрными хвостами, не обращая на нас внимания…
Мы поняли, что обрели новых соседей и спустя какое – то время познакомились с ними…
Это были пожилые англичане – он с седой бородой и в странной хламиде напоминающей рясу.
Она, стройная и ещё нестарая очень оживлённая и разговорчивая. Вначале к ним подошла Сюзи и поприветствовала земляков. И вот что она узнала…
Пол и Бабетта, вместе с собакой, маленьким шустрым терьером по кличке Марко, так звали знаменитого путешественника Марко Поло, первым из европейцев описавшего Китай времён монгольских завоевания. Он же описал великий шёлковый путь. И это имя было дано терьеру с намёком…
Втроём, на лошадях они совершали конное путешествие из Кентербери, что в Англии, до Рима, по старинной дороге христианских паломников из главного кафедрального Кентерберийской собора, в Рим. Этот путь протянулся через горы и долины Франции, Швейцарии и Италии на полторы тысячи километров.
Сами путешественники, выйдя недавно на пенсию, жили в Бретани, во Франции, где купили дом. Сделавшись свободными от забот о хлебе насущном, они решили купить лошадей и заняться конным туризмом.
Бабетта, жена Пола, занималась лошадьми с раннего детства и потому, они выбрали хороших лошадей, но приобрели их очень дёшево – одну из кобыл списали в расход после окончания короткой карьеры рысистой лошади, а другую, из - за плохого характера с сельскохозяйственной фермы, потому что с нею не могли управляться хозяева.
Из этих лошадок уже намеревались сделать консервы для кошек и собак, но подоспели Пол и Бабетта и выкупили их, буквально из смертного плена…
Мне вспомнилась недавняя скандальная история, произошедшая в Англии, когда репортёр обнаружил человека, который убивал и закапывал гоночных собак – грейхаунды, которые закончили вступать на собачьих гонках.
Он убил по словам репортёров, не менее десяти тысяч великолепных, ещё полных жизни животных. Слушая рассказ о выкупленных лошадях Пола и Бабетты, я подумал, что вместо убийства. Бедных грейхаундов, могли бы продавать недорого в руки любителей животных и собак.
От этого всем было бы лучше. Я сам бы с удовольствием приобрёл эту замечательнную породистую собаку…
Пол рассказывал, что прошлый год, они сделали конный поход из Бретани, что во Франции, в Испанию, тоже по тропе пилигримов и приобрели определённый опыт…
В этом году, они на конном трейлере переправили лошадей, в Кентербери и вот уже седьмую неделю шли по тропе паломников.
До конца путешествия оставалось прожить в походе ещё недели четыре, в Риме.
Их уже будет встречать их знакомый с трейлером, для перевозки лошадей домой, в Бретань.
Лошади за шесть недель похода устали и Пол с Бабеттой, решили им дать отдых.
Они с любезного разрешения хозяев кемпинга пустили коней пастись на луговину, над кемпингом. И лошадки тревожили наш чуткий сон ночью, гремя по камням изгороди копытами, на травянистой поляне почти над нашей палаткой.
Хозяева же занялись стиркой, чисткой и штопаньем одежды, а так же ремонтом снаряжения и пополнением продуктовых запасов.
Пол говорил улыбаясь, внимательно разглядывая меня, что они проходят в день по равнине до сорока километров и останавливаются ночевать там, где удается найти корм для лошадок.
Часто это сельские окраины кемпингов, а иногда стоянки бывают прямо в лесу или в поле. Для себя они имели небольшую палатку.
В ответ на мой вопрос: «А кованы ли их коняжки? -Пол ответил, что они одевают на копыта лошадей пластиковые чехлы, похожие на человеческие калоши, которые не скользят по камням, хорошо «держат» землю и защищают копыта от повреждений и стирания о твёрдые камни.
Их собака, Марко, как и положено исследователю, сидел во время перехода наверху, впереди седла, на специальной попонке, и озирала окрестности, изредка спускаясь на землю, чтобы размять лапы и нагулять аппетит.
Пол и Бабетта написали книгу о своём первом путешествии и эту книгу собирались издавать в Англии. Сегодня такая литература в Западной Европе привлекает много читателей.
Полу было 56 лет и до пенсии он работал в английской компании сотрудничавшей с нефтяными компаниями в России. Они с женой даже прожили год в Москве, незадолго до ухода Пола на пенсию.
А Бабетте, на вид было лет 45 и они были оба в хорошей физической форме. Но главное, они с присущим многим англичанам из среднего класса оптимизмом, не собирались медленно стареть проживая пенсию и задолго до смерти собираясь умирать.
Для них, настоящая жизнь только началась и потому впереди были большие и интересные путешествия, новые книги и новые открытия.
Они имели взрослых детей, но сами по духу были так молоды, что я им невольно позавидовал. Ведь так часто мы малодушно отказываемся от наполненной событиями и приключениями жизни только потому, что пенсия - это якобы время «отдыха»
Познакомившись, мы обменялись адресами и я коротко рассказал, что тоже был участником конного похода по Восточному Саяну, когда за неделю мы преодолели около 150 километров по весенней горной тайге, кое-где, ещё покрытой снегом.
Я упомянул, о том что мой брат, уже в этом году вместе с телевизионщиками из иркутской телестудии «Аист» совершили там же двухнедельный переход в Долину Вулканов, что в Окинской долине и обратно, и натерпелись там приключений: лошади поранили ноги при переправах через каменистые речные потоки, падали с горных круч, переворачиваясь через голову, тонули в разлившихся, от снегопадов и дождей, реках. Людям тоже досталось.
Они попали на перевале в снегопад, длившийся всю ночь - это в июле то, а остальное время шли по колено в воде по залитым тропам.
Зато они удачно охотились и рыбачили, и на привалах ели свежее мясо и рыбу во всех видах: и уху, и жаренную, и солёную.
Хариусы были необычайно велики и их было очень много в озёрах и речках. Ещё, они видели множество следов медведей и самого медведя на одном из горных склонов.
Путешествие конечно было более коротким, но и более опасным и полным приключений - всё – таки Восточный Саян это, не Альпы.
Я уже давно думаю, а встреча с Полом и Бабеттой ещё раз подтвердили это, что примеры такого отношения к жизни, жажда узнавания нового и попутное делание добра для всех (вспомним историю их лошадей) очень заразительны для молодых людей, только начинающих жить и ищущих примеров для подражания.
Подлинно человечное, гуманное, любовное отношение к природе и человеческой истории, может служить действенным примером для подражания!
Вспоминая о этих замечательных англичанах, я подумал, что в Восточном Саяне, где лошади всегда были главнейшей частью быта бурят и сойотов населяющих этот удивительный край, конный туризм может стать занятием, которое поможет принести благосостояние жителям Оки, без разрушительного для природы края прихода в регион промышленности и всего из этого вытекающего: загрязнения среды, нарушения этнических традиций, разрушение хрупкого равновесия природы и человеческого сообщества.
Можно будет постепенно, выстроить туристическую инфраструктуру привлекая туристов и любителей природы со всего мира.
Потом начать производить снаряжение для конного туризма, используя опыт поколений в этой области и сделать доходной сувенирную торговлю - торговлю предметами рукомесла бурят и сойотов.
Со временем можно выстроить кемпинги, пансионаты, гостиницы, на лечебных источниках создать водо-грязелечебницы.
Кроме того, можно будет привлекать в эти места туристов, любителей космических фантазий. Создать центр по изучению НЛО и УФО…
Местные жители рассказывают много историй о космических кораблях пришельцев, виденных в разных местах Окинской долины; о удивительных зверях этой тайги, о следах и даже захоронениях йети, в неоглядной дремучей тайге…
Думаю, что Саяны – удивительный, ещё не затронутый промышленным загрязнением край, может со временем стать тем же, чем сегодня являются Альпы для многих стран Европы…
Такие мысли приходили мне в голову после того, как на следующий день мы простились с отважными путешественниками и пожелали им счастливого пути…
Такие интересные встречи бывают иногда на наших туристических путях…
А назавтра и мы уезжали...
Проснулись пораньше, собрали палатки очень быстро и умело – благо погода была хорошей.
Потом, последний раз сходили в душ, загрузили всё в машину, рассчитались за проживание с любезной хозяйкой и медленно выкатили на дорогу, ведущую вверх, к перевалу…
Дорога, как обычно петляя, поднималась вверх и в начале часто встречались деревни и деревушки с барами, отелями, кемпингами и туристами на улицах.
Но постепенно дорога поднялась выше, поселения исчезли, а те, что редко – редко попадались на глаза, стояли у обочины и смотрели на мир заколоченными окнами давно нежилых старых домов.
Лес постепенно тоже закончился и появились большие пологие луговины, зелёные и словно ковром укрывающие переломы, ямы и холмы местности…
Мы увидели указатель: до тоннеля четыре километра – и вскоре началась длинная предлинная галерея над обрывом, то закрываемая туманом, то открывающая вид в одну сторону, на луговые и щебёнчатые вершины вокруг…
Вскоре въехали в тоннель и остановились.
Впереди выстроилась небольшая очередь машин и после прохождения паспортного контроля, мы попали уже на территорию Швейцарии…
Стояли минут двадцать, видимо дожидаясь когда встречные машины преодолеют длинный тоннель. Наконец подъехали к шлагбауму, заплатили около двадцати евро служителю и поехали по тоннелю по двухрядке, в направлении уже Швейцарских Альп… Через десять минут мы увидели «свет в конце тоннеля» и выехали, уже среди высоких вершин, в Швейцарии…
Дорога по широкой долине спускалась всё ниже и ниже. Начали появляться первые селения, но ничем особенным они не отличались ни от итальянских, ни от французских горных деревень.
Где-то справа, за горами, остался знаменитый Швейцарский горный массив, второй по общей высоте в Альпах. Его посещение мы отложили до следующего раза…
Спустившись с гор, «сели» на бесплатную автостраду и помчались в сторону Женевского озера, в сторону Лозанны.
Бесплатные автострады здесь, были для нас приятным открытием, и сразу повеяло воздухом свободы и демократичности, которым всегда отличалась благословенная Швейцария.
Недаром многие революционеры и контрреволюционеры жили в этой стране вольготно не подвергаясь полицейским преследованиям. Взять хотя бы Ленина в Цюрихе, или Владимира Набокова, который последние годы своей жизни прожил вблизи от Женевского озера…
(После написания «Лолиты» многие литературные критики, считали его литературным диссидентом).
Вскоре показалось и само озеро с ожерельем городов и городков на побережье и силуэтами высоких гор на южном его берегу.
По тихой, искрящейся под солнцем большой воде, скользили пароходики и виднелись на горизонте, белые остроугольники яхт.
Я был немного разочарован недостаточно большими размерами Женевского озера. Мне представлялось, что оно, будет чем-то будет похоже на Байкал. Но размерами, это озеро многократно уступало Байкалу и потому, я вспоминая величие и мощь Байкала, разочарованно вздохнул…
По автостраде летели со скоростью километров сто двадцать в час и вскоре, кусочек Швейцарии, увиденной из окна движущейся машины, остался позади и мы въехали в удобную, знакомую, привычную Францию.
В районе Безансона, на холмах достигающих высоты тысячи метров, растут густые сосновые и еловые леса и мы подумали, что в таком красивом месте нам надо будет обязательно побывать в будущем…
Остановившись в одной из залитых солнцем деревень, в небольшом магазинчике купили французский козий сыр, свежий ещё тёплый багет с хрустящий корочкой, оливки в масле, и отъехав немного вперёд, остановились на «пикниковой» стоянке.
Обедали мы со вкусом вглядываясь в окрестные леса протянувшиеся до синеющего в дымке горизонта. И после, уже поспешая, свернули на платную автостраду и помчались в сторону Труа, оставляя Безансон где – то далеко справа…
Через несколько часов быстрой езды, съехали с автострады и заплатили за двести километров около шестнадцати евро…
Вскоре, уже при свете заходящего солнца, въехали в национальный парк «Восточные леса», знакомый нам уже по ночёвке на берегу одного из озёр.
Нашли новый кемпинг, более зелёный и менее многолюдный, раскинув палатку, съели вкусный ужин, а я, выпил на радостях вкусного французского вина и развеселился… Потом, уже в сумерках, мы пошли на берег озера и до ночи ходили по пешеходной тропе вдоль берега, слушая шум волн доносящийся из-за зарослей камыша…
Новый кемпинг был достаточно удобным, недорогим и зелёным и потому, мы удовлетворённые выполнением своего плана по количеству километров за день, отдыхали с удовольствием...
Здесь, в маленьких деревнях, мы увидели «старую» Францию, которая сохранила во многих селениях и деревянные крытые рынки выстроенные здесь несколько столетий назад, и старинные церкви, частью реставрированные, а частью полуразваленные или выглядевшие не очень авантажно.
Подумалось, что для изучения старой сельской французской архитектуры, надо приезжать сюда, и в радиусе пятидесяти километров, можно найти много неизвестных шедевров французского церковного и общественного строительства…
Утром, как обычно позавтракав и сходив в душ, тронулись дальше уже в сторону Кале, в известный нам кемпинг…
К полудню, миновали тихий благообразный ухоженный, аристократический Реймс, мельком увидев знаменитый собор издалека, вспоминая его посещение несколько лет назад, когда мы через Реймс добирались до Эльзаса…
Километрах в сорока от Реймса, стоит городок Блон, в котором тоже замечательный, не менее древний собор, стоящий на вершине одинокого холма, царящего над окружающей равниной.
Собор действительно по мощи и красоте не уступает Реймсскому, но менее известен заграницей.
Поэтому и сам собор не до конца реставрирован и городок выглядит так, или почти так, как он выглядел лет эдак триста тому назад. Замечательна маленькая площадь перед громадой собора и туристы, совсем как паломники много лет назад, сидящие на старинной мостовой и разглядывающих собор вполне по домашнему…
Проехав немного чуть дальше, остановились обедать на краю поля, в дальнем конце которого паслись коровы и в прогалину между деревьями виднелся Блонский собор, немного в «профиль».
Его масштабы, поражают. Кажется, что он занимает всю вершину холма…
Но в этом и просматривается задумка средневековых архитекторов, которые ставили величавые соборы на таких местах, где они возвышались над всем материальным, как тогдашняя религиозность возвышалась над обыденностью и рутиной мещанской жизни…
Мы поели и пока уставшая за рулём Сюзи дремала, подложив под голову рюкзачок с подушками, я прошёлся по перелескам вокруг, поел сладкой и спелой ежевики, растущей вперемежку с остро жалящей крапивой, на закрайках полей…
Через час мы уже вновь мчались в сторону Англии и приморского города Кале…
На сей раз мы взяли много влево по карте и доехав почти до моря, до города Аббвиля, свернули вправо и вверх в сторону Сент - Омера.
Тут, нас настигла гроза и какое – то время мы ехали посреди водных потоков, включив фары и «дворники», наблюдая через заливаемые дождём ветровые стёкла, как вдалеке сверкают зигзаги молний и через время, рокочет, перекатываясь, гром…
Проскочив грозовой «фронт», мы вновь выехали на солнце и продолжали дальнейший путь без приключений…
Уже под вечер, в Сент-Омере, мы свернули влево, и по знакомому шоссе без препятствий доехали до «нашего кемпинга», часов около семи вечера…
Здесь мы решили переночевать две ночи, посмотреть Булонь - портовый городок поблизости, съездить и купить подарки в Евро – Сити, большом супермаркете расположенном на площади в несколько гектаров…
Ну, а пока, мы с облегчением вздыхая, высадились на том же месте с которого начинали наше путешествие по Франции, поставили не только спальную, но и кухонную палатку, сварили ужин, поели и пошли гулять в городок, знакомый нам уже по неоднократным экскурсиям по нему…
Назавтра, мы отправились на море, в Булонь.
Город известен сохранившейся в центре старой крепостью и высокой храмовой башней - колокольней видной из всех концов города и конечно с моря. Мы здесь уже были в предыдущие посещения, но тогда храм был закрыт, и вот теперь мы в тишине, рассматривали картины и скульптуры и задрав головы, всматривались в расписной круг высокого башенного потолка храма.
Выстроен он был в начале восемнадцатого века и потому, отличался от старинных соборов Реймса и Блона лёгкостью конструкций и некоей «светскостью», архитектурными изысками барокко и уже некоторой запущенностью.
Его собирались реставрировать, потому что кое – где на углах, краска и даже штукатурка обвалилась.
Так, почти всегда бывает, когда памятники архитектуры созданы в промежутке между древностью и современностью…
После, мы посидели в французском баре, где красивый и изысканно вежливый бармен – француз, подал нам кофе и бокал пива и пожелал приятного отдыха…
Выехав из Булони, по приморскому шоссе доехали до Серого Мыса, (в промежутке между Булонью и Кале есть ещё Белый Мыс) одной из выдающихся частей побережья в море, и погуляли там по берегу, обнажившемуся при отливе.
Множество туристов в резиновых сапогах ходили по мокрому дну и собирали всякие морские примечательности, а кто – то работал, собирая мули - створчатые раковины, в ведро. Они – сборщики мулей – после, сдавали найденные раковины в рестораны и получали за них деньги.
Дул сильный, порывистый ветер и я представил, как за тысячелетия пребывания человека на этом берегу, изменился ландшафт вокруг!
Песчаные дюны, под таким ветром, медленно двигались наступая на берег и в конце концом, окрестности превратились в груды, кучи, холмы песка, сверху заросшие кустарниками и жёсткой травой.
За такими горами и холмами можно было прятаться от ветра, но и потеряться в этом лабиринте узких долинок было просто…
Повсюду здесь встречаются остатки укреплений времен первой и вторых мировых войн - здесь погибли тысячи и тысячи солдат, воевавших как на стороне Антанты и Союзников так и немецких войск…
Во Франции, сегодня очень много белых кладбищ с захороненными останками солдат союзных армий. Но есть и чёрные (с чёрными крестами) кладбища погибших на французской земле немцев…
Под вечер, мы заехали в супермаркет Евро – Сити и провели там несколько часов.
Этот гигантский магазин, ежедневно посещают десятки тысяч покупателей и состоит он из двух громадных торговых площадок: Восточной и Западной.
Чего только тут нет и всё намного дешевле, чем в обычных магазинах и магазинчиках.
Меня в первую очередь привлекает винный отдел, в котором есть вина и алкоголь из всех концов Европы и Америки.
Видя столько красивых известных марок вина и коньяка, я застываю в изумлении, но при отсутствии денег, всегда беру что - то не самое лучшее. А после ухода вздыхаю, что вот бы хорошо это взять ещё, и вот то, и это…
На сей раз я накупил маленьких бутылочек водок, коньяков и ликёров для подарков в Россию, а для себя купил литровую бутылку Наполеона.
Кроме того я нашёл недорогую одежду и обувь для дочки, живущей в Петербурге, а так же небольшие подарки для моих английских детей, которые должны были, в одно время с нами, возвратиться домой из путешествия в Соединённые Штаты, в Нью – Йорк…
В таком магазине время течёт незаметно и потому, мы возвратились в кемпинг уже в темноте и сразу легли спать. Завтра был завершающий день путешествия…
Утром проснулись часов в восемь и не торопясь, паром из Дюнкерка отходил в четыре часа, позавтракали и стали собираться.
День стоял солнечный и даже жаркий и потому, палатки быстро просохли от ночного дождичка и снизу, от сырости. Привычно собрав всё снаряжение, мы подъехали к рисепшен – приёмной, расплатились, пожелали хозяину удачного бизнеса в следующем году и отправились в Дюнкерк…
С этим городом у англичан связаны неприятные воспоминания о Второй мировой войне. В его окрестностях, немцы разбили наголову английский экспедиционный корпус состоящий из трёхсот тысяч лучших войск. И только нежелание Гитлера портить отношения с англо – саксами, помешали полному уничтожению экспедиционного корпуса.
Зато англичане до сих пор используют выражение «Дух Дюнкерка», когда речь идёт о патриотизме. Ведь тогда мирные жители, рыбаки и просто добровольцы имевшие суда, часто самые маленькие, приплывали к Дюнкерку и забирали полуразбитые части и, переправляли ошеломлённых разгромом английских солдат назад, в Англию, часто под бомбами немецких самолётов…
Таким образом удалось спасти многих и подвиг мирных жителей с той поры получил название «Дух Дюнкерка»
Сегодня Дюнкерк – это красивый современный город с большим портом и удобной гаванью, постоянно наполненный туристами из Англии.
Мы зашли в книжный магазин, купили нашумевшую к тому времени книгу Ирины Немировской, «Французская сюита», о тяготах военного времени во Франции…
Потом, в соседнем магазинчике накупили свежих круасанов, булочек с шоколадом для дома, а для себя - аппетитные сандвичи, во французском вкусе…
Время подходило к трём часам и мы, зная, что на пристани надо быть за час до отправления, погнали в сторону порта, находившийся от города километрах в пятнадцати – двадцати…
Приехали во время…
Показав паспорта на пропускном пункте, проехали поближе к парому и стали в ряд машин, ожидающих посадки.
Зайдя в помещение морского вокзала позвонили детям и узнали, что они благополучно долетели и уже дома ждут нас…
Посадка прошла привычно быстро и мы, захватив наши сумки с продуктами «высадились» на пассажирскую палубу громадного парома.
Устроившись в холле за столиком, с аппетитом поели в последний раз французских продуктов, под завистливыми взглядами соседей удивляющихся нашей обстоятельности и умению «устраиваться».
В этом сказалась наша туристическая выучка, девизом которой служат слова – «война войной, а обед по распорядку»
Потом, Сюзи стала читать новую книгу, а я вышел на палубу.
Дул настоящий крепкий, морской ветер и воды пролива волновались, поблескивая мириадами солнечных брызг на поверхности.
Тут и там видны были корабли, кораблики и белопарусные яхты. Они смело проходили очень близко от нашего большого парома и это казалось опасным
Позже, я, из английских газет узнал, что в этот день погиб экипаж яхты из трёх человек, раздавленной и потопленной таким же паромом!
Мы пересекли Чаннел – так называют англичане пролив Ла Манш, за два часа и уже в пять часов были в Дувре - между Францией и Англией разница по времени в один час. Тогда, когда пересекаешь Ла Манш в сторону Франции, мы прибавляем час, а когда из Франции в Англию, то убавляем.
Высадка произошла без происшествий. Но на пропускном пункте несколько машин завернули на стоянку для досмотра. Один раз, несколько лет назад, и нас так же завернули и мельком просмотрели багажник.
Думаю, что это обычные методы безопасности так ужесточившиеся в последнее время. Кроме того, говорят, что так вылавливают ворованные машины, пригнанные для продажи в Англии!
Выехав с территории порта, мы проехали вдоль побережья, потом свернули на хайвэй номер двадцать и помчались в сторону Лондона по трёхрядному шоссе…
Как всегда в это время года было тепло и мы, любуясь дубовыми перелесками отделяющих одно поле от другого, открыли окна в машине и дышали полной грудью.
Мы были дома и оставалось только добраться на нашу улицу английских ювелиров - Хаттон – Гарден, где нас ждали дети полные впечатлений от своей поездки в Америку и скромные, но интересные подарки, привезённые ими из-за океана…
…Наше чудесное путешествие заканчивалось и я, уже с грустью вспоминая о увиденных замечательных местах Франции, Италии и Швейцарии, задумывался о новых путешествиях в следующем году…

Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion


14. 09. 2006 года. Лондон. Владимир Кабаков









Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 163
© 02.05.2017 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2017-1968872

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1