Непризнанные художники.



Очерк о «граффити».

Вместо эпиграфа:

«…Граффи́ти (мн. ч), в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал.graffito, множ. graffiti) — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»).
В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски…»                              (Здесь и дальше цитаты из «Википедии»)


…На Рождество, знакомые подарили мне книгу о мастере граффити, под псевдонимом «Бэнкси».
Я обратил внимание на профессионализм Бэнкси, как живописца - мастера света и тени, и решил поделиться с читателями своими мыслями об этом жанре, который многие и за искусство не признают. А в некоторых странах, этот жанр уличного рисунка и картин, не только отрицают связь граффити с искусством, но и считают это занятие преступлением!
Читая книгу, невольно подумал, что Бэнкси во многом похож на советских футуристов и в частности на Владимира Маяковского. Ведь у Бэнкси, много картин агитационного, пропагандистского и карикатурного характера.
Ещё одна цитата:
«…Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма…»

...Посмотрите работы Маяковского – художника, периода работы в «Окна РОСТА» и вы поймете о чём я говорю. Но Маяковского все знали и конечно больше, как замечательного поэта. Однако, ведь он был ещё и интересный художник, а его карикатуры нравились всем читателям «РОСТА»!
…Интересно, что в древних Помпеях, сохранилась карикатура на чиновника в жанре граффити и этот чиновник изображённый в смешном виде очень напоминает чиновников нашего времени!
Хотя и по информационной составляющей, древние граффити похожи на сегодняшние надписи на стенах городов и посёлков:

«…Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах. Граффити в Помпеях изображали извержение Везувия, а также содержали латинские проклятия, магические заклинания, признания в любви, алфавит, политические лозунги и знаменитые литературные цитаты, — все это дает отличное представление об уличной жизни древних римлян…»

По поводу любовных признаний, можно сказать, что такая «информация» составляет и сегодня главный «контекст» настенных посланий. Предложения типа «Ваня любит Машу» или «Петя плюс Катя» очень популярна среди уличных художников подросткового возраста.
Работают граффити, как я уже говорил, и в революционную пору:

«…В ходе студенческих протестов и всеобщей забастовки в мае 1968 года в Париже город оказался наводнен революционными, анархистскими и ситуационистскими лозунгами, такими как L’ennui est contre-révolutionnaire («Скука контрреволюционна»), которые были выполнены в стиле граффити, плаката и трафаретного искусства…»
Но иногда, граффити, являются частью вандализма. В Риме я где-то видел какие-то надписи на статуях Девы Марии, а стены изуродованные разного рода надписями, в том числе и нецензурными украшают в городах стены окружающие железнодорожные пути или даже стены промышленных предприятий.
Но когда такие надписи встречаются на стенах жилых домов, и сделаны они неряшливо и конечно без согласия хозяев и жильцов дома, тогда это воспринимается как безусловный акт вандализма. Бывая в разных странах, разглядывая эту грязную мазню на стенах, я думал, что это одно из проявлений социального нездоровья и показывает неустоявшиеся, несбалансированные отношения внутри общества.
Часто, такие «граффити» делают люди психически неуравновешенные, подверженные жажде известности и руководствующиеся желанием оставить свои творения, пусть без указания имени, (а часто и с инициалами и даже с их полной расшифровкой).
«…Граффити можно рассматривать и в контексте уровня жизни: противники граффити подчеркивают, что там, где есть граффити, возникает ощущение нищеты, запустения, а также повышенное чувство опасности…»
Граффити занимаются сотни тысяч если не миллионы людей в разного уровня и вида трущобах, и поэтому наверное, граффити можно назвать «живописью бедных». Вот очередная цитата из Википедии:

«…Быстро разрастающийся Сан Пауло стал новой Меккой для граффитчиков»; известный граффити-художник и создатель трафаретов Тристан Манко говорит, что основными источниками, которые разжигают в Бразилии «живую, энергичную культуру граффити», являются «хронические бедность и безработица Бразилии, постоянная борьба и плохие условия жизни обездоленных людей… По сравнению с другими странами, «в Бразилии наблюдается самое нестабильное распределение доходов. Законы и налоги меняются очень часто». Все эти факторы, добавляет Manco, приводят к тому, что экономические барьеры и социальная напряженность, раскалывающие и без того нестабильное общество, поддерживают и способствуют процветанию «фольклорного вандализма и городского спорта низших слоев населения», то есть южноамериканского граффити…»

Однако:

«…Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры…»

Вот к таким живописным шедеврам относится и творчество Бэнкси. Вот описание творчества и личности этого «культурного «граффитчика» из Википедии:

«…Над граффити-художниками постоянно нависает угроза наказания за создание своих работ в публичных местах, поэтому ради безопасности многие из них предпочитают оставаться анонимными. Бэнкси (Banksy) — один из самых известных и популярных уличных художников, который продолжает скрывать своё имя и лицо от общественности. Он прославился политическими и антивоенными трафаретными граффити в Бристоле, но его работы можно увидеть в разных местах от Лос-Анджелеса до палестинских территорий. В Британии Бэнкси стал своего рода иконой нового художественного движения. На улицах Лондона и в пригородах очень много его рисунков. В 2005 году Бэнкси рисовал на стенах Израильского разделительного барьера, где сатирически изобразил жизнь по другую сторону стены. На одной стороне он нарисовал дыру в бетоне, через которую виден райский пляж, а на другой — горный пейзаж. С 2000 года проводятся выставки его работ, и некоторые из них принесли организаторам большие деньги. Искусство Бэнкси — превосходный пример классического противопоставления вандализма и искусства. Многие ценители искусств одобряют и поддерживают его деятельность, в то время как городские власти считают его работы актами вандализма и разрушением частной собственности. Многие бристольцы полагают, что своими граффити Бэнкси снижает ценность зданий и подаёт дурной пример…»

…Мне же остается добавить, граффити, не только художество, но и вандализм – уродующие города грязные, мусорные детали городских пейзажей! Однако, работы таких мастеров граффити, как Бэнкси, украшают жилую среду и несут просветительский и даже педагогический характер…
Помню, что в школе, на уроках рисования мы «красили» на картоне альбомов куски арбуза и прочие овощи. Но если бы на стенах были в то время работы таких граффитчиков как Бэнкси, может быть у многих подростков возникло желание стать художниками!

Вместо эпилога:

«На мой взгляд, граффити революционно. Любую революцию можно считать преступлением, но угнетенные и подавленные люди хотят выразить себя, им нужна отдушина, поэтому они пишут на стенах — это естественно».            Художник Теренс Линделл.

Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion

Январь 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 242
© 31.01.2017 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2017-1894093

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1