Сицилия - остров церквей и греческой старины.




Палермо.

Поездка началась с аэропорта Станстед.
Сели в маршрутный автобус рядом с метро «Ливерпуль стрит» и поехали по переполненному машинами Лондону…
Доехали до Станстеда за час двадцать минут и сдав нашу большую сумку на колёсиках в багаж, прошли досмотр и отправились в громадный зал ожидания, где по краям располагались магазины и магазинчики, а посередине тысячи людей с рюкзаками и небольшими чемоданчиками ожидали своих рейсов. Периодически состав ожидающих менялся – кто-то улетал, а кто-то готовился к перелёту, ожидая своих рейсов.
Мы, купив какао и кофе в «Старбаке», съели традиционные английские бутерброды с вареным яйцом и майонезом. Потом смотрели новости в своих айподах – здесь был местный вай-фай. После, увидев, что на табло появился номер нашего рейса и «калитка» вылета, пошли туда по бесконечному переходу. Аэропорт большой и калиток всего шестьдесят…
И тут начались неприятные приключения. Очередь на рейс протянулась на пятьдесят метров и люди: дети старики и молодёжь стояли на ногах почти час – рейс запаздывал. Единственный проход в зал посадки был забит нервничающими людьми, а кресел было не больше десяти.
А потом, люди, стихийно стали делится на несколько очередей, не понимая кто куда идет на посадку – в зале было четыре калитки на разные рейсы.
Наконец посадка началась, но тут возникла другая проблема. В самолете мест для всех чемоданчиков в багажных отсеках не хватило и служащие заставляли последних в очереди, сдавать свои вещи. Тут нам стало понятно, почему люди так хотели войти в самолёт в первых рядах.
Когда мы, в числе последних сели на свои места, пришлось наши объемные рюкзаки заталкивать под сиденья, что не совсем удобно для ног. Рюкзаки, к счастью в багаж не берут.
Весь полет сидел скрючившись и ноги устали в таком положении. Я ворчал обращаясь к Су -оказывается и в благополучной Англии бывают такие моменты, когда как в России, хочется обматерить нерадивых администраторов!
…Летели над Европой уже в сумерках и закат горел алым, а Альпы светились серебром, ещё не сошедшего с вершин снега…
В Палермо прилетели уже в темноте и на подлёте к Сицилии увидели внизу цепочку электрических огней, растянувшуюся в вдоль побережья.
В зале ожидания нас встретил водитель заказанного Су такси, и мы устроившись в мягкой быстрой машине, поехали в город, на квартиру, тоже заранее заказанную женой по интернету.
Вдоль улицы светились множество реклам, а чуть в стороне от шоссе и выше, даже в темноте белели громадные скалы – Сицилия остров гористый. Невольно вспомнился Крым…
Квартира, где мы остановились хорошая: большая кухня, служащая гостиной и спальня. И везде деревянные полы, может быть лучшие, какие нам приходилось встречать в съёмных квартирах, в наших путешествиях.
Хозяйка отлично говорила по-английски – она несколько лет жила и училась в Брайтоне. Поэтому проблем в общении не возникало. Да и видели её мы два раза - в первый день заселения и в последний, уже перед отъездом.
Показав нам все и оставив ключи, она ушла и мы остались одни. Попили чаю и легли спасть в предвкушении завтрашних экскурсий по незнакомому городу…
Утром, на рассвет за окнами поднялся непонятный шум и позже, мы вспомнили что хозяйка говорила о рынке. Приоткрыв окна, увидели, что прямо под нами рыбно-фруктовый рынок состоящий из лавок и лавочек, на прилавках которых торговцы с утра разложили свои деликатесы – рыбу, разных расцветок и форм, устриц, кальмаров, крабов, разные морские раковины, мясо крупных тунцов. Рядом были фруктовые и овощные прилавки с фруктами и овощами, иногда диковинными по форме и размерам.
А весь рынок шумел, разговаривал и почти пел на итальянском, привлекая покупателей и расхваливая свой товар.
…После лёгкого завтрака, мы вышли к рынку начинавшемуся прямо у подъезда.
Для нас привыкших к английскому порядку этот шум и суета показались невиданной экзотикой. Продукты земли и моря, во множестве видов и форм окружали нас. А торговцы на итальянский манер, темны лицом, крикливо – говорливы и вместе равнодушны – это для них привычная работа.
Все они от молодых до старых имели черные или темные волосы и я обратил внимание, что никто из них не имел даже намека на лысину…
Потолкавшись у прилавков, купили продукты для ужина: авокадо, сыр, помидоры, оливки, пару больших груш и все это сразу отнесли их домой. Потом пошли изучать город – хозяйка оставила нам карту, указав где, что.
Пошли в сторону недалекого театра оперы и балета, самого большого в Италии.
Театр впечатляет мраморной лестницей и двумя бронзовыми скульптурами по сторонам от неё. Серый камень высоких стен, масштабы театра впечатляли нас.
Найдя кассу, купили билеты на вечер, на «Тоску» и после, пошли в сторону «Палатина» - дворца королей Сицилии…
Дворец тоже поражает размерами, окружен крепостной стеной и наполнен архитектурными шедеврами. В начале второго тысячелетия он принадлежал королям Сицилии, а потом тут жили местные управители. Комплекс дворца входит и Храм Святого Петра, который замечателен своими фресками изображающими сцены из Библии и крупным портретом Христа Пантократора над алтарём.
Этот храм – одно из сокровищ не только дворца, но и вообще итальянского церковного искусства!
По дороге к дворцу, идя по главным улицам города, любовались фасадами множества церквей и муниципальных зданий в стиле Барокко. Но особенно они живописны на перекрёстке центральных улиц. Место это называется Кватро Канто. Все четыре фасада украшают скульптуры многофигурных композиций, но за фасадами тоже немного грязными и потертыми, открываются обшарпанные задники.
И все дворцы старой сицилийской знати в Палермо, имеют классические фасады и несколько арок на входах, украшенных или резьбой по камню, или фигурами ангелов и старинными рыцарскими гербами…
В этом городе, как и вообще в Италии, узенькие улочки приходят со всех сторон на пешеходную центральную и с непривычки мы охали и ахали, удивляясь коммунальной жизни горожан. Ведь балконы на этих улочках почти касались друг друга, а часто и соединялись верёвками для сушки стиранного балья.
Знаменитая капелла Палатино при дворце, производит впечатление громадной золотой шкатулки с картинами религиозного содержания. И вид этой «шкатулки» удивительно напоминает собор Святого Марка в Венеции: то же множество мозаик и та же игра цвета, света и архитектурных форм!
В покоях королей размещены мозаики, картины в интересных, в архитектурном плане, залах. Например, Зал Ветров, расположенный в башне, где на потолке купола сделана «роза ветров». И в окна, видны красивые дворики и садики внутри крепостных стен.
Ещё, во дворце проходит выставка современной итальянской живописи, где представлены картинны художников разных направлений: от футуризма до магического реализма.
Представлены картины, Балла, Боччиони и других современных «живописцев». Конечно они производят жалкое впечатление в сравнении даже с мало известными художниками Ренессанса и неоклассицизма.
Но мы уже так зомбированы критикой, что боимся сказать о них правду и начинаем хвалить все необычное, пусть и бездарное. Эта детская мазня, часто становится популярной среди обывателей, сбитых с толку художественными критиками…
Выйдя из дворца и пройдя через высокую въездную башню, видную издалека и украшенную громадными эмблемами средневекового городи, мы прошли мимо величественного кафедрального собора, обещая прийти сюда завтра, и отправились по улице Виктора Эммануэля в сторону моря – уж очень нам хотелось на него посмотреть.
Выйдя на набережную, мы нашли рыбный ресторанчик и заказали себе рыбу, которую нам принесла для выбора официантка на серебряном подносе.
Выбранная нами рыба оказалась свежей, чипсы и жаренные овощи вкусными и мы с удовольствие пообедали, сидя за столиком на улице, который овевал лёгкий морской бриз. Погода была по весеннему тёплой, но без летней духоты. И мы говорили, что весна – лучший сезон для посещения средиземноморских стран!
После еды, пошли на выставку старых сицилийских художников во дворец Аббателли. Здесь выставлена коллекция картин, некогда принадлежащая частным коллекционерам, состоящая из работ Вазари, Мессины, Риберы и других.
В этом музее есть хорошая возможность проследить связь времён в искусстве - эволюцию итальянской живописи с тринадцатого по семнадцатый века.
И заметно, как со временем, наследуя мастерство друг у друга многими поколениями, художники овладевали великолепным мастерством живописи и скульптуры.
Первые картины, фрески и иконы изображали вместо характеров у персонажей которые были навеяны Библией, скорее символы, вместо живых людей. Мастерства хватало только на то, чтобы изобразить силуэты и раскрасить их по канонам принятым в те времена - ни разнообразия красок, ни теней и полутонов, ни тем более иллюзии воздуха и пространства.
Но постепенно, мастерство накопленное веками работы, позволило художникам не только изображать особенности характеров, но и чувства переживаемые изображаемыми героями.
Художники школы Караваджо, который побывал в Сицилии, спасаясь от преследования властей Италии, уже используют светотень, перспективу, что придавало их картинам иллюзию реальной жизни. А это, очень редко удается сегодняшним художникам. Может быть поэтому они увлеклись абстракцией…
Сравнивая «теперь и тогда», можно говорить, что в определённом смысле, современные «живописцы» впали во «вторичное одичание».
И ещё один момент: вся живопись до шестнадцатого, семнадцатого веков работала над религиозной темой и только ближе к нашей современности, стали появляться картины с персонажами из бытовой, частной жизни…
А теперь, в отсутствии больших тем в искусстве, современные художники кажется разучились рисовать и снова показывают нам вместо живых людей и сюжетов истории, некие символы, только совсем далекие от Библии и вообще от реальности.
Поэтому, сегодня приходится разгадывать эти, часто нелепые символы, не имея понятия о чем они говорят и что хотели сказать авторы.
И если уже в тринадцатом веке и далее, всем были понятны религиозные персонажи, сцены из Библии и принципы творчества на картинах художников, то сегодня, зритель мучается в догадках, кого и что изобразил художник – авангардист, иногда, просто ляпая краску на холст или собирая непонятную инсталляцию из бытового мусора: башмаков, рваных рубашек и прочего хлама!
Однако, ведь бывает и хуже: одни клоуны прибивают свои гениталии к брусчатке Красной площади, другие выставляют на выставке писсуар, как предмет искусства и творчества.
Я называю такие выверты «писсуарным искусством» и кроме отвращения, они, у нормального человека, не пробуждает никаких чувств!
Очевидно, что такое искусство является ярким примером деградации творчества, ударяясь в глупые попытки вернуть в живопись первоначальную дикую простоту неофитов рисунка и красок! Но кроме демонстрации неумелости из этого ничего не получается.
…Ещё одна особенность истории европейских искусств бросилась в глаза. Мозаичный Христос на одной из византийских икон, очевидно был предшественником иконы русской.
Мастерство к русским художникам пришло тоже после веков эволюции. Но Рублев и живописцы его школы и его современники, ещё использовали опыт иконописцев Византии…
Выйдя из музей через несколько часов мы, отдыхая гуляли и любовались окрестностями и городом.
Палермо окружен дикими горами и средоточием жизни является город. Но надо признать, что посреди великолепия фасадов, сам город запущен и беден. Однако, эта бедность и потертость эстетична и привлекательна своей древностью и богатством бывших дворцов и ещё действующих церквей. Поэтому, на фоне тёплого климата и ясного синего неба, даже эта потёртость не может не вызывать восхищения!
Одна из особенностей Палермо, это каменные старые мостовые, за века после их создания, истёртые ногами прохожих до блеска. Швы между плитами заметны, а поверхность их неровная, но крепкая.
И ещё одна деталь городского обихода: водители не пропускают пешеходов на «зебрах»: можно стоять на тротуаре несколько минут и ни одна машина не предложит тебе дорогу.
А когда отчаявшись, идёшь не обращая внимания на мчащиеся машины – они резко тормозят и пропускают тебя. Но иногда, вежливо останавливаются, видя, что ты иностранец, чтобы показать итальянскую галантность.
Меня поражало бесстрашие местных жителей, привычно и не очень торопясь, идущих по зебрам, не обращая внимания на поток спешащих машин…
Вечером мы пошли в театр, на итальянскую оперу!
Театр в Палермо большой, но тоже достаточно потертый – для реставрации здания денег у городских властей не хватает. Когда его строили, он предназначался для богатых и родовитых. Поэтому, тут ложи заполняют все ярусы, а партер небольшой.
Вверху, куда мы с Су, купив самые дешёвые билеты, поднялись в числе первых, смотреть на сцену не очень удобно, но слушать оперу можно. Тем не менее, мы устроились удачно, а страсти происходящие на сцене, драма разыгрываемая певцами-актёрами увлекли всех зрителей и нас тоже, заставляя не обращать внимания на неудобства!
Вкратце сюжет оперы «Тоска».
…Героиня оперы – Тоска, влюблена в художника Каварадосси, но капризна и ревнива. Драма жизни начинается тогда, когда силою обстоятельств, она поставлена перед выбором, который предложил ей коварный и всесильный Скарпиа – предать властям беглеца, спрятанного Каварадосси, но спасти любимого. Или упорствовать и тем самым ускорить его смерть.
Выдав беглеца, который доверился её любимому, она, однако не смогла спасти Каварадосси от ареста. А когда художника арестовали по приказу Скарпиа, узнав о его коварстве, она убивает всесильно сатрапа, все ещё надеясь, что Каварадосси расстреляют не взаправду.
Но умерший Скарпиа, незадолго до своего убийства, коварно приказ своим подчинённым, в любом случае убить своего соперника. Расстрел произошёл взаправду и Тоска, убитая горем своего предательства и потери любимого, бросается с крепостной стены…
Музыка, пение с чисто итальянской страстью, драматический сюжет действуют на всех неотразимо, не оставляя равнодушным ни одного зрителя в зале! Представление вызывает настоящий катарсис – зрители уходят после оперы просветлёнными, с грустными лицами, но в душе с верой в победу добра над злом, пусть и через самопожертвование!
Драма человеческих чувств, показанная в этой опере, делает зрителей хотя бы на время, лучше и честнее перед собой и миром.

Оркестр театра хорош, сценография удачна и хор с детьми одетыми в красные монашеские одежды, вместе с взрослыми в великолепных костюмах, производит впечатление и поёт слаженно и мощно!
«Тоска» одна из самых удачных опер не только Пуччини, но и всего мирового оперного репертуара, во многом, благодаря удачному либретто о истории жизни и смерти итальянских героев-патриотов и их борьбы с диктаторами.
Но и негодяй Скарпиа выписан великолепно и потому, в каждой постановке он становится одним из самых заметных персонажей на сцене…
И конечно, настоящим украшением этой оперы становится итальянский язык – который издавна олицетворяет оперное искусство.
Он показывает и на сцене, страстный и взрывной характер южан. И теперь, мне становится понятно, почему итальянские оперные композиторы, так повлияли и на русскую оперу, как образец, к которому они все стремились. Русские композиторы: Мусоргский, Бородин, Римский – Корсаков и конечно Чайковский, тоже писали удачные оперы, но ни одна из них не сравнится с «Тоской» Пуччини...
Первый день нашего путешествия подходил к концу, а мы уже столько замечательного видели и слышали на этом удивительном острове и в частности в Палермо!
…После театра прогулялись по улице до дома. Тепло, много машин, молодёжь гуляет парами и кампаниями.
Пришли домой, попили чаю с свежим хлебом, сыром и медом. Ноги за день ходьбы неимоверно устали, а с непривычки, это тяжело да и больно…
Тридцать первое марта закончилось и завтра уже будет апрель!
…На следующий день, проснулись рано, позавтракали и поехали в Монреале – знаменитый собор и резиденцию короля Сицилии Вильгельма, внука короля Роджера.
Езды туда на рейсовом автобусе всего минут двадцать.
Дорога идёт в гору и постепенно, внизу открывается замечательный вид Палермо. Город виден как на ладони, а необычно синее море омывающее берега острова, предстает в легкой дымке.
Справа, на горизонте – горы с высокими крутыми склонами и меловыми обрывами. Рядом с дорогой, вдоль неё, весь склон занимают сады цитрусовых с точками многочисленных плодов жёлтого и оранжевого цвета на ветках: апельсинов, мандаринов и лимонов.
Среди садов видны стройные силуэты кипарисов, пальм и по обочинам заросли кактусов с необычно большими и мясистыми колючими листьями. А на склонах, на крутом склоне, видны дома фермеров и особняки горожан, в которых они живут летом…
Храм и дворец, как единый архитектурный комплекс дополняют друг друга. Здесь чувствуется влияние не только норманнской, но и мусульманской культуры.
В здешнем соборе, самая богатая «коллекция» росписей – мозаик, с явным византийским влиянием. Но в этом древнем храме, привычно для тех времён, присутствуют так же мотивы норманнские и исламские, потому что тогдашние мастера представляли все три культуры.
До норманнов, в Сицилии два века правили мусульмане, а до них, островом владела Византия.
Сюжетом мозаик на стенах, являются истории из Нового и Ветхого заветов. Они располагаются ярусами и по ним, словно по Библии можно «читать» истории создания Мира, сказания о Моисее и его подвигах, историю жизни и смерти Иисуса Христа.
А потолки и полы в храме сделаны не без влияния мусульманского искусства.
Куполов в этом храме, как таковых нет, а есть только полу купола, а на центральном, самом большом полу куполе великолепная мозаика с мозаичным портретом Иисуса.
Блестящий и дорогой алтарь сделан папским ювелиром в шестнадцатом веке. Над алтарём четыре арки разных размеров. И каждая из них держит открытый навстречу зрителю полу купол.
Фигура Иисуса на мозаике, делает благословляющее учеников и верующих двуперстие, что означает по древней символике: «Я учу вас».
А апостолы-ученики, в ответ тоже держат двуперстие, что означает: «Мы слушаем Тебя, Учитель!»
Вся алтарная часть, в основном покрыта золотыми мозаиками и потому, алтарь блистает в лучах яркой подсветки!
По размерам, храм Монреале уступает храму Святого Петра в Палермо, однако мозаики делают его неповторимым и привлекают множество туристов, являясь одной из главных достопримечательностей Палермо.
Ещё раз хочу повторить, что католические храмы похожи на театр и одновременно на художественную галерею! И это театр рассказывал для полуграмотных верующих в картинах и скульптурах, о сотворении мира, о жизни и смерти Иисуса Христа.
В этом же храме стоит саркофаг Вильгельма Второго, по заказу которого построили и церковь, и дворец.
Вообще, красоту этого храма начинаешь понимать постепенно, рассматривая мозаики одну за другой, читая их как книгу с картинками, что для древних прихожан действительно было дорогой знания истории и сути христианства!
Нефы, здесь разделены рядами колонн, по девять с каждой стороны. И капители колонн, украшены фигурными, рельефами – композициями. Эти колонны метрового диаметра, кажутся не столь массивными из-за масштабов храма.
Особенность этой церкви состоит в том, что все стены и потолки здесь, украшены без просветов мозаиками-картинами и даже потолки и мраморные полы покрыты яркими исламскими узорами…
Глядя на это чудо церковного искусства, я поражался совершенству работы строителей и архитекторов, живших в двенадцатом – тринадцатом веках!
В этом храме, нефы разделяют в общей сложности восемнадцать колонн высотой метров пятнадцать и диаметром в метр, вырубленных из камня, отполированных и поставленных руками. И их надо было поставить на основания и на капителях укрепить крышу. И это делалось без современных шлифовальных машин, без кранов и тракторов!
То была архитектура, которую сегодня не могут, а потому и не хотят повторить. Потому что проще ставить какие-то прямоугольники, пусть и высотой в сотни метров и пробивать в них дырки-окна!
Но в современности, помимо рационального использования материалов, присутствую и причины социальные. Одной из главных причин такой деградации архитектуры, является распыление богатств между большим количеством людей, тогда как все богатства в средние века принадлежали аристократам и Церкви, которой они покровительствовали, в надежде через это достичь переселения на небеса после смерти, наслаждаясь там вечной жизнью
…А в СССР, архитектура как таковая исчезла, в силу именно этого факта. Один мой знакомый архитектор ещё в Союзе, говорил, что настоящую архитектуру убил и «хрущёвки», то есть жильё для бедных.
Сегодня, когда в России появились богачи, архитектура празднует новое рождение.
Второе апреля.
Сегодня после завтрака с вкусным хлебом и сыром, идём под дождём в церковь Святой Екатерины, которая расположена на небольшой площади, ещё рядом с двумя древними храмами.
Первое впечатление от этой церкви, тоже что и в Монреале. Но только здесь, вместо мозаик -скульптуры и барельефы - покрывающие все стены. Автором всех их, считают знаменитого скульптора Серпотто, работами которого украшены многие церкви не только в Палермо, но и в других городах острова.
Он умер в 1732 году, но оставил творческое наследство, живущее и радующее глаз и по сию пору!
Глядя на все это великолепие архитектуры, начинаешь понимать, что цивилизация камня, значительно отличается о цивилизации дерева и является следующим шагом в будущее в истории человеческой эволюции. И эта культура камня, с древнейших времён наиболее проявилась на территории нынешней Италии, хотя вся Западная Европа тоже принадлежала к этой культуре!
Именно итальянцев можно назвать нацией художников и скульпторов. И возрождение древнего мастерства во времена Ренессанса, показало это со всей наглядностью.
В период Ренессанса были воспитаны сотни, тысячи великолепных мастеров живописи и ваяния, чудесно самобытных и талантливых. Тогда, в Италии, как нигде проявился их таланты и умения. Это произошло, во многом ещё и потому, что у высокого искусства, в те времена, были богатые заказчики!
И церковное искусство, тоже, прежде всего удивительно этим всплеском художественного творчества.
Но, как я уже говорил, в те времена вера была необычно сильна и богатые люди строили церкви, надеясь через это на том свете получить бессмертие.
Трудно представить, что эти громадные церкви, стоящие одна рядом с другой, на службах были заполнены хотя бы наполовину. Но аристократы и богачи продолжали строить церкви, чтобы оставить свой след в христианстве!
Третье апреля.
Глядя на затёртое, кое-где ободранное людьми и временем великолепие Сицилийской древности, я подумал, что не будь здесь тёплой солнечной погоды даже зимой, синего неба и необычно яркого света, тогда, все это великолепие поблекло бы очень быстро и сегодня, воспринималось бы, как разруха.
И действительно, «старый город» здесь, разительно отличается от новых районов с чистенькими домами и прямыми широкими улицами. Правда здесь нет той замечательной архитектуры, но жить наверное удобнее.
Однако именно Старый город привлекает туристов красотой своих дворцов и церквей…
Россия, в этом смысле, своим климатом и безбрежными однообразными просторами, добавляет мрачных красок в рутинный быт и потому, чтобы сделать города чистенькими аккуратными, нужны заметно большие усилия, чем в Италии.
Но тем Россия и интересна. И именно поэтому россияне терпеливы и выносливы, что во все времена помогало им выживать в самые трудные времена, побеждая своих врагов и капризы природы…
Невольно вспоминаются слова одного из древнегреческих поэтов: «Там на севере где дни облачны и мрачны. Живут люди, которым умирать не больно!»
…После церкви Св. Екатерины, перешли в церковь крестоносцев, стоящую напротив, на возвышении.
Прямоугольное небольшое помещение, голые стены с ободранной штукатуркой, но необычно гармоничным пространство внутри и снаружи.
Все это напомнило мне по архитектуре церковь на Нерли, в России. Прямоугольная форма стен, совсем небольшие купола, аскетический алтарь, пара икон по бокам от алтаря, говорили нам о другой архитектурной традиции, восходящей к норманнам и крестоносцам, которые следовали в Землю Обетованную именно через Сицилию.
И среди этих голых кирпичных стен, в особые дни, до сих пор проходят службы, на которые собираются потомки крестоносцев…
К шести часам вечера попали в большую, красивую, но простую церковь, где священник в сиреней мантии, стоя на кафедре, хорошо поставленным голосом через микрофон, читал проповедь. Ему внимала небольшая группа верующих.
Мы тоже посидели, послушали звучный итальянский язык, а потом, успокоенные и сосредоточенные пошли в сторону дома по набережной, обрамляющей небольшую бухту в которой стояли яхты и катера рыболовов
Потом, свернув на Виа Кавур, минуя оперный театр вернулись домой.
Весь этот день шёл мелкий дождик, с небольшими перерывами…
…Назавтра было понедельник и потому, рынок под окнами открылся намного позднее и с улицы звучали менее оживлённые разговоры торговцев.
А мы, туристы, жили вне этой обыденной итальянской провинциальной жизни, потому что мы отдыхали от своей домашней рутины, в этом коротком путешествии…
После завтрака пошли смотреть пропущенные достопримечательности.
Ещё одна интересная церковь в знакомом треугольнике. В её интерьерах - сочетание древних мозаик и росписей барокко. Часть с норманнских мозаик, несколько веков назад были сняты монашками – бенедиктинками, которые казались им ненужной древностью.
Поэтому, церковь представляет из себя смешение стилей обусловленной аскетизмом этого монашеского ордена и отражающих эстетические вкусы меняющихся владельцев…
Чуть не забыл. Во все церкви вход платный, и стоит иногда довольно дорого. Я фыркал и ворчал, что это совсем не по христиански, но постепенно примирился с этим - пришли новые времена и деньги делают даже на церковных реликвиях. И это становится привычным!
Следующая церковь «Марторана» - это памятник норманнского владычества, со следами арабского, исламского присутствия на острове. Здесь, в архитектуре есть следы древнего иудаизма, но и православия, который привнесли в церковь беглые албанцы, поселившиеся на острове несколько веков назад.
Мраморные полы замечательно старые, но выглядят вполне как недавние. Все, как и в других церквях, богато и со вкусом украшено. Ведь Палермо в те времена создания церквей, был большим городом и говорят, что по величине и количеству жителей, был вторым городом Европы.
Сегодня, Палермо славится своим прошлым и его можно назвать городом древних церквей и мостовых.
Вообще, на мой взгляд, все новое здесь можно воспринимать, как некую деградацию былого величия.
Это похоже на Древний Рим, до сих пор непревзойдённый во многом современной цивилизацией. Хотя попытки вернуть это великолепие были, но окончились неудачей. Ренессанс, можно воспринимать как такую попытку.
Тогда, в Италии была богатая церковь и знать, способная кормить заказами сотни художников, архитекторов и скульпторов. Но Ренессанс минул и Италия вновь погрузилась в упадок и бедность.
Однако тогда, пятьсот – шестьсот лет назад, Рим, а точнее его живописные остатки были ещё живы и потому, преемственность ещё была возможна и естественна!
Ренессанс стал тенью Древнего Рима, но через время, и Ренессанс стал такой же тенью для настоящего…
Очередное вырождение искусства, как это не печально, началось в девятнадцатом веке и продолжается до сих пор! Сегодняшние изыски авангардистов вызывают у меня возмущение и скептическую улыбку. Кажется, это проявление «вторичного одичания» в искусстве!
Но не будем о грустном…
В наше время, Сицилия стала частью Италии с богатым историческим прошлым, и в этом, русский Крым похож на этот остров!
…Сегодня, собрали вещи и пошли на вокзал. Мы покидаем Палермо и переезжаем в Катанью. А из Катаньи уже доберёмся до вулкана Этна и посетим старинный городок на горах - Таормину!
Да, чуть не забыл – встречаем на улицах Палермо довольно много русскоговорящих и это не удивляет Иногда на рекламных плакатах встречаются надписи на русском языке! И это радует…
(Продолжение следует)

Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion

Апрель 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 137
© 27.04.2017 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2017-1965103

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1