Накануне юбилея. Ирина Нестерова



.



К 100-летию РМК им. Пироговых


Рязанский музыкальный колледж имени Пироговых уже начал движение к своему столетию, а потому разговор о его выпускниках и преподавателях кажется сегодня наиболее актуальным, особенно если он происходит по случаю их собственных юбилеев. Сегодня такая персона – теоретик - музыковед Ирина Нестерова, выпускница РМК имени Пироговых (1982 г.) и Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова (1987 г.) . А ещё она – наша коллега, вошедшая в журналистику в 1983 году во время учёбы в Татарстане, когда её первый музыковедческий материал был опубликован в «Вечерней Казани». Она, пожалуй, единственный теоретик - преподаватель РМК, регулярно сотрудничающий с «Рязанскими ведомостями» и «Вечерней Рязанью», её профессиональные статьи можно прочитать в московском «Музыкальном журнале», а потому коллеги «Новой газеты» поздравляют Ирину Анатольевну с юбилеем и желают ей большого творческого счастья.
Накануне юбилея принято подводить определённые итоги и вспоминать об истоках, которые к итогам привели.
Ирина выросла в семье врачей: мама – известный в городе невропатолог Г.Б. Веденяпина, которая до сих пор (а ей без малого 80!) консультирует в городском Доме ребёнка. Папа Ирины – А.С. Веденяпин, некогда не менее известный судебно-медицинский эксперт криминалист, от заключений которого очень часто зависели человеческие судьбы, а потому он, как никто, не имел на ошибки права.
Родители занимались дочерью серьёзно: с очень раннего возраста – обязательный еженедельный поход в филармонию, английская спецшкола, бассейн. В доме была хорошая библиотека.
Ирина из музыкальной семьи: бабушка-фельдшер прекрасно пела, а дед, будучи диспетчером на железной дороге, еще и работал тапёром в свободное время, а их семейный вокально-инструментальный дуэт радовал не только родных, но и знакомых. Вопрос, отдавать ли девочку учиться музыке, никогда не стоял в доме. Ирина пришла учиться к пианистке Марианне Моисеевне Беньяш, - той самой, которая играла для наших воинов на фронтах Великой Отечественной войны в составе концертных бригад рязанской филармонии.
Окончив школу по классу фортепиано, девочка поступила в рязанское музыкальное училище на отделение теории музыки.
– Мне повезло учиться у выпускницы Московской консерватории Л.П. Барановой, - вспоминает она. – Мы её обожали! Она - очень яркая, столько в ней было молодого задора, таланта, самоотдачи! И Л.Г. Князева, которую мы любили всем курсом, и О.И.Воронова, преподаватель спецкурса музыкальной литературы. Мы могли слушать её часами, настолько она интересно рассказывала! Вместе со мной на курсе учились мои нынешние коллеги Л. В. Петунина (Степанова) и Л.В. Терёхина (Кулешова). У нас была потрясающе творческая атмосфера!
В 1982 году я поехала поступать в Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова в класс профессора Г.М. Кантора (1930–2013), который возглавлял кафедру теории музыки и композиции. Параллельно я занималась у выпускника Московской консерватории А.Л. Малыгина. Он был учеником и аспирантом выдающегося теоретика ХХ века, музыковеда Ю.Н. Холопова, а потому я горжусь тем, что могу считать себя представительницей выдающейся холоповской школы. Сегодня Александр Львович - заведующий кафедрой теории музыки и композиции, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан и Марий Эл, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. В Казани очень сильна холоповская школа.
В 1999 году Ирина Нестерова проходила годовую стажировку в Московской государственной консерватории на кафедре междисциплинарных квалификаций музыковедов у профессора А. С. Соколова, в прошлом – министра культуры РФ.
Сегодня в училище Ирина Анатольевна ведёт два курса эстрадников, считая работу на этом отделении наиболее сложной, потому что студенты поют джаз, а это – совершенно иная музыкальная система, со своими законами: аккордами, нюансировкой, импровизацией, изощрённым ритмом, который основан на синкопах. От неё зависит и освоение молодыми музыкантами новых ритмических и гармонических моделей.
Почти на всех курсах И.А. Нестерова преподаёт музыкальную литературу, стараясь научить своих студентов видеть частное в целом, пытаться понять и почувствовать через музыку – эпоху, её характерные особенности.
Она занимается ритмикой, сольфеджио и слушанием музыки с маленькими детьми на отделении дополнительного образования при РМК, и это является значительной подготовкой к дальнейшему изучению ребятами музыкальной литературы в более старших классах.
Но больше всего Ирина любит музыку народов мира и этой любовью старается увлечь своих первокурсников.
– Меня очень «затянула» в студенческие годы фольклорная экспедиция по татарской и марийской глубинке. Тогда же появился и мой первый печатным материал в СМИ – по итогам этой поездки. Это моё журналистское крещение, - вспоминает Ирина Анатольевна, которая, к слову сказать, параллельно консерватории занималась на журфаке Казанского университета.
Наш разговор переходит на воспоминание о ДЮСО (Детско – юношеский симфонический оркестр Рязани, о нём писала «Новая газета»), который создавался двумя энтузиастами – дирижёром Николаем Арсёновым и Ириной Нестеровой. Лучшие дети - музыканты города и области были приглашены для работы в оркестре. Запомнились репетиции и на сцене Большого зала РМУ, и в Большом зале первой музыкальной школы, двери которой всегда распахнуты для творческих людей директором Сергеем Алексеевичем Ваньковым. А потом состоялся единственный аншлаговый концерт ДЮСО в городе, когда дирижёр был уже неизлечимо болен, а выступление оркестра оказалось его триумфом. Через два месяца маэстро не стало. Не стало и оркестра. И это – очень большая и невосполнимая потеря для музыкальной жизни Рязани.
– Я до сих пор не могу понять, почему не поддержали то, что было создано и трудом Арсёнова, и увлечённостью юных музыкантов, и верой в них родителей и всех тех, кто помогал становлению детского оркестра. Я не понимаю этого! Но я хорошо помню, сколько палок вставлялось в колёса новому механизму, как мешал Арсенов чиновникам от музыки, сколько порогов ему приходилось обивать, чтобы достучаться до глухих обывателей. И что? Нет человека, нет проблемы? Выходит, что так. Но ведь детский оркестр не может быть проблемой! Понимаете, - не может! Это – радость, а не проблема! Сейчас Юрий Башмет делает подобное – собирает детский коллектив музыкантов, которых потом с радостью возьмут лучшие оркестры не только России, потому что у них будет хороший опыт работы в коллективе.
Вот такая она, Ирина Анатольевна Нестерова, профессионализм которой сегодня измеряется высшей квалификационной категорией, за которой стоит Человек со своим внутренним миром и неравнодушием к нему, радостями и бедами, со своей жизненной позицией, наконец.
Её кругозор и диапазон гораздо шире, чем может показаться. Она хорошо знает театр, потому что, ещё будучи студенткой консерватории заведовала музыкальной частью русского Большого драматического театра имени Василия Качалова в Казани, а теперь регулярно выступает на «ОЛИМПЕ» в горьковской библиотеке Рязани в качестве музыковеда и организатора училищных вечеров.
Ирина Нестерова – человек неудобный, потому что не шепчется за спиной, не бросает камень в спину, не льнёт к руководству. Она предпочитает говорить о проблемах открыто, чем нередко вызывает недовольство коллег. Это – оттуда, из детства, когда отец учил её: «От твоей лжи или безразличия могут пострадать люди. Помни об этом всегда, когда станешь взрослой». И она помнит. И очень любит дело, которому служит.


24 – 25.02.2017






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 164
© 26.02.2017 (Миоль) Ольга Мищенкова
Свидетельство о публикации: izba-2017-1915516

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика













1