Живин день


 

Представляю Вашему вниманию замечательный, прекрасный,  Славянский праздник Живин день, по другому праздник плодородия. Начинается он первого мая, заполночь. День окончательного торжества Весны, победы Сил Света и Жизни.

Главной богиней рождения и плодородия у древних славян, подательницей Жизненной Силы Рода, делающей всё живое живым — была Богиня Жива (слово «жизнь», как известно, в древности произносилось как «живот», и означало существование, тело, имущество).
Жива – это Сила Живления (поддержания жизни), Оживления и Питания, которая течет к нам из Прави, центра мироздания (мира Богов). В особенности мощный поток этой вселенской силы проявляется во время праздников, когда люди, внутренне очищаясь, начинают воспринимать ее более полно, она ощущается как эмоциональный подъем, радость и счастье.

Борис Ольшанский. Волхова с радугой

В слове Жива, «Жи» символизирует всепобеждающую творческую силу жизни, а «Ва» (во) показывает ее текучесть и всеохватность.

Упоминания об этой всеобщей (универсальной), единой и многопроявной силе, мы можем найти во многих славянских сказках – это те символические два источника с живой и мертвой водой, которые бьют из-под камня Алатыря в Ирии. Это подтверждает и Велес Книга: «Славим Сварога, Деда Божьего, который тому роду божескому началом есть и всякому роду криница вечная, которая вытекает из источника своего и зимой никогда не замерзает. И ту Воду Живую пьем и живем, пока не прийдем, как и все к Нему» (дощ. 11-А). Именно этой силы дает «напиться» Матушка Слава, посылая Перуницу к воинам, которые полегли за Род свой в жестокой сече: «И та Перуница летит к нам и рог дает, полный Воды Живой для жизни вечной» (ВК, дощ.7-Д). Жива использовалась нашими предками и повседневно для наполнения духовной и физической силой: «И умоем тела, и умоем души свои в чистых Водах Живых, и пойдем трудиться, всякий день мольбы творя» (ВК, дощ. 26).

Жива - богиня весны, как расцвета всего живого, начала жизни. Весеннее поклонение Ладе и Живе свидетельствуют о том, что они часто отождествляются как единое божество и относятся к светоносному началу – к всеобщей любви и жизни природы. Также считается, что Жива - Дочь Лады, супруги Дажьбога.

Богиня Джива дает каждому человеку при рождении в Мире Яви чистую и светлую Душу, а после правед­ной земной жизни даёт человеку испить Божественной Сурицы из Чаши Вечной Жизни.

В Живин день женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:
Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.

Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра:
Коло яри светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою силу!

Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:

Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!Это день первого Травня, к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.
Считалось, что сны ночью этого дня всегда вещие. А весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней воде.





Рейтинг работы: 11
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 116
© 01.05.2017 Гор
Свидетельство о публикации: izba-2017-1968341

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика философская










1