ЧЕТВЕОТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ


ЧЕТВЕОТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Дмитрий Цесельчук

Опыт анализа стихотворения «ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»
или движение, пространство и время в поэтической вселенной Татьяны Кайсаровой.

ЧЕТВЁРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

На стенах отсвет розового детства,
и тени яблонь наискось легли,
как прописи вселенского наследства
и таинства родительской любви.

Пью чай и вижу каждое движенье:
и всплеск воды, и поворот цветка...
Здесь запахов июльских наважденье
витает где-то в недрах потолка.

Магическими гранями стакана
полёт секунд берусь остановить,
легко сместив понятья поздно, рано,
всё было, будет и могло не быть...

Чуть обернусь и блюдечко с вареньем
подвину взглядом, чтоб была видна
трёхмерности привычная волна
уже в моём, четвёртом измеренье.

Первая же строка отсылает нас к поэтическому строю Серебряного века, а конкретно - к
«розовым детям» Иннокентия Анненского. Но «отсвет розового детства» лишь
перекликается с его «детьми» - у Кайсаровой отсвет ложится на стены, «Как прописи вселенского наследства / и таинства родительской любви».
Вселенная - по-английски Universe - универсальное стихотворение - одно на всех «вселенцев», где каждый по-своему вселяется в Неё. Степень общности Четвертого измерения достаточно высока. Четвёртое измерение - для всех, как прописи, но не каждому дано, хотя и завещано каждому. Например, словечко «наискось» у Кайсаровой, разве это не другой, увы, ушедший поэт - наш современник Величанский с его: «... и берега сырой наискосок». И опять можно сказать то же: в традиции русского неоклассического стиха, но свои - глубоко прочувствованные стихи, где даже простые садовые яблони становятся библейскими деревьями, а плоды их - плодами познания.
«Пыо чай» - куда уж проще и обиходней, но поэт не дает присоседиться: «и вижу каждое движенье: /И всплеск воды, и поворот цветка...». Такое виденье - практически на уровне молекулярных колебаний - возможно разве что у даоса во время чайной церемонии. Обыватель привык, что всплеск всегда только слышен, а поворачиваются, да и то вслед за солнцем, только подсолнухи. Ан, нет - все находится в движении (и даже «неподвижные горы» медленно, но верно разрушаются), а.«... запахов июльских наважденье / витает где-то в недрах потолка». Именно - в недрах, из коих поэт и добывает свой завораживающий образ. «Магическими гранями стакана /Полёт секунд берусь остановить», - резюмирует он сложившуюся ситуацию и, не останавливаясь на достигнутом, извлекает на Божий свет продолжающее предтечу двустрочие:
Легко сместив понятья поздно, рано,
Всё было, будет и могло не быть.
Относительно банальное «все было, будет» завершается невероятным «и могло не быть». Т.е. могло не быть тебя самого - крайний, несусветный субъективный идеализм, от которого, казалось, отреклись всем миром еще за школьной партой, - а как хорошо!
Недаром в стихотворении, открывающем только что вышедшую книгу Татьяны Кайсаровой «Пространство отражений», на презентацию которой мы сегодня собрались, автор опирается на схожий посыл: «Всё может быть, а может и не быть»...
Но, возвращаясь в наше «ЧЕТВЕРТОЕИЗМЕРЕНИЕ», встречаемся с неожиданным сеансом телекинеза: «Чуть обернусь и блюдечко с вареньем/Подвину взглядом»... Ай, да Таня, ай, да молодец! Я, например, в юности разбил чашку: «я занялся телекинезом / с моим-то весом: / и чашка на пол съехала /разбилась / скажи на милость... Но она-то, сложившийся поэт, зачем этим занялась? - А вот зачем: «чтоб была видна / Трехмерности привычная волна /уже в моем, четвертом измеренье». Оказывается, волна окружающей нас привычной трехмерности может разбить чашку и осторожно подвинуть блюдце, но только в том случае, если поэт является частью Вселенной (Единостишия), крохотной песчинкой (но и точным подобием), живущей по Её законам, которой могло и не быть.
А четвертое измерение есть у каждого. Правда, мало кто ведает об этом. Разве что ведуны да ведуньи - поэты.





Рейтинг работы: 17
Количество отзывов: 3
Количество просмотров: 36
© 14.02.2017 Татьяна Кайсарова

Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика
Оценки: отлично 2, интересно 1, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 4 автора


Экс-Промт       15.02.2017   20:18:13
Отзыв:   положительный
Первый куплет, третья строка, последнее слово - опечатка. Посмотри пожалста Танечка)

Стихи на мой вкус, настолько индивидуальны, что сравнения-совпадения, напоминания с классиками, мне кажется, случайны, хотя действительно, прислушиваешься и слышишь изумительных классических романтиков...
Тань, я уверен, живи ты в те годы с Ахматовой или Ахмадуллиной, тебя бы знала вся литературная среда не менее тех гениев.


Альзира       15.02.2017   06:28:38
Отзыв:   положительный
Обожаю все таинственное!

Татьяна Кайсарова       15.02.2017   08:30:13

Спасибо!!!













1