О старости и смерти. (Продолжение)




Вместо эпиграфа:

«…Другое несомненное условие счастья есть труд, во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон. Опять, чем большего, по-своему, счастья достигли люди по учению мира, тем больше они лишены и этого другого условия счастья. Все счастливцы мира — сановники и богачи или, как заключенные, вовсе лишены труда и безуспешно борются с болезнями, происходящими от отсутствия физического труда, и еще более безуспешно со скукой, одолевающей их (я говорю: безуспешно — потому что работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна; а им ничего не нужно), или работают ненавистную им работу, как банкиры, прокуроры, губернаторы, министры и их жены, устраивающие гостиные, посуды, наряды себе и детям.

(Я говорю: ненавистную — потому, что никогда еще не встретил из них человека, который хвалил бы свою работу и делал бы ее хоть с таким же удовольствием, с каким дворник очищает снег перед домом.) Все эти счастливцы или лишены работы, или приставлены к нелюбимой работе, то есть находятся в том положении, в котором находятся каторжные.

Третье несомненное условие счастья — есть семья. И опять, чем дальше ушли люди в мирском успехе, тем меньше им доступно это счастье. Большинство — прелюбодеи и сознательно отказываются от радостей семьи, подчиняясь только ее неудобствам. Если же они и не прелюбодеи, то дети для них не радость, а обуза, и они сами себя лишают их, стараясь всякими, иногда самыми мучительными средствами сделать совокупление бесплодным. Если же у них есть дети, они лишены радости общения с ними. Они по своим законам должны отдавать их чужим, большей частью совсем чужим, сначала иностранцам, а потом казенным воспитателям, так что от семьи имеют только горе — детей, которые смолоду становятся так же несчастны, как родители, и которые по отношению к родителям имеют одно чувство — желание их смерти для того, чтобы наследовать им…»
Лев Толстой о счастье.

Я недаром привел этот отрывок из размышлений Льва Толстого. Горький в свое время говорил, что «Человек рождён для счастья, как птица для полёта!». М не кажется, что именно старость – это время для счастливой жизни. Только это счастье надо заслужить, заработать всей своей предыдущей жизнью, пройдя через все страсти, испытания и страдания в том числе!
Как ни странно это звучит, но я думаю, что только через страдания формируется личность. И в этом скрыт какой-то удивительный оптимизм жизни человеческой. Однако для многих, страдания – это плохо если не отвратительно и они предпочитают жить инстинктами, избегая не только страданий, но и малейших переживаний. И в итоге, такой человек со временем превращается в сытую свинью. Он и ведёт себя соответственно…
Из этого можно сделать вывод: «Живите достойно, чтобы перед смертью не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»!
Но есть ещё афоризм, который приписывают Фридриху Энгельсу: «Жить – значит умирать!» Но эту грустную истину мы начинаем понимать только в старости.
Знать, мы это можем ещё в молодые годы, но понимать – только в старости!
Много есть вещей, которые мы знаем о жизни. Но понимать мы их можем только после овладения возрастными истинами. И тут уместен ещё один афоризм: «В жизни много знающий, но мало понимающих!»
Часто, после пятидесяти, мы начинаем кокетничать, говоря, что «я уже старый человек. Но когда приходит настоящая старость, нам уже не до кокетства.
Вместе с воспоминаниями о прошедшей жизни, мы начинаем понимать, как хороша и даже временами прекрасна жизнь и мир, в котором мы живем!
Вот такое длинное вступление получилось…



Приближается очередное Рождество. И вместе с приятным ожиданием праздника в голову лезут сложные мысли, я бы не назвал их грустными, потому что ни старость, ни смерть меня совсем не пугают. Просто стал больше этим интересоваться, потому что самому через все это придётся пройти…
Это уже буде семидесятое Рождество в моей жизни и как-то вдруг, я стал понимать конечность любой жизни вообще, и моей жизни, в частности.
Невольно вспоминается жизнь и старость Льва Толстого, о котором его критики говорили, что он как-то особенно боялся смерти! А мне кажется, Толстой, как настоящий мудрец, начал очень рано понимать драму человеческой жизни и потому, постоянно думал не только о смерти, но и о наступающей старости, предвестнице смерти.
Вряд ли он смерти боялся. Скорее всего, он сожалел о скоротечности жизни и невозможности большую часть жизни понять, что в ней добро и что зло. А подсказать было некому или, как часто бывает, старшие подсказывали, но молодость просто не может, да и не хочет понять старость и следовать человеческой мудрости, накопленной к шестидесяти-семидесяти годам!
В молодости мы живём в основном инстинктами и потому, совсем не верим в свою смерть. Хотя конечно и молодые видят, как умирают другие люди, а поверить в свою смерть до конца не способны.
И потом, жизнь молодых так наполнена разного рода перспективами и плотскими приманками, что просто времени не остается на обдумывание смыслов действий и какие-то реальные прогнозы на будущее.
Вот потому, молодые не верят в свою смерть и всякие логические формулы им не понятны: «Кай человек. Все люди умирают. Кай тоже умрёт!»
Но именно молодые и боятся смерти, но только тогда, когда уже видят кровь на своих и чужих руках!
Вспоминается видео запись времен чеченской войны, когда чеченцы режут молоды пленных русских солдат, как баранов. И плачущий двадцатилетний солдатик умоляет чеченца-палача: «Я ещё молодой! Не убивайте меня!»
Но молодость боится смерти, только в безысходной ситуации. А так, даже в самой страшной кровопролитной войне, молодые верят, что им удастся избежать смерти.
Может быть ещё и поэтому, есть известная грустная констатация: «Война - дело молодых»!
Действительно, молодые помимо физической силы, обладают ещё удивительным свойством – они не верят, что могут умереть! Отсюда и смелость – которая города берёт. Отсюда и безрассудный риск первооткрывателей, путешественников и авантюристов!
Но отсюда и страх, если дают ему вырасти в душах – ведь кажется вся жизнь была впереди – а тут небытие и никакого будущего!
…Удивительно ещё, что в определённом возрасте, жизненная энергия достигает такой силы, что люди начинают верить в своё бессмертие, в разного рода чудеса и великие скрытные силы человека. Особенные индивидуумы начинают экспериментировать со своими способностями и добиваются в этом удивительных результатов. Индийские йоги и христианские аскеты, на этом пути, добивались поразительных результатов!
Многие сектанты и лидеры религиозных конфессий в определённом возрасте реально верят в своё бессмертие!
Невольно вспоминается Майкл Джексон, известнейший популярный певец, который надеялся прожить сотни лет а умер вдруг и совсем ещё молодым человеком. Его самомнение подпитанное жизненной энергией и обожанием толпы, заставило поп-звезду поверить в свою исключительность…
Но с возрастом, наблюдая за собой в зеркало, мы начинаем понимать, что старость и нас не миновала: наши волосы редеют, лицо и тело покрывают морщины; силы телесные покидают нас постепенно и поэтому не очень заметно. Но приходит время и мы замечаем, что наше тело отказывается нам повиноваться и наши мышцы дрябнут теряют силу и скорость!
И именно после пятидесяти, человек начинает если он к этому готов, жить по человечески, уяснив для себя, что человек не животное, точнее не только животное, но ещё и существо связанное с некоей божественной сущностью, которая присутствует в мире со дня его сотворения!
Старость – замечательное время, когда мыслящему человеку становится понятна идея жизни, когда приходит время согласится с тем, что все мы живём для сохранения и развития общества в котором мы родились, для развития нации к которой мы принадлежим, но вместе, для сохранения и движения в будущее человечества, как такового.
Все мы являемся составляющей биовида «человек разумный», частью того процесса который называется эволюцией божественного разума, имеющий в перспективе цель обожение человечества!
И этот процесс бесконечен, потому что человеческому совершенству нет предела! Так как Бог, это некий недостижимый, неописуемый идеал, созданный фантазиями человечества.
Вспоминается афоризм: «Бог создал Человека, а человечество создало Бога!»
Осознание направления этого процесса освобождения человеческого духа, приводят все к новым потрясающим открытиям. Сегодня человек летает в космос, создает живые копии животных и близко то время, когда новые информационные технологии сделают человека «бессмертным». Наше бренное неповторимое тело будет умирать как и раньше, но наша личность может сохраняться намного дольше. И можно будет сказать: «Смерть – где твоё жало!»

Становясь старше, прихожу к выводу, что смерть как исчезновение бренного тела не страшна и даже в определённом возрасте желанна, если подвергаются разрушению наши личностные начала: наш дух и наш интеллект!
Поэтому, всем молодым надо понять, что разрушение тела алкоголем, табаком и наркотиками, закладывает мину замедленного действия под нашу старость, и может превратить последние годы жизни в неизмеримые страдания плоти…
Очень важно, с ранних лет нашей жизни стараться опровергнуть лозунг-афоризм: «Если бы молодость знала – если бы старость могла!»
…Для меня, с молодости нравственным учителем был русский писатель и мыслитель Лев Толстой. Будучи в доме – музее Толстого в Хамовниках, я услышал от одной из хранительниц этого музея, такую фразу: «Зачем большевикам надо было придумывать и пытаться внедрять идеологию марксизма-ленинизма? У нас уже был Лев Толстой, который может быть нравственным учителем жизни для каждого думающего и чувствующего русского человека!»
И сегодня я все больше и больше согласен с таким взглядом на воспитание русского человека.
Толстой прожил достаточно долго и потому может стать учителем жизни не только для молодых людей, но и тех кто перешёл уже возрастную черту в шестьдесят-семьдесят лет!
И он, был подлинным верующим в Заветы Христа, но его оболгали и ошельмовали люди, которые никогда не были сторонниками Христа. Недаром Толстой говорил, что в русской церкви «Много слуг, но мало верующих!»
Вот эта иерархичность, распространилась в Российской империи повсеместно, как впрочем и в официозной церкви. Ярким представителем которой стал Победоносцев.
К чему я это говорю и делаю такие длинные отступления?! Прежде всего потому, что в пожилом возрасте человек перед лицом смерти, вольно или чаще невольно вынужден задумываться о будущем. А так как инстинкты постепенно утрачивают над ним силу, то невольно задумывается над целью и смысле жизни, в том числе и старости, и смерти.
Смерть совсем не страшна, когда ты занят каким–то делом и не для себя только, но для людей или даже для своей семьи! И угасание плоти, часто высвобождает силы духа, которые до времени находятся в путах животного инстинкта. Освобождение от плотских страстей и стало основой самой древней из существующих религий – буддизма.
И Будда – Просветлённый, уходя из жизни освободился от цепей жизни инстинктивной и стал безмятежен и счастлив, к чему призывал и своих сторонников.
Но я опять отвлекся и хочу возвратиться к заявленной теме, но уже в продолжении этой статьи…


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion

Январь 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 150
© 30.01.2017 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2017-1893281

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1