ВЗОР-8


4.

Итак, развернутая, «молекулярная» формула Большого Космического Цикла расширила картину всеобщей эволюции, обогатила исследуемые нами состояния новыми свойствами, уточнила прежние.
Имея перед собой схему смены состояний в сжатом виде:

1. Индивидуальное
2. Коллективное
3. Обобществленное

и зная, что эволюция Вселенной включает в себя три эпохи – разжатие, сжатие и сверхсжатие, мы могли бы предположить пусть не о многих, но о главных, определяющих свойствах каждого состояния. Индивидуальное, являясь периодом расширения Мироздания, начальной фазой его эволюции, по логике вещей да и по данным науки, должно обладать такими качествами, как материальная однородность, организационная упрощённость, разжатость, индивидуальная раскрепощен-ность, предельно возможная самостоятельность и в то же время: структурное усложнение материи, увеличение его видов и – в конце концов – всеобщая подчиненность всего сущего вселенскому единству.

Поначалу может показаться, что многие качества индиви-дуального состояния настолько противоречивы и несоеди-нимы, что возникает мысль, что уж не сумбур ли это какой. Од-нако, при рассмотрении развернутой, «молекулярной» формулы мы видим, что все отмеченные выше свойства имеют, так сказать, относительный, диалектический характер, так как само индивидуальное состояние не есть нечто застывшее и неподвижное, но постоянно меняющееся и оказывающееся разделенным на три развивающихся подсостояния:

1. Индивидуальное
2. Коллективное Индивидуальное
3. Обобществленное.

Действительно, в силу того, что Вселенная только что про-изошла из наипервичного, наипростейшего вещества, к тому же расплавленного в магму наивысочайшей температурой, ее начальное, индивидуальное состояние в первые периоды существования, действительно, должно быть однородным, простым, разжимающимся, раскрепощающимся, каждая (пока рас-плавленная) частица в котором стремится к предельной индивидуальности и самостоятельности1.

1 Здесь и далее я пытаюсь доказать формулой «ВЗОРа» ис-тинность эволюционистской теории Большого Взрыва. В своё время мы убедимся, что формула равно применима и к дням Творе-ния Господом Мира и Космических законов, заложенных в те дни.

Однако внутри этого расширяющегося, постепенно остывающего и материализующегося шара, как мы отметили для себя, действует противоположная тенденция – сжатие, соединение, усложнение, обоб-ществление. То есть внутреннее развитие индивидуального состояния приводит его к своей противоположности, подготавливая таким образом неизбежное будущее отрицание. И мы вынуждены отметить, что выявленные нами ранее качества при-обретают дополнительные нюансы. Однородность, превращаемую коллективным состоянием в разнородность, обобществленное состояние вновь приводит к одинаковости, правда, к одинаковости уже явно иной. Упрощенность к концу периода заменяется на свое противопоставление – усложненность. О разжатости, а в нашем случае правильнее – постоянном расширении, следует говорить вообще особо. Если Вселенная во время индивидуального состояния непрестанно расширяется с колоссальной скоростью, то материя и дух, являющиеся содержанием этого состояния, подвергнуты воздействию общей тенденции сжатия, соединения, усложнения и обобществления. Иными словами, одновременно идут два процесса – и расширение, и сжатие (относительно своего общего центра косми-ческие образования расширяются, а относительно своих локальных, собственных центров – усложняются, множатся, сжимаются).

Наша развернутая формула вносит корректировку и в свой-ство индивидуальной самостоятельности. Начав свое существование именно с этого всеобщего качества, начальная эра завершается свойством противоположным – самостоятельность подавляется полной зависимостью от закономерностей тоталитарного обобществления. Зато единству, как и однород-ности, в смысле «постоянства и неизменности» повезло бо-льше. Единство нарушается, судя по схеме, лишь коллективным состоянием, а обобществленным вновь восстанав-ливается, правда, в более усовершенствованном виде.

Рассмотрение нашей формулы в духе пифагорейской триады добавляет к уже отмеченным качествам индивиду-ального состояния свойство соединения в нем беспредельного и предела (индивидуального и коллективного состояний). И еще – свойство неделимости всей первой триады в целом, поскольку пифагорейская монада, как известно, являла собой признак неделимости, неизменности, постоянной единичности.

Платоновская теория начала, середины и конца обогащает индивидуальное состояние еще несколькими важными свойст-вами. Первая триада содержит в себе в сжатом виде две противоположности – середину и конец (в нашей формуле это кол-лективное и обобществленное состояния). Значит, начало обла-дает свойствами как отрицания противоположностями друг друга, так и их слияния, превращения в новое единство. И еще одно любопытное свойство отмечает Платон, утверждая, что в начале в сжатом виде содержится середина и конец. Стало быть, мы имеем дело с закодированностью в индивидуальном состоянии всего цикла развития – не стихийно пойдет оно да-лее, а в строго определенном, заданном порядке: когда начало станет единым одним, код вызовет к жизни коллективное состояние и развернет его, строго сохраняя обратный порядок развития, а когда завершится триада становления, – посте-пенно начнет разворачивать состояние обобщественное, при-держиваясь прямого порядка.

Уже по первой триаде рассматриваемой формулы можно смело говорить о плавности перехода индивидуального состояния в свою противоположность – состояние обобществленное, но плавность эта имеет диалектический характер, осуществляется только через отрицания и неприменное слияние противоположностей.

Точно в таком же порядке рассмотрим совокупность прежних и новых свойств второй триады Большого Цикла. До развертывания формулы мы могли предположить в коллекти-вном состоянии только такие свойства, которые угадывались в связи с тем, что состояние это совпадало с эпохой сжатия Все-ленной, то есть с периодом, противоположным начальному состоянию. Мы назвали такие качества, как сжатие, структурное упрощение форм при увеличении этих форм, подтверждающем беспрестанный переход единства во множественную разнооб-разность, коллективная соединенность, зависимость от этой соединенности индивидуальностей, торжество коллективного над индивидуальным. Иными словами, все эти свойства противоположны тем, что мы открыли в индивидуальном состоянии на первом этапе нашего исследования.

Сейчас же, развернув формулу и получив вместо второй стадии триаду из следующих состояний:

4. Обобществленное
5. Коллективное Коллективное
6. Индивидуальное,

мы точно так же, как в только что рассмотренном случае, получим подтверждение одних, существенное дополнение других и переосмысление третьих качеств. Расслоение обобществленного состояния (а перед нами не что иное, как код становления) наглядно раскрывает, как единство, достигнутое в первом периоде, стремится превратиться во множество ин-дивидуальностей. Но если это так, то при общекосмическом сжатии духо-материя стремится к разжатию, к достижению предельно возможной свободы, то есть мы сталкиваемся с противоречивым качеством второй триады – разжатием внутри сжатия. О том, что вторая, серединная триада по содержанию своему должна быть более сложной, чем начальная, мы вправе предположить уже по той простой аксиоме, что всякое развитие идет от простого к сложному1

1 Аксиома эта, как теперь выясняется, и не аксиома вовсе: по крайнем мере, в нашей Вселенной очевидна тенденция к распаду – от сложного к простому. Усложнения в нашем случае происходят вопреки тенденции, – по воле Творца, выражающейся в рассматриваемой нами Формуле Жизни.

И если мы к концу второй триады получаем множество индивидуальностей, то это не значит, что они просты, как индивидуальности первой триады (конечно, простоту мы подразумеваем относительную). При расслоении, дифференциации обобществленного состояния, поскольку развитие происходит на более высокой ступени, индивидуальные соединения представляют собой значительно более сложные образования уже хотя бы потому, что развитие свое они прошли через большее число состояний. Таким образом, свойство усложнения наша формула подтвердила. Точно так же, как она подтверждает и три следующих качества – коллективную соединенность, зависимость от нее, полную подчи-ненность началу коллективному. Соединения второй триады отличаются большей сложностью, а большая сложность – это и есть коллективность. Индивидуальности – простейшие обра-зования – соединяются в группы, коллективы и, став частью этого целого, уже подчинены жизненным закономерностям этого целого (групп, коллективов).
Наука пифагорейцев о триаде с ее бесконечно дробящейся «двоицей», кажется, к рассмотренным свойствам ничего нового не добавит; она лишь подтвердит некоторые из качеств – усложненность, коллективность, зависимость индивидуального от коллективного, переход единства во множественное. А вот Платон качественную разнообразность второй триады обогатит, и, думается, весьма существенно. По его учению о начале, середине и конце, наша вторая триада должна вобрать в себя в сжатом виде две другие противоположности – третью триаду и первую, которые в свернутом виде превратятся в обобществленное и индивидуальное состояния, взятые, как мы вправе предположить, в обратном порядке развития. Значит, к отмеченным выше свойствам серединной триады – внешнему раз-жатию и внутреннему сжатию, усложнению, коллективности, зависимости индивидуального от коллективного и переходу единства ко множественному – добавятся по крайней мере три новых качества: противопоставление друг другу состояний триады, соединение противоположностей (в сердцевинном, коллективном подсостоянии), дробление (становление) внешних, крайних состояний (обобществленного и индивидуального) и неделимость, единство, обобществленность внутреннего, сердцевинного подсостояния (коллективного).
Отметим, что наличествует во второй триаде и угаданная Платоном закодированность предстоящего развития, с учетом, добавим от себя, непременной смены обратного порядка на прямой в связи с законом отрицания отрицания; что платоновские идеи о середине ничуть не противоречат свойствам второй триады, выявленным при рассмотрении свернутой и развер-нутой формуле Большого Цикла – отрицанию первого периода, сжатию Вселенной, эволюционному усложнению, коллек-тивности, зависимости индивидуального от коллективного и т. д.; и что вполне подтверждается утверждение Платона об особой роли середины во всем цикле развития.

Действительно, середину философ считал самым активным периодом, жизнью явления, предельно наполненной, разнообразной, плодотворной, создающей сущность того, ради чего явление совершается. Эти плодотворность, разнообразие и активность мы прежде всего и замечаем во второй триаде, расщепляющей обобществленность на множество индиви-дуальных разнообразностей. А стало быть, ко всем качествам второй триады мы должны приписать еще и особую значимость, жизненную насыщенность середины.

В завершение нам с вами остается собрать воедино каче-ства третьей эпохи Мироздания, во время которой оно суще-ствует в форме уже близкой к энергетической, в форме перво-материи, но первоматерии, не разбегающейся от точки Большого Взрыва, а, наоборот, к ней приближающейся, стремящейся достигнуть своей первоначальной чудо-плотности.
Основными свойствами третьей, завершающей фазы космической эволюции, с ее прямым порядком смены состояний:

7. Индивидуальное
8. Коллективное Обобществленное
9. Обобществленное,

мы назвали сверхсжатость, всеобщую соединенность в новое единство, обобществленность, полное растворение самостоятельных индивидуальностей в обобществленности, почти осуществленную нематериальность. Развернутая формула третьей фазы, выражающая тенденцию к обобществ-лению, все эти качества как раз и подчеркивает. Завершающее обобществление Большого Цикла, происходящее во время этой триады, немыслимое сверхсжатие как раз и обеспечивает. Обобществленное состояние (9) объединяет в себе как индивидуальное (7), так и коллективное (8), создавая новое единство, полную зависимость индивидуального от тоталитарной обобществленности, сверхсжатости. А сверхсжатость, как утверждают современные ученые, порождает невероятное состояние вещества Вселенной – Черную дыру, которая за поч-ти бесконечный период времени переводит предельно ра-зложенную материю, сконцентрированную в одной точке, в нематериальное, энергетическое Ничто1.

1 Правда, есть и противоположный взгляд, при котором ве-щество в Черной дыре существует в преобразованном виде вечно, что дало мне повод перейти к другой концепции Вселенной, уже более близкой к православным взглядам.

Пифагорейское представление о «троице», вбирающей в себя «монаду» и «двоицу», единое и множественное, позволяет нам присоединить к цепочке свойств третьей триады слияние противоположностей и то, что сама третья триада («троица») является противоположностью второй триады («двоице»).

От платоновской диалектики мы вправе ожидать других важных дополнений. Конец развития, содержащий в сжатом виде начало и середину, добавляет к нашей совокупной цепочке наличие в триаде внутренних противоречий (внутренних отрицаний), а также существование кода развития Грядущего Большого Цикла, Нового Ничто (индивидуальное состояние – коллективное – обобществленное)2.
2 Отношения между материальным миром и нематериальным Ничто в новом моем представлении иные. Подробно этот вопрос будет рассмотрен при более подходящем случае.
Кроме того, учение Пла-тона о завершающей фазе развития подтверждает такие свой-ства триады, как сверхсжатость, обобществленность, слияние противоположностей, достижение качественно нового един-ства.

Справедливости ради надо заметить, что свойства начала, середины и конца Космической Эволюции значительно разнообразнее тех, которые мы только что представили. Но не будем забегать вперед.





Рейтинг работы: 0
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 34
© 12.01.2017 Борис Ефремов

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры
Оценки: отлично 0, интересно 0, не заинтересовало 0












1