Культура и Революция.


Культура и Революция
Эпиграф:«По делам их, узнаете их». Из Библии.
Эпигрф-2:"Маркс ненавидел труд – тот труд, который не формирует личность, а превращает человека в зависимый от рынка инструмент капитала. Чтобы опровергнуть Маркса, надо утверждать (как это делал Хайдеггер), что онтология труда объединяет и менеджера, и главу корпорации, и рудокопа, и Круппа – в партнеров в едином действе: неважно, в качестве кого ты приобщился к великому процессу труда, важно быть причастным. Маркс считал иначе; его теория построена на том, что человек может состояться как свободная личность лишь когда будет покончено с отчуждением труда. Такое положение дел до сих пор сохраняется без изменений. Опровергнуть Маркса можно иным способом: сказать, что, хотя предназначение человека в том, чтобы стать свободной личностью, но свобода – это вовсе не то, что полагал Маркс. Таким путем пошла современная индустрия искусства и развлечений, так называемый «второй авангард», культурная инженерия, которая лепит из homo sapiens одномерного болвана, гордо полагающего себя свободным. Со времен Древнего Рима этот метод испытан, впрочем количество унифицированной продукции таково, что даже некритичный обыватель начинает сомневаться: как это может быть, что авангарда столь много – все разом думают прогрессивно и одинаково, так разве бывает?Максим Кантор

…В трактате «Закат Европы», Шпенглер утверждает, что анализируя культуру той или иной исторической эпохи, того или иного этапа развития культуры, можно довольно точно описать материальные и духовные особенности данного общества. Естественно, что перерывы в эволюции культуры, так или иначе отзываются в жизни общества и личности.
В определённом смысле, время Революций рождает культурный взрыв. А точнее сказать культурный прорыв, всегда является предвестником социальных революций. Так было во времена Французской революции и после, когда создавались гениальные произведения в музыке, живописи, литературе.
Непокой, смещение всех основ социальных отношений, протест против мещанской рутины, рождает творческое беспокойство и в рядах деятелей культуры.
Такую же картину мы наблюдали во времена Русской Революции: до и некоторое время после.
…Серебряный век в российской культуре предшествовал Революции. Блок и Есенин, Белый и Ахматова, Цветаева и Иванов — в поэзии. Бердяев, Шестов, Булгаков, Розанов, Толстой — в философии. Мережковский, Андреев, Куприн, Бунин — в литературе. Перечислять можно долго. И эти имена деятелей искусства и мысли символизировали, часто буквально наступление времени революционных социальных перемен...
После Революции, эту эстафету культурного горения приняли, Пастернак и Маяковский, Шостакович, Стравинский и Прокофьев, и ещё многие, многие имена в поэзии, в прозе, в музыке и в живописи.
Достижения науки и техники, всеобщая грамотность, позволили революционному народу выиграть Великую Отечественную войну, прорваться в космос и стать сверхдержавой!
Созидательный порыв, рождённый революцией освободивший Россию от вековых религиозных и социальных предрассудков, в короткое время преобразовал наше отечество.
Была и жестокость, красный и белый террор, ежовщина и бериевщина. Простой народ, после тысячелетий рабства и тяжёлого угнетения и эксплуатации, после Революции припомнил своим угнетателям все обиды и унижения, и потребовал лишать жизни тех, кто по его мнению, мешал построению светлого завтра, рая на земле.
Кровь лилась рекой и часто партийные деятели и администраторы, были всего лишь игрушками в руках беспощадной народной стихии! Этим и характерны революционные эпохи...
...Попробуем разобраться, что происходит в культуре сегодня. И исходя из этого анализа сделаем выводы о жизнестойкости сегодняшней социальной системы.
Насколько Революция пробудила творчество народа, настолько же Контрреволюция и последовавшая за ней Реставрация, обнажили хаос и разброд в головах и душах той народной прослойки, которая раньше с гордостью называла себя интеллигенцией, а сегодня превратившейся в образованцев, «креативный класс», как они сами себя назвали.
Единый народ и государство, в течении нескольких лет контрреволюционной реакции, развалилось и российское общество разделилось на противостоящие друг другу большинство и меньшинство.
Образованцы, считающие себя носителями интеллектуального и духовного содержания российской культуры, сегодня, напоказ выставляют победившую в их душах алчность и стремление к славе, атеистический эгоизм и человеконенавистнические желания, сделать большинство рабами своих материалистических амбиций.
Их агрессия, под видом нового искусства, стремление к хаосу и разрушению форм, конвенций и границ, могут привести к уничтожению не только культуры, но и человеческого сообщества, вообще. Совсем недавно, один из художников прибил свои гениталии к мостовой на Красной площади, в Москве.
И такой случай, подобного «авангарда», не единственный в современной истории России. Разного рода «перформансы», разрушающие человеческие представления о живописи и о искусстве вообще, демонстрируют представители российского «постмодерна» последние двадцать лет.
Они напоминают несмешных клоунов, уверенных, что они плывут на «волне современности». Но для большинства нормальных людей, не только в России, но и на Западе, которому эти деятели якобы подражают — это проявление варварства и провинциализма.
И в художественной среде растёт протест против такого «самовыражения» очевидных бездарей и скандалистов, которое образованцы «всего мира», выдают за современное искусство.
После буржуазного переворота в России, в девяностые годы прошлого столетия, уже прошло около тридцати лет — период времени достаточный, чтобы «по делам судить» о намерениях и результатах произошедшей Контрреволюции!
И мы, сравнивая, видим, вместо революционного прорыва, победу мещанского накопительства и буржуазного потребительства, а с другой стороны, - жажду славы и неодолимое желание появится на новостных лентах СМИ.
И всё это делается, в надежде, вслед за обретением славы Герострата, поиметь за это ещё и деньги.
Рынок в России, как то особенно нагло и цинично, диктует свои правила и в сфере культуры и искусства. И потому, многие деятели искусств, стали лакеями капитала, прислужниками олигархов.
В попытках переделать всё на западный манер, не принимая и не понимая пророческих слов и образов Шпенглера о «заката Европы», российские культуртрегеры ударились в изображение якобы «постмодерна», пытаясь в агрессивной манере, копировать западный «авангард» и раздавать налево и направо «пощёчины общественному вкусу».
Об этом глупом и реакционном обезьянничанье, талантливо рассказывает в своём романе «Учебник рисования», философ и социолог искусства, Максим Кантор.
Рассматривая его творчество, являющееся гневным ответом на разрушенных культурных традиций, на диктатуру корпоративной этики образованцев, можно надеяться на возрождение созидательной традиции в российском обществе, и тем самым в российской культуре, утраченной полностью в годы Реставрации.
Есть надежда, что идеи созидания, вначале через горячую и беспощадную критику животного потребительства от искусства, разрушения и глумления над «старой» культурой, вдохновят русского человека-интеллигента становится и быть существом духовным...
...Если рассматривать интернет, как показатель общественных настроений в России, то и там становится всё более заметным движение от очернения и шельмования конструктивных принципов бытия, в сторону восстановления права и обязанности личности, содействовать общему развитию народа.
Это и есть проявления христианских принципов общежития, которые утверждал и подтвердил Иисус Христос, своей жертвенной смертью на Голгофе.

Именно любовь и сострадание, признание принципов равенства и братства в человеческом обществе, являются той узкой тропкой, которая ведёт к сотворению будущего, общего для всех людей на земле!
И кажется, что сегодня, Россия, пробуждается от болезненного обморока бандитски -олигархических девяностых, и постепенно устремляется в неизведанное будущее!

Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian

Ноябрь 2013 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 3
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 137
© 28.02.2017 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2017-1916931

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1