Обвинение в ксенофобии



В форумном обсуждении при высказывании мнения была произнесена следующая фраза: "В сознании детей закрепляются образцы поведения в различных ситуациях ... для русских сказок они носят добрый характер, когда даже отрицательные герои симпатичны. Разительную разницу от русских сказок имеют сказки иных культур. Например, сказки горных цивилизаций построены на воспитании героев, нападающих на других, угоняющих стада, грабящих слабых, насилующих даже старух и обманывающих простаков. Эти элементы, осуждаемые в русских сказках, присутствуют и в других эпосах".

Вопросы:
1. Содержит ли это высказывание признаки ксенофобии? (Да-Нет-Возд)

2. Бездоказательное обвинение кого бы то ни было в ксенофобии следует ли трактовать как оскорбление или нарушение этики с позиции правил общения на Избе-Читальне? (Да-Нет-Возд)

Решение принято:
1 вопрос. Нет - 6
2 вопрос: Да - 6





Рейтинг работы: 78
Количество отзывов: 14
Количество просмотров: 157
© 14.02.2017 Координатор Совета

Рубрика произведения: Разное -> Критика
Оценки: отлично 3, интересно 3, не заинтересовало 0
Сказали спасибо: 4 автора


Геннадий Ростовский       18.02.2017   13:25:02
Отзыв:   положительный
1. Нет
2. Да
СИрена       18.02.2017   05:12:41
Отзыв:   положительный
1.нет
2.да.
Хорошо бы в следующий раз ознакомить совет с полным текстом беседы, а потом предложить проголосовать.
Вадим Азорин       16.02.2017   21:04:19
Отзыв:   положительный
Считаю, что любое восхваление или уничижение любой национальности (или группы национальностей) ни к чему положительному привести не может. А потому и должно подвергаться порицанию или запрету.
Сергей Павлухин       16.02.2017   02:50:34
Отзыв:   положительный
1. Нет
2. Да
Нина С. (Севостьянова)       15.02.2017   20:57:53
Отзыв:   положительный
Извините, но на мой взгляд, самым существенным в возникшей проблеме, является то, что, есть
человек (пусть даже и один!), обратившийся к Алексею Небо (хотя, вполне возможно, их больше),
которого задела формулировка В.Белова о "горных цивилизациях". Была бы формулировка
аккуратнее что ли, без шокирующей конкретики, то и почвы для такой неприятной полемики не
было бы.
В данной постановке вопросов, всё смещено в сторону - виноват Алексей Небо или нет.
А то, что на форуме допущена формулировка, задевающая чувства одного (или, возможно, многих!)
пользователей разве не существенный вопрос? Ведь к А.Небо обратился человек с просьбой!
И простите, если даже все участники посчитают, что Алексей Небо виноват по всем статьям, разве
чувства людей, задетых тем постом В.Белова, будут успокоены? Получается, что, вроде говоря об
обобщающих моментах, но, в данной конкретной постановке вопросов к обсуждению, власть
имеющий беспокоится лишь о себе, с чем я, как гражданин, не могу согласиться.
Главное, на мой взгляд, на общественном портале - чувства пользователей.

И о поставленных вопросах конкретно.
На первый, на мой взгляд, нет однозначного ответа, потому, даже отрицательное мнение
уважаемого исполкома ОС, не будет означать, что указанных признаков там ТОЧНО нет.
По поводу второго ("бездоказательные обвинения") у меня логичный, но риторический вопрос:
а возможно ли вообще доказать наличие признаков ксенофобии или даже не признаков, а
ксенофобии? Как они должны выглядеть, эти доказательства? Один человек чувствует, что
ксенофобия есть, другой - что нет, и кто из них прав?

На мой взгляд, стоило бы обсудить вопрос об изменении на форуме формулировки В.Белова о
"горных цивилизациях" на более приемлемую на общественной площадке - на не задевающую
ничьих чувств.
Лео Сильвио (Л.К.-Т.)       15.02.2017   09:09:30
Отзыв:   положительный
В своё время, работая в школе, мне нужны были сказки для спектаклей.
И в поисках нужных сказок, где есть волшебство и приключения, я прочитал, наверное, тысячи сказок народов мира.
И сделал для себя открытие, которое меня неприятно поразило.
Многие зарубежные сказки несли в себе ничем не прикрытые жестокость и цинизм.
Там всё было, что является ужасными преступлениями против людей.
В наших отечественных сказках такого нет.
Иная ментальность.

Так что никакой ксенофобии в теме нет.
А вот умышленное ложное обвинение есть.

1. Нет.
2. Да.
Любовь Павлова       14.02.2017   20:18:03
Отзыв:   положительный
Я бы не стала искать в этом высказывании признаки ксенофобии. На мой взгляд, было высказано всего лишь мнение, хоть и ошибочное, что могло проясниться в ходе дальнейшей дискуссии на форуме.
Сказка, по определению, не может содержать в себе подобных сюжетов: « Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам» (из Википедии). Это относится к сказкам любых народов.

Эпос «Манас», о котором говорит здесь Дмитрий Лавров, сказкой не является и отличается от нее, прежде всего, своей правдивостью. « Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей…Эпос претендует не только на объективность, но и на правдивость рассказа» (из Википедии)
1. Нет.
2. Да.
Алексей Небо       14.02.2017   16:37:37
Отзыв:   положительный
Извиняюсь, Геннадий,
Если кому-то интересны детали, то это произошло здесь https://www.chitalnya.ru/commentary/17461/#s764731
Ссылка выводит прямо на эту ветку дискуссии.
Дмитрий Лавров       14.02.2017   15:48:46
Отзыв:   положительный
Насчет насилия над старухами - сильно сомневаюсь! В остальном - это правда. И не только горных народов, а и кочевых - даже в бОльшей степени. Это не вопрос этики, а вопрос выживания: у равнинных жителей всегда больше еды, там развиты ремёсла и т.д. Места с благодатным климатом плодороднее, и их всегда грабили менее богатые соседи - неважно, горцы или кочевники. Точно так же, как более сильные страны и народы грабили менее сильных... такова история! Например, эпос "Манас" тюркоязычных кочевников Азии, да хоть тот же Ветхий завет ( как Господь подвигал израильтян - по сути кочевников - на захват Хананеи).
Но нельзя судить о менталитете народа, не зная условий его жизни, или руководствуясь только критериями другой нации, а ещё хуже - современными гуманизьмом и толерантностью...

1. НЕТ
2. ДА (доказательства всё же нужны)
Валерий Белов       15.02.2017   11:59:24

О насиловании старухи. Я никогда не занимался фольклором разных народов. Но русские сказки знаю очень хорошо. Мало того, что я на них вырос, но в своё время написал около 20 типа былин по мотивам русских сказок. Относясь к своему творчеству очень безалаберно, я все эти сказки потерял кроме одной (кому интересно - Шемякин суд https://www.chitalnya.ru/work/258171/).
Но в 1980 году я оказался в Абхазии, в Новом Афоне, где два года в летние месяцы на территории действующей турбазы строил типовые щитовые домики на берегу моря. Шабашка такая у меня была. Платил Норильский никель, материал камазами привозили из Минусинска, а московские шабашники с высшим образованием с пользой для дела проводили свои отпуска. Я за всем следил и оформлял документацию, поднимал с утра ребят на работу, составлял сметы и валялся на пляже. По всем бытовым делам я контактировал непосредственно с руководством турбазы, где строили эти домики, и за два года прекрасно ознакомился с менталитетом коренного населения Абхазии. Не буду вдаваться в подробности взаимоотношений с теми, с кем мне приходилось общаться, но когда я там ознакомился в библиотеке турбазы с абхазскими сказками, я испытал своего рода шок - как такое можно давать для чтения детям. Не имея склонности к преувеличениям, и уж тем более ко ксенофобии, всё, что я написал в обсуждаемой фразе - это фактически фабула большинства сказок из абхазского эпоса.
Лев Фадеев       14.02.2017   15:12:36
Отзыв:   положительный
Я такую ксенофобию считаю положительной. Потому что это правда. Стоит ли бояться причин её появления? Стоит.
Валерий Белов       14.02.2017   15:24:48

Лев. Доктринальное понятие ксенофобии - страх или ненависть перед чужим. Вопрос в том - есть ли признаки того или другого в конкретном высказывании. А с каким знаком это считать - это уже нечто другое.
Лев Фадеев       14.02.2017   15:30:48

Я бы здесь чуть изменил. Не страх перед чужим, а страх перед чуждым. Всё таки чужой может стать своим, а вот чуждый -никогда
Лев Фадеев       16.02.2017   16:52:25

Зашёл по ссылке. И понял суть разногласий. Ксенофобии нет.

Но что касается "добрых" русских сказок. Как то пришлось познакомится с сказками Афанасьева. В первозданном виде.
А сказки "Тысяча и одн ночь". Сполошная педофилия и гомора.












1